Заголовок: ЕНТ по грамотности чтения 2021 года. Вариант 2
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 57

ЕНТ по грамотности чтения 2021 года. Вариант 2

1.  
i

ЧЕР­НЫЙ АИСТ

Как это ни смеш­но, но своим нра­вом чер­ный аист на­по­ми­на­ет снеж­но­го барса. Такой же скрыт­ный и осто­рож­ный. Это хо­ро­шая черта для су­ще­ства, ко­то­ро­му гро­зит ис­чез­но­ве­ние. Ос­нов­ная угро­за — уни­что­же­ние есте­ствен­ной среды оби­та­ния чер­но­го аиста: вы­су­ши­ва­ние болот и во­до­е­мов, вы­руб­ка лесов.

За ис­клю­че­ни­ем цвета, внеш­ний вид птицы схо­ден с внеш­но­стью бе­ло­го аиста, ко­то­рый также за­не­сен в Крас­ную книгу.

Чер­ный аист, по­доб­но бе­ло­му, голос по­да­ет редко, но его «раз­го­вор­ный» ре­пер­ту­ар го­раз­до бо­га­че. В по­ле­те он из­да­ет гром­кий, до­воль­но при­ят­ный на слух крик, а в брач­ный пе­ри­од гром­ко шипит. Еще чер­но­му аисту при­су­щи каш­ля­ю­щие гор­ло­вые звуки.

Ак­тив­ны чер­ные аисты толь­ко в днев­ное время.

Во­прос, на ко­то­рый нель­зя от­ве­тить по со­дер­жа­нию тек­ста

1) Какие звуки ха­рак­тер­ны для чер­но­го аиста?
2) В чем за­клю­ча­ет­ся глав­ная угро­за ис­чез­но­ве­ния чер­но­го аиста?
3) Кого на­по­ми­на­ет чер­ный аист?
4) Где на­хо­дят­ся ос­нов­ные места зи­мов­ки чер­но­го аиста?
5) В какое время суток чер­ные аисты про­яв­ля­ют ак­тив­ность?
2.  
i

ЧЕР­НЫЙ АИСТ

Как это ни смеш­но, но своим нра­вом чер­ный аист на­по­ми­на­ет снеж­но­го барса. Такой же скрыт­ный и осто­рож­ный. Это хо­ро­шая черта для су­ще­ства, ко­то­ро­му гро­зит ис­чез­но­ве­ние. Ос­нов­ная угро­за — уни­что­же­ние есте­ствен­ной среды оби­та­ния чер­но­го аиста: вы­су­ши­ва­ние болот и во­до­е­мов, вы­руб­ка лесов.

За ис­клю­че­ни­ем цвета, внеш­ний вид птицы схо­ден с внеш­но­стью бе­ло­го аиста, ко­то­рый также за­не­сен в Крас­ную книгу.

Чер­ный аист, по­доб­но бе­ло­му, голос по­да­ет редко, но его «раз­го­вор­ный» ре­пер­ту­ар го­раз­до бо­га­че. В по­ле­те он из­да­ет гром­кий, до­воль­но при­ят­ный на слух крик, а в брач­ный пе­ри­од гром­ко шипит. Еще чер­но­му аисту при­су­щи каш­ля­ю­щие гор­ло­вые звуки.

Ак­тив­ны чер­ные аисты толь­ко в днев­ное время.

Общая черта ха­рак­те­ра чер­но­го аиста и снеж­но­го барса, со­глас­но тек­сту

1) ре­ши­тель­ность
2) преду­смот­ри­тель­ность
3) со­об­ра­зи­тель­ность
4) сме­лость
5) лов­кость
3.  
i

1. Бар­хан­ный кот — это самая мел­кая дикая кошка. Раз­ме­ром он даже мень­ше до­маш­ней кошки, од­на­ко го­ло­ва у бар­хан­но­го кота боль­шая, ши­ро­кая и при­плюс­ну­тая. Встре­тив его в при­ро­де, не стоит за­бы­вать, что это не до­маш­ний котик, а ____ жи­вот­ное: у него силь­ное тело, ост­рые когти и зубы, он быст­рый и сме­лый охот­ник.

2. Бар­хан­ная кошка оби­та­ет ис­клю­чи­тель­но в жар­ких, за­суш­ли­вых рай­о­нах. Боль­шую часть влаги бар­хан­ные кошки по­лу­ча­ют из пищи и могут дол­гое время об­хо­дить­ся без воды. В их ра­ци­он вхо­дит прак­ти­че­ски вся дичь, ко­то­рую они могут отыс­кать: пес­чан­ки, туш­кан­чи­ки и дру­гие мел­кие гры­зу­ны, яще­ри­цы, пауки и на­се­ко­мые, ино­гда зайцы и птицы, гнёзда ко­то­рых кот разо­ря­ет. Бар­хан­ная кошка также из­вест­на своей охо­той на ядо­ви­тых змей, се­ле­ни­ям, на ро­га­тую га­дю­ку. В су­ро­вые зимы она ино­гда при­бли­жа­ет­ся к

3. Бар­хан­ные кошки очень кра­си­вы и гра­ци­оз­ны. Из-за не­боль­ших раз­ме­ров, пре­крас­ной, пу­ши­стой и мяг­кой шер­сти и не­обыч­ной формы мор­доч­ки бар­хан­ных котов часто от­лав­ли­ва­ют и про­да­ют. Сто­и­мость одной особи может до­хо­дить до 10 тысяч дол­ла­ров, од­на­ко отлов их ка­те­го­ри­че­ски за­прещён, по­то­му что бар­хан­ный кот вхо­дит в Крас­ную книгу Ка­зах­ста­на. Кроме того, бар­хан­ный кот, не­смот­ря на свою внеш­ность, вы­зы­ва­ю­щую уми­ле­ние, — дикое жи­вот­ное, и лас­ко­во­го до­маш­не­го пи­том­ца из него не вый­дет.

