Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 1498
1.  
i

КА­ЗАХ­СКИЕ КОМ­ПО­ЗИ­ТО­РЫ XIX ВЕКА

В XIX веке из гущи ка­зах­ско­го на­ро­да по­яв­ля­ют­ся та­лант­ли­вые на­род­ные ком­по­зи­то­ры, об­ра­зо­вав­шие две школы. Ос­но­во­по­лож­ни­ком одной из них яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­тый ком­по­зи­тор-кюйши За­пад­но­го Ка­зах­ста­на Кур­ман­га­зы. Вто­рой круп­ней­ший на­род­ный ком­по­зи­тор-певец Цен­траль­но­го Ка­зах­ста­на — Бир­жан-сал. Во­круг этих ком­по­зи­то­ров груп­пи­ро­ва­лись и в даль­ней­шем стали их по­сле­до­ва­те­ля­ми ком­по­зи­то­ры-кюйши: Ка­зан­гап, Бай­сер­ке, Дау­лет­ке­рей, Сей­тек, Дина, Ыхлас — и ком­по­зи­то­ры-певцы: Ахан-серэ, Ба­лу­ан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жа­ры­л­гап и Ша­шу­бай. Про­из­ве­де­ния (песни, ме­ло­дии, кюи, мо­ти­вы и т. д.) этих на­род­ных ком­по­зи­то­ров рас­про­стра­ня­лись в на­ро­де изуст­но. Со­бра­ние, за­пи­си, на­уч­ное и твор­че­ское осво­е­ние этого му­зы­каль­но­го на­сле­дия по­лу­чи­ли раз­ви­тие бла­го­да­ря уси­ли­ям А. В. За­та­е­ви­ча, Е. Г. Бру­си­лов­ско­го, А. К. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди.

Ком­по­зи­тор Ыхлас Ду­ке­нов ис­пол­нял вес свои про­из­ве­де­ния на ко­бы­зе. Он зна­чи­тель­но раз­вил тех­ни­ку игры на этом ин­стру­мен­те, внёс раз­но­об­ра­зие в ме­ло­дии, ко­то­рые ис­пол­ня­ли до него на ко­бы­зе баксы-ша­ма­ны. Про­из­ве­де­ния Ых­ла­са кра­соч­но пе­ре­да­ют древ­ние ска­за­ния ка­за­хов о ге­ро­и­че­ских по­дви­гах ба­ты­ров, об их стрем­ле­нии к луч­шей жизни. Ых­ла­сом со­зда­ны такие песни, как «Акку», «Жал­гыз аяк» и дру­гие, по­лу­чив­шие впо­след­ствии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

На­род­ный ком­по­зи­тор Мухит Ме­ра­ли­ев со­здал много песен, ко­то­рые по­слу­жи­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния л со­зда­ния новых песен по­сле­ду­ю­щи­ми ав­то­ра­ми. Ему при­над­ле­жат зна­ме­ни­тая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».

Жаяу Муса был пев­цом-ком­по­зи­то­ром, акы­ном — ма­сте­ром слова. Его наи­бо­лее по­пу­ляр­ные про­из­ве­де­ния: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Ис­кендiр», «Тұрым­тай» — от­ли­ча­ют­ся ме­ло­дич­но­стью, ли­ри­че­ским на­стро­е­ни­ем, про­ник­ну­ты му­же­ством и оп­ти­миз­мом.

Сары Ба­ра­ков со­чи­нил такие из­вест­ные песни, как «Да­ри­та», «Ciбiрге ай­да­лу» и «Қыз Қосан». Все про­из­ве­де­ния Сары вос­хва­ля­ют му­же­ство, не­по­ко­ле­би­мый ге­ро­изм и пла­мен­ную энер­гию.

За­ме­ча­тель­ный поэт-лирик и та­лант­ли­вый на­род­ный певец Ахан-серэ, вос­пи­ты­вав­ший­ся в ме­че­ти сво­е­го дяди, ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом, вос­пе­вая лю­бовь, друж­бу, сер­деч­ные от­но­ше­ния мо­ло­де­жи. Зна­ме­ни­тые ме­ло­дии Ахана-серэ «Құлагер», «Қара­тор­гай», «Ак са­у­сак» и мно­гие дру­гие живут до сих пор и были ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны в ка­зах­ских опе­рах, а его ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния вышли от­дель­ным из­да­ни­ем.

