Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 500
1.  
i

КА­ЗАХ­СКИЕ КОМ­ПО­ЗИ­ТО­РЫ XIX ВЕКА

В XIX веке из гущи ка­зах­ско­го на­ро­да по­яв­ля­ют­ся та­лант­ли­вые на­род­ные ком­по­зи­то­ры, об­ра­зо­вав­шие две школы. Ос­но­во­по­лож­ни­ком одной из них яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­тый ком­по­зи­тор-кюйши За­пад­но­го Ка­зах­ста­на Кур­ман­га­зы. Вто­рой круп­ней­ший на­род­ный ком­по­зи­тор-певец Цен­траль­но­го Ка­зах­ста­на — Бир­жан-сал. Во­круг этих ком­по­зи­то­ров груп­пи­ро­ва­лись и в даль­ней­шем стали их по­сле­до­ва­те­ля­ми ком­по­зи­то­ры-кюйши: Ка­зан­гап, Бай­сер­ке, Дау­лет­ке­рей, Сей­тек, Дина, Ыхлас — и ком­по­зи­то­ры-певцы: Ахан-серэ, Ба­лу­ан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жа­ры­л­гап и Ша­шу­бай. Про­из­ве­де­ния (песни, ме­ло­дии, кюи, мо­ти­вы и т. д.) этих на­род­ных ком­по­зи­то­ров рас­про­стра­ня­лись в на­ро­де изуст­но. Со­бра­ние, за­пи­си, на­уч­ное и твор­че­ское осво­е­ние этого му­зы­каль­но­го на­сле­дия по­лу­чи­ли раз­ви­тие бла­го­да­ря уси­ли­ям А. В. За­та­е­ви­ча, Е. Г. Бру­си­лов­ско­го, А. К. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди.

Ком­по­зи­тор Ыхлас Ду­ке­нов ис­пол­нял вес свои про­из­ве­де­ния на ко­бы­зе. Он зна­чи­тель­но раз­вил тех­ни­ку игры на этом ин­стру­мен­те, внёс раз­но­об­ра­зие в ме­ло­дии, ко­то­рые ис­пол­ня­ли до него на ко­бы­зе баксы-ша­ма­ны. Про­из­ве­де­ния Ых­ла­са кра­соч­но пе­ре­да­ют древ­ние ска­за­ния ка­за­хов о ге­ро­и­че­ских по­дви­гах ба­ты­ров, об их стрем­ле­нии к луч­шей жизни. Ых­ла­сом со­зда­ны такие песни, как «Акку», «Жал­гыз аяк» и дру­гие, по­лу­чив­шие впо­след­ствии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

На­род­ный ком­по­зи­тор Мухит Ме­ра­ли­ев со­здал много песен, ко­то­рые по­слу­жи­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния л со­зда­ния новых песен по­сле­ду­ю­щи­ми ав­то­ра­ми. Ему при­над­ле­жат зна­ме­ни­тая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».

Жаяу Муса был пев­цом-ком­по­зи­то­ром, акы­ном — ма­сте­ром слова. Его наи­бо­лее по­пу­ляр­ные про­из­ве­де­ния: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Ис­кендiр», «Тұрым­тай» — от­ли­ча­ют­ся ме­ло­дич­но­стью, ли­ри­че­ским на­стро­е­ни­ем, про­ник­ну­ты му­же­ством и оп­ти­миз­мом.

Сары Ба­ра­ков со­чи­нил такие из­вест­ные песни, как «Да­ри­та», «Ciбiрге ай­да­лу» и «Қыз Қосан». Все про­из­ве­де­ния Сары вос­хва­ля­ют му­же­ство, не­по­ко­ле­би­мый ге­ро­изм и пла­мен­ную энер­гию.

За­ме­ча­тель­ный поэт-лирик и та­лант­ли­вый на­род­ный певец Ахан-серэ, вос­пи­ты­вав­ший­ся в ме­че­ти сво­е­го дяди, ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом, вос­пе­вая лю­бовь, друж­бу, сер­деч­ные от­но­ше­ния мо­ло­де­жи. Зна­ме­ни­тые ме­ло­дии Ахана-серэ «Құлагер», «Қара­тор­гай», «Ак са­у­сак» и мно­гие дру­гие живут до сих пор и были ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны в ка­зах­ских опе­рах, а его ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния вышли от­дель­ным из­да­ни­ем.

Ин­фор­ма­ция, от­сут­ству­ю­щая в тек­сте

1) О ге­ро­и­че­ских по­дви­гах ба­ты­ров по­вест­ву­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях Ых­ла­са
2) Школу За­пад­но­го Ка­зах­ста­на воз­глав­лял Кур­ман­га­зы
3) Ком­по­зи­тор-кюйши Кор­кыт жил в XI веке на бе­ре­гах Сыр­да­рьи
4) Асет и Ша­шу­бай — по­сле­до­ва­те­ли ком­по­зи­то­ра-певца Бир­жа­на-сала
2.  
i

КА­ЗАХ­СКИЕ КОМ­ПО­ЗИ­ТО­РЫ XIX ВЕКА

В XIX веке из гущи ка­зах­ско­го на­ро­да по­яв­ля­ют­ся та­лант­ли­вые на­род­ные ком­по­зи­то­ры, об­ра­зо­вав­шие две школы. Ос­но­во­по­лож­ни­ком одной из них яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­тый ком­по­зи­тор-кюйши За­пад­но­го Ка­зах­ста­на Кур­ман­га­зы. Вто­рой круп­ней­ший на­род­ный ком­по­зи­тор-певец Цен­траль­но­го Ка­зах­ста­на — Бир­жан-сал. Во­круг этих ком­по­зи­то­ров груп­пи­ро­ва­лись и в даль­ней­шем стали их по­сле­до­ва­те­ля­ми ком­по­зи­то­ры-кюйши: Ка­зан­гап, Бай­сер­ке, Дау­лет­ке­рей, Сей­тек, Дина, Ыхлас — и ком­по­зи­то­ры-певцы: Ахан-серэ, Ба­лу­ан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жа­ры­л­гап и Ша­шу­бай. Про­из­ве­де­ния (песни, ме­ло­дии, кюи, мо­ти­вы и т. д.) этих на­род­ных ком­по­зи­то­ров рас­про­стра­ня­лись в на­ро­де изуст­но. Со­бра­ние, за­пи­си, на­уч­ное и твор­че­ское осво­е­ние этого му­зы­каль­но­го на­сле­дия по­лу­чи­ли раз­ви­тие бла­го­да­ря уси­ли­ям А. В. За­та­е­ви­ча, Е. Г. Бру­си­лов­ско­го, А. К. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди.

