Задания Д8 A8. Задания реальной версии ЕНТ 2021 года на позиции 8
MИРАЖИ
1. Мираж — это оптическое явление в атмосфере, когда наряду с окружающей обстановкой можно увидеть реальную, но расположенную вдалеке картину. Мираж не является частым явлением, поскольку для этого необходимы оптимальные для проектирования изображения условия.
2. С точки зрения физики появление миражей связано с образованием «атмосферных зеркал». Это происходит, когда один из воздушных слоев, расположенных наверху, начинает отражать лучи света. Благоприятным временем для этого может служить утро, когда атмосферные слои внизу еще не нагрелись после соприкосновения с охлажденной за ночь землей, а теплый воздух поднялся наверх. Один из верхних слоев начинает «отзеркаливать» картины, находящиеся на земле, но не перпендикулярно вниз, а в сторону, иногда на весьма далекое расстояние. Изображения могут быть достаточно большими — горы, корабли, города.
3. Существуют различные виды миражей. Причины возникновения каждого из них различны, как и явления в атмосфере, их вызывающие. Рассмотрим их.
4. Нижний, или озерный, мираж встречали многие люди, проезжая летом на автотранспорте по асфальту. Визуально казалось, что впереди дорога залита водой. Иллюзия рассеивалась по мере приближения. Такое же явление возникает на раскаленном песке пустыни. Это происходит, когда слои воздуха у поверхности Земли разогреты настолько, что лучи света, исходящие от предметов, сильно искривляются. Описав дугу у поверхности, они идут снизу вверх.
5. При расположении воздушных слоев одинаковой плотности под углом или вертикально появляется боковой мираж. Он может возникнуть как отражение света от разогретой стены дома или от печи. Также его можно увидеть утром на берегу водоема около отвесных скал, когда солнце уже появилось, но не успело прогреть воду и воздух над ней.
6. Верхний мираж наблюдается, когда над слоем холодного воздуха оказывается более нагретая прослойка. Лучи от предметов, находящихся на земле, начинают двигаться по дуге. Описав ее, свет спускается вниз, но на большом расстоянии от источника. Горизонт «приподнимается» и возникает мираж. Это часто наблюдается над холодной водой. При возникновении такого явления можно увидеть корабль или гору, плывущие в небе.
7. Объемный мираж является видением самого себя. Он возникает в горах, когда для этого есть определенные условия — стоячие пары воды.
8. Сочетание нескольких форм вызывает непростое оптическое явление — фата-моргана. Это наиболее сложный из всех видов миражей. Предметы, находящиеся вдалеке, становятся видны многократно и с резкими искажениями. Четкого объяснения, как образуется этот феномен, не существует.
Bид миража, когда человек видит самого себя
1. Научная фантастика является самым важным литературным жанром, так как именно она «соответствует» духу времени... Все наиболее важные проблемы нашего времени — это проблемы научной фантастики. Составьте для себя список таких проблем. Я тоже составлю. А теперь сравним наши списки.
2. Уверен: в этих списках фигурирует проблема взаимодействия человека и машины, а в связи с ней и проблема нравственности, морали, которая органично вытекает из такого взаимодействия. История научной фантастики — это история идей, которые изменяли мир, но которые сначала были осмеяны и отвергнуты. Поясню эту мысль.
3. Человек убедился в том, что предсказания научной фантастики сбываются, только когда увидел маленькие металлические звездочки, путешествующие по небу с запада на восток и вписывающие новые витки в причудливый узор Нового Времени.
4. Все достижения науки и техники, принесшие за последние пятьдесят лет пользу или вред человечеству, задолго до этого родились в голове писателя-фантаста.
5. Наступили серьезные времена. И научная фантастика особенно нужна сейчас потому, что делает попытки изучить каждую новую машину задолго до того, как она появится и начнет разрушать или перестраивать нас и окружающий мир.
6. Сейчас, когда мы почти полностью собрали урожай технических новшеств, нам необходимо выработать какие-то нормы взаимоотношений человека и техники, чтобы не оказаться несостоятельными перед лицом будущего.
7. Платон поведал нам о своем государстве-мечте. Писатели-фантасты впоследствии также изображали государства стали, электричества и атомной энергии, которые сделают нас другими. В этом конкретном мире затерянной в космосе Солнечной системы мы являемся существами, которые стараются лучше узнать и понять себя, существами, которые пытаются создать машины, обладающие нашим разумом, способные видеть, слышать, ощущать мир лучше нас и — надеюсь — более добрые. Это позволило бы продлить жизнь нашей планеты еще на два миллиарда лет, если мы добьемся гармоничного сосуществования с созданными нами машинами.
8. Можете ли вы назвать более великую цель, чем эта?
Согласно абзацу 7, люди пытаются создать машины, способные
B ПУТЬ СО СПЕЛЕОЛОГОМ
Cказочный, фантастический мир открывается человеку, попавшему в пещеру. Cамая большая в мире пещера — Мамонтовая в США. В ней грандиозные гроты, глубочайшие пропасти, множество подземных озер, две большие реки. Подземный замок протянулся на 240 километров. Hедалеко от уральского города Кунгура находится знаменитая Кунгурская ледяная пещера. В ней 68 гротов, соединенных узкими длинными переходами, 36 озер. Они остались здесь, в вечном заточении под землей, от древней реки, создавшей когда-то этот громадный дворец. Первый грот этой пещеры называется Бриллиантовый. Стены и потолок его покрыты крупными кристаллами льда. Освещенные, они переливаются всеми цветами радуги, подобно уральским самоцветам. Сверху ледяные кристаллы свисают гроздьями, напоминая сверкающие хрустальные люстры. Mного веков работала здесь вода, откладывая растворенную известь, украшая пещеру сталактитами и сталагмитами. Kунгурская пещера — четырехэтажная. Наиболее обширны гроты второго этажа. Под ним находится неисследованный нижний этаж, который еще формируется подземным водами. Oдна из самых красивых пещер в Крыму — Тысячеголовая. Высокие своды ее пропадают в темноте. Причудливые колонны подымаются ввысь. Один зал сталактитового дворца-пещеры следует за другим, подымаясь все выше и выше в гору. Oбследуя пещеры, ученые порой сталкиваются с явлениями, которые могут испугать непосвященного. То слышится странная музыка, словно кто-то пытается играть на флейте, повторяя заданный урок, то доносится чье-то бормотание. Чаще всего этому находится какое-то объяснение. Hередки под землей и зрительные иллюзии. Яма в несколько метров глубиной кажется бездной, а маленькая лужа — озером; во мраке, едва рассеиваемом светом фонаря, теряется ощущение размеров и пропорций, все кажется преувеличенным. Да мало ли какие открытия и чудеса ждут нас в мире подземных пустот!
Значение слова спелеолог в тексте: человек
1. Для многих кочевых народов самой ранней формой материи был войлок. Этот нетканый материал служил человеку на протяжении всей жизни. Из него делали одежду, обувь, убранство для жилища, попоны для лошадей. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода. Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния. Поскольку шерсть _____ овцы не имеет кутикулы, первый войлок мог появиться не раньше, чем была одомашнена овца.
2. Поэтому начало истории войлока исследователи относят к 5-6 тыс. до н. э., когда были одомашнены также лошадь и собака, помогавшие пасти большие отары. Именно с этого времени войлоковаляние стало одним из основных занятий в хозяйственной деятельности. Первые войлочные изделия изготавливали из натуральной шерсти естественного природного цвета.
3. В дальнейшем окрашивание войлока производили красителями, полученными из растений. Так, зеленый цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый — из отвара ореховой скорлупы, а серый — из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый — луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний. Серьезное внимание уделялось устойчивости красителя к атмосферным явлениям, стирке и стиранию в процессе эксплуатации. Поэтому для закрепления и фиксирования красителей использовали сок кислой (квашенной) капусты, дубовый пепел, ржавые гвозди, медный купорос. При создании войлочных изделий природные красители хорошо гармонировали друг с другом, позволяя народным мастерам создавать красочные традиционные узоры, в которых использовалась разнообразная палитра оттенков.
4. Войлочное полотно обычно изготавливали в виде полотнищ различной толщины. Тонкий войлок шел на головные покрывала, из толстого делали доспехи, обувь, покрытия для юрты и лошадей. Известно несколько способов декорирования и украшения войлочных изделий: вкатывание узора; аппликация войлоком, тканью, кожей; инкрустация войлоком (мозаичный способ) с использованием декоративной стежки; вышивка по войлоку, украшение бисером и ракушками; роспись по войлоку и другие.
