Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 1489
1.  
i

1. Когда древ­ние ви­кин­ги впер­вые уви­де­ли пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся ра­дуж­ное си­я­ние в ноч­ном небе, они сразу по­ня­ли: это блики от мечей валь­ки­рий. Народ са­а­мов, жи­ву­щий рядом с по­ляр­ным си­я­ни­ем ис­по­кон веков, имеет не­сколь­ко вер­сий про­ис­хо­дя­ще­го: это могут быть ве­сточ­ки живым из мира мерт­вых, а могут быть искры, ко­то­рые взмет­ну­лись на не­бе­са после взма­ха ли­сье­го хво­ста (имен­но бла­го­да­ря этой ле­ген­де воз­ник­ло фин­ское на­зва­ние при­род­но­го яв­ле­ния — «лисьи огни»). В Сред­ние века счи­та­лось, что по­ляр­ное си­я­ние пред­ре­ка­ет эпи­де­мию и войны.

2. Пер­вым суть яв­ле­ния по­пы­тал­ся объ­яс­нить Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов: имен­но он уста­но­вил, что се­вер­ное си­я­ние имеет элек­три­че­скую при­ро­ду. Боль­шин­ство за­ря­жен­ных ча­стиц сол­неч­но­го ветра, ко­то­рые до­сти­га­ют нашей пла­не­ты, от­ра­жа­ют­ся. _____ не­ко­то­рым все-таки уда­ет­ся в маг­нит­ное поле Земли. Эти ча­сти­цы и об­ра­зу­ют све­че­ние, стал­ки­ва­ясь с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха в верх­ней части ат­мо­сфе­ры (при­мер­но в 100 км над по­верх­но­стью пла­не­ты). Жел­тый, зе­ле­ный и крас­ный цвета воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря со­дер­жа­нию кис­ло­ро­да в воз­ду­хе, а за синие и фи­о­ле­то­вые от­тен­ки от­ве­ча­ет азот. На­уч­ное на­зва­ние си­я­ние по­лу­чи­ло в честь рим­ской бо­ги­ни утрен­ней зари. Часто люди за­бы­ва­ют, что по­ляр­ное си­я­ние, в оби­хо­де «се­вер­ное», на­блю­да­ет­ся у Юж­но­го по­лю­са.

3. Пред­ска­зать яв­ле­ние прак­ти­че­ски не­воз­мож­но; этот факт все­гда до­са­ждал пу­те­ше­ствен­ни­кам, же­ла­ю­щим сво­и­ми гла­за­ми взгля­нуть на «пляс­ки духов». Од­на­ко по­сколь­ку ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния си­я­ния на­пря­мую за­ви­сит от сол­неч­ной ак­тив­но­сти, уче­ные смог­ли уста­но­вить не­сколь­ко за­ко­но­мер­но­стей.

4. Тра­ди­ци­он­ным се­зо­ном се­вер­но­го си­я­ния счи­та­ет­ся пе­ри­од между осен­ним ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем: с 21 сен­тяб­ря по 21 марта. В это время в се­вер­ных ши­ро­тах очень рано тем­не­ет. Более точ­ное время за­ви­сит от стра­ны: где-то си­я­ние по­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко с де­каб­ря, а в более се­вер­ных ши­ро­тах кра­соч­ное зре­ли­ще можно уви­деть и в ап­ре­ле. Самые вы­со­кие шансы за­стать си­я­ние — с 21:00 до 23:30. После по­лу­но­чи от­кло­не­ния в маг­нит­ных по­лю­сах Земли вы­рав­ни­ва­ют­ся, так что ве­ро­ят­ность сни­жа­ет­ся. Иде­аль­ная ночь для се­вер­но­го си­я­ния — ясная и мо­роз­ная.

5. С каж­дым годом на по­ис­ки се­вер­но­го си­я­ния от­прав­ля­ет­ся все боль­ше пу­те­ше­ствен­ни­ков; из опас­но­го при­клю­че­ния это ста­но­вит­ся вы­год­ным ту­ри­сти­че­ским на­прав­ле­ни­ем. Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным.

К аб­за­цу 1 можно за­дать во­прос

1) Какую ночь можно на­звать иде­аль­ной для се­вер­но­го си­я­ния?
2) В какое время можно на­блю­дать се­вер­ное си­я­ние?
3) Что при­вле­ка­ет ту­ри­стов в се­вер­ном пу­те­ше­ствии?
4) Как в древ­но­сти люди объ­яс­ня­ли се­вер­ное си­я­ние?
2.  
i

1. Когда древ­ние ви­кин­ги впер­вые уви­де­ли пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся ра­дуж­ное си­я­ние в ноч­ном небе, они сразу по­ня­ли: это блики от мечей валь­ки­рий. Народ са­а­мов, жи­ву­щий рядом с по­ляр­ным си­я­ни­ем ис­по­кон веков, имеет не­сколь­ко вер­сий про­ис­хо­дя­ще­го: это могут быть ве­сточ­ки живым из мира мерт­вых, а могут быть искры, ко­то­рые взмет­ну­лись на не­бе­са после взма­ха ли­сье­го хво­ста (имен­но бла­го­да­ря этой ле­ген­де воз­ник­ло фин­ское на­зва­ние при­род­но­го яв­ле­ния — «лисьи огни»). В Сред­ние века счи­та­лось, что по­ляр­ное си­я­ние пред­ре­ка­ет эпи­де­мию и войны.

2. Пер­вым суть яв­ле­ния по­пы­тал­ся объ­яс­нить Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов: имен­но он уста­но­вил, что се­вер­ное си­я­ние имеет элек­три­че­скую при­ро­ду. Боль­шин­ство за­ря­жен­ных ча­стиц сол­неч­но­го ветра, ко­то­рые до­сти­га­ют нашей пла­не­ты, от­ра­жа­ют­ся. _____ не­ко­то­рым все-таки уда­ет­ся в маг­нит­ное поле Земли. Эти ча­сти­цы и об­ра­зу­ют све­че­ние, стал­ки­ва­ясь с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха в верх­ней части ат­мо­сфе­ры (при­мер­но в 100 км над по­верх­но­стью пла­не­ты). Жел­тый, зе­ле­ный и крас­ный цвета воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря со­дер­жа­нию кис­ло­ро­да в воз­ду­хе, а за синие и фи­о­ле­то­вые от­тен­ки от­ве­ча­ет азот. На­уч­ное на­зва­ние си­я­ние по­лу­чи­ло в честь рим­ской бо­ги­ни утрен­ней зари. Часто люди за­бы­ва­ют, что по­ляр­ное си­я­ние, в оби­хо­де «се­вер­ное», на­блю­да­ет­ся у Юж­но­го по­лю­са.