Ком­по­зи­тор Ыхлас Ду­ке­нов ис­пол­нял вес свои про­из­ве­де­ния на ко­бы­зе. Он зна­чи­тель­но раз­вил тех­ни­ку игры на этом ин­стру­мен­те, внёс раз­но­об­ра­зие в ме­ло­дии, ко­то­рые ис­пол­ня­ли до него на ко­бы­зе баксы-ша­ма­ны. Про­из­ве­де­ния Ых­ла­са кра­соч­но пе­ре­да­ют древ­ние ска­за­ния ка­за­хов о ге­ро­и­че­ских по­дви­гах ба­ты­ров, об их стрем­ле­нии к луч­шей жизни. Ых­ла­сом со­зда­ны такие песни, как «Акку», «Жал­гыз аяк» и дру­гие, по­лу­чив­шие впо­след­ствии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

На­род­ный ком­по­зи­тор Мухит Ме­ра­ли­ев со­здал много песен, ко­то­рые по­слу­жи­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния л со­зда­ния новых песен по­сле­ду­ю­щи­ми ав­то­ра­ми. Ему при­над­ле­жат зна­ме­ни­тая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».

Жаяу Муса был пев­цом-ком­по­зи­то­ром, акы­ном — ма­сте­ром слова. Его наи­бо­лее по­пу­ляр­ные про­из­ве­де­ния: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Ис­кендiр», «Тұрым­тай» — от­ли­ча­ют­ся ме­ло­дич­но­стью, ли­ри­че­ским на­стро­е­ни­ем, про­ник­ну­ты му­же­ством и оп­ти­миз­мом.

Сары Ба­ра­ков со­чи­нил такие из­вест­ные песни, как «Да­ри­та», «Ciбiрге ай­да­лу» и «Қыз Қосан». Все про­из­ве­де­ния Сары вос­хва­ля­ют му­же­ство, не­по­ко­ле­би­мый ге­ро­изм и пла­мен­ную энер­гию.

За­ме­ча­тель­ный поэт-лирик и та­лант­ли­вый на­род­ный певец Ахан-серэ, вос­пи­ты­вав­ший­ся в ме­че­ти сво­е­го дяди, ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом, вос­пе­вая лю­бовь, друж­бу, сер­деч­ные от­но­ше­ния мо­ло­де­жи. Зна­ме­ни­тые ме­ло­дии Ахана-серэ «Құлагер», «Қара­тор­гай», «Ак са­у­сак» и мно­гие дру­гие живут до сих пор и были ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны в ка­зах­ских опе­рах, а его ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния вышли от­дель­ным из­да­ни­ем.

Автор песен «Гауhар кыз», «Ис­кендiр», «Тұрым­тай»

1) Жаяу Муса
2) Ыхлас Ду­ке­нов
3) Ахан-серэ
4) Мухит Ме­ра­ли­ев
3.  
i

КА­ЗАХ­СКИЕ КОМ­ПО­ЗИ­ТО­РЫ XIX ВЕКА

В XIX веке из гущи ка­зах­ско­го на­ро­да по­яв­ля­ют­ся та­лант­ли­вые на­род­ные ком­по­зи­то­ры, об­ра­зо­вав­шие две школы. Ос­но­во­по­лож­ни­ком одной из них яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­тый ком­по­зи­тор-кюйши За­пад­но­го Ка­зах­ста­на Кур­ман­га­зы. Вто­рой круп­ней­ший на­род­ный ком­по­зи­тор-певец Цен­траль­но­го Ка­зах­ста­на — Бир­жан-сал. Во­круг этих ком­по­зи­то­ров груп­пи­ро­ва­лись и в даль­ней­шем стали их по­сле­до­ва­те­ля­ми ком­по­зи­то­ры-кюйши: Ка­зан­гап, Бай­сер­ке, Дау­лет­ке­рей, Сей­тек, Дина, Ыхлас — и ком­по­зи­то­ры-певцы: Ахан-серэ, Ба­лу­ан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жа­ры­л­гап и Ша­шу­бай. Про­из­ве­де­ния (песни, ме­ло­дии, кюи, мо­ти­вы и т. д.) этих на­род­ных ком­по­зи­то­ров рас­про­стра­ня­лись в на­ро­де изуст­но. Со­бра­ние, за­пи­си, на­уч­ное и твор­че­ское осво­е­ние этого му­зы­каль­но­го на­сле­дия по­лу­чи­ли раз­ви­тие бла­го­да­ря уси­ли­ям А. В. За­та­е­ви­ча, Е. Г. Бру­си­лов­ско­го, А. К. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди.

Ком­по­зи­тор Ыхлас Ду­ке­нов ис­пол­нял вес свои про­из­ве­де­ния на ко­бы­зе. Он зна­чи­тель­но раз­вил тех­ни­ку игры на этом ин­стру­мен­те, внёс раз­но­об­ра­зие в ме­ло­дии, ко­то­рые ис­пол­ня­ли до него на ко­бы­зе баксы-ша­ма­ны. Про­из­ве­де­ния Ых­ла­са кра­соч­но пе­ре­да­ют древ­ние ска­за­ния ка­за­хов о ге­ро­и­че­ских по­дви­гах ба­ты­ров, об их стрем­ле­нии к луч­шей жизни. Ых­ла­сом со­зда­ны такие песни, как «Акку», «Жал­гыз аяк» и дру­гие, по­лу­чив­шие впо­след­ствии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

На­род­ный ком­по­зи­тор Мухит Ме­ра­ли­ев со­здал много песен, ко­то­рые по­слу­жи­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния л со­зда­ния новых песен по­сле­ду­ю­щи­ми ав­то­ра­ми. Ему при­над­ле­жат зна­ме­ни­тая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».

Жаяу Муса был пев­цом-ком­по­зи­то­ром, акы­ном — ма­сте­ром слова. Его наи­бо­лее по­пу­ляр­ные про­из­ве­де­ния: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Ис­кендiр», «Тұрым­тай» — от­ли­ча­ют­ся ме­ло­дич­но­стью, ли­ри­че­ским на­стро­е­ни­ем, про­ник­ну­ты му­же­ством и оп­ти­миз­мом.

Сары Ба­ра­ков со­чи­нил такие из­вест­ные песни, как «Да­ри­та», «Ciбiрге ай­да­лу» и «Қыз Қосан». Все про­из­ве­де­ния Сары вос­хва­ля­ют му­же­ство, не­по­ко­ле­би­мый ге­ро­изм и пла­мен­ную энер­гию.

За­ме­ча­тель­ный поэт-лирик и та­лант­ли­вый на­род­ный певец Ахан-серэ, вос­пи­ты­вав­ший­ся в ме­че­ти сво­е­го дяди, ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом, вос­пе­вая лю­бовь, друж­бу, сер­деч­ные от­но­ше­ния мо­ло­де­жи. Зна­ме­ни­тые ме­ло­дии Ахана-серэ «Құлагер», «Қара­тор­гай», «Ак са­у­сак» и мно­гие дру­гие живут до сих пор и были ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны в ка­зах­ских опе­рах, а его ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния вышли от­дель­ным из­да­ни­ем.