В третьем абзаце содержится описание
КАК ПРАВИЛЬНО УХАЖИВАТЬ ЗА ТЕЛЕВИЗОРОМ
1. Сегодня в каждой квартире имеется телевизор, но не все знают, как правильно за ним ухаживать, чтобы он как можно дольше служил. Что же для этого нужно?
2. Первое, что необходимо сделать, — выбрать для телевизора самоё подходящее место. Как правило, телевизор устанавливается на одно определённое место, причем он должен стоять так, чтобы на его экран не попадали прямые солнечные лучи. Кроме того, телевизор должен стоять как можно дальше от нагревательных приборов, находящихся в комнате. Очень важным фактором при установке телевизора является достаточное расстояние от вентиляционных отверстий. Необходимо, чтобы данные отверстия не были ничем закрыты. В случае невыполнения данного требования неизбежным станет nерегрев.
3. При уходе за телевизором необходимо следовать рекомендациям технической документации. Телевизор следует в обязательном порядке выключать после шести часов непрерывной работы. Часто включать и выключать устройство не рекомендуется, интервал должен составлять хотя бы 15 секунд. Кроме того, экран телевизора необходимо оберегать от ударов. Чтобы телевизор всегда выглядел как новый, не стоит прикасаться к экрану пальцами, так как на нём тут же становятся видны отпечатки пальцев.
4. Возникает закономерный вопрос: как почистить экран так, чтобы не навредить телевизору. Конечно, мало кому придёт в голову вымыть экран телевизора водой. Кроме того, никогда не следует протирать экран телевизора спиртом и любыми другими средствами, содержащими спирт, Это связано с тем, что экран телевизора покрыт специальной защитной плёнкой от бликов, которая недоступна для взгляда человека. Именно по этой причине экран нельзя чистить содой или стиральным порошком, а также другими средствами, содержащими твёрдые частицы, — они повредят защитную плёнку экрана. Для этих целей подойдёт многоразовая мягкая салфетка из микрофибры. Такая салфетка великолепно справится не только с пылью или жировыми загрязнениями, но и пятнами, которые остаются от пальцев. Причём использовать салфетку можно не только в сухом, но и во влажном виде.
5. Необходимо помнить, что при чистке экрана телевизора стоит соблюдать правила по технике безопасности. Перед чисткой телевизор обязательно нужно выключить из розетки, так как при включённом в сеть телевизоре можно получить травму. Использовать телевизор лучше в помещениях, где не скапливается много пыли и не повышена влажность. Соблюдая все эти очень простые правила, вы можете быть уверены, что устройству в ближайшее время не потребуется такая процедура, как ремонт.
Абзац, в котором содержится информация о правилах техники безопасности во время чистки телевизора
1. Те, кто живет в Африке, нередко могут увидеть жирафов в природных заповедных парках. Небольшими группами или поодиночке путешествуют они по саванне. Очень красивое зрелище! Но не огорчайся, что в твоей местности эти грациозные животные не водятся. Ты можешь найти занимательные факты об их жизни в энциклопедии, можешь увидеть жирафов по телевизору. Или взять книжку и прочитать интересные рассказы о них.
2. Когда смотришь на жирафа, появляется много вопросов. Но, пожалуй, самый главный вопрос: «Почему у жирафа такая длинная шея?» Шея у жирафа, действительно, длинная. Она может вырастать до двух метров! Да и сам жираф — очень высокое животное, самое высокое на нашей планете.
3. При таком росте жирафы легко достают листья на самых верхушках больших деревьев. Другие животные добраться туда не могут, а жирафы делают это легко, так как имеют еще и такие же длинные, как шея, ноги. Правда, когда жирафу хочется напиться, ему приходится широко расставлять ноги. Иначе он просто не дотянется до воды, так как его длинная шея совсем не гнется!
4. Но люди до сих пор гадают: почему у жирафа такая длинная шея? Ученые установили, что его шея состоит из семи позвонков (как и у человека), но только эти позвонки очень большие. Французский зоолог Ламарк, который жил много лет назад, был уверен: шея вырастает у жирафов из-за их привычки тянуться за вкусными листьями высоких деревьев. Теперь уже никто не думает так, как Ламарк. Его теорию современные ученые признали ошибочной. Однако они не могут объяснить, почему шея жирафа вырастает такой длинной.
5. Но на земле есть жирафы и с короткой шеей. Это очень боязливые и скрытные животные, которые живут в густых лесах африканской страны Конго. Их зовут окапи — лесные жирафы. Об их привычках и жизни сегодня мало что известно. Но через какое-то время ученые внимательно изучат всех жирафов: и тех, которые прячутся в лесах, и тех, что живут в саваннах. И ответ на вопрос «Почему у жирафа такая длинная шея?» обязательно появится.
Французский зоолог объясняет длину шеи жирафа
1. Озеро Балхаш, расположенное на востоке Казахстана, — крупнейший водоем Республики, вытянувшийся полумесяцем на 600 километров. Слово «Балхаш» возникло от слова «balkas», которое в переводе с казахского, татарского и алтайского языков означает «кочки на болоте», «болотистая местность, покрытая кочками». Балхаш занимает второе место после Каспийского моря в списке непересыхающих соленых озер мира. Оно является и самым большим в Казахстане.
2. Балхаш — единственное на планете озеро с разной по составу водой: западная его часть пресноводная, а восточная — соленая. Благодаря узкому проливу и полуострову Сарыесик воды озера не смешиваются. Озеро Балхаш не перестает удивлять своей загадочностью: до сих пор ученые не могут объяснить географический парадокс появления полупресноводного бессточного водоема среди степей, в районе сухого климата и малого выпадения осадков.
3. Озеро имеет природное происхождение, оно появилось вследствие неравномерного проседания Туранской плиты и затопления образованных углублений во втором периоде кайнозойской эры. На нем находится немало небольших островов и два крупных — Басарал и Тасарал. Из-за отсутствия стоков уровень воды в озере существенно колеблется в разное время года и зависит от дождей, количества снега в горах и от интенсивности испарения с поверхности водоема.
4. Земли Прибалхашья — пустыни и степи, покрытые камнями, глиной и щебнем. Однако некоторые растения приспособились к выживанию в трудных условиях. Своеобразным украшением озера служат около 60 видов редких растений, не имеющих корней и растущих прямо из воды.
5. Фауна озера разнообразная, тут обитает около 20 видов рыб. Эти места облюбовали примерно 120 видов пернатых, часть из которых занесена в Красную книгу. Довольно разнообразна и флора, привлекающая ботаников. Приехав на озеро Балхаш, путешественники открывают для себя его очаровательную природу, необычный животный и растительный мир.
Вопрос, на который можно ответить по содержанию текста
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ И ПИРОЖКИ С ОПИЛКАМИ
История из одной старинной книги о том, как Лермонтов отведал пирожков с опилками.
У Михаила Юрьевича была одна черта, о которой нам известно очень мало, но современники поэта отмечали ее особо. Художник Меликов М. Е. писал о Лермонтове: «Он очень любил поесть и ел все, что подавалось. Это вызывало насмешки и шутки окружающих, особенно барышень».
Среди них была Екатерина Александровна Сушкова, в которую поэт безоглядно влюбился. Однако Сушкова не отвечала Лермонтову взаимностью и при случае не упускала возможности посмеяться над ним. Одним из поводов для насмешек и стала непритязательность поэта к пище, о чем сама Екатерина Александровна рассказала в своих «Записках»: «Еще очень подсмеивались мы над ним в том, что он не только был неразборчив в пище, но никогда не знал, что ел: телятину или свинину, дичь или барашка; мы говорили, что, пожалуй, он со временем, как Сатурн, будет глотать булыжник.
Наши насмешки выводили его из терпения, он спорил с нами почти до слез, стараясь убедить нас в утонченности своего гастрономического вкуса; мы побились об заклад, что уличим его в противном на деле. И в тот же самый день, после долгой прогулки верхом, велели мы напечь к чаю булочек с опилками!
И что же? мы вернулись домой, утомленные, разгоряченные, голодные, с жадностью принялись за чай, а наш-то гастроном Мишель, не поморщившись, проглотил одну булочку, принялся за другую и уже придвинул к себе и третью, но Сашенька и я остановили его за руку, показывая в то же время на неудобосваримую для желудка начинку.
