Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 1760
1.  
i

Меж­ду­на­род­ная ко­ман­да ге­не­ти­ков на­ко­нец опуб­ли­ко­ва­ла ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния ДНК до­маш­них кошек, ко­то­рые про­во­ди­лись в те­че­ние 10 лет. Уче­ные за­ни­ма­лись ана­ли­зом ДНК очень древ­них кошек, най­ден­ных в нео­ли­ти­че­ских за­хо­ро­не­ни­ях и в дру­гих ме­стах. Уче­ным уда­лось по­лу­чить 352 фраг­мен­та остан­ков древ­них кошек — и из 209 до­быть ДНК.

2. Ис­сле­до­вав эти об­раз­цы, ге­не­ти­ки при­шли к лю­бо­пыт­ным вы­во­дам. Во-пер­вых, вы­яс­ни­лось, что кошек не одо­маш­ни­ва­ли — они стали до­маш­ни­ми по своей воле. Когда наши да­ле­кие пред­ки на­учи­лись вы­ра­щи­вать и хра­нить зерно, в «ам­ба­ры» к ним по­ва­ди­лись гры­зу­ны, при­ве­дя за собой кошек, ко­то­рые ре­ши­ли жить рядом с лю­дь­ми. ______ Кип­линг был со­вер­шен­но прав: кошки все­гда гу­ля­ли сами по себе. Во-вто­рых, одо­маш­нив­шись, кошки по­сте­пен­но за­во­е­ва­ли весь мир. Крысы и мыши охот­но пу­те­ше­ство­ва­ли с лю­дь­ми на ко­раб­лях, ведь в трю­мах было вдо­воль при­па­сов. Так что с не­за­па­мят­ных вре­мен мо­ря­ки брали с собой кошек. Фи­ни­кий­цы до­ста­ви­ли их в Ис­па­нию и Бри­та­нию, ис­пан­цы — в Новый Свет, ан­гли­ча­не — в Ав­стра­лию и Новую Зе­лан­дию. У древ­не­еги­пет­ских кошек, жив­ших в на­ча­ле нашей эры, об­на­ру­жи­лись гены ин­дий­ских кошек, по­то­му что тор­го­вые ко­раб­ли хо­ди­ли между пор­та­ми Аф­ри­ки и Азии тоже с не­за­па­мят­ных вре­мен, пе­ре­во­зя зерно, а зна­чит, и гры­зу­нов.

3. Вы­во­дить ко­ша­чьи по­ро­ды люди на­ча­ли очень позд­но, лишь в XIX веке. Одо­маш­ни­ва­лись кошки, ви­ди­мо, два раза: сна­ча­ла на тер­ри­то­рии со­вре­мен­ной Тур­ции почти де­сять тысяч лет назад, а потом — в Древ­нем Егип­те. Боль­шин­ство со­вре­мен­ных кошек — по­том­ки еги­пет­ских, были до­воль­но не­лю­ди­мы и на­ше­му об­ще­ству пред­по­чи­та­ли крыс и мышей. Еги­пет­ские же с удо­воль­стви­ем об­ща­лись, и имен­но от них со­вре­мен­ные коты при­об­ре­ли при­выч­ку за­пры­ги­вать на ко­ле­ни и до­воль­но мур­чать, когда их гла­дят.

4. Са­мо­одо­маш­ни­ва­ние ока­за­лось не­ве­ро­ят­но вы­иг­рыш­ной стра­те­ги­ей: кошки раз­мно­жи­лись, за­хва­ти­ли весь мир, но при этом со­хра­ни­ли сво­бо­ду.

Во 2 аб­за­це го­во­рит­ся

1) о ме­то­дах про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ния над кош­ка­ми
2) о том, что кошки пу­те­ше­ство­ва­ли вслед за гры­зу­на­ми
3) как кошки вли­я­ют на людей
4) об от­ли­чии до­маш­них кошек от диких
2.  
i

Меж­ду­на­род­ная ко­ман­да ге­не­ти­ков на­ко­нец опуб­ли­ко­ва­ла ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния ДНК до­маш­них кошек, ко­то­рые про­во­ди­лись в те­че­ние 10 лет. Уче­ные за­ни­ма­лись ана­ли­зом ДНК очень древ­них кошек, най­ден­ных в нео­ли­ти­че­ских за­хо­ро­не­ни­ях и в дру­гих ме­стах. Уче­ным уда­лось по­лу­чить 352 фраг­мен­та остан­ков древ­них кошек — и из 209 до­быть ДНК.

2. Ис­сле­до­вав эти об­раз­цы, ге­не­ти­ки при­шли к лю­бо­пыт­ным вы­во­дам. Во-пер­вых, вы­яс­ни­лось, что кошек не одо­маш­ни­ва­ли — они стали до­маш­ни­ми по своей воле. Когда наши да­ле­кие пред­ки на­учи­лись вы­ра­щи­вать и хра­нить зерно, в «ам­ба­ры» к ним по­ва­ди­лись гры­зу­ны, при­ве­дя за собой кошек, ко­то­рые ре­ши­ли жить рядом с лю­дь­ми. ______ Кип­линг был со­вер­шен­но прав: кошки все­гда гу­ля­ли сами по себе. Во-вто­рых, одо­маш­нив­шись, кошки по­сте­пен­но за­во­е­ва­ли весь мир. Крысы и мыши охот­но пу­те­ше­ство­ва­ли с лю­дь­ми на ко­раб­лях, ведь в трю­мах было вдо­воль при­па­сов. Так что с не­за­па­мят­ных вре­мен мо­ря­ки брали с собой кошек. Фи­ни­кий­цы до­ста­ви­ли их в Ис­па­нию и Бри­та­нию, ис­пан­цы — в Новый Свет, ан­гли­ча­не — в Ав­стра­лию и Новую Зе­лан­дию. У древ­не­еги­пет­ских кошек, жив­ших в на­ча­ле нашей эры, об­на­ру­жи­лись гены ин­дий­ских кошек, по­то­му что тор­го­вые ко­раб­ли хо­ди­ли между пор­та­ми Аф­ри­ки и Азии тоже с не­за­па­мят­ных вре­мен, пе­ре­во­зя зерно, а зна­чит, и гры­зу­нов.

3. Вы­во­дить ко­ша­чьи по­ро­ды люди на­ча­ли очень позд­но, лишь в XIX веке. Одо­маш­ни­ва­лись кошки, ви­ди­мо, два раза: сна­ча­ла на тер­ри­то­рии со­вре­мен­ной Тур­ции почти де­сять тысяч лет назад, а потом — в Древ­нем Егип­те. Боль­шин­ство со­вре­мен­ных кошек — по­том­ки еги­пет­ских, были до­воль­но не­лю­ди­мы и на­ше­му об­ще­ству пред­по­чи­та­ли крыс и мышей. Еги­пет­ские же с удо­воль­стви­ем об­ща­лись, и имен­но от них со­вре­мен­ные коты при­об­ре­ли при­выч­ку за­пры­ги­вать на ко­ле­ни и до­воль­но мур­чать, когда их гла­дят.