Ыхас Ду­ке­нов, со­глас­но тек­сту,

1) ро­дил­ся и вырос в Жез­каз­ган­ской об­ла­сти
2) про­дол­жа­ет путь ле­ген­дар­но­го кюйши Кор­кы­та
3) ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом
4) яв­ля­ет­ся но­ва­то­ром игры на ко­бы­зе
4.  
i

КА­ЗАХ­СКИЕ КОМ­ПО­ЗИ­ТО­РЫ XIX ВЕКА

В XIX веке из гущи ка­зах­ско­го на­ро­да по­яв­ля­ют­ся та­лант­ли­вые на­род­ные ком­по­зи­то­ры, об­ра­зо­вав­шие две школы. Ос­но­во­по­лож­ни­ком одной из них яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­тый ком­по­зи­тор-кюйши За­пад­но­го Ка­зах­ста­на Кур­ман­га­зы. Вто­рой круп­ней­ший на­род­ный ком­по­зи­тор-певец Цен­траль­но­го Ка­зах­ста­на — Бир­жан-сал. Во­круг этих ком­по­зи­то­ров груп­пи­ро­ва­лись и в даль­ней­шем стали их по­сле­до­ва­те­ля­ми ком­по­зи­то­ры-кюйши: Ка­зан­гап, Бай­сер­ке, Дау­лет­ке­рей, Сей­тек, Дина, Ыхлас — и ком­по­зи­то­ры-певцы: Ахан-серэ, Ба­лу­ан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жа­ры­л­гап и Ша­шу­бай. Про­из­ве­де­ния (песни, ме­ло­дии, кюи, мо­ти­вы и т. д.) этих на­род­ных ком­по­зи­то­ров рас­про­стра­ня­лись в на­ро­де изуст­но. Со­бра­ние, за­пи­си, на­уч­ное и твор­че­ское осво­е­ние этого му­зы­каль­но­го на­сле­дия по­лу­чи­ли раз­ви­тие бла­го­да­ря уси­ли­ям А. В. За­та­е­ви­ча, Е. Г. Бру­си­лов­ско­го, А. К. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди.

Ком­по­зи­тор Ыхлас Ду­ке­нов ис­пол­нял вес свои про­из­ве­де­ния на ко­бы­зе. Он зна­чи­тель­но раз­вил тех­ни­ку игры на этом ин­стру­мен­те, внёс раз­но­об­ра­зие в ме­ло­дии, ко­то­рые ис­пол­ня­ли до него на ко­бы­зе баксы-ша­ма­ны. Про­из­ве­де­ния Ых­ла­са кра­соч­но пе­ре­да­ют древ­ние ска­за­ния ка­за­хов о ге­ро­и­че­ских по­дви­гах ба­ты­ров, об их стрем­ле­нии к луч­шей жизни. Ых­ла­сом со­зда­ны такие песни, как «Акку», «Жал­гыз аяк» и дру­гие, по­лу­чив­шие впо­след­ствии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

На­род­ный ком­по­зи­тор Мухит Ме­ра­ли­ев со­здал много песен, ко­то­рые по­слу­жи­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния л со­зда­ния новых песен по­сле­ду­ю­щи­ми ав­то­ра­ми. Ему при­над­ле­жат зна­ме­ни­тая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».

Жаяу Муса был пев­цом-ком­по­зи­то­ром, акы­ном — ма­сте­ром слова. Его наи­бо­лее по­пу­ляр­ные про­из­ве­де­ния: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Ис­кендiр», «Тұрым­тай» — от­ли­ча­ют­ся ме­ло­дич­но­стью, ли­ри­че­ским на­стро­е­ни­ем, про­ник­ну­ты му­же­ством и оп­ти­миз­мом.

Сары Ба­ра­ков со­чи­нил такие из­вест­ные песни, как «Да­ри­та», «Ciбiрге ай­да­лу» и «Қыз Қосан». Все про­из­ве­де­ния Сары вос­хва­ля­ют му­же­ство, не­по­ко­ле­би­мый ге­ро­изм и пла­мен­ную энер­гию.

За­ме­ча­тель­ный поэт-лирик и та­лант­ли­вый на­род­ный певец Ахан-серэ, вос­пи­ты­вав­ший­ся в ме­че­ти сво­е­го дяди, ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом, вос­пе­вая лю­бовь, друж­бу, сер­деч­ные от­но­ше­ния мо­ло­де­жи. Зна­ме­ни­тые ме­ло­дии Ахана-серэ «Құлагер», «Қара­тор­гай», «Ак са­у­сак» и мно­гие дру­гие живут до сих пор и были ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны в ка­зах­ских опе­рах, а его ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния вышли от­дель­ным из­да­ни­ем.

Ком­по­зи­то­ры-кюйши XIX века, со­глас­но тек­сту

1) Ша­шу­бай, Бир­жан-сал
2) Майра, Ба­лу­ан-сал
3) Ахан-серэ, Жа­ры­л­гап
4) Ка­зан­гап, Бай­сер­ке
5.  
i

КА­ЗАХ­СКИЕ КОМ­ПО­ЗИ­ТО­РЫ XIX ВЕКА

В XIX веке из гущи ка­зах­ско­го на­ро­да по­яв­ля­ют­ся та­лант­ли­вые на­род­ные ком­по­зи­то­ры, об­ра­зо­вав­шие две школы. Ос­но­во­по­лож­ни­ком одной из них яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­тый ком­по­зи­тор-кюйши За­пад­но­го Ка­зах­ста­на Кур­ман­га­зы. Вто­рой круп­ней­ший на­род­ный ком­по­зи­тор-певец Цен­траль­но­го Ка­зах­ста­на — Бир­жан-сал. Во­круг этих ком­по­зи­то­ров груп­пи­ро­ва­лись и в даль­ней­шем стали их по­сле­до­ва­те­ля­ми ком­по­зи­то­ры-кюйши: Ка­зан­гап, Бай­сер­ке, Дау­лет­ке­рей, Сей­тек, Дина, Ыхлас — и ком­по­зи­то­ры-певцы: Ахан-серэ, Ба­лу­ан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жа­ры­л­гап и Ша­шу­бай. Про­из­ве­де­ния (песни, ме­ло­дии, кюи, мо­ти­вы и т. д.) этих на­род­ных ком­по­зи­то­ров рас­про­стра­ня­лись в на­ро­де изуст­но. Со­бра­ние, за­пи­си, на­уч­ное и твор­че­ское осво­е­ние этого му­зы­каль­но­го на­сле­дия по­лу­чи­ли раз­ви­тие бла­го­да­ря уси­ли­ям А. В. За­та­е­ви­ча, Е. Г. Бру­си­лов­ско­го, А. К. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди.