Тут он не на шутку взбесился, убежал от нас и не только не говорил с нами ни слова, но даже и не показывался несколько дней, притворившись больным».
Так что укоренившееся мнение, будто «хороший художник должен быть голодным», имеет, как минимум, одно очень яркое исключение...
Насмешки друзей
1. Выдающийся ученый, заложивший основы химии, создатель периодической таблицы, профессор. Жизнь такого талантливого человека, как Дмитрий Менделеев, была очень интересная. В ней было место весьма занимательным фактам, которые открывают ученого с другой стороны.
2. Самый главный общеизвестный факт биографии ученого — это знаменитый сон, в котором приснилась периодическая таблица химических элементов. Как бы она ни придавала некую загадочность личности Менделеева, но это не так. Дмитрий Иванович создал эту таблицу путем долгих исследований и размышлений.
3. Открыт периодический закон был в 1869 году. 17 февраля ученый сделал зарисовку таблицы на обратной стороне одного письма, в котором было написано о просьбе приехать и помочь производству. Позже Менделеев на отдельных карточках написал названия всех известных в то время химических элементов, а также их атомный вес и расположил их по порядку. Поэтому поездка была перенесена, а сам Дмитрий Иванович погрузился в работу, в результате которой и получилась периодическая таблица химических элементов. А в 1870 году ученый сумел вычислить атомную массу тех элементов, которые пока были не изучены, из-за чего в его таблице были «пустые» места, позже заполненные новыми элементами.
4. Несмотря на свои многочисленные научные труды и важные открытия, Дмитрий Иванович так и не получил Нобелевскую премию. Хотя его не единожды выдвигали на ее получение, каждый раз ее присуждали другому. В 1905 году Менделеев был среди кандидатов, но лауреатом стал немецкий ученый-химик. В 1906 году было решено вручить премию Дмитрию Ивановичу, но потом Шведская королевская академия передумала и вручила награду французскому ученому.
5. Несмотря на то, что для большинства фамилия Менделеева связана с химией, на самом деле, труды, посвященные химии, составляли всего 10% от всего количества научных исследований. Дмитрий Иванович интересовался кораблестроением и участвовал в освоении плавания в арктических водах. И этой области он посвятил 40 работ.
6. Менделеев принимал активное участие в строительстве первого арктического ледокола «Ермак», который был спущен на воду 29 октября 1898 года. За активное участие в исследовании вопросов освоения Арктики в честь ученого был назван хребет, находящийся под водой в Северном Ледовитом океане.
Абзацы 5 и 6 объединяются информацией о
1. Когда древние викинги впервые увидели переливающиеся радужное сияние в ночном небе, они сразу поняли: это блики от мечей валькирий. Народ саамов, живущий рядом с полярным сиянием испокон веков, имеет несколько версий происходящего: это могут быть весточки живым из мира мертвых, а могут быть искры, которые взметнулись на небеса после взмаха лисьего хвоста (именно благодаря этой легенде возникло финское название природного явления — «лисьи огни»). В Средние века считалось, что полярное сияние предрекает эпидемию и войны.
2. Первым суть явления попытался объяснить Михаил Ломоносов: именно он установил, что северное сияние имеет электрическую природу. Большинство заряженных частиц солнечного ветра, которые достигают нашей планеты, отражаются. _____ некоторым все-таки удается в магнитное поле Земли. Эти частицы и образуют свечение, сталкиваясь с молекулами воздуха в верхней части атмосферы (примерно в 100 км над поверхностью планеты). Желтый, зеленый и красный цвета возникают благодаря содержанию кислорода в воздухе, а за синие и фиолетовые оттенки отвечает азот. Научное название сияние получило в честь римской богини утренней зари. Часто люди забывают, что полярное сияние, в обиходе «северное», наблюдается у Южного полюса.
3. Предсказать явление практически невозможно; этот факт всегда досаждал путешественникам, желающим своими глазами взглянуть на «пляски духов». Однако поскольку вероятность возникновения сияния напрямую зависит от солнечной активности, ученые смогли установить несколько закономерностей.
4. Традиционным сезоном северного сияния считается период между осенним весенним равноденствием: с 21 сентября по 21 марта. В это время в северных широтах очень рано темнеет. Более точное время зависит от страны: где-то сияние показывается только с декабря, а в более северных широтах красочное зрелище можно увидеть и в апреле. Самые высокие шансы застать сияние — с 21:00 до 23:30. После полуночи отклонения в магнитных полюсах Земли выравниваются, так что вероятность снижается. Идеальная ночь для северного сияния — ясная и морозная.
5. С каждым годом на поиски северного сияния отправляется все больше путешественников; из опасного приключения это становится выгодным туристическим направлением. Однако неуловимость и непредсказуемость феномена все равно сделает северное путешествие захватывающим, романтичным и даже азартным.
К абзацу 1 можно задать вопрос
Преимущественное использование правой или левой конечности, или, как говорят ученые, двигательная асимметрия, свойственно не только человеку, но и животным самых разных видов.
Многие птицы — лебеди, цапли, фламинго — спят, стоя на одной ноге. Также поступают и некоторые птицы, проводящие ночь на деревьях. Они одной лапкой держатся за ветку, а другую прячут в оперение, чтобы не мерзла. У всех видов птиц примерно одинаковое количество право- и леволапых. Птицы-левши складывают крылья так, что левое крыло накладывается на правое, а правши — наоборот.
Среди домашних кошек преобладают правши. Правой лапой 40% из них придерживают корм во время еды, вытаскивают из-под дивана закатившийся туда клубок, обороняются. Лишь 20% кошек предпочитают для этого левую лапу (остальные 40% кошек равноправно используют обе конечности).
Обезьяны, проводящие большую часть жизни в кронах деревьев, должны одинаково хорошо владеть всеми четырьмя конечностями. ______ при жестикуляции и манипуляциях с палкой они пользуются правой рукой чаще, ем левой. Преимущественная праволапость характерна также для моржей, китов-горбачей и морских свиней. Слоны, домовые мыши, крысы, лошади бывают и правшами, и левшами. Кстати, ученые пока не обнаружили видов, среди которых преобладали бы левши.
Двигательная асимметрия проявляется не только в использовании лап. Если в коридор пустить собаку, она, скорее всего, побежит вдоль него, придерживаясь какой-то определенной стенки, правой или левой. В новом коридоре животное будет выбирать свою излюбленную сторону движения, а если на пути встретится перекресток, свернет в ту же сторону. Так же ведут себя в Т-образном лабиринте белые крысы и мыши, черепахи, жабы и рыбы. Даже у большинства земляных червей есть свои «приоритетные направления» поворота. Некоторые голуби при полете предпочитают кружиться вправо, а другие — влево. За это голубей издавна в народе делят на «правухов» и «левухов». Задняя часть тела волков и собак при беге несколько заносится вбок, поэтому их разделяют на право- и левобегающих.
Ученые установили несколько факторов, приводящих к двигательной асимметрии. Главное — это асимметрия мозговых структур, которая предопределена генетически.
Утверждение, которому представлен ряд последовательных доказательств
Международная команда генетиков наконец опубликовала результаты исследования ДНК домашних кошек, которые проводились в течение 10 лет. Ученые занимались анализом ДНК очень древних кошек, найденных в неолитических захоронениях и в других местах. Ученым удалось получить 352 фрагмента останков древних кошек — и из 209 добыть ДНК.
2. Исследовав эти образцы, генетики пришли к любопытным выводам. Во-первых, выяснилось, что кошек не одомашнивали — они стали домашними по своей воле. Когда наши далекие предки научились выращивать и хранить зерно, в «амбары» к ним повадились грызуны, приведя за собой кошек, которые решили жить рядом с людьми. ______ Киплинг был совершенно прав: кошки всегда гуляли сами по себе. Во-вторых, одомашнившись, кошки постепенно завоевали весь мир. Крысы и мыши охотно путешествовали с людьми на кораблях, ведь в трюмах было вдоволь припасов. Так что с незапамятных времен моряки брали с собой кошек. Финикийцы доставили их в Испанию и Британию, испанцы — в Новый Свет, англичане — в Австралию и Новую Зеландию. У древнеегипетских кошек, живших в начале нашей эры, обнаружились гены индийских кошек, потому что торговые корабли ходили между портами Африки и Азии тоже с незапамятных времен, перевозя зерно, а значит, и грызунов.