3. Пред­ска­зать яв­ле­ние прак­ти­че­ски не­воз­мож­но; этот факт все­гда до­са­ждал пу­те­ше­ствен­ни­кам, же­ла­ю­щим сво­и­ми гла­за­ми взгля­нуть на «пляс­ки духов». Од­на­ко по­сколь­ку ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния си­я­ния на­пря­мую за­ви­сит от сол­неч­ной ак­тив­но­сти, уче­ные смог­ли уста­но­вить не­сколь­ко за­ко­но­мер­но­стей.

4. Тра­ди­ци­он­ным се­зо­ном се­вер­но­го си­я­ния счи­та­ет­ся пе­ри­од между осен­ним ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем: с 21 сен­тяб­ря по 21 марта. В это время в се­вер­ных ши­ро­тах очень рано тем­не­ет. Более точ­ное время за­ви­сит от стра­ны: где-то си­я­ние по­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко с де­каб­ря, а в более се­вер­ных ши­ро­тах кра­соч­ное зре­ли­ще можно уви­деть и в ап­ре­ле. Самые вы­со­кие шансы за­стать си­я­ние — с 21:00 до 23:30. После по­лу­но­чи от­кло­не­ния в маг­нит­ных по­лю­сах Земли вы­рав­ни­ва­ют­ся, так что ве­ро­ят­ность сни­жа­ет­ся. Иде­аль­ная ночь для се­вер­но­го си­я­ния — ясная и мо­роз­ная.

5. С каж­дым годом на по­ис­ки се­вер­но­го си­я­ния от­прав­ля­ет­ся все боль­ше пу­те­ше­ствен­ни­ков; из опас­но­го при­клю­че­ния это ста­но­вит­ся вы­год­ным ту­ри­сти­че­ским на­прав­ле­ни­ем. Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным.

Пред­ло­же­ние «Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным» яв­ля­ет­ся

1) обоб­ще­ни­ем мыс­лей
2) раз­ви­ти­ем рас­суж­де­ния
3) те­зи­сом, к ко­то­ро­му пред­став­ле­ны ар­гу­мен­ты
4) ввод­ным пред­ло­же­ни­ем
3.  
i

1. Китай, рас­по­ло­жен­ный на Даль­нем Во­сто­ке, был труд­но­до­ступ­ным ме­стом. В 1271 году ита­лья­нец Марко Поло, сын купца из Ве­не­ции, до­брал­ся до Пе­ки­на со своим отцом и дядей и провёл мно­гие годы в об­ще­стве ки­тай­ско­го пра­ви­те­ля Куб­лай Хана.

2. Они не были пер­вы­ми ев­ро­пей­ца­ми, до­стиг­ши­ми Китая. «Шёлко­вый путь» — до­ро­га от Китая на Запад — ис­поль­зо­вал­ся куп­ца­ми с пя­ти­со­тых годов до нашей эры. Но Поло были пер­вы­ми из ев­ро­пей­цев, кто объ­ез­дил эту стра­ну вдоль и поперёк и имел кон­так­ты с ки­тай­ски­ми пра­ви­те­ля­ми. «Шёлко­вый путь» был опа­сен — ни одни купец до Марко не прошёл его до конца. Ки­тай­цы уже к тому вре­ме­ни хо­ди­ли на Запад, во вто­ром веке до нашей эры они до­стиг­ни Пер­сии.

3. За­пад­ные купцы же­ла­ли по­лу­чить шёлк, спе­ции и фар­фор, ко­то­рые они об­ме­ни­ва­ли на зо­ло­то и се­реб­ре.

4. Отец Марко Поло и его дядя Матео уже про­жи­ли в Китае пят­на­дцать лет, они вер­ну­лись в Ита­лию, но затем в 1271 году при­ня­ли ре­ше­ние вер­нуть­ся об­рат­но, взяв с собой Марко. Они везли дары от Папы Гри­го­рия X.

5. Хан про­дер­жал Марко при своём дворе сем­на­дцать лет, по­сы­лая его с ди­пло­ма­ти­че­ски­ми по­ру­че­ни­я­ми по всему Китаю. Бла­го­да­ря уни­каль­ным спо­соб­но­стям к язы­кам и к тол­ко­во­му опи­са­нию всего, что он на­блю­дал во­круг. Марко смог по­сы­лать отчёты Куб­лай Хану и позже в Ве­не­цию.

6. Джон­ки — это были плос­ко­дон­ные ко­раб­ли с твёрдыми па­ру­са­ми из ро­го­жи с по­пе­реч­ны­ми план­ка­ми, вы­но­сив­шие дли­тель­ные пу­те­ше­ствия. На джон­ке Марко Поло и вер­нул­ся на ро­ди­ну. Хан по­ру­чил Марко со­про­вож­дать ки­тай­скую прин­цес­су в Пер­сию, где она долж­на была выйти замуж за прин­ца. После оста­но­вок на Су­мат­ре, на Яве, а Ма­лайе, на Цей­ло­не (Шри-Ланка) и в Индии Марко Поло на­ко­нец до­ста­вил прин­цес­су в Пер­сию и по­плыл в Ве­не­цию.

7. Во время пу­те­ше­ствий Марко уви­дел мно­же­ство вещей, не­из­вест­ных ев­ро­пей­цам. Он вос­хи­щал­ся огром­ны­ми го­ро­да­ми и ко­раб­ля­ми страд­ной формы на ве­ли­ких реках, он уви­дел, как люди поль­зу­ют­ся бу­маж­ны­ми день­га­ми, жгут уголь вме­сто де­ре­ва и пе­ча­та­ют слова на бу­ма­ге при по­мо­щи де­ре­вян­ных бло­ков. Марко также об­на­ру­жил массу дра­го­цен­ных кам­ней и спе­ций.

8. По его воз­вра­ще­нии домой в 1295 году раз­ра­зи­лась война между ве­не­ци­ан­ца­ми и ге­ну­эз­ца­ми, и он попал в за­клю­че­ние. Там Марко дик­то­вал свою ис­то­рию сво­е­му со­се­ду. Мно­гие не ве­ри­ли рас­ска­зам Марко.

9. Он на­пи­сал о раз­вед­ке неф­тя­ных и уголь­ных ме­сто­рож­де­ний, ве­ли­ко­леп­ных двор­цах, па­ра­дах сло­нов, о по­да­рен­ных Куб­лай Хану ста ты­ся­чах белых ло­ша­дей и изу­ми­тель­ных дра­го­цен­ных кам­нях, что явно пре­вос­хо­ди­ло вся­кое во­об­ра­же­ние ве­не­ци­ан­ских граж­дан. На по­ро­ге смер­ти Марко Поло про­си­ли при­знать­ся в том, что он при­ду­мал свои при­клю­че­ния. Марко Поло от­ве­тил: «Я не рас­ска­зал и по­ло­ви­ны того, что видел».