В пер­вом аб­за­це на месте про­пус­ка нужно вста­вить слово

1) дикое
2) боль­шое
3) умное
4) бес­по­мощ­ное
5) кра­си­вое
4.  
i

1. Бар­хан­ный кот — это самая мел­кая дикая кошка. Раз­ме­ром он даже мень­ше до­маш­ней кошки, од­на­ко го­ло­ва у бар­хан­но­го кота боль­шая, ши­ро­кая и при­плюс­ну­тая. Встре­тив его в при­ро­де, не стоит за­бы­вать, что это не до­маш­ний котик, а ____ жи­вот­ное: у него силь­ное тело, ост­рые когти и зубы, он быст­рый и сме­лый охот­ник.

2. Бар­хан­ная кошка оби­та­ет ис­клю­чи­тель­но в жар­ких, за­суш­ли­вых рай­о­нах. Боль­шую часть влаги бар­хан­ные кошки по­лу­ча­ют из пищи и могут дол­гое время об­хо­дить­ся без воды. В их ра­ци­он вхо­дит прак­ти­че­ски вся дичь, ко­то­рую они могут отыс­кать: пес­чан­ки, туш­кан­чи­ки и дру­гие мел­кие гры­зу­ны, яще­ри­цы, пауки и на­се­ко­мые, ино­гда зайцы и птицы, гнёзда ко­то­рых кот разо­ря­ет. Бар­хан­ная кошка также из­вест­на своей охо­той на ядо­ви­тых змей, се­ле­ни­ям, на ро­га­тую га­дю­ку. В су­ро­вые зимы она ино­гда при­бли­жа­ет­ся к

3. Бар­хан­ные кошки очень кра­си­вы и гра­ци­оз­ны. Из-за не­боль­ших раз­ме­ров, пре­крас­ной, пу­ши­стой и мяг­кой шер­сти и не­обыч­ной формы мор­доч­ки бар­хан­ных котов часто от­лав­ли­ва­ют и про­да­ют. Сто­и­мость одной особи может до­хо­дить до 10 тысяч дол­ла­ров, од­на­ко отлов их ка­те­го­ри­че­ски за­прещён, по­то­му что бар­хан­ный кот вхо­дит в Крас­ную книгу Ка­зах­ста­на. Кроме того, бар­хан­ный кот, не­смот­ря на свою внеш­ность, вы­зы­ва­ю­щую уми­ле­ние, — дикое жи­вот­ное, и лас­ко­во­го до­маш­не­го пи­том­ца из него не вый­дет.

Ин­фор­ма­ция, не со­от­вет­ству­ю­щая тек­сту

1) Бар­хан­ные кошки — хо­ро­шие охот­ни­ки
2) В Ка­зах­ста­не бар­хан­ных кошек охра­ня­ет го­су­дар­ство
3) Бар­хан­ная кошка не может жить в хо­ло­де
4) Бар­хан­ная кошка легко при­ру­ча­ет­ся
5) Бар­хан­ных кошек про­да­ют из-за их внеш­но­сти
5.  
i

1. Бар­хан­ный кот — это самая мел­кая дикая кошка. Раз­ме­ром он даже мень­ше до­маш­ней кошки, од­на­ко го­ло­ва у бар­хан­но­го кота боль­шая, ши­ро­кая и при­плюс­ну­тая. Встре­тив его в при­ро­де, не стоит за­бы­вать, что это не до­маш­ний котик, а ____ жи­вот­ное: у него силь­ное тело, ост­рые когти и зубы, он быст­рый и сме­лый охот­ник.

2. Бар­хан­ная кошка оби­та­ет ис­клю­чи­тель­но в жар­ких, за­суш­ли­вых рай­о­нах. Боль­шую часть влаги бар­хан­ные кошки по­лу­ча­ют из пищи и могут дол­гое время об­хо­дить­ся без воды. В их ра­ци­он вхо­дит прак­ти­че­ски вся дичь, ко­то­рую они могут отыс­кать: пес­чан­ки, туш­кан­чи­ки и дру­гие мел­кие гры­зу­ны, яще­ри­цы, пауки и на­се­ко­мые, ино­гда зайцы и птицы, гнёзда ко­то­рых кот разо­ря­ет. Бар­хан­ная кошка также из­вест­на своей охо­той на ядо­ви­тых змей, се­ле­ни­ям, на ро­га­тую га­дю­ку. В су­ро­вые зимы она ино­гда при­бли­жа­ет­ся к

3. Бар­хан­ные кошки очень кра­си­вы и гра­ци­оз­ны. Из-за не­боль­ших раз­ме­ров, пре­крас­ной, пу­ши­стой и мяг­кой шер­сти и не­обыч­ной формы мор­доч­ки бар­хан­ных котов часто от­лав­ли­ва­ют и про­да­ют. Сто­и­мость одной особи может до­хо­дить до 10 тысяч дол­ла­ров, од­на­ко отлов их ка­те­го­ри­че­ски за­прещён, по­то­му что бар­хан­ный кот вхо­дит в Крас­ную книгу Ка­зах­ста­на. Кроме того, бар­хан­ный кот, не­смот­ря на свою внеш­ность, вы­зы­ва­ю­щую уми­ле­ние, — дикое жи­вот­ное, и лас­ко­во­го до­маш­не­го пи­том­ца из него не вый­дет.