Ком­по­зи­тор Ыхлас Ду­ке­нов ис­пол­нял вес свои про­из­ве­де­ния на ко­бы­зе. Он зна­чи­тель­но раз­вил тех­ни­ку игры на этом ин­стру­мен­те, внёс раз­но­об­ра­зие в ме­ло­дии, ко­то­рые ис­пол­ня­ли до него на ко­бы­зе баксы-ша­ма­ны. Про­из­ве­де­ния Ых­ла­са кра­соч­но пе­ре­да­ют древ­ние ска­за­ния ка­за­хов о ге­ро­и­че­ских по­дви­гах ба­ты­ров, об их стрем­ле­нии к луч­шей жизни. Ых­ла­сом со­зда­ны такие песни, как «Акку», «Жал­гыз аяк» и дру­гие, по­лу­чив­шие впо­след­ствии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

На­род­ный ком­по­зи­тор Мухит Ме­ра­ли­ев со­здал много песен, ко­то­рые по­слу­жи­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния л со­зда­ния новых песен по­сле­ду­ю­щи­ми ав­то­ра­ми. Ему при­над­ле­жат зна­ме­ни­тая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».

Жаяу Муса был пев­цом-ком­по­зи­то­ром, акы­ном — ма­сте­ром слова. Его наи­бо­лее по­пу­ляр­ные про­из­ве­де­ния: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Ис­кендiр», «Тұрым­тай» — от­ли­ча­ют­ся ме­ло­дич­но­стью, ли­ри­че­ским на­стро­е­ни­ем, про­ник­ну­ты му­же­ством и оп­ти­миз­мом.

Сары Ба­ра­ков со­чи­нил такие из­вест­ные песни, как «Да­ри­та», «Ciбiрге ай­да­лу» и «Қыз Қосан». Все про­из­ве­де­ния Сары вос­хва­ля­ют му­же­ство, не­по­ко­ле­би­мый ге­ро­изм и пла­мен­ную энер­гию.

За­ме­ча­тель­ный поэт-лирик и та­лант­ли­вый на­род­ный певец Ахан-серэ, вос­пи­ты­вав­ший­ся в ме­че­ти сво­е­го дяди, ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом, вос­пе­вая лю­бовь, друж­бу, сер­деч­ные от­но­ше­ния мо­ло­де­жи. Зна­ме­ни­тые ме­ло­дии Ахана-серэ «Құлагер», «Қара­тор­гай», «Ак са­у­сак» и мно­гие дру­гие живут до сих пор и были ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны в ка­зах­ских опе­рах, а его ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния вышли от­дель­ным из­да­ни­ем.

Во­прос, остав­ший­ся за пре­де­ла­ми вни­ма­ния ав­то­ра тек­ста

1) Кто за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем му­зы­каль­но­го на­сле­дия ка­зах­ских ком­по­зи­то­ров и пев­цов?
2) В каком году был издан сбор­ник А. В. За­ти­е­ви­ча «1000 песен ка­зах­ско­го на­ро­да»?
3) Па каком му­зы­каль­ном ин­стру­мен­те ис­пол­нял свои про­из­ве­де­ния Ы. Ду­ке­нов?
4) Как рас­про­стра­ня­лись про­из­ве­де­ния ка­зах­ских на­род­ных ком­по­зи­то­ров?
6.  
i

1. Вой­лок — ма­те­ри­ал, ко­то­рый рас­про­стра­нен у мно­гих на­ро­дов. Это объ­яс­ня­ет­ся за­ме­ча­тель­ны­ми свой­ства­ми вой­ло­ка: он очень теп­лый, проч­ный и при этом — про­стой в про­из­вод­стве. Но при этой про­сто­те у каж­до­го на­ро­да есть свои осо­бен­но­сти в ра­бо­те с вой­ло­ком.

2. Но­си­те­ля­ми иран­ской тех­ни­ки из­го­тов­ле­ния вой­ло­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем вка­тан­но­го узора были на­ро­ды Сред­ней Азии, ко­то­рые и се­год­ня из­го­тав­ли­ва­ют вой­лоч­ные ковры (кошму) точно так же, как это де­ла­лось в древ­но­сти. Из­люб­лен­ны­ми цве­та­ми этой тех­ни­ки были белый, крас­ный и чер­ный, а ос­нов­ным ри­сун­ком — сти­ли­зо­ван­ный ба­ра­ний рог. При этом узор вы­кла­ды­ва­ли шер­стью на ци­нов­ке, ко­то­рую скру­чи­ва­ли, а затем при­сту­па­ли не­по­сред­ствен­но к ва­ля­нию кошмы.

3. Па­зы­рык­скую тех­ни­ку, по­лу­чив­шую свое на­зва­ние от зна­ме­ни­то­го вой­ло­ка-за­на­ве­са, най­ден­но­го в одном из Па­зы­рык­ских кур­га­нов на Гор­ном Алтае, ха­рак­те­ри­зу­ет тон­чай­шая юве­лир­ная ап­пли­ка­ция не­обык­но­вен­но ярких цве­тов. Ап­пли­ка­ция вой­ло­ком по вой­ло­ку и се­год­ня ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся для де­ко­ри­ро­ва­ния из­де­лий у мно­гих на­ро­дов.

4. Вме­сте с тем про­дол­жа­ет бы­то­вать, на­при­мер, в Бу­ря­тии тра­ди­ция из­го­тов­ле­ния од­но­цвет­ных вой­ло­ков, сплошь укра­шен­ных мел­кой стеж­кой су­хо­жиль­ны­ми ни­тя­ми.

5. Сла­вян­ские на­ро­ды вой­лок не из­го­тав­ли­ва­ли. Зато им был зна­ком так на­зы­ва­е­мый по­лу­вой­лок — тка­ные и потом под­ва­лян­ные ма­те­ри­а­лы. Клас­си­че­ским ре­зуль­та­том при­ме­не­ния этой тех­ни­ки яв­ля­ет­ся сукно, из ко­то­ро­го с дав­них вре­мен де­ла­ли верх­нюю одеж­ду. Ис­поль­зо­ва­ли вой­лок и для по­кры­тия го­ло­вы. Так, го­лов­ные уборы раз­лич­ных форм, из­го­тов­лен­ные из ове­чьей шер­сти, хо­ро­шо из­вест­ны мно­гим на­ро­дам По­вол­жья. Муж­ские шляпы ва­ля­ли до­маш­ним спо­со­бом на де­ре­вян­ной бол­ван­ке. На­при­мер, в Нов­го­ро­де в XIV веке про­из­вод­ство цель­но­ва­ля­ных вой­лоч­ных муж­ских шляп при­об­ре­ло ха­рак­тер ку­стар­но­го про­мыс­ла.