4. Са­мо­одо­маш­ни­ва­ние ока­за­лось не­ве­ро­ят­но вы­иг­рыш­ной стра­те­ги­ей: кошки раз­мно­жи­лись, за­хва­ти­ли весь мир, но при этом со­хра­ни­ли сво­бо­ду.

Во­прос, на ко­то­рый нель­зя от­ве­тить, ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию тек­ста

1) Кто яв­ля­ет­ся по­том­ка­ми еги­пет­ских кошек?
2) Как кошки по­па­да­ли на тор­го­вые суда?
3) Как кош­кам уда­лось рас­про­стра­нить­ся по всему миру?
4) Какое про­из­ве­де­ние на­пи­сал Кип­линг о кош­ках?
3.  
i

1. Рыбы — древ­ние вод­ные оби­та­те­ли. Со­зда­вая живые ор­га­низ­мы, оби­та­ю­щие в воде, при­ро­да в про­цес­се эво­лю­ции дала им осо­бые при­спо­соб­ле­ния для пре­одо­ле­ния со­про­тив­ле­ния среды, в ко­то­рой пла­ва­ют рыбы. За 400-мил­ли­он­ную ис­то­рию сво­е­го су­ще­ство­ва­ния рыбы, как ни­ка­кие дру­гие живые оби­та­те­ли водоёмов, на­ко­пи­ли мно­же­ство «сек­ре­тов», поз­во­ля­ю­щих мак­си­маль­но ис­поль­зо­вать вод­ную среду оби­та­ния. При этом они до­сти­га­ют боль­ших ско­ро­стей пе­ре­дви­же­ния и не слиш­ком рас­тра­чи­ва­ют на­коп­лен­ную энер­гию. Об­те­ка­е­мая форма тела по­мо­га­ет рыбам уве­ли­чить ско­рость.

2. В от­кры­тых про­сто­рах Ат­лан­ти­ки оби­та­ет рыба тунец - на­сто­я­щий ре­корд­смен по за­плы­вам в мор­ской воде. Он спо­со­бен пе­ре­ме­шать­ся на рас­сто­я­ние около 9000 тысяч ки­ло­мет­ров. По ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния тунец за­ни­ма­ет тре­тье место среди рыб, после рыбы-меч и па­рус­ни­ка. В по­го­не за до­бы­чей тунец спо­со­бен раз­ви­вать ско­рость до 90 ки­ло­мет­ров в час. По­верх­ность тела рыб по­кры­ва­ет глад­кая и эла­стич­ная кожа, лишённая чешуи. Такие осо­бен­но­сти при­да­ют ве­ли­ко­леп­ную об­те­ка­е­мую форму тун­цам, уве­ли­чи­ва­ют манёврен­ность рыб и ско­рость пе­ре­дви­же­ния. Верх­ний по­кров тела тун­цов вы­де­ля­ет сли­зи­стое ве­ще­ство, ко­то­рое вза­и­мо­дей­ству­ет со слоем воды на гра­ни­це с телом рыбы. Чем боль­ше ско­рость пла­ва­ния, тем силь­нее вы­де­ля­ет­ся слизь. При этом умень­ша­ет­ся со­про­тив­ле­ние вод­ной среды, и тунец дви­жет­ся с боль­шой ско­ро­стью. Слизь на коже сни­жа­ет не­ров­но­сти на по­верх­но­сти тела рыбы.

3. Не менее свое­об­раз­ные при­спо­соб­ле­ния для уве­ли­че­ния ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния в воде име­ют­ся у рыбы-меч. Форма тела вод­но­го жи­вот­но­го на­по­ми­на­ет про­филь крыла самолёта. Она по­мо­га­ет со­зда­нию подъ­ем­ной силы при дви­же­нии рыбы впе­ред и не тре­бу­ет боль­ших за­трат энер­гии. Хвост-серп раз­ви­ва­ет вы­со­кую тягу при пе­ре­дви­же­нии в воде. Сни­жа­ют со­про­тив­ле­ние воды также бо­ко­вые и спин­ной плав­ни­ки. Нерв­ные окон­ча­ния про­хо­дят к каж­до­му лучу плав­ни­ка, что поз­во­ля­ет рыбе точно ре­гу­ли­ро­вать об­те­ка­ние тела из­ме­не­ни­ем по­ло­же­ния плав­ни­ков. Кроме того, важ­ную роль при дви­же­нии рыбы-меч в воде вы­пол­ня­ют жабры. Из­ме­няя по­ло­же­ние жа­бер­ных кры­шек, рыба уве­ли­чи­ва­ет при­ток воды к со­су­дам, снаб­жа­ю­щим жабры кро­вью, сле­до­ва­тель­но, уси­ли­ва­ет­ся по­ступ­ле­ние кис­ло­ро­да к клет­кам мы­шеч­ных тка­ней. Ско­рост­ное пла­ва­ние рыбы-меч обес­пе­чи­ва­ет также удлинённый хво­сто­вой плав­ник сер­по­вид­ной формы. Такой хвост об­ла­да­ет ве­ли­ко­леп­ны­ми аэро­ди­на­ми­че­ски­ми свой­ства­ми. Не­обык­но­вен­но проч­ный ко­стя­ной нос-меч, ко­то­рым рыба часто про­ла­мы­ва­ет борта лодок и ка­те­ров, нужен не толь­ко для на­па­де­ния на дви­жу­щий­ся объ­ек­ты. Даже ка­ра­ка­тиц и мел­ких ры­бе­шек не все­гда этот хищ­ник на­ни­зы­ва­ет на ост­рый вы­рост. Осо­бое проч­ное об­ра­зо­ва­ние впе­ре­ди тела, так на­зы­ва­е­мый «меч», спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию ско­ро­сти при пе­ре­дви­же­нии в воде. При этом об­ра­зу­ет­ся «хо­лод­ное вски­па­ние» во­дя­но­го слоя с об­ра­зо­ва­ни­ем массы мель­чай­ших пу­зырь­ков воз­ду­ха, на­пол­нен­ных сме­сью пара с воз­ду­хом. При ис­чез­но­ве­нии пу­зырь­ков, так на­зы­ва­е­мом схло­пы­ва­нии, воз­ни­ка­ет яв­ле­ние ка­ви­та­ции. При мак­си­маль­ной ско­ро­сти тело рыбы на­хо­дит­ся не столь­ко в воде, сколь­ко окру­же­но водно-га­зо­вой сме­сью. Со­про­тив­ле­ние среды при этом су­ще­ствен­но сни­жа­ет­ся.

4. Все при­спо­соб­ле­ния: об­те­ка­е­мая форма тела, слой жира, осо­бое рас­по­ло­же­ние и форма плав­ни­ков, вы­де­ле­ние слизи, уси­лен­ное снаб­же­ние жабр кис­ло­ро­дом, на­ло­же­ние че­шу­ек друга на друга, как че­ре­пи­ца, — не­об­хо­ди­мы для эко­но­мии энер­гии при пе­ре­дви­же­нии в воде.