Ин­фор­ма­ция о бар­хан­ной кошке, ко­то­рую нель­зя из­влечь из тек­ста

1) осо­бен­но­сти ра­ци­о­на
2) про­дол­жи­тель­ность жизни
3) опи­са­ние внеш­не­го вида
4) ста­тус жи­вот­но­го в Ка­зах­ста­не
5) раз­мер кошки
6.  
i

1. Бар­хан­ный кот — это самая мел­кая дикая кошка. Раз­ме­ром он даже мень­ше до­маш­ней кошки, од­на­ко го­ло­ва у бар­хан­но­го кота боль­шая, ши­ро­кая и при­плюс­ну­тая. Встре­тив его в при­ро­де, не стоит за­бы­вать, что это не до­маш­ний котик, а ____ жи­вот­ное: у него силь­ное тело, ост­рые когти и зубы, он быст­рый и сме­лый охот­ник.

2. Бар­хан­ная кошка оби­та­ет ис­клю­чи­тель­но в жар­ких, за­суш­ли­вых рай­о­нах. Боль­шую часть влаги бар­хан­ные кошки по­лу­ча­ют из пищи и могут дол­гое время об­хо­дить­ся без воды. В их ра­ци­он вхо­дит прак­ти­че­ски вся дичь, ко­то­рую они могут отыс­кать: пес­чан­ки, туш­кан­чи­ки и дру­гие мел­кие гры­зу­ны, яще­ри­цы, пауки и на­се­ко­мые, ино­гда зайцы и птицы, гнёзда ко­то­рых кот разо­ря­ет. Бар­хан­ная кошка также из­вест­на своей охо­той на ядо­ви­тых змей, се­ле­ни­ям, на ро­га­тую га­дю­ку. В су­ро­вые зимы она ино­гда при­бли­жа­ет­ся к

3. Бар­хан­ные кошки очень кра­си­вы и гра­ци­оз­ны. Из-за не­боль­ших раз­ме­ров, пре­крас­ной, пу­ши­стой и мяг­кой шер­сти и не­обыч­ной формы мор­доч­ки бар­хан­ных котов часто от­лав­ли­ва­ют и про­да­ют. Сто­и­мость одной особи может до­хо­дить до 10 тысяч дол­ла­ров, од­на­ко отлов их ка­те­го­ри­че­ски за­прещён, по­то­му что бар­хан­ный кот вхо­дит в Крас­ную книгу Ка­зах­ста­на. Кроме того, бар­хан­ный кот, не­смот­ря на свою внеш­ность, вы­зы­ва­ю­щую уми­ле­ние, — дикое жи­вот­ное, и лас­ко­во­го до­маш­не­го пи­том­ца из него не вый­дет.

Со­глас­но тек­сту, бар­хан­ную кошку про­да­ют, по­то­му что она

1) по­мо­га­ет бо­роть­ся со зме­я­ми
2) кра­си­ва и взы­ва­ет уми­ле­ние
3) неж­ный до­маш­ний пи­то­мец
4) может слу­жить сто­ро­жем
5) от­лич­но ловит мышей
7.  
i

МАВ­ЗО­ЛЕЙ АЙША-БИБИ

1. Уче­ные, ис­то­ри­ки, ар­хи­тек­то­ры, ар­хео­ло­ги счи­та­ют мав­зо­лей Айша-Биби жем­чу­жи­ной сред­не­ве­ко­во­го зод­че­ства. Пред­ста­ви­те­ли ЮНЕ­СКО вклю­чи­ли этот мав­зо­лей в спи­сок особо цен­ных ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков че­ло­ве­че­ства. Это един­ствен­ный ар­хи­тек­тур­ный па­мят­ник во всей Сред­ней Азии, об­ли­цо­ван­ный рез­ной тер­ра­ко­той. Вы­пол­ня­лись плит­ки ис­кус­ны­ми ма­сте­ра­ми вруч­ную и на­счи­ты­ва­ли до 99 узор­ча­тых ком­по­зи­ций. В ос­но­ве ор­на­мен­тов ис­поль­зо­ва­ны рас­ти­тель­но-гео­мет­ри­че­ские мо­ти­вы, в ко­то­рых скры­та глу­бо­кая фи­ло­со­фия пе­чаль­ной ле­ген­ды, со­про­вож­да­ю­щей ис­то­рию по­яв­ле­ния мав­зо­лея, о чем любят рас­ска­зы­вать по­се­ти­те­лям здеш­ние смот­ри­те­ли, обя­за­тель­но рас­шиф­ро­вы­вая при этом со­хра­нив­шу­ю­ся над­пись на за­пад­ной ко­лон­не, вы­пол­нен­ную араб­ской вязью: «Осень... Тучи... Земля пре­крас­на...».

2. До наших дней дошли в со­хран­но­сти толь­ко часть за­пад­но­го фа­са­да мав­зо­лея с двумя уг­ло­вы­ми ко­лон­на­ми и фраг­мен­ты се­вер­ной и южной части стен. С 80-ч годов про­шло­го века мав­зо­лей на­хо­дил­ся под стек­лян­ным ку­по­лом во из­бе­жа­ние даль­ней­ше­го раз­ру­ше­ния. Зда­ние мав­зо­лея пре­тер­пе­ло не одну ре­став­ра­цию. Ста­рин­ные кир­пи­чи по­сто­ян­но ис­че­за­ли, так как люди уно­си­ли их, чтобы укра­сить свои дома. Вы­ну­тые из стен «род­ные» кир­пи­чи ре­став­ра­то­ры за­ме­ня­ли де­ко­ра­тив­ны­ми со­вре­мен­ны­ми, ко­то­рые быст­ро раз­ру­ша­лись под до­ждем и солн­цем.