6. Ис­то­рия по­яв­ле­ния ва­ля­ной обуви в Рос­сии от­но­сит­ся к се­ре­ди­не XIX века. В то время ва­ля­ные са­по­ги счи­та­лись цен­ным при­об­ре­те­ни­ем для каж­дой семьи, на­де­ва­лись ис­клю­чи­тель­но в празд­ни­ки. С раз­ви­ти­ем про­мыс­ла на­зна­че­ние ва­ле­нок ме­ня­лось: из празд­нич­ной обуви ва­лен­ки пе­ре­шли в ка­те­го­рию по­все­днев­ной и ра­бо­чей.

7. На Кав­ка­зе и се­год­ня со­хра­ня­ют­ся прак­ти­че­ски все спо­со­бы из­го­тов­ле­ния и де­ко­ри­ро­ва­ния вой­ло­ков и вой­лоч­ных из­де­лий. Мо­за­ич­ный, когда из двух раз­ных по цвету по­лот­нищ вой­ло­ка, по­ло­жен­ных одно на дру­гое, по од­но­му ле­ка­лу вре­за­ет­ся узор, раз­но­цвет­ные эле­мен­ты ко­то­ро­го ме­ня­ют­ся ме­ста­ми и сши­ва­ют­ся в го­то­вое из­де­лие. Тех­ни­ка вка­ты­ва­ния пред­по­ла­га­ет вы­кла­ды­ва­ние шер­сти узо­ром уже в про­цес­се ва­ля­ния вой­ло­ка. Из­вест­но, что на Се­вер­ном Кав­ка­зе и в Да­ге­ста­не также были рас­про­стра­не­ны вой­лоч­ные са­по­ги. Наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ют сва­деб­ные са­пож­ки лак­ских жен­щин, укра­шен­ные узор­ной про­строч­кой и ап­пли­ка­ци­ей с зо­ло­тым ши­тьем.

8. На ру­бе­же XX-XXI вв. ма­сте­ра, про­дол­жая на­род­ные ________, со­зда­ют вой­лоч­ные из­де­лия, не толь­ко удо­вле­тво­ря­ю­щие ути­ли­тар­ным по­треб­но­стям, но и яв­ля­ю­щи­е­ся вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ны­ми об­раз­ца­ми со­вре­мен­но­го при­клад­но­го ис­кус­ства.

Клю­че­вые слова пя­то­го аб­за­ца

1) про­мы­сел, народ
2) го­ло­ва, спо­соб
3) тех­ни­ка, одеж­да
4) по­лу­вой­лок, го­лов­ные уборы
7.  
i

1. Вой­лок — ма­те­ри­ал, ко­то­рый рас­про­стра­нен у мно­гих на­ро­дов. Это объ­яс­ня­ет­ся за­ме­ча­тель­ны­ми свой­ства­ми вой­ло­ка: он очень теп­лый, проч­ный и при этом — про­стой в про­из­вод­стве. Но при этой про­сто­те у каж­до­го на­ро­да есть свои осо­бен­но­сти в ра­бо­те с вой­ло­ком.

2. Но­си­те­ля­ми иран­ской тех­ни­ки из­го­тов­ле­ния вой­ло­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем вка­тан­но­го узора были на­ро­ды Сред­ней Азии, ко­то­рые и се­год­ня из­го­тав­ли­ва­ют вой­лоч­ные ковры (кошму) точно так же, как это де­ла­лось в древ­но­сти. Из­люб­лен­ны­ми цве­та­ми этой тех­ни­ки были белый, крас­ный и чер­ный, а ос­нов­ным ри­сун­ком — сти­ли­зо­ван­ный ба­ра­ний рог. При этом узор вы­кла­ды­ва­ли шер­стью на ци­нов­ке, ко­то­рую скру­чи­ва­ли, а затем при­сту­па­ли не­по­сред­ствен­но к ва­ля­нию кошмы.

3. Па­зы­рык­скую тех­ни­ку, по­лу­чив­шую свое на­зва­ние от зна­ме­ни­то­го вой­ло­ка-за­на­ве­са, най­ден­но­го в одном из Па­зы­рык­ских кур­га­нов на Гор­ном Алтае, ха­рак­те­ри­зу­ет тон­чай­шая юве­лир­ная ап­пли­ка­ция не­обык­но­вен­но ярких цве­тов. Ап­пли­ка­ция вой­ло­ком по вой­ло­ку и се­год­ня ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся для де­ко­ри­ро­ва­ния из­де­лий у мно­гих на­ро­дов.

4. Вме­сте с тем про­дол­жа­ет бы­то­вать, на­при­мер, в Бу­ря­тии тра­ди­ция из­го­тов­ле­ния од­но­цвет­ных вой­ло­ков, сплошь укра­шен­ных мел­кой стеж­кой су­хо­жиль­ны­ми ни­тя­ми.

5. Сла­вян­ские на­ро­ды вой­лок не из­го­тав­ли­ва­ли. Зато им был зна­ком так на­зы­ва­е­мый по­лу­вой­лок — тка­ные и потом под­ва­лян­ные ма­те­ри­а­лы. Клас­си­че­ским ре­зуль­та­том при­ме­не­ния этой тех­ни­ки яв­ля­ет­ся сукно, из ко­то­ро­го с дав­них вре­мен де­ла­ли верх­нюю одеж­ду. Ис­поль­зо­ва­ли вой­лок и для по­кры­тия го­ло­вы. Так, го­лов­ные уборы раз­лич­ных форм, из­го­тов­лен­ные из ове­чьей шер­сти, хо­ро­шо из­вест­ны мно­гим на­ро­дам По­вол­жья. Муж­ские шляпы ва­ля­ли до­маш­ним спо­со­бом на де­ре­вян­ной бол­ван­ке. На­при­мер, в Нов­го­ро­де в XIV веке про­из­вод­ство цель­но­ва­ля­ных вой­лоч­ных муж­ских шляп при­об­ре­ло ха­рак­тер ку­стар­но­го про­мыс­ла.

6. Ис­то­рия по­яв­ле­ния ва­ля­ной обуви в Рос­сии от­но­сит­ся к се­ре­ди­не XIX века. В то время ва­ля­ные са­по­ги счи­та­лись цен­ным при­об­ре­те­ни­ем для каж­дой семьи, на­де­ва­лись ис­клю­чи­тель­но в празд­ни­ки. С раз­ви­ти­ем про­мыс­ла на­зна­че­ние ва­ле­нок ме­ня­лось: из празд­нич­ной обуви ва­лен­ки пе­ре­шли в ка­те­го­рию по­все­днев­ной и ра­бо­чей.

