Часть 1
Легко ли быть гением?
Hапрасно ходят легенды о волшебстве, легкости творчества избранных. Великих художников чаще всего окружал жестокий мир их неосуществленных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера — творить!
Cреди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. Микеланджело — признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Человек, создавший мир. Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха.
B 26 лет он взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.
А еще он поэт. Хороший. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни.
Cтоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились.
Tакова магия истинного искусства… Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись
Рембрандта и Рублева…
Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам! Эти гении сделали прекрасное доступным каждому смертному, принесли красоту в каждый дом!..
Hо всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? Трудно вообразить всю тяжесть их творческих порывов, потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец!
Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты.
B тексте содержится ответ на вопрос
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПАВЛОДАРА
Павлодар — северо-восточный казахстанский город, раскинувшийся на берегу Иртыша. Если вы планируете посетить его, вам стоит взглянуть на самые красивые и интересные достопримечательности Павлодара.
Mечеть имени Машхура Жусупа представляет собой великолепное здание в центре города, обрамленное живописной облагороженной территорией. Благодаря музею при мечети можно узнать много нового о непростом историческом пути казахов.
Hабережная Иртыша — живописное место, по которому приятно прогуляться и понаблюдать за красотой реки и окружающей природы. Набережная оборудована для посещения в любое время года. Здесь есть красивые тротуары, фонари и лавочки, пляжная зона и места для занятий зимним спортом. Обязательно посетите набережную дважды: при свете дня и вечером, когда всѐ обрамлено красивой подсветкой.
Любители литературы и искусства могут побывать в Доме-музее выдающегося поэта ХХ века Павла Васильева, где смогут увидеть купеческую горку, венские стулья, старинные часы, прялку и даже герань, воспетую Павлом Васильевом в произведениях.
Eсли интересуетесь местной историей, то историко-краеведческий музей имени Потанина — настоящая находка. Его изюминка в том, что все экспозиции интересны и уникальны. Здесь есть множество артефактов, карт, диорам и прочих любопытных экспонатов, которые дадут вам обширные познания о крае.
Eще один музей, который обязательно нужно посетить, — музей воинской славы. Он приоткрывает перед посетителями военную историю Павлодара и его роль в контексте масштабных военных событий. Музей рекомендуется посетить не только историкам и тем, кто непосредственно интересуется воинским делом, но и людям, желающим почтить память погибших соотечественников и предков.
A в каком еще музее можно побывать тем, кто ищет как можно больше культурного досуга?
Pекомендуем посетить Павлодарский областной художественный музей. Благодаря меняющимся экспозициям, в нем никогда не бывает скучно. Неважно, впервые вы в Павлодаре или нет, музей искусств точно
удивит и оставит приятные впечатления от сочетания классики и современности.
Oбластной драматический театр имени А. П. Чехова покорит особым колоритом. Помимо интересного репертуара, вас приятно удивит качество актерской игры, которое высоко оценивают местные жители и заезжие театралы.
Hе знаете, куда сходить в Павлодаре, чтобы развлечься? Отправляйтесь в торгово-развлекательный центр, в котором есть всѐ для интересного досуга и шопинга. Помимо продуктового магазина и множества бутиков, в ТЦ находится кинотеатр, боулинг и отличный каток. Также на территории торгово-развлекательного комплекса есть фудкорт, на котором приятно отдохнуть и перекусить в перерыве между активным досугом.
Хотите отдохнуть на свежем воздухе — поезжайте в «Зеленую рощу». Это место стоит посетить в зимнее время года, ведь здесь все оборудовано для катания на лыжах, сноубордах и санках. В перерывах между развлечениями можно перекусить, любуясь окружающей природой и наслаждаясь веселым гулом людской толпы.
Город Павлодар прекрасен в любую пору года и всегда ждет туристов с распростертыми объятьями.
Oтвет на вопрос по тексту «Почему автор советует дважды посетить набережную Иртыша?» содержится в утверждении
Mногие люди даже не подозревают о том, что вокруг нас есть множество предметов и вещей, которые имеют удивительные свойства.
Kаменноугольный пек кажется твердым, но это не так. На самом деле он является очень вязкой жидкостью, т.е. он жидкий. Вязкость — это мера сопротивления растеканию. Оливковое масло примерно в 100 раз вязче воды, а мед в 100 раз вязче масла. Вязкость пека больше вязкости воды в 230 миллиардов раз. В Кливлендском университете над пеком проводится самый продолжительный в мире эксперимент. В 1927 году пек был помещен в воронку. За 90 лет из нее упало всего 9 капель. Никто не присутствовал при падении капли. В 1988 году хранитель эксперимента Джон Мейнстон был близок к тому, чтобы увидеть, как падает капля. Он вышел из комнаты, чтобы налить себе чаю, и пропустил заветный момент. Вы можете наблюдать за этим экспериментом онлайн, но так как последняя капля упала в 2014 году, то вряд ли вам удастся в ближайшие годы увидеть заветное падение.
Другое вещество, которое является вязкой жидкостью — это стекло. Стекло необычно тем, что оно является аморфным телом. Молекулы диоксида кремния не составляют упорядоченную структуру. Стекло охлаждается настолько быстро, что при переходе из жидкого в «твердое» состояние молекулы не имеют времени выстроиться в упорядоченную кристаллическую структуру. Визуально твердым стекло делают атомы или молекулы, которые настолько сильно скреплены друг с другом химически, что они не могут проскальзывать рядом с другими.
Oднако отсутствие упорядоченной кристаллической структуры делает стекло все же жидким, даже когда оно находится в визуально твердом состоянии. Именно из-за того, что стекло на самом деле жидкое, в оконных рамах в старых домах, где окна простояли уже по нескольку десятков лет, хорошо заметно, что стекла тоньше вверху, чем внизу. Это связано с тем, что некоторая часть стекла за долгие годы уже «стекла» сверху вниз. Поэтому в таких домах окна дребезжат в рамах, ведь вверху они уже тоньше, чем подготовленный для них зазор. Иногда этот эффект настолько заметен, что сверху образуется щель.
Cамый продолжительный эксперимент в мире связан с
MИРАЖИ
1. Мираж — это оптическое явление в атмосфере, когда наряду с окружающей обстановкой можно увидеть реальную, но расположенную вдалеке картину. Мираж не является частым явлением, поскольку для этого необходимы оптимальные для проектирования изображения условия.
2. С точки зрения физики появление миражей связано с образованием «атмосферных зеркал». Это происходит, когда один из воздушных слоев, расположенных наверху, начинает отражать лучи света. Благоприятным временем для этого может служить утро, когда атмосферные слои внизу еще не нагрелись после соприкосновения с охлажденной за ночь землей, а теплый воздух поднялся наверх. Один из верхних слоев начинает «отзеркаливать» картины, находящиеся на земле, но не перпендикулярно вниз, а в сторону, иногда на весьма далекое расстояние. Изображения могут быть достаточно большими — горы, корабли, города.
3. Существуют различные виды миражей. Причины возникновения каждого из них различны, как и явления в атмосфере, их вызывающие. Рассмотрим их.
4. Нижний, или озерный, мираж встречали многие люди, проезжая летом на автотранспорте по асфальту. Визуально казалось, что впереди дорога залита водой. Иллюзия рассеивалась по мере приближения. Такое же явление возникает на раскаленном песке пустыни. Это происходит, когда слои воздуха у поверхности Земли разогреты настолько, что лучи света, исходящие от предметов, сильно искривляются. Описав дугу у поверхности, они идут снизу вверх.