Ыхас Ду­ке­нов, со­глас­но тек­сту,

1) ро­дил­ся и вырос в Жез­каз­ган­ской об­ла­сти
2) про­дол­жа­ет путь ле­ген­дар­но­го кюйши Кор­кы­та
3) ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом
4) яв­ля­ет­ся но­ва­то­ром игры на ко­бы­зе
2.  
i

КА­ЗАХ­СКИЕ КОМ­ПО­ЗИ­ТО­РЫ XIX ВЕКА

В XIX веке из гущи ка­зах­ско­го на­ро­да по­яв­ля­ют­ся та­лант­ли­вые на­род­ные ком­по­зи­то­ры, об­ра­зо­вав­шие две школы. Ос­но­во­по­лож­ни­ком одной из них яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­тый ком­по­зи­тор-кюйши За­пад­но­го Ка­зах­ста­на Кур­ман­га­зы. Вто­рой круп­ней­ший на­род­ный ком­по­зи­тор-певец Цен­траль­но­го Ка­зах­ста­на — Бир­жан-сал. Во­круг этих ком­по­зи­то­ров груп­пи­ро­ва­лись и в даль­ней­шем стали их по­сле­до­ва­те­ля­ми ком­по­зи­то­ры-кюйши: Ка­зан­гап, Бай­сер­ке, Дау­лет­ке­рей, Сей­тек, Дина, Ыхлас — и ком­по­зи­то­ры-певцы: Ахан-серэ, Ба­лу­ан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жа­ры­л­гап и Ша­шу­бай. Про­из­ве­де­ния (песни, ме­ло­дии, кюи, мо­ти­вы и т. д.) этих на­род­ных ком­по­зи­то­ров рас­про­стра­ня­лись в на­ро­де изуст­но. Со­бра­ние, за­пи­си, на­уч­ное и твор­че­ское осво­е­ние этого му­зы­каль­но­го на­сле­дия по­лу­чи­ли раз­ви­тие бла­го­да­ря уси­ли­ям А. В. За­та­е­ви­ча, Е. Г. Бру­си­лов­ско­го, А. К. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди.

Ком­по­зи­тор Ыхлас Ду­ке­нов ис­пол­нял вес свои про­из­ве­де­ния на ко­бы­зе. Он зна­чи­тель­но раз­вил тех­ни­ку игры на этом ин­стру­мен­те, внёс раз­но­об­ра­зие в ме­ло­дии, ко­то­рые ис­пол­ня­ли до него на ко­бы­зе баксы-ша­ма­ны. Про­из­ве­де­ния Ых­ла­са кра­соч­но пе­ре­да­ют древ­ние ска­за­ния ка­за­хов о ге­ро­и­че­ских по­дви­гах ба­ты­ров, об их стрем­ле­нии к луч­шей жизни. Ых­ла­сом со­зда­ны такие песни, как «Акку», «Жал­гыз аяк» и дру­гие, по­лу­чив­шие впо­след­ствии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

На­род­ный ком­по­зи­тор Мухит Ме­ра­ли­ев со­здал много песен, ко­то­рые по­слу­жи­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния л со­зда­ния новых песен по­сле­ду­ю­щи­ми ав­то­ра­ми. Ему при­над­ле­жат зна­ме­ни­тая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».

Жаяу Муса был пев­цом-ком­по­зи­то­ром, акы­ном — ма­сте­ром слова. Его наи­бо­лее по­пу­ляр­ные про­из­ве­де­ния: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Ис­кендiр», «Тұрым­тай» — от­ли­ча­ют­ся ме­ло­дич­но­стью, ли­ри­че­ским на­стро­е­ни­ем, про­ник­ну­ты му­же­ством и оп­ти­миз­мом.

Сары Ба­ра­ков со­чи­нил такие из­вест­ные песни, как «Да­ри­та», «Ciбiрге ай­да­лу» и «Қыз Қосан». Все про­из­ве­де­ния Сары вос­хва­ля­ют му­же­ство, не­по­ко­ле­би­мый ге­ро­изм и пла­мен­ную энер­гию.

За­ме­ча­тель­ный поэт-лирик и та­лант­ли­вый на­род­ный певец Ахан-серэ, вос­пи­ты­вав­ший­ся в ме­че­ти сво­е­го дяди, ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом, вос­пе­вая лю­бовь, друж­бу, сер­деч­ные от­но­ше­ния мо­ло­де­жи. Зна­ме­ни­тые ме­ло­дии Ахана-серэ «Құлагер», «Қара­тор­гай», «Ак са­у­сак» и мно­гие дру­гие живут до сих пор и были ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны в ка­зах­ских опе­рах, а его ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния вышли от­дель­ным из­да­ни­ем.

Ком­по­зи­то­ры-кюйши XIX века, со­глас­но тек­сту

1) Ша­шу­бай, Бир­жан-сал
2) Майра, Ба­лу­ан-сал
3) Ахан-серэ, Жа­ры­л­гап
4) Ка­зан­гап, Бай­сер­ке
3.  
i

Зна­е­те ли вы, что в кре­стьян­ских се­мьях на Руси детей очень рано при­уча­ли к от­вет­ствен­но­сти и си­сте­ма­ти­че­ско­му труду? Это было од­но­вре­мен­но и глав­ным во­про­сом вос­пи­та­ния, и за­ло­гом вы­жи­ва­ния.