3. Выводить кошачьи породы люди начали очень поздно, лишь в XIX веке. Одомашнивались кошки, видимо, два раза: сначала на территории современной Турции почти десять тысяч лет назад, а потом — в Древнем Египте. Большинство современных кошек — потомки египетских, были довольно нелюдимы и нашему обществу предпочитали крыс и мышей. Египетские же с удовольствием общались, и именно от них современные коты приобрели привычку запрыгивать на колени и довольно мурчать, когда их гладят.
4. Самоодомашнивание оказалось невероятно выигрышной стратегией: кошки размножились, захватили весь мир, но при этом сохранили свободу.
Во 2 абзаце говорится
1. У истоков развития казахстанской археологии стояли выдающиеся востоковеды и историки: В. В. Бартольд, В. В. Радлов, П. Н. Лерх, Ч. Ч. Валиханов и другие. Показательно их отношение к истории и культурному наследию казахского народа. Так, известный общественный деятель В. В. Стасов отмечал, что казахские археологические памятники представляют не меныший интерес, чем классические древности Рима. «Отчего старому городу возле Джанкента (развалины на Сырдарье вблизи Казалинска) не быть нашей Помпеeй?» — писал он в одной из своих работ.
2. Как самостоятельное научное направление археология сформировалась в Казахстане в 40-ые годы, В 1946 году в Академии наук Казахской ССР был организован Институт истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова. Руководителем отдела археологии стал А. Х. Маргулан. Он же возглавил первую археологическую экспедицию института — Центрально-Казахстанскую, которая продолжает исследования до сих пор. Позже на базе института были организованы крупные экспедиции, которые известны находками эпохи палеолита в Каратау, раскопками могильников Сары-Арки, Прииртышья, Семиречья и Приаралья, средневековых городищ Тараз, Баба-Ата, исследований поселений и городищ Южного Казахстана и Семиречья. В 1969 г. был раскопан курган Иссык, находки из которого позволили решить многие вопросы социальной и культурной жизни саков.
3. Работа по изучению сакских находок продолжалась в 70−90-ые годы. Тогда же изучались памятники эпохи камня, древнее наскальное искусство в Восточном Казахстане и Семиречье, раскапывались разновременные памятники эпохи бронзы и раннего железа в Центральном и Восточном Казахстане, средневековые города и поселения.
4. За годы своего развития казахстанская археология смогла не только обогатить мировую науку выдающимися открытиями, но и выявить основные этапы развития общества в Казахстане в древности и средневековье. Была воспроизведена относительно целостная картина развития древней истории Казахстана, в том числе и история культуры, причём открытия археологов соотносятся с определёнными регионами н странами и получили официальное признание, положительную оценку в мире.
Последний абзац содержит
МАВЗОЛЕЙ АЙША-БИБИ
1. Ученые, историки, архитекторы, археологи считают мавзолей Айша-Биби жемчужиной средневекового зодчества. Представители ЮНЕСКО включили этот мавзолей в список особо ценных историко-архитектурных памятников человечества. Это единственный архитектурный памятник во всей Средней Азии, облицованный резной терракотой. Выполнялись плитки искусными мастерами вручную и насчитывали до 99 узорчатых композиций. В основе орнаментов использованы растительно-геометрические мотивы, в которых скрыта глубокая философия печальной легенды, сопровождающей историю появления мавзолея, о чем любят рассказывать посетителям здешние смотрители, обязательно расшифровывая при этом сохранившуюся надпись на западной колонне, выполненную арабской вязью: «Осень... Тучи... Земля прекрасна...».
2. До наших дней дошли в сохранности только часть западного фасада мавзолея с двумя угловыми колоннами и фрагменты северной и южной части стен. С 80-ч годов прошлого века мавзолей находился под стеклянным куполом во избежание дальнейшего разрушения. Здание мавзолея претерпело не одну реставрацию. Старинные кирпичи постоянно исчезали, так как люди уносили их, чтобы украсить свои дома. Вынутые из стен «родные» кирпичи реставраторы заменяли декоративными современными, которые быстро разрушались под дождем и солнцем.
3. По свидетельству аксакалов, когда-то в старину, если человек заходил внутрь мавзолея и говорил там вполголоса, его можно было слышать на улице на расстоянии 20-25 метров от здания. Звуки отдавались эхом, отражаясь от стен, и были разными по тональности и высоте. Если разложить кирпичи и ударять по ним металлическим предметом, как по ксилофону, то раздаются музыкальные звуки, составляющие гамму. Секрет «музыкальных» кирпичей мавзолея в том, что их изготавливали особым способом. Полностью восстановить секреты изготовления этих кирпичей сегодня не представляется возможным, они утеряны. Однако предполагают, что эти кирпичи в старину не обжигали, в глину добавляли медь, золото, животный жир. На сохранившихся старинных кирпичах мавзолея кое-где виднеется окислившаяся медь. ______, это и играло определенную роль при создании звуковых эффектов. Только в 2005 году благодаря государственной программе «Культурное наследие», зданию был возвращен первоначальный исторический облик.
К абзацу 3 можно задать вопрос
ИСТОРИЯ БУДИЛЬНИКА
1. В наше время будильник — довольно обыденная вещь. Он есть в часах, в бытовой технике, в автомобиле. История будильника насчитывает несколько столетий.
2. Первый будильник был «водяным». Его изобрел древнегреческий философ Платон. Он использовал его, чтобы созывать своих учеников на занятия. Клепсидр, так назывался «водяной» будильник, состоял из двух, соединенных между собой сосудов. В верхний наливалась вода и, потихоньку вытекая, вытесняла собой воздух из нижнего сосуда, который устремлялся к присоединенной к сосудам флейте. Услышав звуки флейты, ученики спешили на занятия.
3. Прообразом будильника можно считать и так называемые «огненные» часы. Изобрели их Древнем Китае. Они представляли собой длинную палочку, сделанную из опилок и смолы. Ее располагали горизонтально и подвешивали к ней грузик на нитке. Один из краев палочки поджигали, из-за чего опилки со смолой начинали тлеть. В определенный момент нить перегорала, и грузик падал, создавая при этом шум.
4. Итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи тоже изобрел устройство, которое можно также считать прообразом будильника. Оно состояло из двух сосудов. Вода по капле стекала из верхнего сосуда в нижний. Второй, наполняясь, приводил в движение механизм, поднимающий ноги спящего человека.
5. Первый механический будильник изобрел Леви Хатчинс в 1787 году. На на нем невозможно было выставлять время звонка. Механизм звонил только в 4 часа.
6. Первый в истории патент на изобретение будильника был выдан французу Антуану Редье. В 1847 году он придумал, как устранить недостаток будильника Леви Хатчинса. Усовершенствованный будильник Антуана и стал прародителем для современных механических будильников. Его прибор был очень громким.
7. Фирма Westclox предложила в 1908 году будильник «Биг-Бен». В нем роль колокола играл весь корпус часов, из-за чего звук будильника был очень громким.
8. В 1931 году изобрели будильник с возрастающей громкостью звонка, а в 1956 — компания Дженерал Электрик создали механизм с функцией отложенного пробуждения.
9. В настоящее время продолжат разрабатываться устройства, позволяющие надежно разбудить человека.
Вопрос, оставшийся вне поля зрения автора текста
КАЗАХСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ XIX ВЕКА
В XIX веке из гущи казахского народа появляются талантливые народные композиторы, образовавшие две школы. Основоположником одной из них является знаменитый композитор-кюйши Западного Казахстана Курмангазы. Второй крупнейший народный композитор-певец Центрального Казахстана — Биржан-сал. Вокруг этих композиторов группировались и в дальнейшем стали их последователями композиторы-кюйши: Казангап, Байсерке, Даулеткерей, Сейтек, Дина, Ыхлас — и композиторы-певцы: Ахан-серэ, Балуан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жарылгап и Шашубай. Произведения (песни, мелодии, кюи, мотивы и т. д.) этих народных композиторов распространялись в народе изустно. Собрание, записи, научное и творческое освоение этого музыкального наследия получили развитие благодаря усилиям А. В. Затаевича, Е. Г. Брусиловского, А. К. Жубанова и Л. Хамиди.