5. При расположении воздушных слоев одинаковой плотности под углом или вертикально появляется боковой мираж. Он может возникнуть как отражение света от разогретой стены дома или от печи. Также его можно увидеть утром на берегу водоема около отвесных скал, когда солнце уже появилось, но не успело прогреть воду и воздух над ней.
6. Верхний мираж наблюдается, когда над слоем холодного воздуха оказывается более нагретая прослойка. Лучи от предметов, находящихся на земле, начинают двигаться по дуге. Описав ее, свет спускается вниз, но на большом расстоянии от источника. Горизонт «приподнимается» и возникает мираж. Это часто наблюдается над холодной водой. При возникновении такого явления можно увидеть корабль или гору, плывущие в небе.
7. Объемный мираж является видением самого себя. Он возникает в горах, когда для этого есть определенные условия — стоячие пары воды.
8. Сочетание нескольких форм вызывает непростое оптическое явление — фата-моргана. Это наиболее сложный из всех видов миражей. Предметы, находящиеся вдалеке, становятся видны многократно и с резкими искажениями. Четкого объяснения, как образуется этот феномен, не существует.
Bид миража, когда человек видит самого себя
1. Научная фантастика является самым важным литературным жанром, так как именно она «соответствует» духу времени... Все наиболее важные проблемы нашего времени — это проблемы научной фантастики. Составьте для себя список таких проблем. Я тоже составлю. А теперь сравним наши списки.
2. Уверен: в этих списках фигурирует проблема взаимодействия человека и машины, а в связи с ней и проблема нравственности, морали, которая органично вытекает из такого взаимодействия. История научной фантастики — это история идей, которые изменяли мир, но которые сначала были осмеяны и отвергнуты. Поясню эту мысль.
3. Человек убедился в том, что предсказания научной фантастики сбываются, только когда увидел маленькие металлические звездочки, путешествующие по небу с запада на восток и вписывающие новые витки в причудливый узор Нового Времени.
4. Все достижения науки и техники, принесшие за последние пятьдесят лет пользу или вред человечеству, задолго до этого родились в голове писателя-фантаста.
5. Наступили серьезные времена. И научная фантастика особенно нужна сейчас потому, что делает попытки изучить каждую новую машину задолго до того, как она появится и начнет разрушать или перестраивать нас и окружающий мир.
6. Сейчас, когда мы почти полностью собрали урожай технических новшеств, нам необходимо выработать какие-то нормы взаимоотношений человека и техники, чтобы не оказаться несостоятельными перед лицом будущего.
7. Платон поведал нам о своем государстве-мечте. Писатели-фантасты впоследствии также изображали государства стали, электричества и атомной энергии, которые сделают нас другими. В этом конкретном мире затерянной в космосе Солнечной системы мы являемся существами, которые стараются лучше узнать и понять себя, существами, которые пытаются создать машины, обладающие нашим разумом, способные видеть, слышать, ощущать мир лучше нас и — надеюсь — более добрые. Это позволило бы продлить жизнь нашей планеты еще на два миллиарда лет, если мы добьемся гармоничного сосуществования с созданными нами машинами.
8. Можете ли вы назвать более великую цель, чем эта?
Согласно абзацу 7, люди пытаются создать машины, способные
B ПУТЬ СО СПЕЛЕОЛОГОМ
Cказочный, фантастический мир открывается человеку, попавшему в пещеру. Cамая большая в мире пещера — Мамонтовая в США. В ней грандиозные гроты, глубочайшие пропасти, множество подземных озер, две большие реки. Подземный замок протянулся на 240 километров. Hедалеко от уральского города Кунгура находится знаменитая Кунгурская ледяная пещера. В ней 68 гротов, соединенных узкими длинными переходами, 36 озер. Они остались здесь, в вечном заточении под землей, от древней реки, создавшей когда-то этот громадный дворец. Первый грот этой пещеры называется Бриллиантовый. Стены и потолок его покрыты крупными кристаллами льда. Освещенные, они переливаются всеми цветами радуги, подобно уральским самоцветам. Сверху ледяные кристаллы свисают гроздьями, напоминая сверкающие хрустальные люстры. Mного веков работала здесь вода, откладывая растворенную известь, украшая пещеру сталактитами и сталагмитами. Kунгурская пещера — четырехэтажная. Наиболее обширны гроты второго этажа. Под ним находится неисследованный нижний этаж, который еще формируется подземным водами. Oдна из самых красивых пещер в Крыму — Тысячеголовая. Высокие своды ее пропадают в темноте. Причудливые колонны подымаются ввысь. Один зал сталактитового дворца-пещеры следует за другим, подымаясь все выше и выше в гору. Oбследуя пещеры, ученые порой сталкиваются с явлениями, которые могут испугать непосвященного. То слышится странная музыка, словно кто-то пытается играть на флейте, повторяя заданный урок, то доносится чье-то бормотание. Чаще всего этому находится какое-то объяснение. Hередки под землей и зрительные иллюзии. Яма в несколько метров глубиной кажется бездной, а маленькая лужа — озером; во мраке, едва рассеиваемом светом фонаря, теряется ощущение размеров и пропорций, все кажется преувеличенным. Да мало ли какие открытия и чудеса ждут нас в мире подземных пустот!
Значение слова спелеолог в тексте: человек
1. Для многих кочевых народов самой ранней формой материи был войлок. Этот нетканый материал служил человеку на протяжении всей жизни. Из него делали одежду, обувь, убранство для жилища, попоны для лошадей. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода. Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния. Поскольку шерсть _____ овцы не имеет кутикулы, первый войлок мог появиться не раньше, чем была одомашнена овца.
2. Поэтому начало истории войлока исследователи относят к 5-6 тыс. до н. э., когда были одомашнены также лошадь и собака, помогавшие пасти большие отары. Именно с этого времени войлоковаляние стало одним из основных занятий в хозяйственной деятельности. Первые войлочные изделия изготавливали из натуральной шерсти естественного природного цвета.
3. В дальнейшем окрашивание войлока производили красителями, полученными из растений. Так, зеленый цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый — из отвара ореховой скорлупы, а серый — из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый — луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний. Серьезное внимание уделялось устойчивости красителя к атмосферным явлениям, стирке и стиранию в процессе эксплуатации. Поэтому для закрепления и фиксирования красителей использовали сок кислой (квашенной) капусты, дубовый пепел, ржавые гвозди, медный купорос. При создании войлочных изделий природные красители хорошо гармонировали друг с другом, позволяя народным мастерам создавать красочные традиционные узоры, в которых использовалась разнообразная палитра оттенков.
4. Войлочное полотно обычно изготавливали в виде полотнищ различной толщины. Тонкий войлок шел на головные покрывала, из толстого делали доспехи, обувь, покрытия для юрты и лошадей. Известно несколько способов декорирования и украшения войлочных изделий: вкатывание узора; аппликация войлоком, тканью, кожей; инкрустация войлоком (мозаичный способ) с использованием декоративной стежки; вышивка по войлоку, украшение бисером и ракушками; роспись по войлоку и другие.
В третьем абзаце содержится описание
КАК ПРАВИЛЬНО УХАЖИВАТЬ ЗА ТЕЛЕВИЗОРОМ
1. Сегодня в каждой квартире имеется телевизор, но не все знают, как правильно за ним ухаживать, чтобы он как можно дольше служил. Что же для этого нужно?
2. Первое, что необходимо сделать, — выбрать для телевизора самоё подходящее место. Как правило, телевизор устанавливается на одно определённое место, причем он должен стоять так, чтобы на его экран не попадали прямые солнечные лучи. Кроме того, телевизор должен стоять как можно дальше от нагревательных приборов, находящихся в комнате. Очень важным фактором при установке телевизора является достаточное расстояние от вентиляционных отверстий. Необходимо, чтобы данные отверстия не были ничем закрыты. В случае невыполнения данного требования неизбежным станет nерегрев.