Со­глас­но тек­сту, хвост-серп раз­ви­ва­ет вы­со­кую тягу при

1) вы­де­ле­нии слизи
2) «хо­лод­ном вски­па­нии»
3) ис­чез­но­ве­нии пу­зырь­ков
4) пе­ре­дви­же­нии в воде
4.  
i

1. Рыбы — древ­ние вод­ные оби­та­те­ли. Со­зда­вая живые ор­га­низ­мы, оби­та­ю­щие в воде, при­ро­да в про­цес­се эво­лю­ции дала им осо­бые при­спо­соб­ле­ния для пре­одо­ле­ния со­про­тив­ле­ния среды, в ко­то­рой пла­ва­ют рыбы. За 400-мил­ли­он­ную ис­то­рию сво­е­го су­ще­ство­ва­ния рыбы, как ни­ка­кие дру­гие живые оби­та­те­ли водоёмов, на­ко­пи­ли мно­же­ство «сек­ре­тов», поз­во­ля­ю­щих мак­си­маль­но ис­поль­зо­вать вод­ную среду оби­та­ния. При этом они до­сти­га­ют боль­ших ско­ро­стей пе­ре­дви­же­ния и не слиш­ком рас­тра­чи­ва­ют на­коп­лен­ную энер­гию. Об­те­ка­е­мая форма тела по­мо­га­ет рыбам уве­ли­чить ско­рость.

2. В от­кры­тых про­сто­рах Ат­лан­ти­ки оби­та­ет рыба тунец - на­сто­я­щий ре­корд­смен по за­плы­вам в мор­ской воде. Он спо­со­бен пе­ре­ме­шать­ся на рас­сто­я­ние около 9000 тысяч ки­ло­мет­ров. По ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния тунец за­ни­ма­ет тре­тье место среди рыб, после рыбы-меч и па­рус­ни­ка. В по­го­не за до­бы­чей тунец спо­со­бен раз­ви­вать ско­рость до 90 ки­ло­мет­ров в час. По­верх­ность тела рыб по­кры­ва­ет глад­кая и эла­стич­ная кожа, лишённая чешуи. Такие осо­бен­но­сти при­да­ют ве­ли­ко­леп­ную об­те­ка­е­мую форму тун­цам, уве­ли­чи­ва­ют манёврен­ность рыб и ско­рость пе­ре­дви­же­ния. Верх­ний по­кров тела тун­цов вы­де­ля­ет сли­зи­стое ве­ще­ство, ко­то­рое вза­и­мо­дей­ству­ет со слоем воды на гра­ни­це с телом рыбы. Чем боль­ше ско­рость пла­ва­ния, тем силь­нее вы­де­ля­ет­ся слизь. При этом умень­ша­ет­ся со­про­тив­ле­ние вод­ной среды, и тунец дви­жет­ся с боль­шой ско­ро­стью. Слизь на коже сни­жа­ет не­ров­но­сти на по­верх­но­сти тела рыбы.

3. Не менее свое­об­раз­ные при­спо­соб­ле­ния для уве­ли­че­ния ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния в воде име­ют­ся у рыбы-меч. Форма тела вод­но­го жи­вот­но­го на­по­ми­на­ет про­филь крыла самолёта. Она по­мо­га­ет со­зда­нию подъ­ем­ной силы при дви­же­нии рыбы впе­ред и не тре­бу­ет боль­ших за­трат энер­гии. Хвост-серп раз­ви­ва­ет вы­со­кую тягу при пе­ре­дви­же­нии в воде. Сни­жа­ют со­про­тив­ле­ние воды также бо­ко­вые и спин­ной плав­ни­ки. Нерв­ные окон­ча­ния про­хо­дят к каж­до­му лучу плав­ни­ка, что поз­во­ля­ет рыбе точно ре­гу­ли­ро­вать об­те­ка­ние тела из­ме­не­ни­ем по­ло­же­ния плав­ни­ков. Кроме того, важ­ную роль при дви­же­нии рыбы-меч в воде вы­пол­ня­ют жабры. Из­ме­няя по­ло­же­ние жа­бер­ных кры­шек, рыба уве­ли­чи­ва­ет при­ток воды к со­су­дам, снаб­жа­ю­щим жабры кро­вью, сле­до­ва­тель­но, уси­ли­ва­ет­ся по­ступ­ле­ние кис­ло­ро­да к клет­кам мы­шеч­ных тка­ней. Ско­рост­ное пла­ва­ние рыбы-меч обес­пе­чи­ва­ет также удлинённый хво­сто­вой плав­ник сер­по­вид­ной формы. Такой хвост об­ла­да­ет ве­ли­ко­леп­ны­ми аэро­ди­на­ми­че­ски­ми свой­ства­ми. Не­обык­но­вен­но проч­ный ко­стя­ной нос-меч, ко­то­рым рыба часто про­ла­мы­ва­ет борта лодок и ка­те­ров, нужен не толь­ко для на­па­де­ния на дви­жу­щий­ся объ­ек­ты. Даже ка­ра­ка­тиц и мел­ких ры­бе­шек не все­гда этот хищ­ник на­ни­зы­ва­ет на ост­рый вы­рост. Осо­бое проч­ное об­ра­зо­ва­ние впе­ре­ди тела, так на­зы­ва­е­мый «меч», спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию ско­ро­сти при пе­ре­дви­же­нии в воде. При этом об­ра­зу­ет­ся «хо­лод­ное вски­па­ние» во­дя­но­го слоя с об­ра­зо­ва­ни­ем массы мель­чай­ших пу­зырь­ков воз­ду­ха, на­пол­нен­ных сме­сью пара с воз­ду­хом. При ис­чез­но­ве­нии пу­зырь­ков, так на­зы­ва­е­мом схло­пы­ва­нии, воз­ни­ка­ет яв­ле­ние ка­ви­та­ции. При мак­си­маль­ной ско­ро­сти тело рыбы на­хо­дит­ся не столь­ко в воде, сколь­ко окру­же­но водно-га­зо­вой сме­сью. Со­про­тив­ле­ние среды при этом су­ще­ствен­но сни­жа­ет­ся.

4. Все при­спо­соб­ле­ния: об­те­ка­е­мая форма тела, слой жира, осо­бое рас­по­ло­же­ние и форма плав­ни­ков, вы­де­ле­ние слизи, уси­лен­ное снаб­же­ние жабр кис­ло­ро­дом, на­ло­же­ние че­шу­ек друга на друга, как че­ре­пи­ца, — не­об­хо­ди­мы для эко­но­мии энер­гии при пе­ре­дви­же­нии в воде.