Самое глав­ное  — под­ход к своим на­след­ни­кам в на­род­ной среде был не про­сто стро­гим, а очень стро­гим. И имен­но на пер­вых годах жизни ребёнка взрос­лые ви­де­ли залог того, каким че­ло­ве­ком он ста­нет. Ав­то­ри­тет ма­те­ри с отцом в кре­стьян­ских се­мьях был не­пре­ре­ка­ем. Обыч­но ро­ди­те­ли были едины во взгля­дах на вос­пи­та­ние и обя­зан­но­сти чада, а если даже в чём-то и не были между собой со­глас­ны, то ни­ко­гда не де­мон­стри­ро­ва­ли этого пуб­лич­но. По­это­му у ребёнка не было шан­сов «пе­ре­тя­нуть» од­но­го из ро­ди­те­лей на свою сто­ро­ну. Обыч­но по­ру­че­ния между до­мо­чад­ца­ми рас­пре­де­ля­лись гла­вой се­мей­ства в при­каз­ном тоне, и никто не пе­ре­чил ему в ответ. В то же время за успеш­но вы­пол­нен­ное за­да­ние ребёнка все­гда хва­ли­ли и по­ощ­ря­ли, вся­че­ски подчёрки­вая, что он принёс поль­зу всей семье. Так с малых лет фор­ми­ро­ва­лось чув­ство от­вет­ствен­но­сти перед до­мо­чад­ца­ми.

(по ма­те­ри­а­лам Ин­тер­не­та, 156 слов)

Если Вы ре­ши­те в вос­пи­та­нии сво­е­го ребёнка при­дер­жи­вать­ся тра­ди­ций на­род­ной пе­да­го­ги­ки, то сле­дуй­те од­но­му из глав­ных прин­ци­пов:

1) ребёнку надо обя­за­тель­но объ­яс­нять, что и для чего де­ла­ет­ся
2) детей не надо хва­лить за успеш­но вы­пол­нен­ное за­да­ние
3) вос­пи­ты­вать ребёнка нужно в стро­го­сти
4) если ребёнок про­ви­нил­ся, его нужно сразу же на­ка­зать
4.  
i

Зна­е­те ли вы, что в кре­стьян­ских се­мьях на Руси детей очень рано при­уча­ли к от­вет­ствен­но­сти и си­сте­ма­ти­че­ско­му труду? Это было од­но­вре­мен­но и глав­ным во­про­сом вос­пи­та­ния, и за­ло­гом вы­жи­ва­ния.

Самое глав­ное  — под­ход к своим на­след­ни­кам в на­род­ной среде был не про­сто стро­гим, а очень стро­гим. И имен­но на пер­вых годах жизни ребёнка взрос­лые ви­де­ли залог того, каким че­ло­ве­ком он ста­нет. Ав­то­ри­тет ма­те­ри с отцом в кре­стьян­ских се­мьях был не­пре­ре­ка­ем. Обыч­но ро­ди­те­ли были едины во взгля­дах на вос­пи­та­ние и обя­зан­но­сти чада, а если даже в чём-то и не были между собой со­глас­ны, то ни­ко­гда не де­мон­стри­ро­ва­ли этого пуб­лич­но. По­это­му у ребёнка не было шан­сов «пе­ре­тя­нуть» од­но­го из ро­ди­те­лей на свою сто­ро­ну. Обыч­но по­ру­че­ния между до­мо­чад­ца­ми рас­пре­де­ля­лись гла­вой се­мей­ства в при­каз­ном тоне, и никто не пе­ре­чил ему в ответ. В то же время за успеш­но вы­пол­нен­ное за­да­ние ребёнка все­гда хва­ли­ли и по­ощ­ря­ли, вся­че­ски подчёрки­вая, что он принёс поль­зу всей семье. Так с малых лет фор­ми­ро­ва­лось чув­ство от­вет­ствен­но­сти перед до­мо­чад­ца­ми.

(по ма­те­ри­а­лам Ин­тер­не­та, 156 слов)

Из тек­ста можно узнать

1) о пси­хо­ло­го−пе­да­го­ги­че­ских под­хо­дах к вос­пи­та­нию ребёнка
2) до ка­ко­го воз­рас­та нужно вос­пи­ты­вать тру­до­лю­бие
3) об от­ли­чи­ях в вос­пи­та­нии маль­чи­ков и де­во­чек
4) о вос­пи­та­нии в кре­стьян­ских се­мьях
5.  
i

Зна­е­те ли вы, что в кре­стьян­ских се­мьях на Руси детей очень рано при­уча­ли к от­вет­ствен­но­сти и си­сте­ма­ти­че­ско­му труду? Это было од­но­вре­мен­но и глав­ным во­про­сом вос­пи­та­ния, и за­ло­гом вы­жи­ва­ния.

Самое глав­ное  — под­ход к своим на­след­ни­кам в на­род­ной среде был не про­сто стро­гим, а очень стро­гим. И имен­но на пер­вых годах жизни ребёнка взрос­лые ви­де­ли залог того, каким че­ло­ве­ком он ста­нет. Ав­то­ри­тет ма­те­ри с отцом в кре­стьян­ских се­мьях был не­пре­ре­ка­ем. Обыч­но ро­ди­те­ли были едины во взгля­дах на вос­пи­та­ние и обя­зан­но­сти чада, а если даже в чём-то и не были между собой со­глас­ны, то ни­ко­гда не де­мон­стри­ро­ва­ли этого пуб­лич­но. По­это­му у ребёнка не было шан­сов «пе­ре­тя­нуть» од­но­го из ро­ди­те­лей на свою сто­ро­ну. Обыч­но по­ру­че­ния между до­мо­чад­ца­ми рас­пре­де­ля­лись гла­вой се­мей­ства в при­каз­ном тоне, и никто не пе­ре­чил ему в ответ. В то же время за успеш­но вы­пол­нен­ное за­да­ние ребёнка все­гда хва­ли­ли и по­ощ­ря­ли, вся­че­ски подчёрки­вая, что он принёс поль­зу всей семье. Так с малых лет фор­ми­ро­ва­лось чув­ство от­вет­ствен­но­сти перед до­мо­чад­ца­ми.