3. При уходе за телевизором необходимо следовать рекомендациям технической документации. Телевизор следует в обязательном порядке выключать после шести часов непрерывной работы. Часто включать и выключать устройство не рекомендуется, интервал должен составлять хотя бы 15 секунд. Кроме того, экран телевизора необходимо оберегать от ударов. Чтобы телевизор всегда выглядел как новый, не стоит прикасаться к экрану пальцами, так как на нём тут же становятся видны отпечатки пальцев.
4. Возникает закономерный вопрос: как почистить экран так, чтобы не навредить телевизору. Конечно, мало кому придёт в голову вымыть экран телевизора водой. Кроме того, никогда не следует протирать экран телевизора спиртом и любыми другими средствами, содержащими спирт, Это связано с тем, что экран телевизора покрыт специальной защитной плёнкой от бликов, которая недоступна для взгляда человека. Именно по этой причине экран нельзя чистить содой или стиральным порошком, а также другими средствами, содержащими твёрдые частицы, — они повредят защитную плёнку экрана. Для этих целей подойдёт многоразовая мягкая салфетка из микрофибры. Такая салфетка великолепно справится не только с пылью или жировыми загрязнениями, но и пятнами, которые остаются от пальцев. Причём использовать салфетку можно не только в сухом, но и во влажном виде.
5. Необходимо помнить, что при чистке экрана телевизора стоит соблюдать правила по технике безопасности. Перед чисткой телевизор обязательно нужно выключить из розетки, так как при включённом в сеть телевизоре можно получить травму. Использовать телевизор лучше в помещениях, где не скапливается много пыли и не повышена влажность. Соблюдая все эти очень простые правила, вы можете быть уверены, что устройству в ближайшее время не потребуется такая процедура, как ремонт.
Абзац, в котором содержится информация о правилах техники безопасности во время чистки телевизора
1. Те, кто живет в Африке, нередко могут увидеть жирафов в природных заповедных парках. Небольшими группами или поодиночке путешествуют они по саванне. Очень красивое зрелище! Но не огорчайся, что в твоей местности эти грациозные животные не водятся. Ты можешь найти занимательные факты об их жизни в энциклопедии, можешь увидеть жирафов по телевизору. Или взять книжку и прочитать интересные рассказы о них.
2. Когда смотришь на жирафа, появляется много вопросов. Но, пожалуй, самый главный вопрос: «Почему у жирафа такая длинная шея?» Шея у жирафа, действительно, длинная. Она может вырастать до двух метров! Да и сам жираф — очень высокое животное, самое высокое на нашей планете.
3. При таком росте жирафы легко достают листья на самых верхушках больших деревьев. Другие животные добраться туда не могут, а жирафы делают это легко, так как имеют еще и такие же длинные, как шея, ноги. Правда, когда жирафу хочется напиться, ему приходится широко расставлять ноги. Иначе он просто не дотянется до воды, так как его длинная шея совсем не гнется!
4. Но люди до сих пор гадают: почему у жирафа такая длинная шея? Ученые установили, что его шея состоит из семи позвонков (как и у человека), но только эти позвонки очень большие. Французский зоолог Ламарк, который жил много лет назад, был уверен: шея вырастает у жирафов из-за их привычки тянуться за вкусными листьями высоких деревьев. Теперь уже никто не думает так, как Ламарк. Его теорию современные ученые признали ошибочной. Однако они не могут объяснить, почему шея жирафа вырастает такой длинной.
5. Но на земле есть жирафы и с короткой шеей. Это очень боязливые и скрытные животные, которые живут в густых лесах африканской страны Конго. Их зовут окапи — лесные жирафы. Об их привычках и жизни сегодня мало что известно. Но через какое-то время ученые внимательно изучат всех жирафов: и тех, которые прячутся в лесах, и тех, что живут в саваннах. И ответ на вопрос «Почему у жирафа такая длинная шея?» обязательно появится.
Французский зоолог объясняет длину шеи жирафа
1. Озеро Балхаш, расположенное на востоке Казахстана, — крупнейший водоем Республики, вытянувшийся полумесяцем на 600 километров. Слово «Балхаш» возникло от слова «balkas», которое в переводе с казахского, татарского и алтайского языков означает «кочки на болоте», «болотистая местность, покрытая кочками». Балхаш занимает второе место после Каспийского моря в списке непересыхающих соленых озер мира. Оно является и самым большим в Казахстане.
2. Балхаш — единственное на планете озеро с разной по составу водой: западная его часть пресноводная, а восточная — соленая. Благодаря узкому проливу и полуострову Сарыесик воды озера не смешиваются. Озеро Балхаш не перестает удивлять своей загадочностью: до сих пор ученые не могут объяснить географический парадокс появления полупресноводного бессточного водоема среди степей, в районе сухого климата и малого выпадения осадков.
3. Озеро имеет природное происхождение, оно появилось вследствие неравномерного проседания Туранской плиты и затопления образованных углублений во втором периоде кайнозойской эры. На нем находится немало небольших островов и два крупных — Басарал и Тасарал. Из-за отсутствия стоков уровень воды в озере существенно колеблется в разное время года и зависит от дождей, количества снега в горах и от интенсивности испарения с поверхности водоема.
4. Земли Прибалхашья — пустыни и степи, покрытые камнями, глиной и щебнем. Однако некоторые растения приспособились к выживанию в трудных условиях. Своеобразным украшением озера служат около 60 видов редких растений, не имеющих корней и растущих прямо из воды.
5. Фауна озера разнообразная, тут обитает около 20 видов рыб. Эти места облюбовали примерно 120 видов пернатых, часть из которых занесена в Красную книгу. Довольно разнообразна и флора, привлекающая ботаников. Приехав на озеро Балхаш, путешественники открывают для себя его очаровательную природу, необычный животный и растительный мир.
Вопрос, на который можно ответить по содержанию текста
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ И ПИРОЖКИ С ОПИЛКАМИ
История из одной старинной книги о том, как Лермонтов отведал пирожков с опилками.
У Михаила Юрьевича была одна черта, о которой нам известно очень мало, но современники поэта отмечали ее особо. Художник Меликов М. Е. писал о Лермонтове: «Он очень любил поесть и ел все, что подавалось. Это вызывало насмешки и шутки окружающих, особенно барышень».
Среди них была Екатерина Александровна Сушкова, в которую поэт безоглядно влюбился. Однако Сушкова не отвечала Лермонтову взаимностью и при случае не упускала возможности посмеяться над ним. Одним из поводов для насмешек и стала непритязательность поэта к пище, о чем сама Екатерина Александровна рассказала в своих «Записках»: «Еще очень подсмеивались мы над ним в том, что он не только был неразборчив в пище, но никогда не знал, что ел: телятину или свинину, дичь или барашка; мы говорили, что, пожалуй, он со временем, как Сатурн, будет глотать булыжник.
Наши насмешки выводили его из терпения, он спорил с нами почти до слез, стараясь убедить нас в утонченности своего гастрономического вкуса; мы побились об заклад, что уличим его в противном на деле. И в тот же самый день, после долгой прогулки верхом, велели мы напечь к чаю булочек с опилками!
И что же? мы вернулись домой, утомленные, разгоряченные, голодные, с жадностью принялись за чай, а наш-то гастроном Мишель, не поморщившись, проглотил одну булочку, принялся за другую и уже придвинул к себе и третью, но Сашенька и я остановили его за руку, показывая в то же время на неудобосваримую для желудка начинку.