7. На Кав­ка­зе и се­год­ня со­хра­ня­ют­ся прак­ти­че­ски все спо­со­бы из­го­тов­ле­ния и де­ко­ри­ро­ва­ния вой­ло­ков и вой­лоч­ных из­де­лий. Мо­за­ич­ный, когда из двух раз­ных по цвету по­лот­нищ вой­ло­ка, по­ло­жен­ных одно на дру­гое, по од­но­му ле­ка­лу вре­за­ет­ся узор, раз­но­цвет­ные эле­мен­ты ко­то­ро­го ме­ня­ют­ся ме­ста­ми и сши­ва­ют­ся в го­то­вое из­де­лие. Тех­ни­ка вка­ты­ва­ния пред­по­ла­га­ет вы­кла­ды­ва­ние шер­сти узо­ром уже в про­цес­се ва­ля­ния вой­ло­ка. Из­вест­но, что на Се­вер­ном Кав­ка­зе и в Да­ге­ста­не также были рас­про­стра­не­ны вой­лоч­ные са­по­ги. Наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ют сва­деб­ные са­пож­ки лак­ских жен­щин, укра­шен­ные узор­ной про­строч­кой и ап­пли­ка­ци­ей с зо­ло­тым ши­тьем.

8. На ру­бе­же XX-XXI вв. ма­сте­ра, про­дол­жая на­род­ные ________, со­зда­ют вой­лоч­ные из­де­лия, не толь­ко удо­вле­тво­ря­ю­щие ути­ли­тар­ным по­треб­но­стям, но и яв­ля­ю­щи­е­ся вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ны­ми об­раз­ца­ми со­вре­мен­но­го при­клад­но­го ис­кус­ства.

К тре­тье­му аб­за­цу можно за­дать во­прос

1) Ка­ко­го цвета был ковер, най­ден­ный в Па­зы­рык­ском кур­га­не?
2) По­че­му ковер в Па­зы­рык­ском кур­га­не так хо­ро­шо со­хра­нил­ся?
3) Кто яв­ля­ет­ся из­го­то­ви­те­лем ковра из Па­зы­рык­ско­го кур­га­на?
4) Где на­хо­дил­ся Па­зы­рык­ский кур­ган?
8.  
i

1. Вой­лок — ма­те­ри­ал, ко­то­рый рас­про­стра­нен у мно­гих на­ро­дов. Это объ­яс­ня­ет­ся за­ме­ча­тель­ны­ми свой­ства­ми вой­ло­ка: он очень теп­лый, проч­ный и при этом — про­стой в про­из­вод­стве. Но при этой про­сто­те у каж­до­го на­ро­да есть свои осо­бен­но­сти в ра­бо­те с вой­ло­ком.

2. Но­си­те­ля­ми иран­ской тех­ни­ки из­го­тов­ле­ния вой­ло­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем вка­тан­но­го узора были на­ро­ды Сред­ней Азии, ко­то­рые и се­год­ня из­го­тав­ли­ва­ют вой­лоч­ные ковры (кошму) точно так же, как это де­ла­лось в древ­но­сти. Из­люб­лен­ны­ми цве­та­ми этой тех­ни­ки были белый, крас­ный и чер­ный, а ос­нов­ным ри­сун­ком — сти­ли­зо­ван­ный ба­ра­ний рог. При этом узор вы­кла­ды­ва­ли шер­стью на ци­нов­ке, ко­то­рую скру­чи­ва­ли, а затем при­сту­па­ли не­по­сред­ствен­но к ва­ля­нию кошмы.

3. Па­зы­рык­скую тех­ни­ку, по­лу­чив­шую свое на­зва­ние от зна­ме­ни­то­го вой­ло­ка-за­на­ве­са, най­ден­но­го в одном из Па­зы­рык­ских кур­га­нов на Гор­ном Алтае, ха­рак­те­ри­зу­ет тон­чай­шая юве­лир­ная ап­пли­ка­ция не­обык­но­вен­но ярких цве­тов. Ап­пли­ка­ция вой­ло­ком по вой­ло­ку и се­год­ня ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся для де­ко­ри­ро­ва­ния из­де­лий у мно­гих на­ро­дов.

4. Вме­сте с тем про­дол­жа­ет бы­то­вать, на­при­мер, в Бу­ря­тии тра­ди­ция из­го­тов­ле­ния од­но­цвет­ных вой­ло­ков, сплошь укра­шен­ных мел­кой стеж­кой су­хо­жиль­ны­ми ни­тя­ми.

5. Сла­вян­ские на­ро­ды вой­лок не из­го­тав­ли­ва­ли. Зато им был зна­ком так на­зы­ва­е­мый по­лу­вой­лок — тка­ные и потом под­ва­лян­ные ма­те­ри­а­лы. Клас­си­че­ским ре­зуль­та­том при­ме­не­ния этой тех­ни­ки яв­ля­ет­ся сукно, из ко­то­ро­го с дав­них вре­мен де­ла­ли верх­нюю одеж­ду. Ис­поль­зо­ва­ли вой­лок и для по­кры­тия го­ло­вы. Так, го­лов­ные уборы раз­лич­ных форм, из­го­тов­лен­ные из ове­чьей шер­сти, хо­ро­шо из­вест­ны мно­гим на­ро­дам По­вол­жья. Муж­ские шляпы ва­ля­ли до­маш­ним спо­со­бом на де­ре­вян­ной бол­ван­ке. На­при­мер, в Нов­го­ро­де в XIV веке про­из­вод­ство цель­но­ва­ля­ных вой­лоч­ных муж­ских шляп при­об­ре­ло ха­рак­тер ку­стар­но­го про­мыс­ла.

6. Ис­то­рия по­яв­ле­ния ва­ля­ной обуви в Рос­сии от­но­сит­ся к се­ре­ди­не XIX века. В то время ва­ля­ные са­по­ги счи­та­лись цен­ным при­об­ре­те­ни­ем для каж­дой семьи, на­де­ва­лись ис­клю­чи­тель­но в празд­ни­ки. С раз­ви­ти­ем про­мыс­ла на­зна­че­ние ва­ле­нок ме­ня­лось: из празд­нич­ной обуви ва­лен­ки пе­ре­шли в ка­те­го­рию по­все­днев­ной и ра­бо­чей.

7. На Кав­ка­зе и се­год­ня со­хра­ня­ют­ся прак­ти­че­ски все спо­со­бы из­го­тов­ле­ния и де­ко­ри­ро­ва­ния вой­ло­ков и вой­лоч­ных из­де­лий. Мо­за­ич­ный, когда из двух раз­ных по цвету по­лот­нищ вой­ло­ка, по­ло­жен­ных одно на дру­гое, по од­но­му ле­ка­лу вре­за­ет­ся узор, раз­но­цвет­ные эле­мен­ты ко­то­ро­го ме­ня­ют­ся ме­ста­ми и сши­ва­ют­ся в го­то­вое из­де­лие. Тех­ни­ка вка­ты­ва­ния пред­по­ла­га­ет вы­кла­ды­ва­ние шер­сти узо­ром уже в про­цес­се ва­ля­ния вой­ло­ка. Из­вест­но, что на Се­вер­ном Кав­ка­зе и в Да­ге­ста­не также были рас­про­стра­не­ны вой­лоч­ные са­по­ги. Наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ют сва­деб­ные са­пож­ки лак­ских жен­щин, укра­шен­ные узор­ной про­строч­кой и ап­пли­ка­ци­ей с зо­ло­тым ши­тьем.