3. По сви­де­тель­ству ак­са­ка­лов, когда-то в ста­ри­ну, если че­ло­век за­хо­дил внутрь мав­зо­лея и го­во­рил там впол­го­ло­са, его можно было слы­шать на улице на рас­сто­я­нии 20-25 мет­ров от зда­ния. Звуки от­да­ва­лись эхом, от­ра­жа­ясь от стен, и были раз­ны­ми по то­наль­но­сти и вы­со­те. Если раз­ло­жить кир­пи­чи и уда­рять по ним ме­тал­ли­че­ским пред­ме­том, как по кси­ло­фо­ну, то раз­да­ют­ся му­зы­каль­ные звуки, со­став­ля­ю­щие гамму. Сек­рет «му­зы­каль­ных» кир­пи­чей мав­зо­лея в том, что их из­го­тав­ли­ва­ли осо­бым спо­со­бом. Пол­но­стью вос­ста­но­вить сек­ре­ты из­го­тов­ле­ния этих кир­пи­чей се­год­ня не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, они уте­ря­ны. Од­на­ко пред­по­ла­га­ют, что эти кир­пи­чи в ста­ри­ну не об­жи­га­ли, в глину до­бав­ля­ли медь, зо­ло­то, жи­вот­ный жир. На со­хра­нив­ших­ся ста­рин­ных кир­пи­чах мав­зо­лея кое-где вид­не­ет­ся окис­лив­ша­я­ся медь. ______, это и иг­ра­ло опре­де­лен­ную роль при со­зда­нии зву­ко­вых эф­фек­тов. Толь­ко в 2005 году бла­го­да­ря го­су­дар­ствен­ной про­грам­ме «Куль­тур­ное на­сле­дие», зда­нию был воз­вра­щен пер­во­на­чаль­ный ис­то­ри­че­ский облик.

Ин­фор­ма­ция, со­от­вет­ству­ю­щая тек­сту

1) Со­вре­мен­ные кир­пи­чи проч­нее под­лин­ных
2) До наших дней мав­зо­лей очень хо­ро­шо со­хра­нил­ся
3) Айша была воз­люб­лен­ная Ка­ра­ха­на
4) Ос­но­ва­ние мав­зо­лея ку­би­че­ское
5) Мав­зо­лей по­кры­ва­ли стек­лян­ным кол­па­ком для за­щи­ты
8.  
i

МАВ­ЗО­ЛЕЙ АЙША-БИБИ

1. Уче­ные, ис­то­ри­ки, ар­хи­тек­то­ры, ар­хео­ло­ги счи­та­ют мав­зо­лей Айша-Биби жем­чу­жи­ной сред­не­ве­ко­во­го зод­че­ства. Пред­ста­ви­те­ли ЮНЕ­СКО вклю­чи­ли этот мав­зо­лей в спи­сок особо цен­ных ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков че­ло­ве­че­ства. Это един­ствен­ный ар­хи­тек­тур­ный па­мят­ник во всей Сред­ней Азии, об­ли­цо­ван­ный рез­ной тер­ра­ко­той. Вы­пол­ня­лись плит­ки ис­кус­ны­ми ма­сте­ра­ми вруч­ную и на­счи­ты­ва­ли до 99 узор­ча­тых ком­по­зи­ций. В ос­но­ве ор­на­мен­тов ис­поль­зо­ва­ны рас­ти­тель­но-гео­мет­ри­че­ские мо­ти­вы, в ко­то­рых скры­та глу­бо­кая фи­ло­со­фия пе­чаль­ной ле­ген­ды, со­про­вож­да­ю­щей ис­то­рию по­яв­ле­ния мав­зо­лея, о чем любят рас­ска­зы­вать по­се­ти­те­лям здеш­ние смот­ри­те­ли, обя­за­тель­но рас­шиф­ро­вы­вая при этом со­хра­нив­шу­ю­ся над­пись на за­пад­ной ко­лон­не, вы­пол­нен­ную араб­ской вязью: «Осень... Тучи... Земля пре­крас­на...».

2. До наших дней дошли в со­хран­но­сти толь­ко часть за­пад­но­го фа­са­да мав­зо­лея с двумя уг­ло­вы­ми ко­лон­на­ми и фраг­мен­ты се­вер­ной и южной части стен. С 80-ч годов про­шло­го века мав­зо­лей на­хо­дил­ся под стек­лян­ным ку­по­лом во из­бе­жа­ние даль­ней­ше­го раз­ру­ше­ния. Зда­ние мав­зо­лея пре­тер­пе­ло не одну ре­став­ра­цию. Ста­рин­ные кир­пи­чи по­сто­ян­но ис­че­за­ли, так как люди уно­си­ли их, чтобы укра­сить свои дома. Вы­ну­тые из стен «род­ные» кир­пи­чи ре­став­ра­то­ры за­ме­ня­ли де­ко­ра­тив­ны­ми со­вре­мен­ны­ми, ко­то­рые быст­ро раз­ру­ша­лись под до­ждем и солн­цем.

3. По сви­де­тель­ству ак­са­ка­лов, когда-то в ста­ри­ну, если че­ло­век за­хо­дил внутрь мав­зо­лея и го­во­рил там впол­го­ло­са, его можно было слы­шать на улице на рас­сто­я­нии 20-25 мет­ров от зда­ния. Звуки от­да­ва­лись эхом, от­ра­жа­ясь от стен, и были раз­ны­ми по то­наль­но­сти и вы­со­те. Если раз­ло­жить кир­пи­чи и уда­рять по ним ме­тал­ли­че­ским пред­ме­том, как по кси­ло­фо­ну, то раз­да­ют­ся му­зы­каль­ные звуки, со­став­ля­ю­щие гамму. Сек­рет «му­зы­каль­ных» кир­пи­чей мав­зо­лея в том, что их из­го­тав­ли­ва­ли осо­бым спо­со­бом. Пол­но­стью вос­ста­но­вить сек­ре­ты из­го­тов­ле­ния этих кир­пи­чей се­год­ня не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, они уте­ря­ны. Од­на­ко пред­по­ла­га­ют, что эти кир­пи­чи в ста­ри­ну не об­жи­га­ли, в глину до­бав­ля­ли медь, зо­ло­то, жи­вот­ный жир. На со­хра­нив­ших­ся ста­рин­ных кир­пи­чах мав­зо­лея кое-где вид­не­ет­ся окис­лив­ша­я­ся медь. ______, это и иг­ра­ло опре­де­лен­ную роль при со­зда­нии зву­ко­вых эф­фек­тов. Толь­ко в 2005 году бла­го­да­ря го­су­дар­ствен­ной про­грам­ме «Куль­тур­ное на­сле­дие», зда­нию был воз­вра­щен пер­во­на­чаль­ный ис­то­ри­че­ский облик.