Тут он не на шутку взбесился, убежал от нас и не только не говорил с нами ни слова, но даже и не показывался несколько дней, притворившись больным».
Так что укоренившееся мнение, будто «хороший художник должен быть голодным», имеет, как минимум, одно очень яркое исключение...
Насмешки друзей
1. Выдающийся ученый, заложивший основы химии, создатель периодической таблицы, профессор. Жизнь такого талантливого человека, как Дмитрий Менделеев, была очень интересная. В ней было место весьма занимательным фактам, которые открывают ученого с другой стороны.
2. Самый главный общеизвестный факт биографии ученого — это знаменитый сон, в котором приснилась периодическая таблица химических элементов. Как бы она ни придавала некую загадочность личности Менделеева, но это не так. Дмитрий Иванович создал эту таблицу путем долгих исследований и размышлений.
3. Открыт периодический закон был в 1869 году. 17 февраля ученый сделал зарисовку таблицы на обратной стороне одного письма, в котором было написано о просьбе приехать и помочь производству. Позже Менделеев на отдельных карточках написал названия всех известных в то время химических элементов, а также их атомный вес и расположил их по порядку. Поэтому поездка была перенесена, а сам Дмитрий Иванович погрузился в работу, в результате которой и получилась периодическая таблица химических элементов. А в 1870 году ученый сумел вычислить атомную массу тех элементов, которые пока были не изучены, из-за чего в его таблице были «пустые» места, позже заполненные новыми элементами.
4. Несмотря на свои многочисленные научные труды и важные открытия, Дмитрий Иванович так и не получил Нобелевскую премию. Хотя его не единожды выдвигали на ее получение, каждый раз ее присуждали другому. В 1905 году Менделеев был среди кандидатов, но лауреатом стал немецкий ученый-химик. В 1906 году было решено вручить премию Дмитрию Ивановичу, но потом Шведская королевская академия передумала и вручила награду французскому ученому.
5. Несмотря на то, что для большинства фамилия Менделеева связана с химией, на самом деле, труды, посвященные химии, составляли всего 10% от всего количества научных исследований. Дмитрий Иванович интересовался кораблестроением и участвовал в освоении плавания в арктических водах. И этой области он посвятил 40 работ.
6. Менделеев принимал активное участие в строительстве первого арктического ледокола «Ермак», который был спущен на воду 29 октября 1898 года. За активное участие в исследовании вопросов освоения Арктики в честь ученого был назван хребет, находящийся под водой в Северном Ледовитом океане.
Абзацы 5 и 6 объединяются информацией о
1. Когда древние викинги впервые увидели переливающиеся радужное сияние в ночном небе, они сразу поняли: это блики от мечей валькирий. Народ саамов, живущий рядом с полярным сиянием испокон веков, имеет несколько версий происходящего: это могут быть весточки живым из мира мертвых, а могут быть искры, которые взметнулись на небеса после взмаха лисьего хвоста (именно благодаря этой легенде возникло финское название природного явления — «лисьи огни»). В Средние века считалось, что полярное сияние предрекает эпидемию и войны.
2. Первым суть явления попытался объяснить Михаил Ломоносов: именно он установил, что северное сияние имеет электрическую природу. Большинство заряженных частиц солнечного ветра, которые достигают нашей планеты, отражаются. _____ некоторым все-таки удается в магнитное поле Земли. Эти частицы и образуют свечение, сталкиваясь с молекулами воздуха в верхней части атмосферы (примерно в 100 км над поверхностью планеты). Желтый, зеленый и красный цвета возникают благодаря содержанию кислорода в воздухе, а за синие и фиолетовые оттенки отвечает азот. Научное название сияние получило в честь римской богини утренней зари. Часто люди забывают, что полярное сияние, в обиходе «северное», наблюдается у Южного полюса.
3. Предсказать явление практически невозможно; этот факт всегда досаждал путешественникам, желающим своими глазами взглянуть на «пляски духов». Однако поскольку вероятность возникновения сияния напрямую зависит от солнечной активности, ученые смогли установить несколько закономерностей.
4. Традиционным сезоном северного сияния считается период между осенним весенним равноденствием: с 21 сентября по 21 марта. В это время в северных широтах очень рано темнеет. Более точное время зависит от страны: где-то сияние показывается только с декабря, а в более северных широтах красочное зрелище можно увидеть и в апреле. Самые высокие шансы застать сияние — с 21:00 до 23:30. После полуночи отклонения в магнитных полюсах Земли выравниваются, так что вероятность снижается. Идеальная ночь для северного сияния — ясная и морозная.
5. С каждым годом на поиски северного сияния отправляется все больше путешественников; из опасного приключения это становится выгодным туристическим направлением. Однако неуловимость и непредсказуемость феномена все равно сделает северное путешествие захватывающим, романтичным и даже азартным.
К абзацу 1 можно задать вопрос
Преимущественное использование правой или левой конечности, или, как говорят ученые, двигательная асимметрия, свойственно не только человеку, но и животным самых разных видов.
Многие птицы — лебеди, цапли, фламинго — спят, стоя на одной ноге. Также поступают и некоторые птицы, проводящие ночь на деревьях. Они одной лапкой держатся за ветку, а другую прячут в оперение, чтобы не мерзла. У всех видов птиц примерно одинаковое количество право- и леволапых. Птицы-левши складывают крылья так, что левое крыло накладывается на правое, а правши — наоборот.
Среди домашних кошек преобладают правши. Правой лапой 40% из них придерживают корм во время еды, вытаскивают из-под дивана закатившийся туда клубок, обороняются. Лишь 20% кошек предпочитают для этого левую лапу (остальные 40% кошек равноправно используют обе конечности).
Обезьяны, проводящие большую часть жизни в кронах деревьев, должны одинаково хорошо владеть всеми четырьмя конечностями. ______ при жестикуляции и манипуляциях с палкой они пользуются правой рукой чаще, ем левой. Преимущественная праволапость характерна также для моржей, китов-горбачей и морских свиней. Слоны, домовые мыши, крысы, лошади бывают и правшами, и левшами. Кстати, ученые пока не обнаружили видов, среди которых преобладали бы левши.
Двигательная асимметрия проявляется не только в использовании лап. Если в коридор пустить собаку, она, скорее всего, побежит вдоль него, придерживаясь какой-то определенной стенки, правой или левой. В новом коридоре животное будет выбирать свою излюбленную сторону движения, а если на пути встретится перекресток, свернет в ту же сторону. Так же ведут себя в Т-образном лабиринте белые крысы и мыши, черепахи, жабы и рыбы. Даже у большинства земляных червей есть свои «приоритетные направления» поворота. Некоторые голуби при полете предпочитают кружиться вправо, а другие — влево. За это голубей издавна в народе делят на «правухов» и «левухов». Задняя часть тела волков и собак при беге несколько заносится вбок, поэтому их разделяют на право- и левобегающих.
Ученые установили несколько факторов, приводящих к двигательной асимметрии. Главное — это асимметрия мозговых структур, которая предопределена генетически.
Утверждение, которому представлен ряд последовательных доказательств
Международная команда генетиков наконец опубликовала результаты исследования ДНК домашних кошек, которые проводились в течение 10 лет. Ученые занимались анализом ДНК очень древних кошек, найденных в неолитических захоронениях и в других местах. Ученым удалось получить 352 фрагмента останков древних кошек — и из 209 добыть ДНК.