При­спо­соб­ле­ния, со­глас­но тек­сту, по­мо­га­ю­щие рыбе-меч раз­ви­вать ско­рость

1) на­ло­же­ние че­шу­ек, уко­ро­чен­ный хво­сто­вой плав­ник
2) слой жира, зубы, спин­ной и на­груд­ный плав­ни­ки
3) хвост-серп, форма тела, плав­ни­ки, жабры, «меч»
4) от­сут­ствие бо­ко­вых плав­ни­ков, кожа, ли­шен­ная чешуи
5.  
i

1. Рыбы — древ­ние вод­ные оби­та­те­ли. Со­зда­вая живые ор­га­низ­мы, оби­та­ю­щие в воде, при­ро­да в про­цес­се эво­лю­ции дала им осо­бые при­спо­соб­ле­ния для пре­одо­ле­ния со­про­тив­ле­ния среды, в ко­то­рой пла­ва­ют рыбы. За 400-мил­ли­он­ную ис­то­рию сво­е­го су­ще­ство­ва­ния рыбы, как ни­ка­кие дру­гие живые оби­та­те­ли водоёмов, на­ко­пи­ли мно­же­ство «сек­ре­тов», поз­во­ля­ю­щих мак­си­маль­но ис­поль­зо­вать вод­ную среду оби­та­ния. При этом они до­сти­га­ют боль­ших ско­ро­стей пе­ре­дви­же­ния и не слиш­ком рас­тра­чи­ва­ют на­коп­лен­ную энер­гию. Об­те­ка­е­мая форма тела по­мо­га­ет рыбам уве­ли­чить ско­рость.

2. В от­кры­тых про­сто­рах Ат­лан­ти­ки оби­та­ет рыба тунец - на­сто­я­щий ре­корд­смен по за­плы­вам в мор­ской воде. Он спо­со­бен пе­ре­ме­шать­ся на рас­сто­я­ние около 9000 тысяч ки­ло­мет­ров. По ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния тунец за­ни­ма­ет тре­тье место среди рыб, после рыбы-меч и па­рус­ни­ка. В по­го­не за до­бы­чей тунец спо­со­бен раз­ви­вать ско­рость до 90 ки­ло­мет­ров в час. По­верх­ность тела рыб по­кры­ва­ет глад­кая и эла­стич­ная кожа, лишённая чешуи. Такие осо­бен­но­сти при­да­ют ве­ли­ко­леп­ную об­те­ка­е­мую форму тун­цам, уве­ли­чи­ва­ют манёврен­ность рыб и ско­рость пе­ре­дви­же­ния. Верх­ний по­кров тела тун­цов вы­де­ля­ет сли­зи­стое ве­ще­ство, ко­то­рое вза­и­мо­дей­ству­ет со слоем воды на гра­ни­це с телом рыбы. Чем боль­ше ско­рость пла­ва­ния, тем силь­нее вы­де­ля­ет­ся слизь. При этом умень­ша­ет­ся со­про­тив­ле­ние вод­ной среды, и тунец дви­жет­ся с боль­шой ско­ро­стью. Слизь на коже сни­жа­ет не­ров­но­сти на по­верх­но­сти тела рыбы.

3. Не менее свое­об­раз­ные при­спо­соб­ле­ния для уве­ли­че­ния ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния в воде име­ют­ся у рыбы-меч. Форма тела вод­но­го жи­вот­но­го на­по­ми­на­ет про­филь крыла самолёта. Она по­мо­га­ет со­зда­нию подъ­ем­ной силы при дви­же­нии рыбы впе­ред и не тре­бу­ет боль­ших за­трат энер­гии. Хвост-серп раз­ви­ва­ет вы­со­кую тягу при пе­ре­дви­же­нии в воде. Сни­жа­ют со­про­тив­ле­ние воды также бо­ко­вые и спин­ной плав­ни­ки. Нерв­ные окон­ча­ния про­хо­дят к каж­до­му лучу плав­ни­ка, что поз­во­ля­ет рыбе точно ре­гу­ли­ро­вать об­те­ка­ние тела из­ме­не­ни­ем по­ло­же­ния плав­ни­ков. Кроме того, важ­ную роль при дви­же­нии рыбы-меч в воде вы­пол­ня­ют жабры. Из­ме­няя по­ло­же­ние жа­бер­ных кры­шек, рыба уве­ли­чи­ва­ет при­ток воды к со­су­дам, снаб­жа­ю­щим жабры кро­вью, сле­до­ва­тель­но, уси­ли­ва­ет­ся по­ступ­ле­ние кис­ло­ро­да к клет­кам мы­шеч­ных тка­ней. Ско­рост­ное пла­ва­ние рыбы-меч обес­пе­чи­ва­ет также удлинённый хво­сто­вой плав­ник сер­по­вид­ной формы. Такой хвост об­ла­да­ет ве­ли­ко­леп­ны­ми аэро­ди­на­ми­че­ски­ми свой­ства­ми. Не­обык­но­вен­но проч­ный ко­стя­ной нос-меч, ко­то­рым рыба часто про­ла­мы­ва­ет борта лодок и ка­те­ров, нужен не толь­ко для на­па­де­ния на дви­жу­щий­ся объ­ек­ты. Даже ка­ра­ка­тиц и мел­ких ры­бе­шек не все­гда этот хищ­ник на­ни­зы­ва­ет на ост­рый вы­рост. Осо­бое проч­ное об­ра­зо­ва­ние впе­ре­ди тела, так на­зы­ва­е­мый «меч», спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию ско­ро­сти при пе­ре­дви­же­нии в воде. При этом об­ра­зу­ет­ся «хо­лод­ное вски­па­ние» во­дя­но­го слоя с об­ра­зо­ва­ни­ем массы мель­чай­ших пу­зырь­ков воз­ду­ха, на­пол­нен­ных сме­сью пара с воз­ду­хом. При ис­чез­но­ве­нии пу­зырь­ков, так на­зы­ва­е­мом схло­пы­ва­нии, воз­ни­ка­ет яв­ле­ние ка­ви­та­ции. При мак­си­маль­ной ско­ро­сти тело рыбы на­хо­дит­ся не столь­ко в воде, сколь­ко окру­же­но водно-га­зо­вой сме­сью. Со­про­тив­ле­ние среды при этом су­ще­ствен­но сни­жа­ет­ся.

4. Все при­спо­соб­ле­ния: об­те­ка­е­мая форма тела, слой жира, осо­бое рас­по­ло­же­ние и форма плав­ни­ков, вы­де­ле­ние слизи, уси­лен­ное снаб­же­ние жабр кис­ло­ро­дом, на­ло­же­ние че­шу­ек друга на друга, как че­ре­пи­ца, — не­об­хо­ди­мы для эко­но­мии энер­гии при пе­ре­дви­же­нии в воде.

Со­глас­но тек­сту, рыба-меч уве­ли­чи­ва­ет при­ток воды к со­су­дам, из­ме­няя по­ло­же­ние

1) че­шу­ек
2) жа­бер­ных кры­шек
3) хво­ста
4) плав­ни­ков
6.  
i

Под­рост­ко­вый воз­раст — труд­ный пе­ри­од пси­хо­ло­ги­че­ско­го взрос­ле­ния. В са­мо­со­зна­нии про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ме­ня­ет­ся внут­рен­ний мир, увле­че­ния.

Че­ло­век не может жить без об­ще­ния. Но в под­рост­ко­вом воз­расте об­ще­ние с од­но­год­ка­ми при­об­ре­та­ет не­сколь­ко иной ха­рак­тер. Ре­бе­нок на­чи­на­ет ис­кать новые зна­ком­ства, по­ни­ма­ние среди дру­зей и сверст­ни­ков. В этот пе­ри­од также про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние его мне­ния и еще не офор­мив­шей­ся до конца жиз­нен­ной по­зи­ции. Под­рост­ки часто срав­ни­ва­ют себя с дру­ги­ми лю­дь­ми. Ищут тех, кто мог бы при­ни­мать их толь­ко та­ки­ми, какие они есть, не осуж­дая и не срав­ни­вая. Бла­го­да­ря со­ци­аль­ным сетям и ин­тер­не­ту, со­вре­мен­ным под­рост­кам легче вос­пол­нить по­треб­ность в об­ще­нии.