(по ма­те­ри­а­лам Ин­тер­не­та, 156 слов)

Какая по­сло­ви­ца со­от­вет­ству­ет со­дер­жа­нию тек­ста?

1) Отец сына не на худо учит.
2) Вос­пи­та­ние и веж­ли­вость в ла­воч­ке не ку­пишь.
3) Побои мучат, а не учат.
4) Бел лицом, да худ отцом.
6.  
i

1. Впер­вые уче­ные раз­ра­бо­та­ли де­таль­ную мо­дель того, как из­ме­ни­лись ат­мо­сфе­ра и кли­мат после па­де­ния асте­ро­и­да, ко­то­рый при­вел к ис­чез­но­ве­нию ди­но­зав­ров.

2. Хотя ди­но­зав­ры уже на­хо­ди­лись в со­сто­я­нии упад­ка, когда ги­гант­ский асте­ро­ид Чик­су­луб упал на Землю, при­ня­то счи­тать, что этот ка­та­клизм убил их. Тем не менее до сих пор было не со­всем по­нят­но, как имен­но.

3. Зная место па­де­ния и при­бли­зи­тель­ный раз­мер асте­ро­и­да, ас­пи­рант­ка Потс­дам­ско­го ин­сти­ту­та иши­а­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний, ис­поль­зо­ва­ла кли­ма­ти­че­ские ими­та­то­ры, чтобы смо­де­ли­ро­вать ат­мо­сфер­ные по­след­ствия го­ре­ния лесов, а также опре­де­лить ко­ли­че­ство ма­те­ри­а­ла, вы­бро­шен­но­го в ат­мо­сфе­ру.

4. Она при­ш­ла к вы­во­ду, что суль­фа­ты, вы­бро­шен­ные асте­ро­и­дом, а не пыль, на­нес­ли боль­шую часть ущер­ба кли­ма­ту, в ре­зуль­та­те чего и по­гиб­ли ди­но­зав­ры. В то время как дру­гие ве­ще­ства быст­ро смы­ва­лись до­ждем, сера оста­ва­лась в воз­ду­хе. Как и в слу­чае с ана­ло­гич­ным ма­те­ри­а­лом, вы­пу­щен­ным во время вул­ка­ни­че­ских из­вер­же­ний, эти суль­фа­ты бло­ки­ро­ва­ли сол­неч­ный свет, и он не мог до­стичь по­верх­но­сти Земли. Учи­ты­вая такое боль­шое ко­ли­че­ство ве­ществ в ат­мо­сфе­ре, не

уди­ви­тель­но, что тем­пе­ра­ту­ра резко упала. Стало дей­стви­тель­но очень хо­лод­но. В сред­нем гло­баль­ная тем­пе­ра­ту­ра сни­зи­лась на 26°С.

5. Вы­зван­ное суль­фат­ны­ми аэро­зо­ля­ми дол­го­сроч­ное охла­жде­ние яв­ля­ет­ся более гу­би­тель­ным фак­то­ром мас­со­во­го вы­ми­ра­ния, чем пыль, так как она оста­ет­ся а ат­мо­сфе­ре от­но­си­тель­но ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни.

6. Есте­ствен­но, ле­дя­ные шапки уве­ли­чи­лись, и даже когда суль­фа­ты ис­чез­ли из ат­мо­сфе­ры, они

про­дол­жа­ли охла­ждать пла­не­ту, так как сол­неч­ный свет от­ра­жал­ся об­рат­но в кос­мос.

7. По­доб­но тому, как гло­баль­но по­теп­ле­ние, вы­зван­ное че­ло­ве­ком, ока­зы­ва­ет вли­я­ние на цир­ку­ля­цию воды в оке­а­не, что по­тен­ци­аль­но имеет ка­та­стро­фи­че­ские по­след­ствия, вне­зап­ное по­хо­ло­да­ние также из­ме­ни­ло дви­же­ние воды, и эф­фект от этого длил­ся еще долго после того, как суль­фа­ты ис­чез­ли. По­верх­ност­ные воды охла­жда­лись и опус­ка­лись на дно, поз­во­ляя бо­га­тым пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми водам дна под­ни­мать­ся. Когда сол­неч­ный свет вер­нул­ся, эти пи­та­тель­ные ве­ще­ства при­ве­ли к об­шир­но­му и, ве­ро­ят­но, ток­си­че­ско­му цве­те­нию воды, что имело тя­же­лые по­след­ствия для мно­гих видов мор­ских ор­га­низ­мов.