2. Исследовав эти образцы, генетики пришли к любопытным выводам. Во-первых, выяснилось, что кошек не одомашнивали — они стали домашними по своей воле. Когда наши далекие предки научились выращивать и хранить зерно, в «амбары» к ним повадились грызуны, приведя за собой кошек, которые решили жить рядом с людьми. ______ Киплинг был совершенно прав: кошки всегда гуляли сами по себе. Во-вторых, одомашнившись, кошки постепенно завоевали весь мир. Крысы и мыши охотно путешествовали с людьми на кораблях, ведь в трюмах было вдоволь припасов. Так что с незапамятных времен моряки брали с собой кошек. Финикийцы доставили их в Испанию и Британию, испанцы — в Новый Свет, англичане — в Австралию и Новую Зеландию. У древнеегипетских кошек, живших в начале нашей эры, обнаружились гены индийских кошек, потому что торговые корабли ходили между портами Африки и Азии тоже с незапамятных времен, перевозя зерно, а значит, и грызунов.
3. Выводить кошачьи породы люди начали очень поздно, лишь в XIX веке. Одомашнивались кошки, видимо, два раза: сначала на территории современной Турции почти десять тысяч лет назад, а потом — в Древнем Египте. Большинство современных кошек — потомки египетских, были довольно нелюдимы и нашему обществу предпочитали крыс и мышей. Египетские же с удовольствием общались, и именно от них современные коты приобрели привычку запрыгивать на колени и довольно мурчать, когда их гладят.
4. Самоодомашнивание оказалось невероятно выигрышной стратегией: кошки размножились, захватили весь мир, но при этом сохранили свободу.
Во 2 абзаце говорится
1. У истоков развития казахстанской археологии стояли выдающиеся востоковеды и историки: В. В. Бартольд, В. В. Радлов, П. Н. Лерх, Ч. Ч. Валиханов и другие. Показательно их отношение к истории и культурному наследию казахского народа. Так, известный общественный деятель В. В. Стасов отмечал, что казахские археологические памятники представляют не меныший интерес, чем классические древности Рима. «Отчего старому городу возле Джанкента (развалины на Сырдарье вблизи Казалинска) не быть нашей Помпеeй?» — писал он в одной из своих работ.
2. Как самостоятельное научное направление археология сформировалась в Казахстане в 40-ые годы, В 1946 году в Академии наук Казахской ССР был организован Институт истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова. Руководителем отдела археологии стал А. Х. Маргулан. Он же возглавил первую археологическую экспедицию института — Центрально-Казахстанскую, которая продолжает исследования до сих пор. Позже на базе института были организованы крупные экспедиции, которые известны находками эпохи палеолита в Каратау, раскопками могильников Сары-Арки, Прииртышья, Семиречья и Приаралья, средневековых городищ Тараз, Баба-Ата, исследований поселений и городищ Южного Казахстана и Семиречья. В 1969 г. был раскопан курган Иссык, находки из которого позволили решить многие вопросы социальной и культурной жизни саков.
3. Работа по изучению сакских находок продолжалась в 70−90-ые годы. Тогда же изучались памятники эпохи камня, древнее наскальное искусство в Восточном Казахстане и Семиречье, раскапывались разновременные памятники эпохи бронзы и раннего железа в Центральном и Восточном Казахстане, средневековые города и поселения.
4. За годы своего развития казахстанская археология смогла не только обогатить мировую науку выдающимися открытиями, но и выявить основные этапы развития общества в Казахстане в древности и средневековье. Была воспроизведена относительно целостная картина развития древней истории Казахстана, в том числе и история культуры, причём открытия археологов соотносятся с определёнными регионами н странами и получили официальное признание, положительную оценку в мире.
Последний абзац содержит
МАВЗОЛЕЙ АЙША-БИБИ
1. Ученые, историки, архитекторы, археологи считают мавзолей Айша-Биби жемчужиной средневекового зодчества. Представители ЮНЕСКО включили этот мавзолей в список особо ценных историко-архитектурных памятников человечества. Это единственный архитектурный памятник во всей Средней Азии, облицованный резной терракотой. Выполнялись плитки искусными мастерами вручную и насчитывали до 99 узорчатых композиций. В основе орнаментов использованы растительно-геометрические мотивы, в которых скрыта глубокая философия печальной легенды, сопровождающей историю появления мавзолея, о чем любят рассказывать посетителям здешние смотрители, обязательно расшифровывая при этом сохранившуюся надпись на западной колонне, выполненную арабской вязью: «Осень... Тучи... Земля прекрасна...».
2. До наших дней дошли в сохранности только часть западного фасада мавзолея с двумя угловыми колоннами и фрагменты северной и южной части стен. С 80-ч годов прошлого века мавзолей находился под стеклянным куполом во избежание дальнейшего разрушения. Здание мавзолея претерпело не одну реставрацию. Старинные кирпичи постоянно исчезали, так как люди уносили их, чтобы украсить свои дома. Вынутые из стен «родные» кирпичи реставраторы заменяли декоративными современными, которые быстро разрушались под дождем и солнцем.
3. По свидетельству аксакалов, когда-то в старину, если человек заходил внутрь мавзолея и говорил там вполголоса, его можно было слышать на улице на расстоянии 20-25 метров от здания. Звуки отдавались эхом, отражаясь от стен, и были разными по тональности и высоте. Если разложить кирпичи и ударять по ним металлическим предметом, как по ксилофону, то раздаются музыкальные звуки, составляющие гамму. Секрет «музыкальных» кирпичей мавзолея в том, что их изготавливали особым способом. Полностью восстановить секреты изготовления этих кирпичей сегодня не представляется возможным, они утеряны. Однако предполагают, что эти кирпичи в старину не обжигали, в глину добавляли медь, золото, животный жир. На сохранившихся старинных кирпичах мавзолея кое-где виднеется окислившаяся медь. ______, это и играло определенную роль при создании звуковых эффектов. Только в 2005 году благодаря государственной программе «Культурное наследие», зданию был возвращен первоначальный исторический облик.
К абзацу 3 можно задать вопрос
ИСТОРИЯ БУДИЛЬНИКА
1. В наше время будильник — довольно обыденная вещь. Он есть в часах, в бытовой технике, в автомобиле. История будильника насчитывает несколько столетий.
2. Первый будильник был «водяным». Его изобрел древнегреческий философ Платон. Он использовал его, чтобы созывать своих учеников на занятия. Клепсидр, так назывался «водяной» будильник, состоял из двух, соединенных между собой сосудов. В верхний наливалась вода и, потихоньку вытекая, вытесняла собой воздух из нижнего сосуда, который устремлялся к присоединенной к сосудам флейте. Услышав звуки флейты, ученики спешили на занятия.
3. Прообразом будильника можно считать и так называемые «огненные» часы. Изобрели их Древнем Китае. Они представляли собой длинную палочку, сделанную из опилок и смолы. Ее располагали горизонтально и подвешивали к ней грузик на нитке. Один из краев палочки поджигали, из-за чего опилки со смолой начинали тлеть. В определенный момент нить перегорала, и грузик падал, создавая при этом шум.
4. Итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи тоже изобрел устройство, которое можно также считать прообразом будильника. Оно состояло из двух сосудов. Вода по капле стекала из верхнего сосуда в нижний. Второй, наполняясь, приводил в движение механизм, поднимающий ноги спящего человека.
5. Первый механический будильник изобрел Леви Хатчинс в 1787 году. На на нем невозможно было выставлять время звонка. Механизм звонил только в 4 часа.
6. Первый в истории патент на изобретение будильника был выдан французу Антуану Редье. В 1847 году он придумал, как устранить недостаток будильника Леви Хатчинса. Усовершенствованный будильник Антуана и стал прародителем для современных механических будильников. Его прибор был очень громким.