Увле­че­ние элек­тро­ни­кой и тех­ни­кой — это «клас­си­ка жанра» для боль­шин­ства маль­чи­ков-под­рост­ков вот уже не­сколь­ко по­ко­ле­ний. Кто-то увле­ка­ет­ся мото- и ав­то­тех­ни­кой, кому-то ин­те­рес­на сбор­ка и ре­монт ком­пью­те­ров.

Се­год­ня, когда раз­лич­ные га­д­же­ты стали ши­ро­ко до­ступ­ны­ми, увле­че­ние до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са кос­ну­лось и де­ву­шек-школь­ниц. Прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка есть план­шет, ра­бо­чий ком­пью­тер и смарт­фон. Все это тре­бу­ет опре­де­лен­ных зна­ний и на­вы­ков, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты с га­д­же­та­ми.

Cовре­мен­ные под­рост­ки стали чи­тать на­мно­го боль­ше, чем дети даже 10-15 лет назад. На­вер­ное, так про­ис­хо­дит по­то­му, что се­год­ня боль­ше до­сту­па к раз­ным кни­гам. Чте­ние книг — это, без­услов­но, очень по­лез­ное за­ня­тие, но оно не со­дер­жит эле­мен­та ак­тив­но­сти, по­это­му важно пра­виль­но рас­пре­де­лять свое время, чтобы уде­лять его и лю­би­мо­му хобби, и об­ще­нию, и спор­ту.

Bсе боль­ше стар­ше­класс­ни­ков вы­би­ра­ют танцы как спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния и про­сто по­лу­че­ния удо­воль­ствия. В под­рост­ко­вом воз­расте фор­ми­ру­ют­ся му­зы­каль­ные вкусы, опять же под вли­я­ни­ем моды и окру­жа­ю­щей груп­пы.

По­хо­ды в кино — одно из лю­би­мых за­ня­тий мо­ло­де­жи уже не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Се­ри­а­лы и раз­ные ху­до­же­ствен­ные филь­мы были ин­те­рес­ны боль­шин­ству под­рост­ков, на­чи­ная с мо­мен­та по­яв­ле­ния те­ле­ви­де­ния и ки­но­те­ат­ров. Се­год­ня же увле­че­ния филь­ма­ми и се­ри­а­ла­ми на­би­ра­ет обо­ро­ты за счет до­ступ­но­сти их в ин­тер­не­те. Можно, на­при­мер, ска­чать се­ри­ал и за день про­смот­реть все серии.

Cегод­ня воз­мож­ность фо­то­гра­фи­ро­вать по­яви­лась прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка. Стали до­ступ­ны­ми га­д­же­ты со встро­ен­ной фото- и ви­део­ка­ме­рой. А по­яв­ле­ние со­ци­аль­ных сетей при­ве­ло к тому, что дети все чаще стали

де­лать фо­то­сним­ки, чтобы по­де­лить­ся ими со сво­и­ми дру­зья­ми. Но увле­че­ние селфи толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся без­обид­ным: чтобы уве­ли­чить ко­ли­че­ство под­пис­чи­ков, дети часто за­бы­ва­ют о без­опас­но­сти в соц­се­ти.

Kом­пью­тер­ные игры — это увле­че­ние мо­ло­де­жи, ко­то­рое за­став­ля­ет пси­хо­ло­гов во всем мире тру­бить во все трубы. Ро­ди­те­лям, чьи дети стали чрез­мер­но увле­кать­ся та­ки­ми иг­ра­ми, не­об­хо­ди­мо по­мочь ре­бен­ку не по­те­рять связь с ре­аль­но­стью.

A еще со­вре­мен­ные дети часто при­бе­га­ют к опас­ным раз­вле­че­ни­ям, счи­тая, что риск — лег­кий спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние, за­ста­вить окру­жа­ю­щих ува­жать себя. На­при­мер, среди под­рост­ков по­пу­ля­рен пар­кур — пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий без стра­хов­ки (стен, за­бо­ров, лест­ниц). Риск трав­ми­ро­вать­ся в пар­ку­ре очень вы­со­кий, при­чем не толь­ко для но­вич­ков.

C целью об­ра­тить вни­ма­ние на про­бле­му «гей­ме­ров» среди под­рост­ков автор тек­ста ис­поль­зу­ет

1) срав­не­ние
2) вос­кли­ца­ние
3) фра­зео­ло­гизм
4) ри­то­ри­че­ский во­прос
7.  
i

Под­рост­ко­вый воз­раст — труд­ный пе­ри­од пси­хо­ло­ги­че­ско­го взрос­ле­ния. В са­мо­со­зна­нии про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ме­ня­ет­ся внут­рен­ний мир, увле­че­ния.

Че­ло­век не может жить без об­ще­ния. Но в под­рост­ко­вом воз­расте об­ще­ние с од­но­год­ка­ми при­об­ре­та­ет не­сколь­ко иной ха­рак­тер. Ре­бе­нок на­чи­на­ет ис­кать новые зна­ком­ства, по­ни­ма­ние среди дру­зей и сверст­ни­ков. В этот пе­ри­од также про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние его мне­ния и еще не офор­мив­шей­ся до конца жиз­нен­ной по­зи­ции. Под­рост­ки часто срав­ни­ва­ют себя с дру­ги­ми лю­дь­ми. Ищут тех, кто мог бы при­ни­мать их толь­ко та­ки­ми, какие они есть, не осуж­дая и не срав­ни­вая. Бла­го­да­ря со­ци­аль­ным сетям и ин­тер­не­ту, со­вре­мен­ным под­рост­кам легче вос­пол­нить по­треб­ность в об­ще­нии.

Увле­че­ние элек­тро­ни­кой и тех­ни­кой — это «клас­си­ка жанра» для боль­шин­ства маль­чи­ков-под­рост­ков вот уже не­сколь­ко по­ко­ле­ний. Кто-то увле­ка­ет­ся мото- и ав­то­тех­ни­кой, кому-то ин­те­рес­на сбор­ка и ре­монт ком­пью­те­ров.

Се­год­ня, когда раз­лич­ные га­д­же­ты стали ши­ро­ко до­ступ­ны­ми, увле­че­ние до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са кос­ну­лось и де­ву­шек-школь­ниц. Прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка есть план­шет, ра­бо­чий ком­пью­тер и смарт­фон. Все это тре­бу­ет опре­де­лен­ных зна­ний и на­вы­ков, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты с га­д­же­та­ми.