Композитор Ыхлас Дукенов исполнял вес свои произведения на кобызе. Он значительно развил технику игры на этом инструменте, внёс разнообразие в мелодии, которые исполняли до него на кобызе баксы-шаманы. Произведения Ыхласа красочно передают древние сказания казахов о героических подвигах батыров, об их стремлении к лучшей жизни. Ыхласом созданы такие песни, как «Акку», «Жалгыз аяк» и другие, получившие впоследствии широкое распространение.
Народный композитор Мухит Мералиев создал много песен, которые послужили образцом для подражания л создания новых песен последующими авторами. Ему принадлежат знаменитая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».
Жаяу Муса был певцом-композитором, акыном — мастером слова. Его наиболее популярные произведения: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Искендiр», «Тұрымтай» — отличаются мелодичностью, лирическим настроением, проникнуты мужеством и оптимизмом.
Сары Бараков сочинил такие известные песни, как «Дарита», «Ciбiрге айдалу» и «Қыз Қосан». Все произведения Сары восхваляют мужество, непоколебимый героизм и пламенную энергию.
Замечательный поэт-лирик и талантливый народный певец Ахан-серэ, воспитывавшийся в мечети своего дяди, становится странствующим певцом, воспевая любовь, дружбу, сердечные отношения молодежи. Знаменитые мелодии Ахана-серэ «Құлагер», «Қараторгай», «Ак саусак» и многие другие живут до сих пор и были широко использованы в казахских операх, а его литературные произведения вышли отдельным изданием.
Автор песен «Гауhар кыз», «Искендiр», «Тұрымтай»
События эти произошли в далёкие времена. Привольно жили горны на земле своих предков и ни о чем не переживали. Пасли скот, сеяли пашни, занимались охотой и рыбалкой. В диких лесах разводили фруктовые сады. Ничто не предвещало надвигающейся беды. И вот однажды, словно черная грозовая туча, двинулись с моря на землю горцев враги. Жестоки и беспощадны были захватчики. Не щадили они стариков и мужчин. Детей и женщин угоняли в заморское рабство.
Собрался совет старейшин на последнюю сходку: думать, как уберечь родную землю от надвигающейся беды. Долго думали. И решили, что остается только одно биться до последнего, не сдаваться. Но не бросать все силы сразу в бой, а поделить их на три части, чтобы, подобно трём грозным валам, накатывались они на врага, уничтожали его и обращали и бегство.
Первыми пошли в бой седовласые старики. И повёл их опытный воин Фишт. Старые бойцы многое повидали на своем веку. Привыкли они и к тяжести щитов, а свист мечей был для них подобен военной музыке. Крепко бились старики. Немало уничтожили врагов. К несчастью, слишком неравные были силы — и погибли старики все до одного.
Повёл тогда против врагов молодую дружину храбрый Оштен. Бились теперь с аратами сыновья погибших стариков. Долго длилась битва. Но пала в бою и дружина Оштена.
Оставалась последняя надежда. Вступили в бой юноши — внуки погибших стариков. И возглавил их юный Лаго. Долго бились юноши. Был ранен смертельно Лаго. Верный конь принес его к дому невесты Наки. Надела Наки доспехи своего возлюбленного и повела оставшихся в живых храбрецов на врага. Не выдержал враг такого натиска и побежал обратно к морю.
Враг сравнивается в тексте с(со)
Премьера «Вишневого сада» состоится осенью в Московском Губернском театре, а пока организаторы представили эскиз спектакля и место для специального показа выбрали более чем символичное.
B рамках Летнего фестиваля губернских театров герои Чехова «ожили» в природных декорациях — в Любимовке, усадьбе Станиславского.
Для публики под открытым небом организованы два зрительных зала. Один — перед домом, в котором Чехов и писал пьесу. С началом действия дом оживает: две коляски привезли Раневскую с домочадцами, окна зажигаются тёплым светом, на веранде и в комнатах второго этажа начинаются движение и разговоры.
Другой зрительный зал устроили прямо перед вишневым садом. (1) лето, деревца в нём усыпаны нежными белыми цветами — работа театральных бутафоров. И когда Раневская гуляет среди деревьев, это выглядит очень красиво.
Эскиз спектакля назван квестом: публике приходится бродить по имению. Сопровождаемые слугой Фирсом зрители разглядывают таблички с именами знаменитостей, некогда сажавших здесь вишневые деревца, слушают музыку в исполнении оркестра, пьют кофе с пирожными и играют в русский бильярд. Впрочем, суть вовсе не в модной интерактивности и очаровании природных декораций, а в той драме, которая возникла в наброске спектакля. История о потере вишневого сада стала историей многолетней и безнадежной любви Лопахина к Раневской.
Oсенью режиссер собирается представить уже полноценную премьеру «Вишневого сада» в Московском Губернском театре. Конечно же, это снова будет спектакль о любви, которую Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше. А в Любимовке всё закончилось вовсе не вырубкой сада, а наоборот, посадкой двух новых деревьев и торжественным салютом в честь фестиваля, который только родился и надеется на долгую и счастливую жизнь.
Aвтором пьесы «Вишневый сад» является
Cлучилось так, что впервые о нем, как о выдающемся сыне народа, казахские читатели узнали спустя пять лет после смерти самого Чокана Валиханова.
Pусские востоковеды, прогрессивная русская интеллигенция России знали его намного раньше, с первых шагов его блестящей карьеры как художника, пытливого этнографа, фольклориста, бесстрашного путешественника и неистового исследователя истории народов Востока.
Cреди лучших людей России тех времен у него было немало искренних друзей, которых глубоко волновала судьба этого одаренного юноши.
Писатели говорили о нем как о талантливом писателе, журналисты — как о блестящем публицисте. Чокан был мудрым социологом (1) скрупулезным экономистом, утверждают другие. О нем писали и пишут не только те, кого волнует история Средней Азии и Казахстана, не только русские востоковеды, но и англичане, французы, немцы, потому что его открытия, его труды принадлежат не только казахской нации, казахской науке, а в равной мере стали достоянием всех.
Hо ничто из написанного о нем не характеризует Чокана Валиханова столь полно и ярко, как его труды: строки об истории родной земли, записи о прошлом Азии, настоящем и будущем своего народа, во имя свободы и равенства, ради которого он жил и трудился.
Eму не было и двадцати лет, когда он первым из среды историков, востоковедов, исследователей литературы собрал по крупицам великий эпос киргизов «Манас», прокомментировал и перевел его фрагменты на русский язык.
Знакомство с трудами Чокана Валиханова вызывает удивление. Восхищение вызывают его молодость, преданность науке, величие открытий, мудрость суждений.
Чокана называли гениальным юношей. Русские ученые, работавшие рядом с ним, сравнивали его с Пушкиным, Лермонтовым, Добролюбовым.
«Он мог бы стать гениальным писателем своего народа, если бы среди его соплеменников того времени нашлась читающая публика», — с горечью писали его друзья по учебе и науке Г. Потанин и Н. Ядринцев.
…Он фанатично любил свой народ и верил, что его соплеменники, сохранив свою народность, впитают в себя европейскую просвещенность.
…Память человека не абстрактное понятие. Она требует неустанного развития. Поэтому мы сегодня очень часто мысленно обращаемся к делам наших предков, подобных Ч. Валиханову.
Tексту соответствует название
Cчитается, что чеснок полезен. И не напрасно: в нем содержатся летучие фитонциды, уничтожающие возбудителей многих болезней. Но вряд ли кому приятно разговаривать с человеком, съевшим хотя бы зубок этого растения.
Hеприятный запах обусловлен летучим диметилселенидом — органическим производным селена, образующимся в пищеварительном тракте едока, но отсутствующим в самом растении. Оказалось, что это вещество неприятно не только человеку, но и некоторым животным, например оленям. Тем самым оленям, которые, (1), часто уничтожают молодые лесопосадки.
И на защиту молодых побегов дугласовой пихты, ростки которой поедали олени, было решено поставить чеснок. Вернее, его запах. Для этого были созданы таблетки, содержащие селен и способные высвобождать его малыми дозами. Эти таблетки помещали в лунки с ростками пихты; корни деревца понемногу поглощали селен, в результате чего иголки приобретали слабый запах диметилселенида. Такая таблетка проявляла отпугивающее действие на протяжении трех лет. А за это время пихта вырастала настолько, что никакой олень ей становился не страшен.
При попадании в организм человека ничтожных количеств соединений теллура или селена выдыхаемый воздух и кожа надолго приобретают неприятный запах чеснока. От этого, в частности, сильно страдали Вёллер и его сотрудники, изучавшие соединения теллура. Появляться в обществе во время проведения этих исследований и даже много недель после их завершения они попросту не могли.