7. Фирма Westclox предложила в 1908 году будильник «Биг-Бен». В нем роль колокола играл весь корпус часов, из-за чего звук будильника был очень громким.
8. В 1931 году изобрели будильник с возрастающей громкостью звонка, а в 1956 — компания Дженерал Электрик создали механизм с функцией отложенного пробуждения.
9. В настоящее время продолжат разрабатываться устройства, позволяющие надежно разбудить человека.
Вопрос, оставшийся вне поля зрения автора текста
ИСТОРИЯ БУДИЛЬНИКА
1. В наше время будильник — довольно обыденная вещь. Он есть в часах, в бытовой технике, в автомобиле. История будильника насчитывает несколько столетий.
2. Первый будильник был «водяным». Его изобрел древнегреческий философ Платон. Он использовал его, чтобы созывать своих учеников на занятия. Клепсидр, так назывался «водяной» будильник, состоял из двух, соединенных между собой сосудов. В верхний наливалась вода и, потихоньку вытекая, вытесняла собой воздух из нижнего сосуда, который устремлялся к присоединенной к сосудам флейте. Услышав звуки флейты, ученики спешили на занятия.
3. Прообразом будильника можно считать и так называемые «огненные» часы. Изобрели их Древнем Китае. Они представляли собой длинную палочку, сделанную из опилок и смолы. Ее располагали горизонтально и подвешивали к ней грузик на нитке. Один из краев палочки поджигали, из-за чего опилки со смолой начинали тлеть. В определенный момент нить перегорала, и грузик падал, создавая при этом шум.
4. Итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи тоже изобрел устройство, которое можно также считать прообразом будильника. Оно состояло из двух сосудов. Вода по капле стекала из верхнего сосуда в нижний. Второй, наполняясь, приводил в движение механизм, поднимающий ноги спящего человека.
5. Первый механический будильник изобрел Леви Хатчинс в 1787 году. На на нем невозможно было выставлять время звонка. Механизм звонил только в 4 часа.
6. Первый в истории патент на изобретение будильника был выдан французу Антуану Редье. В 1847 году он придумал, как устранить недостаток будильника Леви Хатчинса. Усовершенствованный будильник Антуана и стал прародителем для современных механических будильников. Его прибор был очень громким.
7. Фирма Westclox предложила в 1908 году будильник «Биг-Бен». В нем роль колокола играл весь корпус часов, из-за чего звук будильника был очень громким.
8. В 1931 году изобрели будильник с возрастающей громкостью звонка, а в 1956 — компания Дженерал Электрик создали механизм с функцией отложенного пробуждения.
9. В настоящее время продолжат разрабатываться устройства, позволяющие надежно разбудить человека.
Автор первого механического будильника
КАЗАХСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ XIX ВЕКА
В XIX веке из гущи казахского народа появляются талантливые народные композиторы, образовавшие две школы. Основоположником одной из них является знаменитый композитор-кюйши Западного Казахстана Курмангазы. Второй крупнейший народный композитор-певец Центрального Казахстана — Биржан-сал. Вокруг этих композиторов группировались и в дальнейшем стали их последователями композиторы-кюйши: Казангап, Байсерке, Даулеткерей, Сейтек, Дина, Ыхлас — и композиторы-певцы: Ахан-серэ, Балуан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жарылгап и Шашубай. Произведения (песни, мелодии, кюи, мотивы и т. д.) этих народных композиторов распространялись в народе изустно. Собрание, записи, научное и творческое освоение этого музыкального наследия получили развитие благодаря усилиям А. В. Затаевича, Е. Г. Брусиловского, А. К. Жубанова и Л. Хамиди.
Композитор Ыхлас Дукенов исполнял вес свои произведения на кобызе. Он значительно развил технику игры на этом инструменте, внёс разнообразие в мелодии, которые исполняли до него на кобызе баксы-шаманы. Произведения Ыхласа красочно передают древние сказания казахов о героических подвигах батыров, об их стремлении к лучшей жизни. Ыхласом созданы такие песни, как «Акку», «Жалгыз аяк» и другие, получившие впоследствии широкое распространение.
Народный композитор Мухит Мералиев создал много песен, которые послужили образцом для подражания л создания новых песен последующими авторами. Ему принадлежат знаменитая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».
Жаяу Муса был певцом-композитором, акыном — мастером слова. Его наиболее популярные произведения: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Искендiр», «Тұрымтай» — отличаются мелодичностью, лирическим настроением, проникнуты мужеством и оптимизмом.
Сары Бараков сочинил такие известные песни, как «Дарита», «Ciбiрге айдалу» и «Қыз Қосан». Все произведения Сары восхваляют мужество, непоколебимый героизм и пламенную энергию.
Замечательный поэт-лирик и талантливый народный певец Ахан-серэ, воспитывавшийся в мечети своего дяди, становится странствующим певцом, воспевая любовь, дружбу, сердечные отношения молодежи. Знаменитые мелодии Ахана-серэ «Құлагер», «Қараторгай», «Ак саусак» и многие другие живут до сих пор и были широко использованы в казахских операх, а его литературные произведения вышли отдельным изданием.
Автор песен «Гауhар кыз», «Искендiр», «Тұрымтай»
КАЗАХСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ XIX ВЕКА
В XIX веке из гущи казахского народа появляются талантливые народные композиторы, образовавшие две школы. Основоположником одной из них является знаменитый композитор-кюйши Западного Казахстана Курмангазы. Второй крупнейший народный композитор-певец Центрального Казахстана — Биржан-сал. Вокруг этих композиторов группировались и в дальнейшем стали их последователями композиторы-кюйши: Казангап, Байсерке, Даулеткерей, Сейтек, Дина, Ыхлас — и композиторы-певцы: Ахан-серэ, Балуан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жарылгап и Шашубай. Произведения (песни, мелодии, кюи, мотивы и т. д.) этих народных композиторов распространялись в народе изустно. Собрание, записи, научное и творческое освоение этого музыкального наследия получили развитие благодаря усилиям А. В. Затаевича, Е. Г. Брусиловского, А. К. Жубанова и Л. Хамиди.
Композитор Ыхлас Дукенов исполнял вес свои произведения на кобызе. Он значительно развил технику игры на этом инструменте, внёс разнообразие в мелодии, которые исполняли до него на кобызе баксы-шаманы. Произведения Ыхласа красочно передают древние сказания казахов о героических подвигах батыров, об их стремлении к лучшей жизни. Ыхласом созданы такие песни, как «Акку», «Жалгыз аяк» и другие, получившие впоследствии широкое распространение.
Народный композитор Мухит Мералиев создал много песен, которые послужили образцом для подражания л создания новых песен последующими авторами. Ему принадлежат знаменитая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».
Жаяу Муса был певцом-композитором, акыном — мастером слова. Его наиболее популярные произведения: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Искендiр», «Тұрымтай» — отличаются мелодичностью, лирическим настроением, проникнуты мужеством и оптимизмом.
Сары Бараков сочинил такие известные песни, как «Дарита», «Ciбiрге айдалу» и «Қыз Қосан». Все произведения Сары восхваляют мужество, непоколебимый героизм и пламенную энергию.
Замечательный поэт-лирик и талантливый народный певец Ахан-серэ, воспитывавшийся в мечети своего дяди, становится странствующим певцом, воспевая любовь, дружбу, сердечные отношения молодежи. Знаменитые мелодии Ахана-серэ «Құлагер», «Қараторгай», «Ак саусак» и многие другие живут до сих пор и были широко использованы в казахских операх, а его литературные произведения вышли отдельным изданием.