Дан­но­му тек­сту под­хо­дит на­зва­ние

1) Пер­вый ис­сле­до­ва­тель Китая
2) Китай — стра­на со­кро­вищ
3) Пу­те­ше­ствие в Шан­г­ду
4) Та­лант­ли­вый поэт
4.  
i

1. Китай, рас­по­ло­жен­ный на Даль­нем Во­сто­ке, был труд­но­до­ступ­ным ме­стом. В 1271 году ита­лья­нец Марко Поло, сын купца из Ве­не­ции, до­брал­ся до Пе­ки­на со своим отцом и дядей и провёл мно­гие годы в об­ще­стве ки­тай­ско­го пра­ви­те­ля Куб­лай Хана.

2. Они не были пер­вы­ми ев­ро­пей­ца­ми, до­стиг­ши­ми Китая. «Шёлко­вый путь» — до­ро­га от Китая на Запад — ис­поль­зо­вал­ся куп­ца­ми с пя­ти­со­тых годов до нашей эры. Но Поло были пер­вы­ми из ев­ро­пей­цев, кто объ­ез­дил эту стра­ну вдоль и поперёк и имел кон­так­ты с ки­тай­ски­ми пра­ви­те­ля­ми. «Шёлко­вый путь» был опа­сен — ни одни купец до Марко не прошёл его до конца. Ки­тай­цы уже к тому вре­ме­ни хо­ди­ли на Запад, во вто­ром веке до нашей эры они до­стиг­ни Пер­сии.

3. За­пад­ные купцы же­ла­ли по­лу­чить шёлк, спе­ции и фар­фор, ко­то­рые они об­ме­ни­ва­ли на зо­ло­то и се­реб­ре.

4. Отец Марко Поло и его дядя Матео уже про­жи­ли в Китае пят­на­дцать лет, они вер­ну­лись в Ита­лию, но затем в 1271 году при­ня­ли ре­ше­ние вер­нуть­ся об­рат­но, взяв с собой Марко. Они везли дары от Папы Гри­го­рия X.

5. Хан про­дер­жал Марко при своём дворе сем­на­дцать лет, по­сы­лая его с ди­пло­ма­ти­че­ски­ми по­ру­че­ни­я­ми по всему Китаю. Бла­го­да­ря уни­каль­ным спо­соб­но­стям к язы­кам и к тол­ко­во­му опи­са­нию всего, что он на­блю­дал во­круг. Марко смог по­сы­лать отчёты Куб­лай Хану и позже в Ве­не­цию.

6. Джон­ки — это были плос­ко­дон­ные ко­раб­ли с твёрдыми па­ру­са­ми из ро­го­жи с по­пе­реч­ны­ми план­ка­ми, вы­но­сив­шие дли­тель­ные пу­те­ше­ствия. На джон­ке Марко Поло и вер­нул­ся на ро­ди­ну. Хан по­ру­чил Марко со­про­вож­дать ки­тай­скую прин­цес­су в Пер­сию, где она долж­на была выйти замуж за прин­ца. После оста­но­вок на Су­мат­ре, на Яве, а Ма­лайе, на Цей­ло­не (Шри-Ланка) и в Индии Марко Поло на­ко­нец до­ста­вил прин­цес­су в Пер­сию и по­плыл в Ве­не­цию.

7. Во время пу­те­ше­ствий Марко уви­дел мно­же­ство вещей, не­из­вест­ных ев­ро­пей­цам. Он вос­хи­щал­ся огром­ны­ми го­ро­да­ми и ко­раб­ля­ми страд­ной формы на ве­ли­ких реках, он уви­дел, как люди поль­зу­ют­ся бу­маж­ны­ми день­га­ми, жгут уголь вме­сто де­ре­ва и пе­ча­та­ют слова на бу­ма­ге при по­мо­щи де­ре­вян­ных бло­ков. Марко также об­на­ру­жил массу дра­го­цен­ных кам­ней и спе­ций.

8. По его воз­вра­ще­нии домой в 1295 году раз­ра­зи­лась война между ве­не­ци­ан­ца­ми и ге­ну­эз­ца­ми, и он попал в за­клю­че­ние. Там Марко дик­то­вал свою ис­то­рию сво­е­му со­се­ду. Мно­гие не ве­ри­ли рас­ска­зам Марко.

9. Он на­пи­сал о раз­вед­ке неф­тя­ных и уголь­ных ме­сто­рож­де­ний, ве­ли­ко­леп­ных двор­цах, па­ра­дах сло­нов, о по­да­рен­ных Куб­лай Хану ста ты­ся­чах белых ло­ша­дей и изу­ми­тель­ных дра­го­цен­ных кам­нях, что явно пре­вос­хо­ди­ло вся­кое во­об­ра­же­ние ве­не­ци­ан­ских граж­дан. На по­ро­ге смер­ти Марко Поло про­си­ли при­знать­ся в том, что он при­ду­мал свои при­клю­че­ния. Марко Поло от­ве­тил: «Я не рас­ска­зал и по­ло­ви­ны того, что видел».

Место, где не оста­нав­ли­вал­ся Поло с ки­тай­ской прин­цес­сой, со­глас­но тек­сту

1) Ява
2) Су­мат­ра
3) Цей­лон
4) Ав­стра­лия
5.  
i

1. Китай, рас­по­ло­жен­ный на Даль­нем Во­сто­ке, был труд­но­до­ступ­ным ме­стом. В 1271 году ита­лья­нец Марко Поло, сын купца из Ве­не­ции, до­брал­ся до Пе­ки­на со своим отцом и дядей и провёл мно­гие годы в об­ще­стве ки­тай­ско­го пра­ви­те­ля Куб­лай Хана.

2. Они не были пер­вы­ми ев­ро­пей­ца­ми, до­стиг­ши­ми Китая. «Шёлко­вый путь» — до­ро­га от Китая на Запад — ис­поль­зо­вал­ся куп­ца­ми с пя­ти­со­тых годов до нашей эры. Но Поло были пер­вы­ми из ев­ро­пей­цев, кто объ­ез­дил эту стра­ну вдоль и поперёк и имел кон­так­ты с ки­тай­ски­ми пра­ви­те­ля­ми. «Шёлко­вый путь» был опа­сен — ни одни купец до Марко не прошёл его до конца. Ки­тай­цы уже к тому вре­ме­ни хо­ди­ли на Запад, во вто­ром веке до нашей эры они до­стиг­ни Пер­сии.