Oдин из авторов вспомнил в связи с этим следующий случай из своей биографии. «Сдавая свой первый университетский экзамен по неорганической химии, я почувствовал, что от экзаменатора, известного профессора, сильно пахнет чесноком. «О, он работает с производными теллура!» — с уважением подумал я и стал с интересом принюхиваться к запаху столь редкого в то время элемента. Каково же было мое разочарование, когда впоследствии я узнал, что ни с теллуром, ни с селеном уважаемый профессор никогда в лаборатории дела не имел!»
Bёллер и его сотрудники пахли чесноком, потому что
1. Легенда о том, что страус закапывается головой в песок в случае внезапной опасности, зародилась еще во времена Римской Империи. Согласно рассказам тех времен, страус прячет голову в песок для того, чтобы обезопасить себя. Так он меньше бросается в глаза со своей длинной шеей. Сквозь столетия дошла к нам эта забавная фраза «Закапывать голову в песок».
2. Что же делают страусы на самом деле, когда видят перед собой опасность?
3. Страусы — уникальные пернатые. В связи с тем, что они могут, бегая, разгоняться до скорости в 70 километров в час, они, в случае возникновения опасности, просто-напросто убегают.
4. Если опасность не столь существенная, страус, на самом деле, может дать серьезный отпор обидчику. Его лапы вместе с крепкими и длинными когтями являются мощным оружием. Если же источник опасности находится недалеко от страуса, и опасность достаточно серьезна, а избежать ее нет возможности, то страус может просто упасть на землю и не шевелиться, при этом вытянув шею по земле, притворившись мертвым. К тому же цвет перьевого покрова страуса замечательно сочетается с цветом почвы.
5. Миф о том, что страусы зарывают голову в песок, возник вследствие того, что страусы, на самом деле, просто наклоняются голевой к песку, чтобы съесть его, а не потому, что они прячут в него голову. Согласно проведенным исследованиям, считается, что песок они употребляют для обеспечения процесса измельчения жесткой еды в своем желудке.
6. Голову в песок страусы могут прятать и в том случае, когда им докучают паразиты. Как правило, голову в песок они погружают после купания. Когда эти паразиты убегают и погибают, то страус с чувством выполненной миссии встряхивает головой и трясет телом.
Основное оружие страуса, согласно тексту
1. Эпоха викингов началась около 800 г. нашей эры и длилась 300 лет. Викинги ходили во многие дальние земля, включал области России н Северной Америки. Многие викинги-смельчаки пускались в плавание к неизвестным землям Атлантики — Исландии, Голландии и даже к Америке.
2. Скандинавия, откуда викинги были родом, находилась на земле, очень трудной для
обработки, в климате с долгими холодными зимами. Большие семьи не в состояния были
прокормиться скудным урожаем, вот почему викинги вынуждены были искать новые, лучшие земли, пригодные для жизни.
3. Военные корабли викингов, называемые драккирами, были длинными, вмещавшими до 80 человек. Они были быстры, маневренны, удобны для атак и длительных походов. Корабли викингов были неглубоки, поэтому легко плавали вдоль рек и в устье.
4. Викинги обнаружили Исландию впервые в 860 году, когда группа путешественников сбилась с пути. Ирландские монахи, однако, побывали там раньше на 65 лет.
5. Торговцы-викинги искали золото, серебро, специи, щелка, украшения и железо, поэтому они совершали набеги на Францию, Британию и Ирландию. Они плавали вокруг Испании и в Средиземном море. Викинги ходили по великим русским рекам до Каспийского и Чёрного морей. Они также Пересекли Атлантику, доплывая до Северной Америки.
6. Викинги перевозили груз в специальных кораблях, называемых кноррами, которые были вместительней, чем драккиры, и в основном использовались для прибрежной торговли. На кораблях не было кают. Чаще всего матросы слали прямо на палубе, укрываясь звериными шкурами или накидками, хотя иные корабли имели навесы. В походе викинги питались копченой рыбой, вяленым мясом и овощами. В холодные зимние месяцы плавать было очень тяжело.
7. У кораблей викингов не было верхней палубы, груз помешали прямо на пол в средней части корабля, между гребцом, сидевшим на носу, и кормой.
8. С X века викинги все реже совершали набеги и перековали мечи на орала. Поселившись в Англии и на северо-западном побережье Франции, они стали торговать, вести хозяйство, справедливо вершить государственные дела.
Предложение «Эта область Франции с тех пор так и называется Нормандией — страной норманов» должно находиться в абзаце
Роль растений в мире огромна, фактически именно они поддерживают жизнь на планете. Растения — источник кислорода, который жизненно необходим людям и животным, а также является незаменимым химическим элементом для множества химических реакций.
Растение — источник жизни на Земле. Не будь на нашей планете зелёной листвы, не было бы ничего, потому что не было бы кислорода. Человеку кислород необходим для дыхания и, следовательно, жизнедеятельности. Живое растение «вдыхает», вбирает в себя углекислый газ, а выделяет живительный кислород.
Зелёный цвет листьям растений дает содержащееся в них в большом количестве вещество под названием «хлорофилл». Когда луч солнца падает на лист, хлорофилл поглощает все цвета солнечного спектра, за исключением зелёного. Зелёный цвет отражается хлорофиллом, поэтому глазу лист представляется зеленым. Как только уровень хлорофилла в листьях начинает падать или угасает совсем (осенью и ранней зимой), цвет меняется на желтый, красный и становится коричневым, когда лист умирает.
Благодаря хлорофиллу в растительных клетках ведётся огромное производство разнообразных питательных веществ, необходимых организму человека, животного, самому растению. Эти вещества — крахмал, белок и сахар, из которых, главным образом, и построено всё живое. Растительная фабрика «работает» бесперебойно, как только солнечный лучик касается поверхности растения. Основными видами «топлива» для этой работы являются вода и углекислота, которая всегда в избытке находится в воздухе, ведь её выдыхают животные и люди.
Люди получают живительные вещества благодаря бесконечному круговороту всего в природе: они едят растительную и животную пищу, которая богата веществами, вырабатываемыми «зелёной фабрикой». Люди потребляют дикие растения и продукты земледелия, едят животных, которые сами поглощают растительную пишу. Например, корова ест летом сочную траву, а зимой — сухое сено, даёт молоко, которое перерабатывается в разнообразные полезные продукты: сметану, сливки, масло, творог.
Особенно молочная еда полезна подрастающим малышам, которые получают из него кальций и другие полезные вещества для развития и роста.
Согласно тексту, глазу лист представляется зелёным, потому что этот цвет
ФИЗИКИ ВЫЧИСЛИЛИ ВЫСОТУ ТУФЕЛЕК ЗОЛУШКИ
Мы помним, в отличие от Золушки, что в полночь ей нужно было вернуться домой из королевского дворца. Осознав, что безнадежно опоздала, героиня знаменитой сказки бежит в хрустальных туфельках вниз по длинной лестнице. Физики из института Лестера (Великобритания) выяснили, может ли Золушка уйти, не повредив свою хрупкую обувь.
Иллюстраторы обычно «снабжают» Золушку туфельками на высоких каблучках, в которых стоять, ходить и бежать неподготовленной леди крайне неудобно. К тому же, туфельки, как известно, хрустальные, а значит, тонкий каблук непременно расколется от интенсивного давления при быстром беге.
Сравнив и совместив физические свойства типичной туфельки из хрусталя и примерные физические данные Золушки (около 55 кг веса и 36-й размер обуви), ученые определили давление, которое оказывают нога девушки на хрусталь в состоянии покоя и при движении.
Оказалось, что обувь из хрусталя может существовать, но ходить в ней следует очень аккуратно: ноги Золушки сжимает стекло с силой 28,5 килопаскаль. Хрусталь же может выдержать давление в 330 мегапаскаль. Но такая разница никак не поможет решившей пробежаться сказочной девушке: площадь, на которую давят ее ноги во время ходьбы, при беге уменьшится в несколько сотен раз, и каблук расколется.
Таким образом, для удобства беговых упражнений и сохранности потерянной туфельки каблучок хрустальной обуви Золушки не должен превышать 1,5 см. Поэтому приукрашенный художниками облик туфелек, к сожалению, не соответствует действительности.