Cовре­мен­ные под­рост­ки стали чи­тать на­мно­го боль­ше, чем дети даже 10-15 лет назад. На­вер­ное, так про­ис­хо­дит по­то­му, что се­год­ня боль­ше до­сту­па к раз­ным кни­гам. Чте­ние книг — это, без­услов­но, очень по­лез­ное за­ня­тие, но оно не со­дер­жит эле­мен­та ак­тив­но­сти, по­это­му важно пра­виль­но рас­пре­де­лять свое время, чтобы уде­лять его и лю­би­мо­му хобби, и об­ще­нию, и спор­ту.

Bсе боль­ше стар­ше­класс­ни­ков вы­би­ра­ют танцы как спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния и про­сто по­лу­че­ния удо­воль­ствия. В под­рост­ко­вом воз­расте фор­ми­ру­ют­ся му­зы­каль­ные вкусы, опять же под вли­я­ни­ем моды и окру­жа­ю­щей груп­пы.

По­хо­ды в кино — одно из лю­би­мых за­ня­тий мо­ло­де­жи уже не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Се­ри­а­лы и раз­ные ху­до­же­ствен­ные филь­мы были ин­те­рес­ны боль­шин­ству под­рост­ков, на­чи­ная с мо­мен­та по­яв­ле­ния те­ле­ви­де­ния и ки­но­те­ат­ров. Се­год­ня же увле­че­ния филь­ма­ми и се­ри­а­ла­ми на­би­ра­ет обо­ро­ты за счет до­ступ­но­сти их в ин­тер­не­те. Можно, на­при­мер, ска­чать се­ри­ал и за день про­смот­реть все серии.

Cегод­ня воз­мож­ность фо­то­гра­фи­ро­вать по­яви­лась прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка. Стали до­ступ­ны­ми га­д­же­ты со встро­ен­ной фото- и ви­део­ка­ме­рой. А по­яв­ле­ние со­ци­аль­ных сетей при­ве­ло к тому, что дети все чаще стали

де­лать фо­то­сним­ки, чтобы по­де­лить­ся ими со сво­и­ми дру­зья­ми. Но увле­че­ние селфи толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся без­обид­ным: чтобы уве­ли­чить ко­ли­че­ство под­пис­чи­ков, дети часто за­бы­ва­ют о без­опас­но­сти в соц­се­ти.

Kом­пью­тер­ные игры — это увле­че­ние мо­ло­де­жи, ко­то­рое за­став­ля­ет пси­хо­ло­гов во всем мире тру­бить во все трубы. Ро­ди­те­лям, чьи дети стали чрез­мер­но увле­кать­ся та­ки­ми иг­ра­ми, не­об­хо­ди­мо по­мочь ре­бен­ку не по­те­рять связь с ре­аль­но­стью.

A еще со­вре­мен­ные дети часто при­бе­га­ют к опас­ным раз­вле­че­ни­ям, счи­тая, что риск — лег­кий спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние, за­ста­вить окру­жа­ю­щих ува­жать себя. На­при­мер, среди под­рост­ков по­пу­ля­рен пар­кур — пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий без стра­хов­ки (стен, за­бо­ров, лест­ниц). Риск трав­ми­ро­вать­ся в пар­ку­ре очень вы­со­кий, при­чем не толь­ко для но­вич­ков.

Cоглас­но тек­сту, под­рост­ки об­ра­ща­ют­ся к экс­тре­маль­но­му спор­ту, чтобы

1) по­бо­роть соб­ствен­ный страх
2) опуб­ли­ко­вать яркие фото в соц­се­ти
3) об­ра­тить на себя взгля­ды окру­жа­ю­щих
4) ка­зать­ся сме­лее сверст­ни­ков
8.  
i

Под­рост­ко­вый воз­раст — труд­ный пе­ри­од пси­хо­ло­ги­че­ско­го взрос­ле­ния. В са­мо­со­зна­нии про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ме­ня­ет­ся внут­рен­ний мир, увле­че­ния.

Че­ло­век не может жить без об­ще­ния. Но в под­рост­ко­вом воз­расте об­ще­ние с од­но­год­ка­ми при­об­ре­та­ет не­сколь­ко иной ха­рак­тер. Ре­бе­нок на­чи­на­ет ис­кать новые зна­ком­ства, по­ни­ма­ние среди дру­зей и сверст­ни­ков. В этот пе­ри­од также про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние его мне­ния и еще не офор­мив­шей­ся до конца жиз­нен­ной по­зи­ции. Под­рост­ки часто срав­ни­ва­ют себя с дру­ги­ми лю­дь­ми. Ищут тех, кто мог бы при­ни­мать их толь­ко та­ки­ми, какие они есть, не осуж­дая и не срав­ни­вая. Бла­го­да­ря со­ци­аль­ным сетям и ин­тер­не­ту, со­вре­мен­ным под­рост­кам легче вос­пол­нить по­треб­ность в об­ще­нии.

Увле­че­ние элек­тро­ни­кой и тех­ни­кой — это «клас­си­ка жанра» для боль­шин­ства маль­чи­ков-под­рост­ков вот уже не­сколь­ко по­ко­ле­ний. Кто-то увле­ка­ет­ся мото- и ав­то­тех­ни­кой, кому-то ин­те­рес­на сбор­ка и ре­монт ком­пью­те­ров.

Се­год­ня, когда раз­лич­ные га­д­же­ты стали ши­ро­ко до­ступ­ны­ми, увле­че­ние до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са кос­ну­лось и де­ву­шек-школь­ниц. Прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка есть план­шет, ра­бо­чий ком­пью­тер и смарт­фон. Все это тре­бу­ет опре­де­лен­ных зна­ний и на­вы­ков, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты с га­д­же­та­ми.

Cовре­мен­ные под­рост­ки стали чи­тать на­мно­го боль­ше, чем дети даже 10-15 лет назад. На­вер­ное, так про­ис­хо­дит по­то­му, что се­год­ня боль­ше до­сту­па к раз­ным кни­гам. Чте­ние книг — это, без­услов­но, очень по­лез­ное за­ня­тие, но оно не со­дер­жит эле­мен­та ак­тив­но­сти, по­это­му важно пра­виль­но рас­пре­де­лять свое время, чтобы уде­лять его и лю­би­мо­му хобби, и об­ще­нию, и спор­ту.

Bсе боль­ше стар­ше­класс­ни­ков вы­би­ра­ют танцы как спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния и про­сто по­лу­че­ния удо­воль­ствия. В под­рост­ко­вом воз­расте фор­ми­ру­ют­ся му­зы­каль­ные вкусы, опять же под вли­я­ни­ем моды и окру­жа­ю­щей груп­пы.

По­хо­ды в кино — одно из лю­би­мых за­ня­тий мо­ло­де­жи уже не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Се­ри­а­лы и раз­ные ху­до­же­ствен­ные филь­мы были ин­те­рес­ны боль­шин­ству под­рост­ков, на­чи­ная с мо­мен­та по­яв­ле­ния те­ле­ви­де­ния и ки­но­те­ат­ров. Се­год­ня же увле­че­ния филь­ма­ми и се­ри­а­ла­ми на­би­ра­ет обо­ро­ты за счет до­ступ­но­сти их в ин­тер­не­те. Можно, на­при­мер, ска­чать се­ри­ал и за день про­смот­реть все серии.