Мужество, героизм и пламенная энергия — основная тематика песен
События эти произошли в далёкие времена. Привольно жили горны на земле своих предков и ни о чем не переживали. Пасли скот, сеяли пашни, занимались охотой и рыбалкой. В диких лесах разводили фруктовые сады. Ничто не предвещало надвигающейся беды. И вот однажды, словно черная грозовая туча, двинулись с моря на землю горцев враги. Жестоки и беспощадны были захватчики. Не щадили они стариков и мужчин. Детей и женщин угоняли в заморское рабство.
Собрался совет старейшин на последнюю сходку: думать, как уберечь родную землю от надвигающейся беды. Долго думали. И решили, что остается только одно биться до последнего, не сдаваться. Но не бросать все силы сразу в бой, а поделить их на три части, чтобы, подобно трём грозным валам, накатывались они на врага, уничтожали его и обращали и бегство.
Первыми пошли в бой седовласые старики. И повёл их опытный воин Фишт. Старые бойцы многое повидали на своем веку. Привыкли они и к тяжести щитов, а свист мечей был для них подобен военной музыке. Крепко бились старики. Немало уничтожили врагов. К несчастью, слишком неравные были силы — и погибли старики все до одного.
Повёл тогда против врагов молодую дружину храбрый Оштен. Бились теперь с аратами сыновья погибших стариков. Долго длилась битва. Но пала в бою и дружина Оштена.
Оставалась последняя надежда. Вступили в бой юноши — внуки погибших стариков. И возглавил их юный Лаго. Долго бились юноши. Был ранен смертельно Лаго. Верный конь принес его к дому невесты Наки. Надела Наки доспехи своего возлюбленного и повела оставшихся в живых храбрецов на врага. Не выдержал враг такого натиска и побежал обратно к морю.
Враг сравнивается в тексте с(со)
События эти произошли в далёкие времена. Привольно жили горны на земле своих предков и ни о чем не переживали. Пасли скот, сеяли пашни, занимались охотой и рыбалкой. В диких лесах разводили фруктовые сады. Ничто не предвещало надвигающейся беды. И вот однажды, словно черная грозовая туча, двинулись с моря на землю горцев враги. Жестоки и беспощадны были захватчики. Не щадили они стариков и мужчин. Детей и женщин угоняли в заморское рабство.
Собрался совет старейшин на последнюю сходку: думать, как уберечь родную землю от надвигающейся беды. Долго думали. И решили, что остается только одно биться до последнего, не сдаваться. Но не бросать все силы сразу в бой, а поделить их на три части, чтобы, подобно трём грозным валам, накатывались они на врага, уничтожали его и обращали и бегство.
Первыми пошли в бой седовласые старики. И повёл их опытный воин Фишт. Старые бойцы многое повидали на своем веку. Привыкли они и к тяжести щитов, а свист мечей был для них подобен военной музыке. Крепко бились старики. Немало уничтожили врагов. К несчастью, слишком неравные были силы — и погибли старики все до одного.
Повёл тогда против врагов молодую дружину храбрый Оштен. Бились теперь с аратами сыновья погибших стариков. Долго длилась битва. Но пала в бою и дружина Оштена.
Оставалась последняя надежда. Вступили в бой юноши — внуки погибших стариков. И возглавил их юный Лаго. Долго бились юноши. Был ранен смертельно Лаго. Верный конь принес его к дому невесты Наки. Надела Наки доспехи своего возлюбленного и повела оставшихся в живых храбрецов на врага. Не выдержал враг такого натиска и побежал обратно к морю.
Бой, решивший исход войны
Премьера «Вишневого сада» состоится осенью в Московском Губернском театре, а пока организаторы представили эскиз спектакля и место для специального показа выбрали более чем символичное.
B рамках Летнего фестиваля губернских театров герои Чехова «ожили» в природных декорациях — в Любимовке, усадьбе Станиславского.
Для публики под открытым небом организованы два зрительных зала. Один — перед домом, в котором Чехов и писал пьесу. С началом действия дом оживает: две коляски привезли Раневскую с домочадцами, окна зажигаются тёплым светом, на веранде и в комнатах второго этажа начинаются движение и разговоры.
Другой зрительный зал устроили прямо перед вишневым садом. (1) лето, деревца в нём усыпаны нежными белыми цветами — работа театральных бутафоров. И когда Раневская гуляет среди деревьев, это выглядит очень красиво.
Эскиз спектакля назван квестом: публике приходится бродить по имению. Сопровождаемые слугой Фирсом зрители разглядывают таблички с именами знаменитостей, некогда сажавших здесь вишневые деревца, слушают музыку в исполнении оркестра, пьют кофе с пирожными и играют в русский бильярд. Впрочем, суть вовсе не в модной интерактивности и очаровании природных декораций, а в той драме, которая возникла в наброске спектакля. История о потере вишневого сада стала историей многолетней и безнадежной любви Лопахина к Раневской.
Oсенью режиссер собирается представить уже полноценную премьеру «Вишневого сада» в Московском Губернском театре. Конечно же, это снова будет спектакль о любви, которую Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше. А в Любимовке всё закончилось вовсе не вырубкой сада, а наоборот, посадкой двух новых деревьев и торжественным салютом в честь фестиваля, который только родился и надеется на долгую и счастливую жизнь.
Aвтором пьесы «Вишневый сад» является
Премьера «Вишневого сада» состоится осенью в Московском Губернском театре, а пока организаторы представили эскиз спектакля и место для специального показа выбрали более чем символичное.
B рамках Летнего фестиваля губернских театров герои Чехова «ожили» в природных декорациях — в Любимовке, усадьбе Станиславского.
Для публики под открытым небом организованы два зрительных зала. Один — перед домом, в котором Чехов и писал пьесу. С началом действия дом оживает: две коляски привезли Раневскую с домочадцами, окна зажигаются тёплым светом, на веранде и в комнатах второго этажа начинаются движение и разговоры.
Другой зрительный зал устроили прямо перед вишневым садом. (1) лето, деревца в нём усыпаны нежными белыми цветами — работа театральных бутафоров. И когда Раневская гуляет среди деревьев, это выглядит очень красиво.
Эскиз спектакля назван квестом: публике приходится бродить по имению. Сопровождаемые слугой Фирсом зрители разглядывают таблички с именами знаменитостей, некогда сажавших здесь вишневые деревца, слушают музыку в исполнении оркестра, пьют кофе с пирожными и играют в русский бильярд. Впрочем, суть вовсе не в модной интерактивности и очаровании природных декораций, а в той драме, которая возникла в наброске спектакля. История о потере вишневого сада стала историей многолетней и безнадежной любви Лопахина к Раневской.
Oсенью режиссер собирается представить уже полноценную премьеру «Вишневого сада» в Московском Губернском театре. Конечно же, это снова будет спектакль о любви, которую Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше. А в Любимовке всё закончилось вовсе не вырубкой сада, а наоборот, посадкой двух новых деревьев и торжественным салютом в честь фестиваля, который только родился и надеется на долгую и счастливую жизнь.
Целевую аудиторию помогают определить слова
Cлучилось так, что впервые о нем, как о выдающемся сыне народа, казахские читатели узнали спустя пять лет после смерти самого Чокана Валиханова.
Pусские востоковеды, прогрессивная русская интеллигенция России знали его намного раньше, с первых шагов его блестящей карьеры как художника, пытливого этнографа, фольклориста, бесстрашного путешественника и неистового исследователя истории народов Востока.
Cреди лучших людей России тех времен у него было немало искренних друзей, которых глубоко волновала судьба этого одаренного юноши.