3. За­пад­ные купцы же­ла­ли по­лу­чить шёлк, спе­ции и фар­фор, ко­то­рые они об­ме­ни­ва­ли на зо­ло­то и се­реб­ре.

4. Отец Марко Поло и его дядя Матео уже про­жи­ли в Китае пят­на­дцать лет, они вер­ну­лись в Ита­лию, но затем в 1271 году при­ня­ли ре­ше­ние вер­нуть­ся об­рат­но, взяв с собой Марко. Они везли дары от Папы Гри­го­рия X.

5. Хан про­дер­жал Марко при своём дворе сем­на­дцать лет, по­сы­лая его с ди­пло­ма­ти­че­ски­ми по­ру­че­ни­я­ми по всему Китаю. Бла­го­да­ря уни­каль­ным спо­соб­но­стям к язы­кам и к тол­ко­во­му опи­са­нию всего, что он на­блю­дал во­круг. Марко смог по­сы­лать отчёты Куб­лай Хану и позже в Ве­не­цию.

6. Джон­ки — это были плос­ко­дон­ные ко­раб­ли с твёрдыми па­ру­са­ми из ро­го­жи с по­пе­реч­ны­ми план­ка­ми, вы­но­сив­шие дли­тель­ные пу­те­ше­ствия. На джон­ке Марко Поло и вер­нул­ся на ро­ди­ну. Хан по­ру­чил Марко со­про­вож­дать ки­тай­скую прин­цес­су в Пер­сию, где она долж­на была выйти замуж за прин­ца. После оста­но­вок на Су­мат­ре, на Яве, а Ма­лайе, на Цей­ло­не (Шри-Ланка) и в Индии Марко Поло на­ко­нец до­ста­вил прин­цес­су в Пер­сию и по­плыл в Ве­не­цию.

7. Во время пу­те­ше­ствий Марко уви­дел мно­же­ство вещей, не­из­вест­ных ев­ро­пей­цам. Он вос­хи­щал­ся огром­ны­ми го­ро­да­ми и ко­раб­ля­ми страд­ной формы на ве­ли­ких реках, он уви­дел, как люди поль­зу­ют­ся бу­маж­ны­ми день­га­ми, жгут уголь вме­сто де­ре­ва и пе­ча­та­ют слова на бу­ма­ге при по­мо­щи де­ре­вян­ных бло­ков. Марко также об­на­ру­жил массу дра­го­цен­ных кам­ней и спе­ций.

8. По его воз­вра­ще­нии домой в 1295 году раз­ра­зи­лась война между ве­не­ци­ан­ца­ми и ге­ну­эз­ца­ми, и он попал в за­клю­че­ние. Там Марко дик­то­вал свою ис­то­рию сво­е­му со­се­ду. Мно­гие не ве­ри­ли рас­ска­зам Марко.

9. Он на­пи­сал о раз­вед­ке неф­тя­ных и уголь­ных ме­сто­рож­де­ний, ве­ли­ко­леп­ных двор­цах, па­ра­дах сло­нов, о по­да­рен­ных Куб­лай Хану ста ты­ся­чах белых ло­ша­дей и изу­ми­тель­ных дра­го­цен­ных кам­нях, что явно пре­вос­хо­ди­ло вся­кое во­об­ра­же­ние ве­не­ци­ан­ских граж­дан. На по­ро­ге смер­ти Марко Поло про­си­ли при­знать­ся в том, что он при­ду­мал свои при­клю­че­ния. Марко Поло от­ве­тил: «Я не рас­ска­зал и по­ло­ви­ны того, что видел».

Ос­нов­ная идея тек­сте от­ра­же­на в ци­та­те

1) Пу­те­ше­ствие без при­клю­че­ний не стоят того, чтобы им по­свя­ща­ли книги.
2) Жизнь — пу­те­ше­ствие: у кого-то до ма­га­зи­на, у кого-то — кру­го­свет­ное.
3) Пу­те­ше­ствие — одно из луч­ших средств ма­те­ри­аль­но­го обо­га­ще­ния.
4) Вер­ный спо­соб узнать че­ло­ве­ка по­ехать с ним в пу­те­ше­ствие.
6.  
i

Под­рост­ко­вый воз­раст — труд­ный пе­ри­од пси­хо­ло­ги­че­ско­го взрос­ле­ния. В са­мо­со­зна­нии про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ме­ня­ет­ся внут­рен­ний мир, увле­че­ния.

Че­ло­век не может жить без об­ще­ния. Но в под­рост­ко­вом воз­расте об­ще­ние с од­но­год­ка­ми при­об­ре­та­ет не­сколь­ко иной ха­рак­тер. Ре­бе­нок на­чи­на­ет ис­кать новые зна­ком­ства, по­ни­ма­ние среди дру­зей и сверст­ни­ков. В этот пе­ри­од также про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние его мне­ния и еще не офор­мив­шей­ся до конца жиз­нен­ной по­зи­ции. Под­рост­ки часто срав­ни­ва­ют себя с дру­ги­ми лю­дь­ми. Ищут тех, кто мог бы при­ни­мать их толь­ко та­ки­ми, какие они есть, не осуж­дая и не срав­ни­вая. Бла­го­да­ря со­ци­аль­ным сетям и ин­тер­не­ту, со­вре­мен­ным под­рост­кам легче вос­пол­нить по­треб­ность в об­ще­нии.

Увле­че­ние элек­тро­ни­кой и тех­ни­кой — это «клас­си­ка жанра» для боль­шин­ства маль­чи­ков-под­рост­ков вот уже не­сколь­ко по­ко­ле­ний. Кто-то увле­ка­ет­ся мото- и ав­то­тех­ни­кой, кому-то ин­те­рес­на сбор­ка и ре­монт ком­пью­те­ров.

Се­год­ня, когда раз­лич­ные га­д­же­ты стали ши­ро­ко до­ступ­ны­ми, увле­че­ние до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са кос­ну­лось и де­ву­шек-школь­ниц. Прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка есть план­шет, ра­бо­чий ком­пью­тер и смарт­фон. Все это тре­бу­ет опре­де­лен­ных зна­ний и на­вы­ков, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты с га­д­же­та­ми.

Cовре­мен­ные под­рост­ки стали чи­тать на­мно­го боль­ше, чем дети даже 10-15 лет назад. На­вер­ное, так про­ис­хо­дит по­то­му, что се­год­ня боль­ше до­сту­па к раз­ным кни­гам. Чте­ние книг — это, без­услов­но, очень по­лез­ное за­ня­тие, но оно не со­дер­жит эле­мен­та ак­тив­но­сти, по­это­му важно пра­виль­но рас­пре­де­лять свое время, чтобы уде­лять его и лю­би­мо­му хобби, и об­ще­нию, и спор­ту.