Cегод­ня воз­мож­ность фо­то­гра­фи­ро­вать по­яви­лась прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка. Стали до­ступ­ны­ми га­д­же­ты со встро­ен­ной фото- и ви­део­ка­ме­рой. А по­яв­ле­ние со­ци­аль­ных сетей при­ве­ло к тому, что дети все чаще стали

де­лать фо­то­сним­ки, чтобы по­де­лить­ся ими со сво­и­ми дру­зья­ми. Но увле­че­ние селфи толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся без­обид­ным: чтобы уве­ли­чить ко­ли­че­ство под­пис­чи­ков, дети часто за­бы­ва­ют о без­опас­но­сти в соц­се­ти.

Kом­пью­тер­ные игры — это увле­че­ние мо­ло­де­жи, ко­то­рое за­став­ля­ет пси­хо­ло­гов во всем мире тру­бить во все трубы. Ро­ди­те­лям, чьи дети стали чрез­мер­но увле­кать­ся та­ки­ми иг­ра­ми, не­об­хо­ди­мо по­мочь ре­бен­ку не по­те­рять связь с ре­аль­но­стью.

A еще со­вре­мен­ные дети часто при­бе­га­ют к опас­ным раз­вле­че­ни­ям, счи­тая, что риск — лег­кий спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние, за­ста­вить окру­жа­ю­щих ува­жать себя. На­при­мер, среди под­рост­ков по­пу­ля­рен пар­кур — пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий без стра­хов­ки (стен, за­бо­ров, лест­ниц). Риск трав­ми­ро­вать­ся в пар­ку­ре очень вы­со­кий, при­чем не толь­ко для но­вич­ков.

Tекст со­дер­жит ответ на во­прос

1) По­че­му под­рост­ки стали чаще об­ра­щать­ся к ли­те­ра­ту­ре?
2) Кто яв­ля­ет­ся ку­ми­ром со­вре­мен­ных под­рост­ков?
3) Какой жанр ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ет­ся из­люб­лен­ным у под­рост­ков?
4) Му­зы­ку каких на­прав­ле­ний пред­по­чи­та­ют под­рост­ки?
9.  
i

Под­рост­ко­вый воз­раст — труд­ный пе­ри­од пси­хо­ло­ги­че­ско­го взрос­ле­ния. В са­мо­со­зна­нии про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ме­ня­ет­ся внут­рен­ний мир, увле­че­ния.

Че­ло­век не может жить без об­ще­ния. Но в под­рост­ко­вом воз­расте об­ще­ние с од­но­год­ка­ми при­об­ре­та­ет не­сколь­ко иной ха­рак­тер. Ре­бе­нок на­чи­на­ет ис­кать новые зна­ком­ства, по­ни­ма­ние среди дру­зей и сверст­ни­ков. В этот пе­ри­од также про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние его мне­ния и еще не офор­мив­шей­ся до конца жиз­нен­ной по­зи­ции. Под­рост­ки часто срав­ни­ва­ют себя с дру­ги­ми лю­дь­ми. Ищут тех, кто мог бы при­ни­мать их толь­ко та­ки­ми, какие они есть, не осуж­дая и не срав­ни­вая. Бла­го­да­ря со­ци­аль­ным сетям и ин­тер­не­ту, со­вре­мен­ным под­рост­кам легче вос­пол­нить по­треб­ность в об­ще­нии.

Увле­че­ние элек­тро­ни­кой и тех­ни­кой — это «клас­си­ка жанра» для боль­шин­ства маль­чи­ков-под­рост­ков вот уже не­сколь­ко по­ко­ле­ний. Кто-то увле­ка­ет­ся мото- и ав­то­тех­ни­кой, кому-то ин­те­рес­на сбор­ка и ре­монт ком­пью­те­ров.

Се­год­ня, когда раз­лич­ные га­д­же­ты стали ши­ро­ко до­ступ­ны­ми, увле­че­ние до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са кос­ну­лось и де­ву­шек-школь­ниц. Прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка есть план­шет, ра­бо­чий ком­пью­тер и смарт­фон. Все это тре­бу­ет опре­де­лен­ных зна­ний и на­вы­ков, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты с га­д­же­та­ми.

Cовре­мен­ные под­рост­ки стали чи­тать на­мно­го боль­ше, чем дети даже 10-15 лет назад. На­вер­ное, так про­ис­хо­дит по­то­му, что се­год­ня боль­ше до­сту­па к раз­ным кни­гам. Чте­ние книг — это, без­услов­но, очень по­лез­ное за­ня­тие, но оно не со­дер­жит эле­мен­та ак­тив­но­сти, по­это­му важно пра­виль­но рас­пре­де­лять свое время, чтобы уде­лять его и лю­би­мо­му хобби, и об­ще­нию, и спор­ту.

Bсе боль­ше стар­ше­класс­ни­ков вы­би­ра­ют танцы как спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния и про­сто по­лу­че­ния удо­воль­ствия. В под­рост­ко­вом воз­расте фор­ми­ру­ют­ся му­зы­каль­ные вкусы, опять же под вли­я­ни­ем моды и окру­жа­ю­щей груп­пы.

По­хо­ды в кино — одно из лю­би­мых за­ня­тий мо­ло­де­жи уже не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Се­ри­а­лы и раз­ные ху­до­же­ствен­ные филь­мы были ин­те­рес­ны боль­шин­ству под­рост­ков, на­чи­ная с мо­мен­та по­яв­ле­ния те­ле­ви­де­ния и ки­но­те­ат­ров. Се­год­ня же увле­че­ния филь­ма­ми и се­ри­а­ла­ми на­би­ра­ет обо­ро­ты за счет до­ступ­но­сти их в ин­тер­не­те. Можно, на­при­мер, ска­чать се­ри­ал и за день про­смот­реть все серии.

Cегод­ня воз­мож­ность фо­то­гра­фи­ро­вать по­яви­лась прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка. Стали до­ступ­ны­ми га­д­же­ты со встро­ен­ной фото- и ви­део­ка­ме­рой. А по­яв­ле­ние со­ци­аль­ных сетей при­ве­ло к тому, что дети все чаще стали

де­лать фо­то­сним­ки, чтобы по­де­лить­ся ими со сво­и­ми дру­зья­ми. Но увле­че­ние селфи толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся без­обид­ным: чтобы уве­ли­чить ко­ли­че­ство под­пис­чи­ков, дети часто за­бы­ва­ют о без­опас­но­сти в соц­се­ти.

Kом­пью­тер­ные игры — это увле­че­ние мо­ло­де­жи, ко­то­рое за­став­ля­ет пси­хо­ло­гов во всем мире тру­бить во все трубы. Ро­ди­те­лям, чьи дети стали чрез­мер­но увле­кать­ся та­ки­ми иг­ра­ми, не­об­хо­ди­мо по­мочь ре­бен­ку не по­те­рять связь с ре­аль­но­стью.