8. На ру­бе­же XX-XXI вв. ма­сте­ра, про­дол­жая на­род­ные ________, со­зда­ют вой­лоч­ные из­де­лия, не толь­ко удо­вле­тво­ря­ю­щие ути­ли­тар­ным по­треб­но­стям, но и яв­ля­ю­щи­е­ся вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ны­ми об­раз­ца­ми со­вре­мен­но­го при­клад­но­го ис­кус­ства.

Во­прос, на ко­то­рый нель­зя от­ве­тить, ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию тек­ста

1) У каких на­ро­дов рас­про­стра­не­ны из­де­лия из вой­ло­ка?
2) Какие спо­со­бы де­ко­ри­ро­ва­ния вой­лоч­ных из­де­лий су­ще­ству­ют?
3) Какие цвета чаще всего ис­поль­зу­ют при из­го­тов­ле­нии ков­ров в иран­ской тех­ни­ке?
4) В каком веке люди впер­вые на­ча­ли об­ра­ба­ты­вать вой­лок?
9.  
i

1. Вой­лок — ма­те­ри­ал, ко­то­рый рас­про­стра­нен у мно­гих на­ро­дов. Это объ­яс­ня­ет­ся за­ме­ча­тель­ны­ми свой­ства­ми вой­ло­ка: он очень теп­лый, проч­ный и при этом — про­стой в про­из­вод­стве. Но при этой про­сто­те у каж­до­го на­ро­да есть свои осо­бен­но­сти в ра­бо­те с вой­ло­ком.

2. Но­си­те­ля­ми иран­ской тех­ни­ки из­го­тов­ле­ния вой­ло­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем вка­тан­но­го узора были на­ро­ды Сред­ней Азии, ко­то­рые и се­год­ня из­го­тав­ли­ва­ют вой­лоч­ные ковры (кошму) точно так же, как это де­ла­лось в древ­но­сти. Из­люб­лен­ны­ми цве­та­ми этой тех­ни­ки были белый, крас­ный и чер­ный, а ос­нов­ным ри­сун­ком — сти­ли­зо­ван­ный ба­ра­ний рог. При этом узор вы­кла­ды­ва­ли шер­стью на ци­нов­ке, ко­то­рую скру­чи­ва­ли, а затем при­сту­па­ли не­по­сред­ствен­но к ва­ля­нию кошмы.

3. Па­зы­рык­скую тех­ни­ку, по­лу­чив­шую свое на­зва­ние от зна­ме­ни­то­го вой­ло­ка-за­на­ве­са, най­ден­но­го в одном из Па­зы­рык­ских кур­га­нов на Гор­ном Алтае, ха­рак­те­ри­зу­ет тон­чай­шая юве­лир­ная ап­пли­ка­ция не­обык­но­вен­но ярких цве­тов. Ап­пли­ка­ция вой­ло­ком по вой­ло­ку и се­год­ня ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся для де­ко­ри­ро­ва­ния из­де­лий у мно­гих на­ро­дов.

4. Вме­сте с тем про­дол­жа­ет бы­то­вать, на­при­мер, в Бу­ря­тии тра­ди­ция из­го­тов­ле­ния од­но­цвет­ных вой­ло­ков, сплошь укра­шен­ных мел­кой стеж­кой су­хо­жиль­ны­ми ни­тя­ми.

5. Сла­вян­ские на­ро­ды вой­лок не из­го­тав­ли­ва­ли. Зато им был зна­ком так на­зы­ва­е­мый по­лу­вой­лок — тка­ные и потом под­ва­лян­ные ма­те­ри­а­лы. Клас­си­че­ским ре­зуль­та­том при­ме­не­ния этой тех­ни­ки яв­ля­ет­ся сукно, из ко­то­ро­го с дав­них вре­мен де­ла­ли верх­нюю одеж­ду. Ис­поль­зо­ва­ли вой­лок и для по­кры­тия го­ло­вы. Так, го­лов­ные уборы раз­лич­ных форм, из­го­тов­лен­ные из ове­чьей шер­сти, хо­ро­шо из­вест­ны мно­гим на­ро­дам По­вол­жья. Муж­ские шляпы ва­ля­ли до­маш­ним спо­со­бом на де­ре­вян­ной бол­ван­ке. На­при­мер, в Нов­го­ро­де в XIV веке про­из­вод­ство цель­но­ва­ля­ных вой­лоч­ных муж­ских шляп при­об­ре­ло ха­рак­тер ку­стар­но­го про­мыс­ла.

6. Ис­то­рия по­яв­ле­ния ва­ля­ной обуви в Рос­сии от­но­сит­ся к се­ре­ди­не XIX века. В то время ва­ля­ные са­по­ги счи­та­лись цен­ным при­об­ре­те­ни­ем для каж­дой семьи, на­де­ва­лись ис­клю­чи­тель­но в празд­ни­ки. С раз­ви­ти­ем про­мыс­ла на­зна­че­ние ва­ле­нок ме­ня­лось: из празд­нич­ной обуви ва­лен­ки пе­ре­шли в ка­те­го­рию по­все­днев­ной и ра­бо­чей.

7. На Кав­ка­зе и се­год­ня со­хра­ня­ют­ся прак­ти­че­ски все спо­со­бы из­го­тов­ле­ния и де­ко­ри­ро­ва­ния вой­ло­ков и вой­лоч­ных из­де­лий. Мо­за­ич­ный, когда из двух раз­ных по цвету по­лот­нищ вой­ло­ка, по­ло­жен­ных одно на дру­гое, по од­но­му ле­ка­лу вре­за­ет­ся узор, раз­но­цвет­ные эле­мен­ты ко­то­ро­го ме­ня­ют­ся ме­ста­ми и сши­ва­ют­ся в го­то­вое из­де­лие. Тех­ни­ка вка­ты­ва­ния пред­по­ла­га­ет вы­кла­ды­ва­ние шер­сти узо­ром уже в про­цес­се ва­ля­ния вой­ло­ка. Из­вест­но, что на Се­вер­ном Кав­ка­зе и в Да­ге­ста­не также были рас­про­стра­не­ны вой­лоч­ные са­по­ги. Наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ют сва­деб­ные са­пож­ки лак­ских жен­щин, укра­шен­ные узор­ной про­строч­кой и ап­пли­ка­ци­ей с зо­ло­тым ши­тьем.

8. На ру­бе­же XX-XXI вв. ма­сте­ра, про­дол­жая на­род­ные ________, со­зда­ют вой­лоч­ные из­де­лия, не толь­ко удо­вле­тво­ря­ю­щие ути­ли­тар­ным по­треб­но­стям, но и яв­ля­ю­щи­е­ся вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ны­ми об­раз­ца­ми со­вре­мен­но­го при­клад­но­го ис­кус­ства.