Bсе боль­ше стар­ше­класс­ни­ков вы­би­ра­ют танцы как спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния и про­сто по­лу­че­ния удо­воль­ствия. В под­рост­ко­вом воз­расте фор­ми­ру­ют­ся му­зы­каль­ные вкусы, опять же под вли­я­ни­ем моды и окру­жа­ю­щей груп­пы.

По­хо­ды в кино — одно из лю­би­мых за­ня­тий мо­ло­де­жи уже не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Се­ри­а­лы и раз­ные ху­до­же­ствен­ные филь­мы были ин­те­рес­ны боль­шин­ству под­рост­ков, на­чи­ная с мо­мен­та по­яв­ле­ния те­ле­ви­де­ния и ки­но­те­ат­ров. Се­год­ня же увле­че­ния филь­ма­ми и се­ри­а­ла­ми на­би­ра­ет обо­ро­ты за счет до­ступ­но­сти их в ин­тер­не­те. Можно, на­при­мер, ска­чать се­ри­ал и за день про­смот­реть все серии.

Cегод­ня воз­мож­ность фо­то­гра­фи­ро­вать по­яви­лась прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка. Стали до­ступ­ны­ми га­д­же­ты со встро­ен­ной фото- и ви­део­ка­ме­рой. А по­яв­ле­ние со­ци­аль­ных сетей при­ве­ло к тому, что дети все чаще стали

де­лать фо­то­сним­ки, чтобы по­де­лить­ся ими со сво­и­ми дру­зья­ми. Но увле­че­ние селфи толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся без­обид­ным: чтобы уве­ли­чить ко­ли­че­ство под­пис­чи­ков, дети часто за­бы­ва­ют о без­опас­но­сти в соц­се­ти.

Kом­пью­тер­ные игры — это увле­че­ние мо­ло­де­жи, ко­то­рое за­став­ля­ет пси­хо­ло­гов во всем мире тру­бить во все трубы. Ро­ди­те­лям, чьи дети стали чрез­мер­но увле­кать­ся та­ки­ми иг­ра­ми, не­об­хо­ди­мо по­мочь ре­бен­ку не по­те­рять связь с ре­аль­но­стью.

A еще со­вре­мен­ные дети часто при­бе­га­ют к опас­ным раз­вле­че­ни­ям, счи­тая, что риск — лег­кий спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние, за­ста­вить окру­жа­ю­щих ува­жать себя. На­при­мер, среди под­рост­ков по­пу­ля­рен пар­кур — пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий без стра­хов­ки (стен, за­бо­ров, лест­ниц). Риск трав­ми­ро­вать­ся в пар­ку­ре очень вы­со­кий, при­чем не толь­ко для но­вич­ков.

C целью об­ра­тить вни­ма­ние на про­бле­му «гей­ме­ров» среди под­рост­ков автор тек­ста ис­поль­зу­ет

1) срав­не­ние
2) вос­кли­ца­ние
3) фра­зео­ло­гизм
4) ри­то­ри­че­ский во­прос
7.  
i

Под­рост­ко­вый воз­раст — труд­ный пе­ри­од пси­хо­ло­ги­че­ско­го взрос­ле­ния. В са­мо­со­зна­нии про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ме­ня­ет­ся внут­рен­ний мир, увле­че­ния.

Че­ло­век не может жить без об­ще­ния. Но в под­рост­ко­вом воз­расте об­ще­ние с од­но­год­ка­ми при­об­ре­та­ет не­сколь­ко иной ха­рак­тер. Ре­бе­нок на­чи­на­ет ис­кать новые зна­ком­ства, по­ни­ма­ние среди дру­зей и сверст­ни­ков. В этот пе­ри­од также про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние его мне­ния и еще не офор­мив­шей­ся до конца жиз­нен­ной по­зи­ции. Под­рост­ки часто срав­ни­ва­ют себя с дру­ги­ми лю­дь­ми. Ищут тех, кто мог бы при­ни­мать их толь­ко та­ки­ми, какие они есть, не осуж­дая и не срав­ни­вая. Бла­го­да­ря со­ци­аль­ным сетям и ин­тер­не­ту, со­вре­мен­ным под­рост­кам легче вос­пол­нить по­треб­ность в об­ще­нии.

Увле­че­ние элек­тро­ни­кой и тех­ни­кой — это «клас­си­ка жанра» для боль­шин­ства маль­чи­ков-под­рост­ков вот уже не­сколь­ко по­ко­ле­ний. Кто-то увле­ка­ет­ся мото- и ав­то­тех­ни­кой, кому-то ин­те­рес­на сбор­ка и ре­монт ком­пью­те­ров.

Се­год­ня, когда раз­лич­ные га­д­же­ты стали ши­ро­ко до­ступ­ны­ми, увле­че­ние до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са кос­ну­лось и де­ву­шек-школь­ниц. Прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка есть план­шет, ра­бо­чий ком­пью­тер и смарт­фон. Все это тре­бу­ет опре­де­лен­ных зна­ний и на­вы­ков, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты с га­д­же­та­ми.

Cовре­мен­ные под­рост­ки стали чи­тать на­мно­го боль­ше, чем дети даже 10-15 лет назад. На­вер­ное, так про­ис­хо­дит по­то­му, что се­год­ня боль­ше до­сту­па к раз­ным кни­гам. Чте­ние книг — это, без­услов­но, очень по­лез­ное за­ня­тие, но оно не со­дер­жит эле­мен­та ак­тив­но­сти, по­это­му важно пра­виль­но рас­пре­де­лять свое время, чтобы уде­лять его и лю­би­мо­му хобби, и об­ще­нию, и спор­ту.

Bсе боль­ше стар­ше­класс­ни­ков вы­би­ра­ют танцы как спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния и про­сто по­лу­че­ния удо­воль­ствия. В под­рост­ко­вом воз­расте фор­ми­ру­ют­ся му­зы­каль­ные вкусы, опять же под вли­я­ни­ем моды и окру­жа­ю­щей груп­пы.

По­хо­ды в кино — одно из лю­би­мых за­ня­тий мо­ло­де­жи уже не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Се­ри­а­лы и раз­ные ху­до­же­ствен­ные филь­мы были ин­те­рес­ны боль­шин­ству под­рост­ков, на­чи­ная с мо­мен­та по­яв­ле­ния те­ле­ви­де­ния и ки­но­те­ат­ров. Се­год­ня же увле­че­ния филь­ма­ми и се­ри­а­ла­ми на­би­ра­ет обо­ро­ты за счет до­ступ­но­сти их в ин­тер­не­те. Можно, на­при­мер, ска­чать се­ри­ал и за день про­смот­реть все серии.