8. «Пла­не­те по­на­до­би­лось бы более 30 мил­ли­о­нов лет, чтобы вер­нуть­ся к от­но­си­тель­но нор­маль­но­му со­сто­я­нию», — де­ла­ет вы­во­ды Джу­лия.

— Из­ме­не­ния были та­ки­ми вну­ши­тель­ны­ми, что нам стоит удив­лять­ся тому, как смог­ли вы­жить не­ко­то­рые виды, а не тому, что мно­гие ис­чез­ли на­все­гда.

Со­глас­но тек­сту, сол­неч­ный свет бло­ки­ро­вал­ся

1) дождём
2) про­дук­та­ми го­ре­ния лесов
3) вул­ка­ни­че­ской лавой
4) суль­фа­та­ми
7.  
i

1. Впер­вые уче­ные раз­ра­бо­та­ли де­таль­ную мо­дель того, как из­ме­ни­лись ат­мо­сфе­ра и кли­мат после па­де­ния асте­ро­и­да, ко­то­рый при­вел к ис­чез­но­ве­нию ди­но­зав­ров.

2. Хотя ди­но­зав­ры уже на­хо­ди­лись в со­сто­я­нии упад­ка, когда ги­гант­ский асте­ро­ид Чик­су­луб упал на Землю, при­ня­то счи­тать, что этот ка­та­клизм убил их. Тем не менее до сих пор было не со­всем по­нят­но, как имен­но.

3. Зная место па­де­ния и при­бли­зи­тель­ный раз­мер асте­ро­и­да, ас­пи­рант­ка Потс­дам­ско­го ин­сти­ту­та иши­а­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний, ис­поль­зо­ва­ла кли­ма­ти­че­ские ими­та­то­ры, чтобы смо­де­ли­ро­вать ат­мо­сфер­ные по­след­ствия го­ре­ния лесов, а также опре­де­лить ко­ли­че­ство ма­те­ри­а­ла, вы­бро­шен­но­го в ат­мо­сфе­ру.

4. Она при­ш­ла к вы­во­ду, что суль­фа­ты, вы­бро­шен­ные асте­ро­и­дом, а не пыль, на­нес­ли боль­шую часть ущер­ба кли­ма­ту, в ре­зуль­та­те чего и по­гиб­ли ди­но­зав­ры. В то время как дру­гие ве­ще­ства быст­ро смы­ва­лись до­ждем, сера оста­ва­лась в воз­ду­хе. Как и в слу­чае с ана­ло­гич­ным ма­те­ри­а­лом, вы­пу­щен­ным во время вул­ка­ни­че­ских из­вер­же­ний, эти суль­фа­ты бло­ки­ро­ва­ли сол­неч­ный свет, и он не мог до­стичь по­верх­но­сти Земли. Учи­ты­вая такое боль­шое ко­ли­че­ство ве­ществ в ат­мо­сфе­ре, не

уди­ви­тель­но, что тем­пе­ра­ту­ра резко упала. Стало дей­стви­тель­но очень хо­лод­но. В сред­нем гло­баль­ная тем­пе­ра­ту­ра сни­зи­лась на 26°С.

5. Вы­зван­ное суль­фат­ны­ми аэро­зо­ля­ми дол­го­сроч­ное охла­жде­ние яв­ля­ет­ся более гу­би­тель­ным фак­то­ром мас­со­во­го вы­ми­ра­ния, чем пыль, так как она оста­ет­ся а ат­мо­сфе­ре от­но­си­тель­но ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни.

6. Есте­ствен­но, ле­дя­ные шапки уве­ли­чи­лись, и даже когда суль­фа­ты ис­чез­ли из ат­мо­сфе­ры, они

про­дол­жа­ли охла­ждать пла­не­ту, так как сол­неч­ный свет от­ра­жал­ся об­рат­но в кос­мос.

7. По­доб­но тому, как гло­баль­но по­теп­ле­ние, вы­зван­ное че­ло­ве­ком, ока­зы­ва­ет вли­я­ние на цир­ку­ля­цию воды в оке­а­не, что по­тен­ци­аль­но имеет ка­та­стро­фи­че­ские по­след­ствия, вне­зап­ное по­хо­ло­да­ние также из­ме­ни­ло дви­же­ние воды, и эф­фект от этого длил­ся еще долго после того, как суль­фа­ты ис­чез­ли. По­верх­ност­ные воды охла­жда­лись и опус­ка­лись на дно, поз­во­ляя бо­га­тым пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми водам дна под­ни­мать­ся. Когда сол­неч­ный свет вер­нул­ся, эти пи­та­тель­ные ве­ще­ства при­ве­ли к об­шир­но­му и, ве­ро­ят­но, ток­си­че­ско­му цве­те­нию воды, что имело тя­же­лые по­след­ствия для мно­гих видов мор­ских ор­га­низ­мов.

8. «Пла­не­те по­на­до­би­лось бы более 30 мил­ли­о­нов лет, чтобы вер­нуть­ся к от­но­си­тель­но нор­маль­но­му со­сто­я­нию», — де­ла­ет вы­во­ды Джу­лия.