К аб­за­цу 3 можно за­дать во­прос

1) Как уда­лось со­хра­нить мав­зо­лей до наших дней?
2) Какие ор­на­мен­ты были ис­поль­зо­ва­ны при об­ли­цов­ке мав­зо­лея?
3) Какая ле­ген­да по­ло­же­на в ос­но­ву мав­зо­лея?
4) Ка­ки­ми аку­сти­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми об­ла­да­ет мав­зо­лей?
5) Сколь­ко было ре­став­ра­ций мав­зо­лея?
9.  
i

МАВ­ЗО­ЛЕЙ АЙША-БИБИ

1. Уче­ные, ис­то­ри­ки, ар­хи­тек­то­ры, ар­хео­ло­ги счи­та­ют мав­зо­лей Айша-Биби жем­чу­жи­ной сред­не­ве­ко­во­го зод­че­ства. Пред­ста­ви­те­ли ЮНЕ­СКО вклю­чи­ли этот мав­зо­лей в спи­сок особо цен­ных ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков че­ло­ве­че­ства. Это един­ствен­ный ар­хи­тек­тур­ный па­мят­ник во всей Сред­ней Азии, об­ли­цо­ван­ный рез­ной тер­ра­ко­той. Вы­пол­ня­лись плит­ки ис­кус­ны­ми ма­сте­ра­ми вруч­ную и на­счи­ты­ва­ли до 99 узор­ча­тых ком­по­зи­ций. В ос­но­ве ор­на­мен­тов ис­поль­зо­ва­ны рас­ти­тель­но-гео­мет­ри­че­ские мо­ти­вы, в ко­то­рых скры­та глу­бо­кая фи­ло­со­фия пе­чаль­ной ле­ген­ды, со­про­вож­да­ю­щей ис­то­рию по­яв­ле­ния мав­зо­лея, о чем любят рас­ска­зы­вать по­се­ти­те­лям здеш­ние смот­ри­те­ли, обя­за­тель­но рас­шиф­ро­вы­вая при этом со­хра­нив­шу­ю­ся над­пись на за­пад­ной ко­лон­не, вы­пол­нен­ную араб­ской вязью: «Осень... Тучи... Земля пре­крас­на...».

2. До наших дней дошли в со­хран­но­сти толь­ко часть за­пад­но­го фа­са­да мав­зо­лея с двумя уг­ло­вы­ми ко­лон­на­ми и фраг­мен­ты се­вер­ной и южной части стен. С 80-ч годов про­шло­го века мав­зо­лей на­хо­дил­ся под стек­лян­ным ку­по­лом во из­бе­жа­ние даль­ней­ше­го раз­ру­ше­ния. Зда­ние мав­зо­лея пре­тер­пе­ло не одну ре­став­ра­цию. Ста­рин­ные кир­пи­чи по­сто­ян­но ис­че­за­ли, так как люди уно­си­ли их, чтобы укра­сить свои дома. Вы­ну­тые из стен «род­ные» кир­пи­чи ре­став­ра­то­ры за­ме­ня­ли де­ко­ра­тив­ны­ми со­вре­мен­ны­ми, ко­то­рые быст­ро раз­ру­ша­лись под до­ждем и солн­цем.

3. По сви­де­тель­ству ак­са­ка­лов, когда-то в ста­ри­ну, если че­ло­век за­хо­дил внутрь мав­зо­лея и го­во­рил там впол­го­ло­са, его можно было слы­шать на улице на рас­сто­я­нии 20-25 мет­ров от зда­ния. Звуки от­да­ва­лись эхом, от­ра­жа­ясь от стен, и были раз­ны­ми по то­наль­но­сти и вы­со­те. Если раз­ло­жить кир­пи­чи и уда­рять по ним ме­тал­ли­че­ским пред­ме­том, как по кси­ло­фо­ну, то раз­да­ют­ся му­зы­каль­ные звуки, со­став­ля­ю­щие гамму. Сек­рет «му­зы­каль­ных» кир­пи­чей мав­зо­лея в том, что их из­го­тав­ли­ва­ли осо­бым спо­со­бом. Пол­но­стью вос­ста­но­вить сек­ре­ты из­го­тов­ле­ния этих кир­пи­чей се­год­ня не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, они уте­ря­ны. Од­на­ко пред­по­ла­га­ют, что эти кир­пи­чи в ста­ри­ну не об­жи­га­ли, в глину до­бав­ля­ли медь, зо­ло­то, жи­вот­ный жир. На со­хра­нив­ших­ся ста­рин­ных кир­пи­чах мав­зо­лея кое-где вид­не­ет­ся окис­лив­ша­я­ся медь. ______, это и иг­ра­ло опре­де­лен­ную роль при со­зда­нии зву­ко­вых эф­фек­тов. Толь­ко в 2005 году бла­го­да­ря го­су­дар­ствен­ной про­грам­ме «Куль­тур­ное на­сле­дие», зда­нию был воз­вра­щен пер­во­на­чаль­ный ис­то­ри­че­ский облик.