Cегод­ня воз­мож­ность фо­то­гра­фи­ро­вать по­яви­лась прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка. Стали до­ступ­ны­ми га­д­же­ты со встро­ен­ной фото- и ви­део­ка­ме­рой. А по­яв­ле­ние со­ци­аль­ных сетей при­ве­ло к тому, что дети все чаще стали

де­лать фо­то­сним­ки, чтобы по­де­лить­ся ими со сво­и­ми дру­зья­ми. Но увле­че­ние селфи толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся без­обид­ным: чтобы уве­ли­чить ко­ли­че­ство под­пис­чи­ков, дети часто за­бы­ва­ют о без­опас­но­сти в соц­се­ти.

Kом­пью­тер­ные игры — это увле­че­ние мо­ло­де­жи, ко­то­рое за­став­ля­ет пси­хо­ло­гов во всем мире тру­бить во все трубы. Ро­ди­те­лям, чьи дети стали чрез­мер­но увле­кать­ся та­ки­ми иг­ра­ми, не­об­хо­ди­мо по­мочь ре­бен­ку не по­те­рять связь с ре­аль­но­стью.

A еще со­вре­мен­ные дети часто при­бе­га­ют к опас­ным раз­вле­че­ни­ям, счи­тая, что риск — лег­кий спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние, за­ста­вить окру­жа­ю­щих ува­жать себя. На­при­мер, среди под­рост­ков по­пу­ля­рен пар­кур — пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий без стра­хов­ки (стен, за­бо­ров, лест­ниц). Риск трав­ми­ро­вать­ся в пар­ку­ре очень вы­со­кий, при­чем не толь­ко для но­вич­ков.

Cоглас­но тек­сту, под­рост­ки об­ра­ща­ют­ся к экс­тре­маль­но­му спор­ту, чтобы

1) по­бо­роть соб­ствен­ный страх
2) опуб­ли­ко­вать яркие фото в соц­се­ти
3) об­ра­тить на себя взгля­ды окру­жа­ю­щих
4) ка­зать­ся сме­лее сверст­ни­ков
8.  
i

Под­рост­ко­вый воз­раст — труд­ный пе­ри­од пси­хо­ло­ги­че­ско­го взрос­ле­ния. В са­мо­со­зна­нии про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ме­ня­ет­ся внут­рен­ний мир, увле­че­ния.

Че­ло­век не может жить без об­ще­ния. Но в под­рост­ко­вом воз­расте об­ще­ние с од­но­год­ка­ми при­об­ре­та­ет не­сколь­ко иной ха­рак­тер. Ре­бе­нок на­чи­на­ет ис­кать новые зна­ком­ства, по­ни­ма­ние среди дру­зей и сверст­ни­ков. В этот пе­ри­од также про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние его мне­ния и еще не офор­мив­шей­ся до конца жиз­нен­ной по­зи­ции. Под­рост­ки часто срав­ни­ва­ют себя с дру­ги­ми лю­дь­ми. Ищут тех, кто мог бы при­ни­мать их толь­ко та­ки­ми, какие они есть, не осуж­дая и не срав­ни­вая. Бла­го­да­ря со­ци­аль­ным сетям и ин­тер­не­ту, со­вре­мен­ным под­рост­кам легче вос­пол­нить по­треб­ность в об­ще­нии.

Увле­че­ние элек­тро­ни­кой и тех­ни­кой — это «клас­си­ка жанра» для боль­шин­ства маль­чи­ков-под­рост­ков вот уже не­сколь­ко по­ко­ле­ний. Кто-то увле­ка­ет­ся мото- и ав­то­тех­ни­кой, кому-то ин­те­рес­на сбор­ка и ре­монт ком­пью­те­ров.

Се­год­ня, когда раз­лич­ные га­д­же­ты стали ши­ро­ко до­ступ­ны­ми, увле­че­ние до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са кос­ну­лось и де­ву­шек-школь­ниц. Прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка есть план­шет, ра­бо­чий ком­пью­тер и смарт­фон. Все это тре­бу­ет опре­де­лен­ных зна­ний и на­вы­ков, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты с га­д­же­та­ми.

Cовре­мен­ные под­рост­ки стали чи­тать на­мно­го боль­ше, чем дети даже 10-15 лет назад. На­вер­ное, так про­ис­хо­дит по­то­му, что се­год­ня боль­ше до­сту­па к раз­ным кни­гам. Чте­ние книг — это, без­услов­но, очень по­лез­ное за­ня­тие, но оно не со­дер­жит эле­мен­та ак­тив­но­сти, по­это­му важно пра­виль­но рас­пре­де­лять свое время, чтобы уде­лять его и лю­би­мо­му хобби, и об­ще­нию, и спор­ту.

Bсе боль­ше стар­ше­класс­ни­ков вы­би­ра­ют танцы как спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния и про­сто по­лу­че­ния удо­воль­ствия. В под­рост­ко­вом воз­расте фор­ми­ру­ют­ся му­зы­каль­ные вкусы, опять же под вли­я­ни­ем моды и окру­жа­ю­щей груп­пы.

По­хо­ды в кино — одно из лю­би­мых за­ня­тий мо­ло­де­жи уже не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Се­ри­а­лы и раз­ные ху­до­же­ствен­ные филь­мы были ин­те­рес­ны боль­шин­ству под­рост­ков, на­чи­ная с мо­мен­та по­яв­ле­ния те­ле­ви­де­ния и ки­но­те­ат­ров. Се­год­ня же увле­че­ния филь­ма­ми и се­ри­а­ла­ми на­би­ра­ет обо­ро­ты за счет до­ступ­но­сти их в ин­тер­не­те. Можно, на­при­мер, ска­чать се­ри­ал и за день про­смот­реть все серии.

Cегод­ня воз­мож­ность фо­то­гра­фи­ро­вать по­яви­лась прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка. Стали до­ступ­ны­ми га­д­же­ты со встро­ен­ной фото- и ви­део­ка­ме­рой. А по­яв­ле­ние со­ци­аль­ных сетей при­ве­ло к тому, что дети все чаще стали

де­лать фо­то­сним­ки, чтобы по­де­лить­ся ими со сво­и­ми дру­зья­ми. Но увле­че­ние селфи толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся без­обид­ным: чтобы уве­ли­чить ко­ли­че­ство под­пис­чи­ков, дети часто за­бы­ва­ют о без­опас­но­сти в соц­се­ти.

Kом­пью­тер­ные игры — это увле­че­ние мо­ло­де­жи, ко­то­рое за­став­ля­ет пси­хо­ло­гов во всем мире тру­бить во все трубы. Ро­ди­те­лям, чьи дети стали чрез­мер­но увле­кать­ся та­ки­ми иг­ра­ми, не­об­хо­ди­мо по­мочь ре­бен­ку не по­те­рять связь с ре­аль­но­стью.