A еще со­вре­мен­ные дети часто при­бе­га­ют к опас­ным раз­вле­че­ни­ям, счи­тая, что риск — лег­кий спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние, за­ста­вить окру­жа­ю­щих ува­жать себя. На­при­мер, среди под­рост­ков по­пу­ля­рен пар­кур — пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий без стра­хов­ки (стен, за­бо­ров, лест­ниц). Риск трав­ми­ро­вать­ся в пар­ку­ре очень вы­со­кий, при­чем не толь­ко для но­вич­ков.

Oтвет на во­прос по тек­сту: «Как может вли­ять вы­став­ле­ние лич­ных фото в со­ци­аль­ные сети на жизнь под­рост­ков?»

1) может быть не­без­опас­но
2) под­рост­ки те­ря­ют связь с ро­ди­те­ля­ми
3) дети пе­ре­ста­ют учить­ся
4) дети пе­ре­ста­ют пра­виль­но пи­тать­ся
10.  
i

Под­рост­ко­вый воз­раст — труд­ный пе­ри­од пси­хо­ло­ги­че­ско­го взрос­ле­ния. В са­мо­со­зна­нии про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ме­ня­ет­ся внут­рен­ний мир, увле­че­ния.

Че­ло­век не может жить без об­ще­ния. Но в под­рост­ко­вом воз­расте об­ще­ние с од­но­год­ка­ми при­об­ре­та­ет не­сколь­ко иной ха­рак­тер. Ре­бе­нок на­чи­на­ет ис­кать новые зна­ком­ства, по­ни­ма­ние среди дру­зей и сверст­ни­ков. В этот пе­ри­од также про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние его мне­ния и еще не офор­мив­шей­ся до конца жиз­нен­ной по­зи­ции. Под­рост­ки часто срав­ни­ва­ют себя с дру­ги­ми лю­дь­ми. Ищут тех, кто мог бы при­ни­мать их толь­ко та­ки­ми, какие они есть, не осуж­дая и не срав­ни­вая. Бла­го­да­ря со­ци­аль­ным сетям и ин­тер­не­ту, со­вре­мен­ным под­рост­кам легче вос­пол­нить по­треб­ность в об­ще­нии.

Увле­че­ние элек­тро­ни­кой и тех­ни­кой — это «клас­си­ка жанра» для боль­шин­ства маль­чи­ков-под­рост­ков вот уже не­сколь­ко по­ко­ле­ний. Кто-то увле­ка­ет­ся мото- и ав­то­тех­ни­кой, кому-то ин­те­рес­на сбор­ка и ре­монт ком­пью­те­ров.

Се­год­ня, когда раз­лич­ные га­д­же­ты стали ши­ро­ко до­ступ­ны­ми, увле­че­ние до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са кос­ну­лось и де­ву­шек-школь­ниц. Прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка есть план­шет, ра­бо­чий ком­пью­тер и смарт­фон. Все это тре­бу­ет опре­де­лен­ных зна­ний и на­вы­ков, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты с га­д­же­та­ми.

Cовре­мен­ные под­рост­ки стали чи­тать на­мно­го боль­ше, чем дети даже 10-15 лет назад. На­вер­ное, так про­ис­хо­дит по­то­му, что се­год­ня боль­ше до­сту­па к раз­ным кни­гам. Чте­ние книг — это, без­услов­но, очень по­лез­ное за­ня­тие, но оно не со­дер­жит эле­мен­та ак­тив­но­сти, по­это­му важно пра­виль­но рас­пре­де­лять свое время, чтобы уде­лять его и лю­би­мо­му хобби, и об­ще­нию, и спор­ту.

Bсе боль­ше стар­ше­класс­ни­ков вы­би­ра­ют танцы как спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния и про­сто по­лу­че­ния удо­воль­ствия. В под­рост­ко­вом воз­расте фор­ми­ру­ют­ся му­зы­каль­ные вкусы, опять же под вли­я­ни­ем моды и окру­жа­ю­щей груп­пы.

По­хо­ды в кино — одно из лю­би­мых за­ня­тий мо­ло­де­жи уже не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Се­ри­а­лы и раз­ные ху­до­же­ствен­ные филь­мы были ин­те­рес­ны боль­шин­ству под­рост­ков, на­чи­ная с мо­мен­та по­яв­ле­ния те­ле­ви­де­ния и ки­но­те­ат­ров. Се­год­ня же увле­че­ния филь­ма­ми и се­ри­а­ла­ми на­би­ра­ет обо­ро­ты за счет до­ступ­но­сти их в ин­тер­не­те. Можно, на­при­мер, ска­чать се­ри­ал и за день про­смот­реть все серии.

Cегод­ня воз­мож­ность фо­то­гра­фи­ро­вать по­яви­лась прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка. Стали до­ступ­ны­ми га­д­же­ты со встро­ен­ной фото- и ви­део­ка­ме­рой. А по­яв­ле­ние со­ци­аль­ных сетей при­ве­ло к тому, что дети все чаще стали

де­лать фо­то­сним­ки, чтобы по­де­лить­ся ими со сво­и­ми дру­зья­ми. Но увле­че­ние селфи толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся без­обид­ным: чтобы уве­ли­чить ко­ли­че­ство под­пис­чи­ков, дети часто за­бы­ва­ют о без­опас­но­сти в соц­се­ти.

Kом­пью­тер­ные игры — это увле­че­ние мо­ло­де­жи, ко­то­рое за­став­ля­ет пси­хо­ло­гов во всем мире тру­бить во все трубы. Ро­ди­те­лям, чьи дети стали чрез­мер­но увле­кать­ся та­ки­ми иг­ра­ми, не­об­хо­ди­мо по­мочь ре­бен­ку не по­те­рять связь с ре­аль­но­стью.

A еще со­вре­мен­ные дети часто при­бе­га­ют к опас­ным раз­вле­че­ни­ям, счи­тая, что риск — лег­кий спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние, за­ста­вить окру­жа­ю­щих ува­жать себя. На­при­мер, среди под­рост­ков по­пу­ля­рен пар­кур — пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий без стра­хов­ки (стен, за­бо­ров, лест­ниц). Риск трав­ми­ро­вать­ся в пар­ку­ре очень вы­со­кий, при­чем не толь­ко для но­вич­ков.

Cход­ство ин­фор­ма­ции в тек­сте и в от­рыв­ке из ро­ма­на Т. Ми­хе­е­вой «Не пре­да­вай меня!»: «А потом при­хо­дил день, когда сама Алиса или София, ко­то­рые за­те­я­ли этот бой­кот, под­хо­ди­ли к ней и на­чи­на­ли раз­го­вор. Без объ­яс­не­ния при­чин бой­ко­та. И Юлька сда­ва­лась. На­чи­на­ла об­щать­ся, про­гло­тив обиду. По­то­му что очень уста­ва­ла быть одна. Ждать ка­вер­зы. Не при­ни­мать уча­стия в класс­ных делах» — за­клю­ча­ет­ся в том, что

1) че­ло­век — су­ще­ство со­ци­аль­ное
2) слож­ность са­мо­опре­де­ле­ния стар­ше­класс­ни­ков
3) бой­кот — спо­соб про­яв­ле­ния не­одоб­ре­ния
4) ис­крен­ность друж­бы под­рост­ков