В пер­вом аб­за­це со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция о(об)

1) уни­каль­но­сти мав­зо­лея Айши-биби
2) ре­став­ра­ции две­рей мав­зо­лея
3) уча­стии из­вест­ных уче­ных в ре­став­ра­ции
4) го­су­дар­ствен­ных про­грам­мах по воз­рож­де­нию куль­ту­ры
5) глав­ном ар­хи­тек­то­ре мав­зо­лея
10.  
i

МАВ­ЗО­ЛЕЙ АЙША-БИБИ

1. Уче­ные, ис­то­ри­ки, ар­хи­тек­то­ры, ар­хео­ло­ги счи­та­ют мав­зо­лей Айша-Биби жем­чу­жи­ной сред­не­ве­ко­во­го зод­че­ства. Пред­ста­ви­те­ли ЮНЕ­СКО вклю­чи­ли этот мав­зо­лей в спи­сок особо цен­ных ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков че­ло­ве­че­ства. Это един­ствен­ный ар­хи­тек­тур­ный па­мят­ник во всей Сред­ней Азии, об­ли­цо­ван­ный рез­ной тер­ра­ко­той. Вы­пол­ня­лись плит­ки ис­кус­ны­ми ма­сте­ра­ми вруч­ную и на­счи­ты­ва­ли до 99 узор­ча­тых ком­по­зи­ций. В ос­но­ве ор­на­мен­тов ис­поль­зо­ва­ны рас­ти­тель­но-гео­мет­ри­че­ские мо­ти­вы, в ко­то­рых скры­та глу­бо­кая фи­ло­со­фия пе­чаль­ной ле­ген­ды, со­про­вож­да­ю­щей ис­то­рию по­яв­ле­ния мав­зо­лея, о чем любят рас­ска­зы­вать по­се­ти­те­лям здеш­ние смот­ри­те­ли, обя­за­тель­но рас­шиф­ро­вы­вая при этом со­хра­нив­шу­ю­ся над­пись на за­пад­ной ко­лон­не, вы­пол­нен­ную араб­ской вязью: «Осень... Тучи... Земля пре­крас­на...».

2. До наших дней дошли в со­хран­но­сти толь­ко часть за­пад­но­го фа­са­да мав­зо­лея с двумя уг­ло­вы­ми ко­лон­на­ми и фраг­мен­ты се­вер­ной и южной части стен. С 80-ч годов про­шло­го века мав­зо­лей на­хо­дил­ся под стек­лян­ным ку­по­лом во из­бе­жа­ние даль­ней­ше­го раз­ру­ше­ния. Зда­ние мав­зо­лея пре­тер­пе­ло не одну ре­став­ра­цию. Ста­рин­ные кир­пи­чи по­сто­ян­но ис­че­за­ли, так как люди уно­си­ли их, чтобы укра­сить свои дома. Вы­ну­тые из стен «род­ные» кир­пи­чи ре­став­ра­то­ры за­ме­ня­ли де­ко­ра­тив­ны­ми со­вре­мен­ны­ми, ко­то­рые быст­ро раз­ру­ша­лись под до­ждем и солн­цем.

3. По сви­де­тель­ству ак­са­ка­лов, когда-то в ста­ри­ну, если че­ло­век за­хо­дил внутрь мав­зо­лея и го­во­рил там впол­го­ло­са, его можно было слы­шать на улице на рас­сто­я­нии 20-25 мет­ров от зда­ния. Звуки от­да­ва­лись эхом, от­ра­жа­ясь от стен, и были раз­ны­ми по то­наль­но­сти и вы­со­те. Если раз­ло­жить кир­пи­чи и уда­рять по ним ме­тал­ли­че­ским пред­ме­том, как по кси­ло­фо­ну, то раз­да­ют­ся му­зы­каль­ные звуки, со­став­ля­ю­щие гамму. Сек­рет «му­зы­каль­ных» кир­пи­чей мав­зо­лея в том, что их из­го­тав­ли­ва­ли осо­бым спо­со­бом. Пол­но­стью вос­ста­но­вить сек­ре­ты из­го­тов­ле­ния этих кир­пи­чей се­год­ня не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, они уте­ря­ны. Од­на­ко пред­по­ла­га­ют, что эти кир­пи­чи в ста­ри­ну не об­жи­га­ли, в глину до­бав­ля­ли медь, зо­ло­то, жи­вот­ный жир. На со­хра­нив­ших­ся ста­рин­ных кир­пи­чах мав­зо­лея кое-где вид­не­ет­ся окис­лив­ша­я­ся медь. ______, это и иг­ра­ло опре­де­лен­ную роль при со­зда­нии зву­ко­вых эф­фек­тов. Толь­ко в 2005 году бла­го­да­ря го­су­дар­ствен­ной про­грам­ме «Куль­тур­ное на­сле­дие», зда­нию был воз­вра­щен пер­во­на­чаль­ный ис­то­ри­че­ский облик.

Вы­ра­же­ние, наи­бо­лее со­от­вет­ству­ю­щее тек­сту

1) Живым па­мят­ни­кам вся стра­на — пье­де­стал
2) и оси­но­вый кол есть вид па­мят­ни­ка
3) От боль­ших па­мят­ни­ков и тень боль­шая
4) Па­мят­ни­ки — это вос­кли­ца­тель­ные знаки ис­то­рии
5) Самые проч­ные мо­ну­мен­ты те, что со­ору­же­ны из бу­ма­ги
11.  
i

МАВ­ЗО­ЛЕЙ АЙША-БИБИ

1. Уче­ные, ис­то­ри­ки, ар­хи­тек­то­ры, ар­хео­ло­ги счи­та­ют мав­зо­лей Айша-Биби жем­чу­жи­ной сред­не­ве­ко­во­го зод­че­ства. Пред­ста­ви­те­ли ЮНЕ­СКО вклю­чи­ли этот мав­зо­лей в спи­сок особо цен­ных ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков че­ло­ве­че­ства. Это един­ствен­ный ар­хи­тек­тур­ный па­мят­ник во всей Сред­ней Азии, об­ли­цо­ван­ный рез­ной тер­ра­ко­той. Вы­пол­ня­лись плит­ки ис­кус­ны­ми ма­сте­ра­ми вруч­ную и на­счи­ты­ва­ли до 99 узор­ча­тых ком­по­зи­ций. В ос­но­ве ор­на­мен­тов ис­поль­зо­ва­ны рас­ти­тель­но-гео­мет­ри­че­ские мо­ти­вы, в ко­то­рых скры­та глу­бо­кая фи­ло­со­фия пе­чаль­ной ле­ген­ды, со­про­вож­да­ю­щей ис­то­рию по­яв­ле­ния мав­зо­лея, о чем любят рас­ска­зы­вать по­се­ти­те­лям здеш­ние смот­ри­те­ли, обя­за­тель­но рас­шиф­ро­вы­вая при этом со­хра­нив­шу­ю­ся над­пись на за­пад­ной ко­лон­не, вы­пол­нен­ную араб­ской вязью: «Осень... Тучи... Земля пре­крас­на...».