A еще со­вре­мен­ные дети часто при­бе­га­ют к опас­ным раз­вле­че­ни­ям, счи­тая, что риск — лег­кий спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние, за­ста­вить окру­жа­ю­щих ува­жать себя. На­при­мер, среди под­рост­ков по­пу­ля­рен пар­кур — пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий без стра­хов­ки (стен, за­бо­ров, лест­ниц). Риск трав­ми­ро­вать­ся в пар­ку­ре очень вы­со­кий, при­чем не толь­ко для но­вич­ков.

Tекст со­дер­жит ответ на во­прос

1) По­че­му под­рост­ки стали чаще об­ра­щать­ся к ли­те­ра­ту­ре?
2) Кто яв­ля­ет­ся ку­ми­ром со­вре­мен­ных под­рост­ков?
3) Какой жанр ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ет­ся из­люб­лен­ным у под­рост­ков?
4) Му­зы­ку каких на­прав­ле­ний пред­по­чи­та­ют под­рост­ки?
9.  
i

Под­рост­ко­вый воз­раст — труд­ный пе­ри­од пси­хо­ло­ги­че­ско­го взрос­ле­ния. В са­мо­со­зна­нии про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ме­ня­ет­ся внут­рен­ний мир, увле­че­ния.

Че­ло­век не может жить без об­ще­ния. Но в под­рост­ко­вом воз­расте об­ще­ние с од­но­год­ка­ми при­об­ре­та­ет не­сколь­ко иной ха­рак­тер. Ре­бе­нок на­чи­на­ет ис­кать новые зна­ком­ства, по­ни­ма­ние среди дру­зей и сверст­ни­ков. В этот пе­ри­од также про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние его мне­ния и еще не офор­мив­шей­ся до конца жиз­нен­ной по­зи­ции. Под­рост­ки часто срав­ни­ва­ют себя с дру­ги­ми лю­дь­ми. Ищут тех, кто мог бы при­ни­мать их толь­ко та­ки­ми, какие они есть, не осуж­дая и не срав­ни­вая. Бла­го­да­ря со­ци­аль­ным сетям и ин­тер­не­ту, со­вре­мен­ным под­рост­кам легче вос­пол­нить по­треб­ность в об­ще­нии.

Увле­че­ние элек­тро­ни­кой и тех­ни­кой — это «клас­си­ка жанра» для боль­шин­ства маль­чи­ков-под­рост­ков вот уже не­сколь­ко по­ко­ле­ний. Кто-то увле­ка­ет­ся мото- и ав­то­тех­ни­кой, кому-то ин­те­рес­на сбор­ка и ре­монт ком­пью­те­ров.

Се­год­ня, когда раз­лич­ные га­д­же­ты стали ши­ро­ко до­ступ­ны­ми, увле­че­ние до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са кос­ну­лось и де­ву­шек-школь­ниц. Прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка есть план­шет, ра­бо­чий ком­пью­тер и смарт­фон. Все это тре­бу­ет опре­де­лен­ных зна­ний и на­вы­ков, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты с га­д­же­та­ми.

Cовре­мен­ные под­рост­ки стали чи­тать на­мно­го боль­ше, чем дети даже 10-15 лет назад. На­вер­ное, так про­ис­хо­дит по­то­му, что се­год­ня боль­ше до­сту­па к раз­ным кни­гам. Чте­ние книг — это, без­услов­но, очень по­лез­ное за­ня­тие, но оно не со­дер­жит эле­мен­та ак­тив­но­сти, по­это­му важно пра­виль­но рас­пре­де­лять свое время, чтобы уде­лять его и лю­би­мо­му хобби, и об­ще­нию, и спор­ту.

Bсе боль­ше стар­ше­класс­ни­ков вы­би­ра­ют танцы как спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния и про­сто по­лу­че­ния удо­воль­ствия. В под­рост­ко­вом воз­расте фор­ми­ру­ют­ся му­зы­каль­ные вкусы, опять же под вли­я­ни­ем моды и окру­жа­ю­щей груп­пы.

По­хо­ды в кино — одно из лю­би­мых за­ня­тий мо­ло­де­жи уже не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Се­ри­а­лы и раз­ные ху­до­же­ствен­ные филь­мы были ин­те­рес­ны боль­шин­ству под­рост­ков, на­чи­ная с мо­мен­та по­яв­ле­ния те­ле­ви­де­ния и ки­но­те­ат­ров. Се­год­ня же увле­че­ния филь­ма­ми и се­ри­а­ла­ми на­би­ра­ет обо­ро­ты за счет до­ступ­но­сти их в ин­тер­не­те. Можно, на­при­мер, ска­чать се­ри­ал и за день про­смот­реть все серии.

Cегод­ня воз­мож­ность фо­то­гра­фи­ро­вать по­яви­лась прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка. Стали до­ступ­ны­ми га­д­же­ты со встро­ен­ной фото- и ви­део­ка­ме­рой. А по­яв­ле­ние со­ци­аль­ных сетей при­ве­ло к тому, что дети все чаще стали

де­лать фо­то­сним­ки, чтобы по­де­лить­ся ими со сво­и­ми дру­зья­ми. Но увле­че­ние селфи толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся без­обид­ным: чтобы уве­ли­чить ко­ли­че­ство под­пис­чи­ков, дети часто за­бы­ва­ют о без­опас­но­сти в соц­се­ти.

Kом­пью­тер­ные игры — это увле­че­ние мо­ло­де­жи, ко­то­рое за­став­ля­ет пси­хо­ло­гов во всем мире тру­бить во все трубы. Ро­ди­те­лям, чьи дети стали чрез­мер­но увле­кать­ся та­ки­ми иг­ра­ми, не­об­хо­ди­мо по­мочь ре­бен­ку не по­те­рять связь с ре­аль­но­стью.

A еще со­вре­мен­ные дети часто при­бе­га­ют к опас­ным раз­вле­че­ни­ям, счи­тая, что риск — лег­кий спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние, за­ста­вить окру­жа­ю­щих ува­жать себя. На­при­мер, среди под­рост­ков по­пу­ля­рен пар­кур — пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий без стра­хов­ки (стен, за­бо­ров, лест­ниц). Риск трав­ми­ро­вать­ся в пар­ку­ре очень вы­со­кий, при­чем не толь­ко для но­вич­ков.

Oтвет на во­прос по тек­сту: «Как может вли­ять вы­став­ле­ние лич­ных фото в со­ци­аль­ные сети на жизнь под­рост­ков?»