— Из­ме­не­ния были та­ки­ми вну­ши­тель­ны­ми, что нам стоит удив­лять­ся тому, как смог­ли вы­жить не­ко­то­рые виды, а не тому, что мно­гие ис­чез­ли на­все­гда.

Абзац, в ко­то­ром со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция о вли­я­нии суль­фа­тов в ат­мо­сфе­ре на судь­бу ди­но­зав­ров

1) 8
2) 7
3) 1
4) 4
8.  
i

1. Впер­вые уче­ные раз­ра­бо­та­ли де­таль­ную мо­дель того, как из­ме­ни­лись ат­мо­сфе­ра и кли­мат после па­де­ния асте­ро­и­да, ко­то­рый при­вел к ис­чез­но­ве­нию ди­но­зав­ров.

2. Хотя ди­но­зав­ры уже на­хо­ди­лись в со­сто­я­нии упад­ка, когда ги­гант­ский асте­ро­ид Чик­су­луб упал на Землю, при­ня­то счи­тать, что этот ка­та­клизм убил их. Тем не менее до сих пор было не со­всем по­нят­но, как имен­но.

3. Зная место па­де­ния и при­бли­зи­тель­ный раз­мер асте­ро­и­да, ас­пи­рант­ка Потс­дам­ско­го ин­сти­ту­та иши­а­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний, ис­поль­зо­ва­ла кли­ма­ти­че­ские ими­та­то­ры, чтобы смо­де­ли­ро­вать ат­мо­сфер­ные по­след­ствия го­ре­ния лесов, а также опре­де­лить ко­ли­че­ство ма­те­ри­а­ла, вы­бро­шен­но­го в ат­мо­сфе­ру.

4. Она при­ш­ла к вы­во­ду, что суль­фа­ты, вы­бро­шен­ные асте­ро­и­дом, а не пыль, на­нес­ли боль­шую часть ущер­ба кли­ма­ту, в ре­зуль­та­те чего и по­гиб­ли ди­но­зав­ры. В то время как дру­гие ве­ще­ства быст­ро смы­ва­лись до­ждем, сера оста­ва­лась в воз­ду­хе. Как и в слу­чае с ана­ло­гич­ным ма­те­ри­а­лом, вы­пу­щен­ным во время вул­ка­ни­че­ских из­вер­же­ний, эти суль­фа­ты бло­ки­ро­ва­ли сол­неч­ный свет, и он не мог до­стичь по­верх­но­сти Земли. Учи­ты­вая такое боль­шое ко­ли­че­ство ве­ществ в ат­мо­сфе­ре, не

уди­ви­тель­но, что тем­пе­ра­ту­ра резко упала. Стало дей­стви­тель­но очень хо­лод­но. В сред­нем гло­баль­ная тем­пе­ра­ту­ра сни­зи­лась на 26°С.

5. Вы­зван­ное суль­фат­ны­ми аэро­зо­ля­ми дол­го­сроч­ное охла­жде­ние яв­ля­ет­ся более гу­би­тель­ным фак­то­ром мас­со­во­го вы­ми­ра­ния, чем пыль, так как она оста­ет­ся а ат­мо­сфе­ре от­но­си­тель­но ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни.

6. Есте­ствен­но, ле­дя­ные шапки уве­ли­чи­лись, и даже когда суль­фа­ты ис­чез­ли из ат­мо­сфе­ры, они

про­дол­жа­ли охла­ждать пла­не­ту, так как сол­неч­ный свет от­ра­жал­ся об­рат­но в кос­мос.

7. По­доб­но тому, как гло­баль­но по­теп­ле­ние, вы­зван­ное че­ло­ве­ком, ока­зы­ва­ет вли­я­ние на цир­ку­ля­цию воды в оке­а­не, что по­тен­ци­аль­но имеет ка­та­стро­фи­че­ские по­след­ствия, вне­зап­ное по­хо­ло­да­ние также из­ме­ни­ло дви­же­ние воды, и эф­фект от этого длил­ся еще долго после того, как суль­фа­ты ис­чез­ли. По­верх­ност­ные воды охла­жда­лись и опус­ка­лись на дно, поз­во­ляя бо­га­тым пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми водам дна под­ни­мать­ся. Когда сол­неч­ный свет вер­нул­ся, эти пи­та­тель­ные ве­ще­ства при­ве­ли к об­шир­но­му и, ве­ро­ят­но, ток­си­че­ско­му цве­те­нию воды, что имело тя­же­лые по­след­ствия для мно­гих видов мор­ских ор­га­низ­мов.

8. «Пла­не­те по­на­до­би­лось бы более 30 мил­ли­о­нов лет, чтобы вер­нуть­ся к от­но­си­тель­но нор­маль­но­му со­сто­я­нию», — де­ла­ет вы­во­ды Джу­лия.

— Из­ме­не­ния были та­ки­ми вну­ши­тель­ны­ми, что нам стоит удив­лять­ся тому, как смог­ли вы­жить не­ко­то­рые виды, а не тому, что мно­гие ис­чез­ли на­все­гда.