Прочитав данный текст, можно сделать вывод
ОТХОДЫ В ДОХОДЫ!
Долго ученые пытались всеми силами предотвратить образование отходов. Но сейчас акцент смещается скорее в сторону правильного их использования — ведь некоторые отходы неизбежно образуются. В первую очередь речь идет о сельскохозяйственной биомассе, то есть об органике, которая остается, когда из растении извлекли то, ради чего их вырастили. Ее, равно как и твердые бытовые отходы, можно превращать в самые разнообразные химические продукты. Кстати, это практически всегда мультидисциплинарная задача, здесь нужны усилия химиков, биологов и технологов.
В отходах спрятан огромный сырьевой потенциал: каждый год их образуется сотни мегатонн (Мт). Если думать о нормальной биоэкономике, основанной на отходах, то и продукты из них надо получать крупнотоннажные, то есть те, которые удовлетворят нужды промышленности. В первую очередь это смазочные материалы, поверхностно-активные вещества, мономеры для получения пластиков и волокон, промышленные растворители.
Твердые бытовые отходы — кладезь полезных веществ. Так, большая их часть состоит из бумаги и органических отходов. Вообще-то в мире достаточно бумажных отходов, чтобы только из них каждый год получать 65 Mт этанола. Кроме того, в твердых бытовых отходах есть и другие полезные вещества, например, полистирол и другие пластмассы. Непроданные или неиспользованные продукты питания в развитых странах — еще один источник биомассы.
Урбанизация происходит так быстро, что, возможно, скоро бытовые отходы выйдут на первый план и по объему, и по значимости. Эго особенно вероятно в экономически развивающихся странах, где в отходах выше содержание органических веществ. Кто еще недавно мог бы подумать, что будет прибыльно перевозить из Италия в Роттердам морем домашние отходы, по 200000 тонн в год, чтобы получать на голландских электростанциях дополнительную мощность?
Дня решения проблемы твердых бытовых отходов необходимы усилия специалистов в области
1. Человек — существо коллективное, что бы там ни говорили про свободу личности и творческий индивидуализм. Необходимость оперативного и корректного обмена информацией заложена природой на фундаментальном уровне, начиная с простейших организмов. И homo никогда не стал бы пo-настоящему sapiensom, если бы не его стремление как можно быстрее и точнее передать наибольший объем данных.
2. Поставим себя на место военачальника древности. За спиной — большой город с мирным населением и небольшим гарнизоном, который может либо прийти на выручку как резерв, либо стать ядром обороны при осаде. Перед нами — огромная армия агрессора. Разбить его, в принципе, можно, но в реальности нужно хотя бы задержать врага на время, необходимое для подготовки города к осаде.
3. Речь идет, конечно же, о битве 490 года до н. э., развернувшейся на Марафонской равнине в сорока двух с небольшим километрах от Афин! Это сражение стало яркой страницей не только мировой истории, но и в истории развития средств связи. По легенде, изложенной Плутархом, после разгрома персидской армии войсками под предводительством стратега Мильтиада рядовой воин Филиппид пробежал 40 километров, чтобы донести до афинян радостную весть о победе.
4. Воодушевляющий пример самоотверженности до сих пор служит источником вдохновения для тысяч спортсменов, пробегающих марафонскую дистанцию в 42 километра 195 метров за два с небольшим часа. Мировой рекорд кенийца, установленный 28 сентября 2014 года на Берлинском марафоне, составляет 2 часа 3 минуты (без трех секунд). Однако на самом деле все было не так драматично: Филиппид был не простым рядовым солдатом, а лучшим среди так называемых «дневных гонцов» — гемеродромов, профессиональных пеших курьеров-скороходов, не раз отличившимся в Олимпийских играх.
Утверждение, не соответствующее содержанию последнего абзаца: Мировой рекорд был установлен
Где истоки знаменитого казахского гостеприимства? Рассказывают, что давным-давно жил старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына — верные и надежные помощники отцу в любом деле. Когда пришло время ему умирать, призвал он к себе сыновей и сказал:
— Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите скот на четыре равные части, возьмите каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство.
Поклонились ему сыновья, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились с вопросом:
— Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?
— Четвертую часть я оставляю нашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или по нужде явится в наше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и от питья, скажите ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем состоянии есть и его доля. Миновали века, и многое переменилось с тех пор. Но во все времена, годы и дни крепок степной обычай гостеприимства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждут привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство и «қонақ асы» (пища гостя).
Верное утверждение
(1) Ox, да и тоскливо же бывшему фронтовику бродить по Картунскому бору. Какая-то земля здесь такая, что восемнадцатый год сохраняются, лишь чуть обвалились, не то что полосы траншей, не то что огневые позиции пушек — но отдельная стрелковая ячейка маленькая, где неведомый солдат хоронил свое большое тело в измызганной короткой шинельке. Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
(2) Хоть в этом самом бору я не воевал, а рядом, в стрелковых войсках, в таком же. Хожу от блиндажа к блиндажу, соображаю, где что могло быть, и вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.
(3) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму. Может из деревни сгоревшей подхватил его сообразительный солдатик да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его переходом от жестяной печки в трубу. Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. Оно накалялось шибко, от него руки грели, и хлеб близ него подрумянивали. Сколько дыму через себя ведро пропустило — столько и мыслей невысказанных, писем ненаписанных от людей.
(4) А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду — «ну! ну!» — ординарец печку порушил, втиснул ее всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. «Брось ты его, заразу! — старшина крикнул. — Там другое найдёшь!» Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул — и опустил его у входа. И все засмеялись.
(5) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и столик — а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа.
(6) Стою над ним, нахлынуло. Ребята чистые, друзья фронтовые! Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому...
Информация о невысказанных сокровенных мыслях солдат в абзаце под номером
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТОЯННОГО НЕДОСЫПА
1. Хроническое недосыпание приводит тело и ум к страданиям. По статистике, почти 40 процентов населения спят меньше, чем положенные семь часов. Как правило, именно сон приносится в жертву общению в социальных сетях и просмотру заключительного эпизода сериала.
2. Почему в сезон холодов человек все время болеет? Даже в жаркие дни умудряется подхватить ангину? Очевидно, что хроническая болезнь поселилась в теле из-за недостаточного количества сна. Медицинские эксперименты доказывают, что люди с хроническим недосыпанием в период эпидемий заболевают в три раза чаще, чем те, кто не имеет жалоб на качество сна.
3. Хроническое недосыпание может негативно повлиять на функции кишечника или вызвать изжогу, а со временем это может трансформироваться в синдром воспаленного кишечника или болезнь Крона. А это значит, человек вынужден мириться с постоянными болями и дискомфортом.
4. Недосыпание или частые пробуждения по ночам провоцируют и психические проблемы. Как правило, на следующий день после бессонной ночи люди жалуются на раздражительность и перепады настроения. К этому заключению пришла группа израильских исследователей, наблюдавших за пациентами клиник, страдающих от бессонницы.
5. В день после бессонной ночи снижается производительность на рабочем месте. Вместе с тем, помимо усталости, вялости и раздражительности, человека сопровождают головные боли. Все эти симптомы связаны друг с другом, хотя учёные до сих пор не знают, почему бессонница провоцирует приступы мигрени.
6. Лишение сна провоцирует нарушение функций памяти. Головному мозгу не хватает времени на продуктивный отдых. А это значит, способность к обработке новой информации и запоминанию также снижается.
7. Если вы стали замечать, что глаза перестали хорошо фокусироваться на тексте при чтении, этому тоже может способствовать плохое качество сна. Чем дольше по ночам не спит человек, тем чаще его глаза вглядываются в темноту и полумрак. Это провоцирует узость видения, раздвоение предметов, галлюцинации и другие визуальные ошибки. Не беспокойтесь, вы не теряете зрение, это поправимо. Обзаведитесь темной повязкой и перестаньте вглядываться по ночам в темноту.
8. У людей с нарушением качества сна наблюдается гормональный дисбаланс. Часто это связано с повышением аппетита (особенно в вечерние и ночные часы). Кроме того, наблюдается устойчивая тяга к высококалорийным продуктам и потеря контроля над импульсами.