2. До наших дней дошли в со­хран­но­сти толь­ко часть за­пад­но­го фа­са­да мав­зо­лея с двумя уг­ло­вы­ми ко­лон­на­ми и фраг­мен­ты се­вер­ной и южной части стен. С 80-ч годов про­шло­го века мав­зо­лей на­хо­дил­ся под стек­лян­ным ку­по­лом во из­бе­жа­ние даль­ней­ше­го раз­ру­ше­ния. Зда­ние мав­зо­лея пре­тер­пе­ло не одну ре­став­ра­цию. Ста­рин­ные кир­пи­чи по­сто­ян­но ис­че­за­ли, так как люди уно­си­ли их, чтобы укра­сить свои дома. Вы­ну­тые из стен «род­ные» кир­пи­чи ре­став­ра­то­ры за­ме­ня­ли де­ко­ра­тив­ны­ми со­вре­мен­ны­ми, ко­то­рые быст­ро раз­ру­ша­лись под до­ждем и солн­цем.

3. По сви­де­тель­ству ак­са­ка­лов, когда-то в ста­ри­ну, если че­ло­век за­хо­дил внутрь мав­зо­лея и го­во­рил там впол­го­ло­са, его можно было слы­шать на улице на рас­сто­я­нии 20-25 мет­ров от зда­ния. Звуки от­да­ва­лись эхом, от­ра­жа­ясь от стен, и были раз­ны­ми по то­наль­но­сти и вы­со­те. Если раз­ло­жить кир­пи­чи и уда­рять по ним ме­тал­ли­че­ским пред­ме­том, как по кси­ло­фо­ну, то раз­да­ют­ся му­зы­каль­ные звуки, со­став­ля­ю­щие гамму. Сек­рет «му­зы­каль­ных» кир­пи­чей мав­зо­лея в том, что их из­го­тав­ли­ва­ли осо­бым спо­со­бом. Пол­но­стью вос­ста­но­вить сек­ре­ты из­го­тов­ле­ния этих кир­пи­чей се­год­ня не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, они уте­ря­ны. Од­на­ко пред­по­ла­га­ют, что эти кир­пи­чи в ста­ри­ну не об­жи­га­ли, в глину до­бав­ля­ли медь, зо­ло­то, жи­вот­ный жир. На со­хра­нив­ших­ся ста­рин­ных кир­пи­чах мав­зо­лея кое-где вид­не­ет­ся окис­лив­ша­я­ся медь. ______, это и иг­ра­ло опре­де­лен­ную роль при со­зда­нии зву­ко­вых эф­фек­тов. Толь­ко в 2005 году бла­го­да­ря го­су­дар­ствен­ной про­грам­ме «Куль­тур­ное на­сле­дие», зда­нию был воз­вра­щен пер­во­на­чаль­ный ис­то­ри­че­ский облик.

Вме­сто про­бе­ла можно вста­вить слово (со­че­та­ние слов)

1) хотя
2) к со­жа­ле­нию
3) по­то­му что
4) ве­ро­ят­но
5) во-пер­вых
12.  
i

МАВ­ЗО­ЛЕЙ АЙША-БИБИ

1. Уче­ные, ис­то­ри­ки, ар­хи­тек­то­ры, ар­хео­ло­ги счи­та­ют мав­зо­лей Айша-Биби жем­чу­жи­ной сред­не­ве­ко­во­го зод­че­ства. Пред­ста­ви­те­ли ЮНЕ­СКО вклю­чи­ли этот мав­зо­лей в спи­сок особо цен­ных ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков че­ло­ве­че­ства. Это един­ствен­ный ар­хи­тек­тур­ный па­мят­ник во всей Сред­ней Азии, об­ли­цо­ван­ный рез­ной тер­ра­ко­той. Вы­пол­ня­лись плит­ки ис­кус­ны­ми ма­сте­ра­ми вруч­ную и на­счи­ты­ва­ли до 99 узор­ча­тых ком­по­зи­ций. В ос­но­ве ор­на­мен­тов ис­поль­зо­ва­ны рас­ти­тель­но-гео­мет­ри­че­ские мо­ти­вы, в ко­то­рых скры­та глу­бо­кая фи­ло­со­фия пе­чаль­ной ле­ген­ды, со­про­вож­да­ю­щей ис­то­рию по­яв­ле­ния мав­зо­лея, о чем любят рас­ска­зы­вать по­се­ти­те­лям здеш­ние смот­ри­те­ли, обя­за­тель­но рас­шиф­ро­вы­вая при этом со­хра­нив­шу­ю­ся над­пись на за­пад­ной ко­лон­не, вы­пол­нен­ную араб­ской вязью: «Осень... Тучи... Земля пре­крас­на...».