Для экс­пе­ри­мен­та Джу­лии ис­поль­зо­ва­лись, со­глас­но тек­сту

1) ре­зуль­та­ты ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок
2) ро­бо­ты
3) кли­ма­ти­че­ские ими­та­то­ры
4) дан­ные с кос­мо­са
9.  
i

1. Впер­вые уче­ные раз­ра­бо­та­ли де­таль­ную мо­дель того, как из­ме­ни­лись ат­мо­сфе­ра и кли­мат после па­де­ния асте­ро­и­да, ко­то­рый при­вел к ис­чез­но­ве­нию ди­но­зав­ров.

2. Хотя ди­но­зав­ры уже на­хо­ди­лись в со­сто­я­нии упад­ка, когда ги­гант­ский асте­ро­ид Чик­су­луб упал на Землю, при­ня­то счи­тать, что этот ка­та­клизм убил их. Тем не менее до сих пор было не со­всем по­нят­но, как имен­но.

3. Зная место па­де­ния и при­бли­зи­тель­ный раз­мер асте­ро­и­да, ас­пи­рант­ка Потс­дам­ско­го ин­сти­ту­та иши­а­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний, ис­поль­зо­ва­ла кли­ма­ти­че­ские ими­та­то­ры, чтобы смо­де­ли­ро­вать ат­мо­сфер­ные по­след­ствия го­ре­ния лесов, а также опре­де­лить ко­ли­че­ство ма­те­ри­а­ла, вы­бро­шен­но­го в ат­мо­сфе­ру.

4. Она при­ш­ла к вы­во­ду, что суль­фа­ты, вы­бро­шен­ные асте­ро­и­дом, а не пыль, на­нес­ли боль­шую часть ущер­ба кли­ма­ту, в ре­зуль­та­те чего и по­гиб­ли ди­но­зав­ры. В то время как дру­гие ве­ще­ства быст­ро смы­ва­лись до­ждем, сера оста­ва­лась в воз­ду­хе. Как и в слу­чае с ана­ло­гич­ным ма­те­ри­а­лом, вы­пу­щен­ным во время вул­ка­ни­че­ских из­вер­же­ний, эти суль­фа­ты бло­ки­ро­ва­ли сол­неч­ный свет, и он не мог до­стичь по­верх­но­сти Земли. Учи­ты­вая такое боль­шое ко­ли­че­ство ве­ществ в ат­мо­сфе­ре, не

уди­ви­тель­но, что тем­пе­ра­ту­ра резко упала. Стало дей­стви­тель­но очень хо­лод­но. В сред­нем гло­баль­ная тем­пе­ра­ту­ра сни­зи­лась на 26°С.

5. Вы­зван­ное суль­фат­ны­ми аэро­зо­ля­ми дол­го­сроч­ное охла­жде­ние яв­ля­ет­ся более гу­би­тель­ным фак­то­ром мас­со­во­го вы­ми­ра­ния, чем пыль, так как она оста­ет­ся а ат­мо­сфе­ре от­но­си­тель­но ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни.

6. Есте­ствен­но, ле­дя­ные шапки уве­ли­чи­лись, и даже когда суль­фа­ты ис­чез­ли из ат­мо­сфе­ры, они

про­дол­жа­ли охла­ждать пла­не­ту, так как сол­неч­ный свет от­ра­жал­ся об­рат­но в кос­мос.

7. По­доб­но тому, как гло­баль­но по­теп­ле­ние, вы­зван­ное че­ло­ве­ком, ока­зы­ва­ет вли­я­ние на цир­ку­ля­цию воды в оке­а­не, что по­тен­ци­аль­но имеет ка­та­стро­фи­че­ские по­след­ствия, вне­зап­ное по­хо­ло­да­ние также из­ме­ни­ло дви­же­ние воды, и эф­фект от этого длил­ся еще долго после того, как суль­фа­ты ис­чез­ли. По­верх­ност­ные воды охла­жда­лись и опус­ка­лись на дно, поз­во­ляя бо­га­тым пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми водам дна под­ни­мать­ся. Когда сол­неч­ный свет вер­нул­ся, эти пи­та­тель­ные ве­ще­ства при­ве­ли к об­шир­но­му и, ве­ро­ят­но, ток­си­че­ско­му цве­те­нию воды, что имело тя­же­лые по­след­ствия для мно­гих видов мор­ских ор­га­низ­мов.

8. «Пла­не­те по­на­до­би­лось бы более 30 мил­ли­о­нов лет, чтобы вер­нуть­ся к от­но­си­тель­но нор­маль­но­му со­сто­я­нию», — де­ла­ет вы­во­ды Джу­лия.

— Из­ме­не­ния были та­ки­ми вну­ши­тель­ны­ми, что нам стоит удив­лять­ся тому, как смог­ли вы­жить не­ко­то­рые виды, а не тому, что мно­гие ис­чез­ли на­все­гда.