Вопрос, на который нельзя ответить по содержанию текста
Один мужчина потерял работу. Через несколько месяцев упорных поисков он узнал, что в местном отделении компании требуются уборщики, и предложил свою кандидатуру. Директор по персоналу провел с ним собеседование и поздравил, сказав: «Место за вами! Оставьте мне, пожалуйста, свой e-mail для того, чтобы я мог сообщить вам день и время, когда вы должны приступить к работе». Мужчина, смутившись, ответил, что у него нет e-mail-а; на что директор расстроенно произнес:
— Если у вас нет e-mail, виртуально вы не существуете, и мы не можем дать вам работу. Мужчина ушел расстроенный, в кармане у него оставалась только мелочь. Он немного подумал и пошел на оптовый овощной рынок. Купил там 10 килограммов помидоров. И пошел от дома к дому, предлагая свой товар. Меньше чем за два часа он удвоил свои деньги. Он трижды повторил эту операцию, поужинал в маленьком ресторанчике и вернулся домой с теми же деньгами, с которыми начал свой торговый день.
Он понял, что так сможет выжить, и каждый день вставал все раньше и возвращался позднее. Так с помощью настойчивости и удачи он сумел купить маленький грузовичок, который поменял со временем на большой грузовик. Через три года у него уже был небольшой транспортный парк. Через пять лет он стал хозяином одной из главных дистрибьютерских фирм по продовольственным товарам.
Один раз он принимал у себя страхового агента и тот, по завершении беседы, попросил у предпринимателя его электронный адрес, чтобы переслать страховой договор. Хозяин ответил, что e-mail у него нет, и агент сказал:
— Если вы смогли возвести такую империю без своего представительства в Интернете, то я даже не могу себе представить, что было бы, если бы оно у вас было!
— Я был бы уборщиком. Работающий на себя выигрывает всегда, нужно лишь немного удачи и море терпения и трудолюбия.
Утверждение противоречит тексту
1. Репортаж со спортивного состязания — ведущий жанр современной журналистики, имеющий богатейшие традиции в телевидении и радиовещании, прославленный именами замечательных мастеров спортивной журналистики. В переводе с латинского слово «reportare» означает «передавать», «сообщать». В XIX веке на газетных полосах стали появляться материалы о ходе судебных заседаний, собраний различных обществ, которые и стали называть репортажами.
2. Суть спортивного репортажа — описание непосредственно происходящего на месте событий. Рассказ о происходящем комментатор должен уметь дополнять другой имеющей к делу информацией. Если говорить, например, о футболе — самом рейтинговом виде спорта — то происходящее на игровом поле дает прекрасную возможность для разнообразного и осмысленного соединения двух основных элементов репортажа-описания и дополнительной информации.
3. Слушателям мало знать, на какой половине поля в данную минуту находится мяч, кто кому его отпасовал и куда бежит такой-то полузащитник. Можно сообщить, сколько человек на стадионе, каковы погодные условия, рассказать, какое место занимают команды по турнирной таблице и как скажется результат матча в последующем. В то же время репортаж — не нанизывание статистических данных, не средство демонстрирования спортивной эрудиции комментатора. Журналист обязан дать возможность зрителям сопереживать все моменты матча.
4. Во время репортажа спортивный комментатор не имеет права демонстрировать собственные симпатии и антипатии. Он должен помнить, что среди слушателей есть приверженцы и той, и другой команды, и тех, и других спортсменов. Даже если приходится рассказывать о международных соревнованиях, когда практически вся аудитория переживает за свою национальную команду, следует сохранять объективность в оценке выступлений.
5. В спортивном репортаже подчас атмосфера соревнований говорит не меньше, чем самый квалифицированный комментарий. Когда гул трибун бывает выразительнее слов, комментатор должен сделать паузу. Резкий свисток судьи, возмущение болельщиков, напряженная тишина на спортивной площадке — все это дополнительные средства выразительности, которыми нельзя пренебрегать.
6. Проблема языка и стиля нигде не стоит так остро, как в спортивном репортаже. Для спортивного комментатора не подходит чересчур эмоциональный язык болельщиков. В то же время опасно злоупотребление специфическим спортивным жаргоном.
Утверждение не соответствует тексту
1. Древний Китай подарил миру много удивительных вещей, например, бумагу, порох, зонтик и компас. В том, что касается еды, китайцы тоже не отстают: их влияние простирается куда шире чая и палочек. Вот несколько продуктов, которые появились в Китае.
2. Несомненно, японцы довели блюдо из сырой рыбы и риса до совершенства, но идею они позаимствовали в Китае. Задолго до того, как европейцы начали задумываться о свежести рыбы, азиаты уже сохраняли ее, оборачивая приготовленным рисом, маринуя или пропитывал соусом. В результате рыба могла храниться целый год. Так или иначе, а суши, как ни удивительно, все-таки возникли именно здесь, а не в Японии, как думает почти каждый.
3. Это бесконечный спор между итальянцами, китайцами и арабами: где же появилась лапша? Так или иначе, археологи обнаружили миску вермишели, сделанную четыре тысячи лет назад, именно в Китае. Это самый древний артефакт, напоминающий спагетти. Древние макароны были сделаны из пшена, что придавало им более плотную текстуру, чем у пшеничных, и позволило сохраняться четыре тысячи лет.
4. Китайцы придумали само слово «кетчуп». Это название для ферментированного рыбного соуса, который был переделан европейцами в томатный. Впервые соус привезли на Запад британцы, они же и придумали использовать помидоры в качестве основного ингредиента. Американцы добавили уксус и сахар, а потом создали широкомасштабное производство, которое и сделало этот продукт популярным по всему миру в девятнадцатом веке.
5. Киви. Эти маленькие мохнатые фрукты родом из Китая, как и персики, апельсины, личи и ревень. В другие страны киви начали поставлять только в начале двадцатого века и называли его долгое время «китайским крыжовником».
6. Замороженные десерты распространены по всему миру, считается, что они возникли в разных странах одновременно. Древние персы и римляне любили ароматизированный лед. Впрочем, китайцы начали добавлять ко льду молоко буйволицы, коровы или козы, добавив в него муку и камфору для аромата. Удивительно, ведь сейчас камфору используют для мазей при простуде. Видимо, десерт был невероятно пахучим.
Абзац, в котором говорится о способах сохранения рыбы
ИСТОРИЯ КРОВАТИ
Так, 10 тысяч лет назад с кучи листьев и веток, в лучшем случае завернутых в шкуры животных, начиналась история развития матраса к кровати. Эти первые примитивно обустроенные лежанки, служили не столько комфорту сна пещерных людей, сколько помогали, приподняв человека с земли, защищаться от холода, грязи и опасных насекомых.
Даже древние египтяне в 3400 г. до н. э. все еще спали на пальмовых листьях, которые укладывались в углах дома. Самая древняя кровать, сделанная из веревок, принадлежит известному герою эпической поэмы Гомера Одиссею. Подобные кровати можно также увидеть в национальном историческом музее Уэльса. Первые же кровати, найденные в деревнях на севере Шотландии, относятся к периоду 3200-2200 гг. до н. э., они представляли собой коробки немногим выше уровня земли, сделанные из камня с наполнителем. Первая же водяная кровать появилась в Персии около 3600 лет назад. Она представляла собой наполненные водой козьи шкуры. Позднее в римских термах также использовали подобные водяные матрасы для расслабляющего отдыха посетителей, что позволяло завлекать больше клиентов. Преимущество приподнятых над полом кроватей первыми оценила элита египетского общества — фараоны и царицы. Спать на высоких позолоченных кроватях из дерева было их привилегией, подчеркивающей высокое положение власть имущих. Их кровати делались в виде рамы на ножках в виде лап животного, на которую натягивались кожаные ремни наподобие современных ламелей. Позже подобные кровати стали использовать повсеместно, тем не менее, до нынешнего представления о комфорте было все еще далеко — спали тогда без подушек или использовали специальный подголовник полуцилиндрической формы из камня, дерева или металла.
Традиция же украшать кровати родом из Греции, Ассирии и Персии. _______ здесь кровати начали богато украшаться инкрустацией и аппликацией из мела, перламутра и слоновой кости.
Кровати в Римской империи предпочитали делать такими высокими, чтобы подниматься на них приходилось в несколько шагов. Римские матрасы того периода набивались камышом, сеном, шерстью или перьями в более роскошных вариантах. Постельные принадлежности также делались очень дорогими. Использовались покрывала с богатой вышивкой золотом, которые спадали роскошными драпировками. Часто кровати ставились в специальные ниши. Появляется разделение кроватей по их назначению.
Слово должно стоять на месте пропуска
Наверх