2. До наших дней дошли в со­хран­но­сти толь­ко часть за­пад­но­го фа­са­да мав­зо­лея с двумя уг­ло­вы­ми ко­лон­на­ми и фраг­мен­ты се­вер­ной и южной части стен. С 80-ч годов про­шло­го века мав­зо­лей на­хо­дил­ся под стек­лян­ным ку­по­лом во из­бе­жа­ние даль­ней­ше­го раз­ру­ше­ния. Зда­ние мав­зо­лея пре­тер­пе­ло не одну ре­став­ра­цию. Ста­рин­ные кир­пи­чи по­сто­ян­но ис­че­за­ли, так как люди уно­си­ли их, чтобы укра­сить свои дома. Вы­ну­тые из стен «род­ные» кир­пи­чи ре­став­ра­то­ры за­ме­ня­ли де­ко­ра­тив­ны­ми со­вре­мен­ны­ми, ко­то­рые быст­ро раз­ру­ша­лись под до­ждем и солн­цем.

3. По сви­де­тель­ству ак­са­ка­лов, когда-то в ста­ри­ну, если че­ло­век за­хо­дил внутрь мав­зо­лея и го­во­рил там впол­го­ло­са, его можно было слы­шать на улице на рас­сто­я­нии 20-25 мет­ров от зда­ния. Звуки от­да­ва­лись эхом, от­ра­жа­ясь от стен, и были раз­ны­ми по то­наль­но­сти и вы­со­те. Если раз­ло­жить кир­пи­чи и уда­рять по ним ме­тал­ли­че­ским пред­ме­том, как по кси­ло­фо­ну, то раз­да­ют­ся му­зы­каль­ные звуки, со­став­ля­ю­щие гамму. Сек­рет «му­зы­каль­ных» кир­пи­чей мав­зо­лея в том, что их из­го­тав­ли­ва­ли осо­бым спо­со­бом. Пол­но­стью вос­ста­но­вить сек­ре­ты из­го­тов­ле­ния этих кир­пи­чей се­год­ня не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, они уте­ря­ны. Од­на­ко пред­по­ла­га­ют, что эти кир­пи­чи в ста­ри­ну не об­жи­га­ли, в глину до­бав­ля­ли медь, зо­ло­то, жи­вот­ный жир. На со­хра­нив­ших­ся ста­рин­ных кир­пи­чах мав­зо­лея кое-где вид­не­ет­ся окис­лив­ша­я­ся медь. ______, это и иг­ра­ло опре­де­лен­ную роль при со­зда­нии зву­ко­вых эф­фек­тов. Толь­ко в 2005 году бла­го­да­ря го­су­дар­ствен­ной про­грам­ме «Куль­тур­ное на­сле­дие», зда­нию был воз­вра­щен пер­во­на­чаль­ный ис­то­ри­че­ский облик.

Пред­ло­же­ние «Уче­ные, ис­то­ри­ки, ар­хи­тек­то­ры, ар­хео­ло­ги счи­та­ют мав­зо­лей Айша-Биби жем­чу­жи­ной сред­не­ве­ко­во­го зод­че­ства.» яв­ля­ет­ся

1) след­стви­ем раз­мыш­ле­ния
2) обоб­ще­ни­ем мыс­лей
3) раз­ви­ти­ем рас­суж­де­ния
4) опро­вер­же­ни­ем ска­зан­но­го
5) те­зи­сом, к ко­то­ро­му пред­став­ле­ны ар­гу­мен­ты
13.  
i

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Отец пред­став­лен в об­ра­зе

1) рав­но­душ­но­го ро­ди­те­ля
2) ще­пе­тиль­но­го на­став­ни­ка
3) соб­ствен­ной со­ве­сти
4) власт­но­го ру­ко­во­ди­те­ля
5) пи­са­те­ля
14.  
i

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Раз­ни­цу между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри автор видит в том, что

1) мама раз­ре­ша­ла все
2) папа мог стро­го на­ка­зать
3) папе не­воз­мож­но было со­лгать
4) папа все­гда за­став­лял что-либо де­лать
5) с мамой нель­зя было по­ка­приз­ни­чать
15.  
i

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Со­глас­но тек­сту, для ма­те­ри не ха­рак­тер­но

1) шить одеж­ду
2) за­ка­зы­вать обед
3) на­ка­зы­вать детей
4) поз­во­лять детям ка­приз­ни­чать
5) раз­вле­кать детей
16.  
i

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Со­глас­но тек­сту, мама для детей

1) на­сто­я­щий друг
2) пер­вый че­ло­век в доме
3) не­до­воль­ный че­ло­век
4) стро­гий учи­тель
5) доб­рая фея
17.  
i

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

По мне­нию ав­то­ра, ис­кус­ство отца-вос­пи­та­те­ля со­сто­я­ло в

1) чте­нии нра­во­уче­ний
2) уме­нии кри­ти­ко­вать
3) спо­соб­но­сти убе­дить по­сту­пать по со­ве­сти
4) тре­бо­ва­нии под­чи­не­ния
5) стро­го­сти на­ка­за­ния
18.  
i

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Тол­стой, со­глас­но тек­сту, от­да­вал много сил

1) об­ра­зо­ва­нию детей
2) вос­пи­та­нию детей
3) до­маш­не­му уюту
4) на­ка­за­нию детей
5) со­зда­нию книг для детей
19.  
i

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Со­глас­но тек­сту, «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы» — это

1) ме­то­ди­ка вос­пи­та­ния кре­стьян­ских детей
2) сред­ство, ко­то­рое ис­поль­зо­вал Л. Тол­стой для под­ня­тия на­стро­е­ния
3) обу­ча­ю­щий эле­мент на уро­ках Л. Тол­сто­го
4) игра, о ко­то­рой писал Л. Тол­стой в дет­ских рас­ска­зах
5) спо­соб на­ка­за­ния детей с по­мо­щью спор­тив­ных упраж­не­ний
20.  
i

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Эф­фек­тив­ное сред­ство воз­дей­ствия папы на детей

1) отказ
2) взгляд
3) улыб­ка
4) мол­ча­ние
5) на­ка­за­ние