Из тек­ста можно узнать о Джу­лии, что она

1) на­пи­са­ла ста­тью в жур­на­ле
2) за­ни­ма­лась ис­сле­до­ва­ни­я­ми по за­да­нию док­то­ра Ге­ор­га Фел­не­ра
3) изу­ча­ла виды ди­но­зав­ров
4) смо­де­ли­ро­ва­ла ат­мо­сфер­ные по­след­ствия после па­де­ния асте­ро­и­да
10.  
i

1. Впер­вые уче­ные раз­ра­бо­та­ли де­таль­ную мо­дель того, как из­ме­ни­лись ат­мо­сфе­ра и кли­мат после па­де­ния асте­ро­и­да, ко­то­рый при­вел к ис­чез­но­ве­нию ди­но­зав­ров.

2. Хотя ди­но­зав­ры уже на­хо­ди­лись в со­сто­я­нии упад­ка, когда ги­гант­ский асте­ро­ид Чик­су­луб упал на Землю, при­ня­то счи­тать, что этот ка­та­клизм убил их. Тем не менее до сих пор было не со­всем по­нят­но, как имен­но.

3. Зная место па­де­ния и при­бли­зи­тель­ный раз­мер асте­ро­и­да, ас­пи­рант­ка Потс­дам­ско­го ин­сти­ту­та иши­а­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний, ис­поль­зо­ва­ла кли­ма­ти­че­ские ими­та­то­ры, чтобы смо­де­ли­ро­вать ат­мо­сфер­ные по­след­ствия го­ре­ния лесов, а также опре­де­лить ко­ли­че­ство ма­те­ри­а­ла, вы­бро­шен­но­го в ат­мо­сфе­ру.

4. Она при­ш­ла к вы­во­ду, что суль­фа­ты, вы­бро­шен­ные асте­ро­и­дом, а не пыль, на­нес­ли боль­шую часть ущер­ба кли­ма­ту, в ре­зуль­та­те чего и по­гиб­ли ди­но­зав­ры. В то время как дру­гие ве­ще­ства быст­ро смы­ва­лись до­ждем, сера оста­ва­лась в воз­ду­хе. Как и в слу­чае с ана­ло­гич­ным ма­те­ри­а­лом, вы­пу­щен­ным во время вул­ка­ни­че­ских из­вер­же­ний, эти суль­фа­ты бло­ки­ро­ва­ли сол­неч­ный свет, и он не мог до­стичь по­верх­но­сти Земли. Учи­ты­вая такое боль­шое ко­ли­че­ство ве­ществ в ат­мо­сфе­ре, не

уди­ви­тель­но, что тем­пе­ра­ту­ра резко упала. Стало дей­стви­тель­но очень хо­лод­но. В сред­нем гло­баль­ная тем­пе­ра­ту­ра сни­зи­лась на 26°С.

5. Вы­зван­ное суль­фат­ны­ми аэро­зо­ля­ми дол­го­сроч­ное охла­жде­ние яв­ля­ет­ся более гу­би­тель­ным фак­то­ром мас­со­во­го вы­ми­ра­ния, чем пыль, так как она оста­ет­ся а ат­мо­сфе­ре от­но­си­тель­но ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни.

6. Есте­ствен­но, ле­дя­ные шапки уве­ли­чи­лись, и даже когда суль­фа­ты ис­чез­ли из ат­мо­сфе­ры, они

про­дол­жа­ли охла­ждать пла­не­ту, так как сол­неч­ный свет от­ра­жал­ся об­рат­но в кос­мос.

7. По­доб­но тому, как гло­баль­но по­теп­ле­ние, вы­зван­ное че­ло­ве­ком, ока­зы­ва­ет вли­я­ние на цир­ку­ля­цию воды в оке­а­не, что по­тен­ци­аль­но имеет ка­та­стро­фи­че­ские по­след­ствия, вне­зап­ное по­хо­ло­да­ние также из­ме­ни­ло дви­же­ние воды, и эф­фект от этого длил­ся еще долго после того, как суль­фа­ты ис­чез­ли. По­верх­ност­ные воды охла­жда­лись и опус­ка­лись на дно, поз­во­ляя бо­га­тым пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми водам дна под­ни­мать­ся. Когда сол­неч­ный свет вер­нул­ся, эти пи­та­тель­ные ве­ще­ства при­ве­ли к об­шир­но­му и, ве­ро­ят­но, ток­си­че­ско­му цве­те­нию воды, что имело тя­же­лые по­след­ствия для мно­гих видов мор­ских ор­га­низ­мов.

8. «Пла­не­те по­на­до­би­лось бы более 30 мил­ли­о­нов лет, чтобы вер­нуть­ся к от­но­си­тель­но нор­маль­но­му со­сто­я­нию», — де­ла­ет вы­во­ды Джу­лия.

— Из­ме­не­ния были та­ки­ми вну­ши­тель­ны­ми, что нам стоит удив­лять­ся тому, как смог­ли вы­жить не­ко­то­рые виды, а не тому, что мно­гие ис­чез­ли на­все­гда.

Во­прос, на ко­то­рый нель­зя от­ве­тить по со­дер­жа­нию тек­ста

1) Как суль­фа­ты вли­я­ли на сол­неч­ный свет?
2) Что гу­би­тель­нее: суль­фат­ные аэро­зо­ли или пыль?
3) Как асте­ро­ид смог по­гу­бить ди­но­зав­ров?
4) Какие виды ди­но­зав­ров смог­ли вы­жить?