Писатели говорили о нем как о талантливом писателе, журналисты — как о блестящем публицисте. Чокан был мудрым социологом (1) скрупулезным экономистом, утверждают другие. О нем писали и пишут не только те, кого волнует история Средней Азии и Казахстана, не только русские востоковеды, но и англичане, французы, немцы, потому что его открытия, его труды принадлежат не только казахской нации, казахской науке, а в равной мере стали достоянием всех.
Hо ничто из написанного о нем не характеризует Чокана Валиханова столь полно и ярко, как его труды: строки об истории родной земли, записи о прошлом Азии, настоящем и будущем своего народа, во имя свободы и равенства, ради которого он жил и трудился.
Eму не было и двадцати лет, когда он первым из среды историков, востоковедов, исследователей литературы собрал по крупицам великий эпос киргизов «Манас», прокомментировал и перевел его фрагменты на русский язык.
Знакомство с трудами Чокана Валиханова вызывает удивление. Восхищение вызывают его молодость, преданность науке, величие открытий, мудрость суждений.
Чокана называли гениальным юношей. Русские ученые, работавшие рядом с ним, сравнивали его с Пушкиным, Лермонтовым, Добролюбовым.
«Он мог бы стать гениальным писателем своего народа, если бы среди его соплеменников того времени нашлась читающая публика», — с горечью писали его друзья по учебе и науке Г. Потанин и Н. Ядринцев.
…Он фанатично любил свой народ и верил, что его соплеменники, сохранив свою народность, впитают в себя европейскую просвещенность.
…Память человека не абстрактное понятие. Она требует неустанного развития. Поэтому мы сегодня очень часто мысленно обращаемся к делам наших предков, подобных Ч. Валиханову.
Tексту соответствует название
Cчитается, что чеснок полезен. И не напрасно: в нем содержатся летучие фитонциды, уничтожающие возбудителей многих болезней. Но вряд ли кому приятно разговаривать с человеком, съевшим хотя бы зубок этого растения.
Hеприятный запах обусловлен летучим диметилселенидом — органическим производным селена, образующимся в пищеварительном тракте едока, но отсутствующим в самом растении. Оказалось, что это вещество неприятно не только человеку, но и некоторым животным, например оленям. Тем самым оленям, которые, (1), часто уничтожают молодые лесопосадки.
И на защиту молодых побегов дугласовой пихты, ростки которой поедали олени, было решено поставить чеснок. Вернее, его запах. Для этого были созданы таблетки, содержащие селен и способные высвобождать его малыми дозами. Эти таблетки помещали в лунки с ростками пихты; корни деревца понемногу поглощали селен, в результате чего иголки приобретали слабый запах диметилселенида. Такая таблетка проявляла отпугивающее действие на протяжении трех лет. А за это время пихта вырастала настолько, что никакой олень ей становился не страшен.
При попадании в организм человека ничтожных количеств соединений теллура или селена выдыхаемый воздух и кожа надолго приобретают неприятный запах чеснока. От этого, в частности, сильно страдали Вёллер и его сотрудники, изучавшие соединения теллура. Появляться в обществе во время проведения этих исследований и даже много недель после их завершения они попросту не могли.
Oдин из авторов вспомнил в связи с этим следующий случай из своей биографии. «Сдавая свой первый университетский экзамен по неорганической химии, я почувствовал, что от экзаменатора, известного профессора, сильно пахнет чесноком. «О, он работает с производными теллура!» — с уважением подумал я и стал с интересом принюхиваться к запаху столь редкого в то время элемента. Каково же было мое разочарование, когда впоследствии я узнал, что ни с теллуром, ни с селеном уважаемый профессор никогда в лаборатории дела не имел!»
Bёллер и его сотрудники пахли чесноком, потому что
1. Легенда о том, что страус закапывается головой в песок в случае внезапной опасности, зародилась еще во времена Римской Империи. Согласно рассказам тех времен, страус прячет голову в песок для того, чтобы обезопасить себя. Так он меньше бросается в глаза со своей длинной шеей. Сквозь столетия дошла к нам эта забавная фраза «Закапывать голову в песок».
2. Что же делают страусы на самом деле, когда видят перед собой опасность?
3. Страусы — уникальные пернатые. В связи с тем, что они могут, бегая, разгоняться до скорости в 70 километров в час, они, в случае возникновения опасности, просто-напросто убегают.
4. Если опасность не столь существенная, страус, на самом деле, может дать серьезный отпор обидчику. Его лапы вместе с крепкими и длинными когтями являются мощным оружием. Если же источник опасности находится недалеко от страуса, и опасность достаточно серьезна, а избежать ее нет возможности, то страус может просто упасть на землю и не шевелиться, при этом вытянув шею по земле, притворившись мертвым. К тому же цвет перьевого покрова страуса замечательно сочетается с цветом почвы.
5. Миф о том, что страусы зарывают голову в песок, возник вследствие того, что страусы, на самом деле, просто наклоняются голевой к песку, чтобы съесть его, а не потому, что они прячут в него голову. Согласно проведенным исследованиям, считается, что песок они употребляют для обеспечения процесса измельчения жесткой еды в своем желудке.
6. Голову в песок страусы могут прятать и в том случае, когда им докучают паразиты. Как правило, голову в песок они погружают после купания. Когда эти паразиты убегают и погибают, то страус с чувством выполненной миссии встряхивает головой и трясет телом.
Основное оружие страуса, согласно тексту
1. Эпоха викингов началась около 800 г. нашей эры и длилась 300 лет. Викинги ходили во многие дальние земля, включал области России н Северной Америки. Многие викинги-смельчаки пускались в плавание к неизвестным землям Атлантики — Исландии, Голландии и даже к Америке.
2. Скандинавия, откуда викинги были родом, находилась на земле, очень трудной для
обработки, в климате с долгими холодными зимами. Большие семьи не в состояния были
прокормиться скудным урожаем, вот почему викинги вынуждены были искать новые, лучшие земли, пригодные для жизни.
3. Военные корабли викингов, называемые драккирами, были длинными, вмещавшими до 80 человек. Они были быстры, маневренны, удобны для атак и длительных походов. Корабли викингов были неглубоки, поэтому легко плавали вдоль рек и в устье.
4. Викинги обнаружили Исландию впервые в 860 году, когда группа путешественников сбилась с пути. Ирландские монахи, однако, побывали там раньше на 65 лет.
5. Торговцы-викинги искали золото, серебро, специи, щелка, украшения и железо, поэтому они совершали набеги на Францию, Британию и Ирландию. Они плавали вокруг Испании и в Средиземном море. Викинги ходили по великим русским рекам до Каспийского и Чёрного морей. Они также Пересекли Атлантику, доплывая до Северной Америки.
6. Викинги перевозили груз в специальных кораблях, называемых кноррами, которые были вместительней, чем драккиры, и в основном использовались для прибрежной торговли. На кораблях не было кают. Чаще всего матросы слали прямо на палубе, укрываясь звериными шкурами или накидками, хотя иные корабли имели навесы. В походе викинги питались копченой рыбой, вяленым мясом и овощами. В холодные зимние месяцы плавать было очень тяжело.
7. У кораблей викингов не было верхней палубы, груз помешали прямо на пол в средней части корабля, между гребцом, сидевшим на носу, и кормой.
8. С X века викинги все реже совершали набеги и перековали мечи на орала. Поселившись в Англии и на северо-западном побережье Франции, они стали торговать, вести хозяйство, справедливо вершить государственные дела.
Предложение «Эта область Франции с тех пор так и называется Нормандией — страной норманов» должно находиться в абзаце
Наверх