1) может быть не­без­опас­но
2) под­рост­ки те­ря­ют связь с ро­ди­те­ля­ми
3) дети пе­ре­ста­ют учить­ся
4) дети пе­ре­ста­ют пра­виль­но пи­тать­ся
10.  
i

Под­рост­ко­вый воз­раст — труд­ный пе­ри­од пси­хо­ло­ги­че­ско­го взрос­ле­ния. В са­мо­со­зна­нии про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, ме­ня­ет­ся внут­рен­ний мир, увле­че­ния.

Че­ло­век не может жить без об­ще­ния. Но в под­рост­ко­вом воз­расте об­ще­ние с од­но­год­ка­ми при­об­ре­та­ет не­сколь­ко иной ха­рак­тер. Ре­бе­нок на­чи­на­ет ис­кать новые зна­ком­ства, по­ни­ма­ние среди дру­зей и сверст­ни­ков. В этот пе­ри­од также про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние его мне­ния и еще не офор­мив­шей­ся до конца жиз­нен­ной по­зи­ции. Под­рост­ки часто срав­ни­ва­ют себя с дру­ги­ми лю­дь­ми. Ищут тех, кто мог бы при­ни­мать их толь­ко та­ки­ми, какие они есть, не осуж­дая и не срав­ни­вая. Бла­го­да­ря со­ци­аль­ным сетям и ин­тер­не­ту, со­вре­мен­ным под­рост­кам легче вос­пол­нить по­треб­ность в об­ще­нии.

Увле­че­ние элек­тро­ни­кой и тех­ни­кой — это «клас­си­ка жанра» для боль­шин­ства маль­чи­ков-под­рост­ков вот уже не­сколь­ко по­ко­ле­ний. Кто-то увле­ка­ет­ся мото- и ав­то­тех­ни­кой, кому-то ин­те­рес­на сбор­ка и ре­монт ком­пью­те­ров.

Се­год­ня, когда раз­лич­ные га­д­же­ты стали ши­ро­ко до­ступ­ны­ми, увле­че­ние до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­че­ско­го про­грес­са кос­ну­лось и де­ву­шек-школь­ниц. Прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка есть план­шет, ра­бо­чий ком­пью­тер и смарт­фон. Все это тре­бу­ет опре­де­лен­ных зна­ний и на­вы­ков, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты с га­д­же­та­ми.

Cовре­мен­ные под­рост­ки стали чи­тать на­мно­го боль­ше, чем дети даже 10-15 лет назад. На­вер­ное, так про­ис­хо­дит по­то­му, что се­год­ня боль­ше до­сту­па к раз­ным кни­гам. Чте­ние книг — это, без­услов­но, очень по­лез­ное за­ня­тие, но оно не со­дер­жит эле­мен­та ак­тив­но­сти, по­это­му важно пра­виль­но рас­пре­де­лять свое время, чтобы уде­лять его и лю­би­мо­му хобби, и об­ще­нию, и спор­ту.

Bсе боль­ше стар­ше­класс­ни­ков вы­би­ра­ют танцы как спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния и про­сто по­лу­че­ния удо­воль­ствия. В под­рост­ко­вом воз­расте фор­ми­ру­ют­ся му­зы­каль­ные вкусы, опять же под вли­я­ни­ем моды и окру­жа­ю­щей груп­пы.

По­хо­ды в кино — одно из лю­би­мых за­ня­тий мо­ло­де­жи уже не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Се­ри­а­лы и раз­ные ху­до­же­ствен­ные филь­мы были ин­те­рес­ны боль­шин­ству под­рост­ков, на­чи­ная с мо­мен­та по­яв­ле­ния те­ле­ви­де­ния и ки­но­те­ат­ров. Се­год­ня же увле­че­ния филь­ма­ми и се­ри­а­ла­ми на­би­ра­ет обо­ро­ты за счет до­ступ­но­сти их в ин­тер­не­те. Можно, на­при­мер, ска­чать се­ри­ал и за день про­смот­реть все серии.

Cегод­ня воз­мож­ность фо­то­гра­фи­ро­вать по­яви­лась прак­ти­че­ски у каж­до­го под­рост­ка. Стали до­ступ­ны­ми га­д­же­ты со встро­ен­ной фото- и ви­део­ка­ме­рой. А по­яв­ле­ние со­ци­аль­ных сетей при­ве­ло к тому, что дети все чаще стали

де­лать фо­то­сним­ки, чтобы по­де­лить­ся ими со сво­и­ми дру­зья­ми. Но увле­че­ние селфи толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся без­обид­ным: чтобы уве­ли­чить ко­ли­че­ство под­пис­чи­ков, дети часто за­бы­ва­ют о без­опас­но­сти в соц­се­ти.

Kом­пью­тер­ные игры — это увле­че­ние мо­ло­де­жи, ко­то­рое за­став­ля­ет пси­хо­ло­гов во всем мире тру­бить во все трубы. Ро­ди­те­лям, чьи дети стали чрез­мер­но увле­кать­ся та­ки­ми иг­ра­ми, не­об­хо­ди­мо по­мочь ре­бен­ку не по­те­рять связь с ре­аль­но­стью.

A еще со­вре­мен­ные дети часто при­бе­га­ют к опас­ным раз­вле­че­ни­ям, счи­тая, что риск — лег­кий спо­соб при­влечь к себе вни­ма­ние, за­ста­вить окру­жа­ю­щих ува­жать себя. На­при­мер, среди под­рост­ков по­пу­ля­рен пар­кур — пре­одо­ле­ние пре­пят­ствий без стра­хов­ки (стен, за­бо­ров, лест­ниц). Риск трав­ми­ро­вать­ся в пар­ку­ре очень вы­со­кий, при­чем не толь­ко для но­вич­ков.

Cход­ство ин­фор­ма­ции в тек­сте и в от­рыв­ке из ро­ма­на Т. Ми­хе­е­вой «Не пре­да­вай меня!»: «А потом при­хо­дил день, когда сама Алиса или София, ко­то­рые за­те­я­ли этот бой­кот, под­хо­ди­ли к ней и на­чи­на­ли раз­го­вор. Без объ­яс­не­ния при­чин бой­ко­та. И Юлька сда­ва­лась. На­чи­на­ла об­щать­ся, про­гло­тив обиду. По­то­му что очень уста­ва­ла быть одна. Ждать ка­вер­зы. Не при­ни­мать уча­стия в класс­ных делах» — за­клю­ча­ет­ся в том, что

1) че­ло­век — су­ще­ство со­ци­аль­ное
2) слож­ность са­мо­опре­де­ле­ния стар­ше­класс­ни­ков
3) бой­кот — спо­соб про­яв­ле­ния не­одоб­ре­ния
4) ис­крен­ность друж­бы под­рост­ков