Ин­фор­ма­ция, со­от­вет­ству­ю­щая тек­сту

1) Из вой­ло­ка не­воз­мож­но из­го­тав­ли­вать обувь
2) Все на­ро­ды ра­бо­та­ют с вой­ло­ком оди­на­ко­во
3) В вой­лоч­ных из­де­ли­ях не­воз­мож­но ис­поль­зо­вать ап­пли­ка­ции
4) У раз­ных на­ро­дов раз­ная тех­ни­ка ра­бо­ты с вой­ло­ком
10.  
i

1. Вой­лок — ма­те­ри­ал, ко­то­рый рас­про­стра­нен у мно­гих на­ро­дов. Это объ­яс­ня­ет­ся за­ме­ча­тель­ны­ми свой­ства­ми вой­ло­ка: он очень теп­лый, проч­ный и при этом — про­стой в про­из­вод­стве. Но при этой про­сто­те у каж­до­го на­ро­да есть свои осо­бен­но­сти в ра­бо­те с вой­ло­ком.

2. Но­си­те­ля­ми иран­ской тех­ни­ки из­го­тов­ле­ния вой­ло­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем вка­тан­но­го узора были на­ро­ды Сред­ней Азии, ко­то­рые и се­год­ня из­го­тав­ли­ва­ют вой­лоч­ные ковры (кошму) точно так же, как это де­ла­лось в древ­но­сти. Из­люб­лен­ны­ми цве­та­ми этой тех­ни­ки были белый, крас­ный и чер­ный, а ос­нов­ным ри­сун­ком — сти­ли­зо­ван­ный ба­ра­ний рог. При этом узор вы­кла­ды­ва­ли шер­стью на ци­нов­ке, ко­то­рую скру­чи­ва­ли, а затем при­сту­па­ли не­по­сред­ствен­но к ва­ля­нию кошмы.

3. Па­зы­рык­скую тех­ни­ку, по­лу­чив­шую свое на­зва­ние от зна­ме­ни­то­го вой­ло­ка-за­на­ве­са, най­ден­но­го в одном из Па­зы­рык­ских кур­га­нов на Гор­ном Алтае, ха­рак­те­ри­зу­ет тон­чай­шая юве­лир­ная ап­пли­ка­ция не­обык­но­вен­но ярких цве­тов. Ап­пли­ка­ция вой­ло­ком по вой­ло­ку и се­год­ня ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся для де­ко­ри­ро­ва­ния из­де­лий у мно­гих на­ро­дов.

4. Вме­сте с тем про­дол­жа­ет бы­то­вать, на­при­мер, в Бу­ря­тии тра­ди­ция из­го­тов­ле­ния од­но­цвет­ных вой­ло­ков, сплошь укра­шен­ных мел­кой стеж­кой су­хо­жиль­ны­ми ни­тя­ми.

5. Сла­вян­ские на­ро­ды вой­лок не из­го­тав­ли­ва­ли. Зато им был зна­ком так на­зы­ва­е­мый по­лу­вой­лок — тка­ные и потом под­ва­лян­ные ма­те­ри­а­лы. Клас­си­че­ским ре­зуль­та­том при­ме­не­ния этой тех­ни­ки яв­ля­ет­ся сукно, из ко­то­ро­го с дав­них вре­мен де­ла­ли верх­нюю одеж­ду. Ис­поль­зо­ва­ли вой­лок и для по­кры­тия го­ло­вы. Так, го­лов­ные уборы раз­лич­ных форм, из­го­тов­лен­ные из ове­чьей шер­сти, хо­ро­шо из­вест­ны мно­гим на­ро­дам По­вол­жья. Муж­ские шляпы ва­ля­ли до­маш­ним спо­со­бом на де­ре­вян­ной бол­ван­ке. На­при­мер, в Нов­го­ро­де в XIV веке про­из­вод­ство цель­но­ва­ля­ных вой­лоч­ных муж­ских шляп при­об­ре­ло ха­рак­тер ку­стар­но­го про­мыс­ла.

6. Ис­то­рия по­яв­ле­ния ва­ля­ной обуви в Рос­сии от­но­сит­ся к се­ре­ди­не XIX века. В то время ва­ля­ные са­по­ги счи­та­лись цен­ным при­об­ре­те­ни­ем для каж­дой семьи, на­де­ва­лись ис­клю­чи­тель­но в празд­ни­ки. С раз­ви­ти­ем про­мыс­ла на­зна­че­ние ва­ле­нок ме­ня­лось: из празд­нич­ной обуви ва­лен­ки пе­ре­шли в ка­те­го­рию по­все­днев­ной и ра­бо­чей.

7. На Кав­ка­зе и се­год­ня со­хра­ня­ют­ся прак­ти­че­ски все спо­со­бы из­го­тов­ле­ния и де­ко­ри­ро­ва­ния вой­ло­ков и вой­лоч­ных из­де­лий. Мо­за­ич­ный, когда из двух раз­ных по цвету по­лот­нищ вой­ло­ка, по­ло­жен­ных одно на дру­гое, по од­но­му ле­ка­лу вре­за­ет­ся узор, раз­но­цвет­ные эле­мен­ты ко­то­ро­го ме­ня­ют­ся ме­ста­ми и сши­ва­ют­ся в го­то­вое из­де­лие. Тех­ни­ка вка­ты­ва­ния пред­по­ла­га­ет вы­кла­ды­ва­ние шер­сти узо­ром уже в про­цес­се ва­ля­ния вой­ло­ка. Из­вест­но, что на Се­вер­ном Кав­ка­зе и в Да­ге­ста­не также были рас­про­стра­не­ны вой­лоч­ные са­по­ги. Наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ют сва­деб­ные са­пож­ки лак­ских жен­щин, укра­шен­ные узор­ной про­строч­кой и ап­пли­ка­ци­ей с зо­ло­тым ши­тьем.

8. На ру­бе­же XX-XXI вв. ма­сте­ра, про­дол­жая на­род­ные ________, со­зда­ют вой­лоч­ные из­де­лия, не толь­ко удо­вле­тво­ря­ю­щие ути­ли­тар­ным по­треб­но­стям, но и яв­ля­ю­щи­е­ся вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ны­ми об­раз­ца­ми со­вре­мен­но­го при­клад­но­го ис­кус­ства.

Слово, ко­то­рое долж­но сто­ять на месте про­пус­ка

1) труд­но­сти
2) воз­мож­но­сти
3) ра­бо­ты
4) тра­ди­ции
11.  
i

Один муж­чи­на по­те­рял ра­бо­ту. Через не­сколь­ко ме­ся­цев упор­ных по­ис­ков он узнал, что в мест­ном от­де­ле­нии ком­па­нии тре­бу­ют­ся убор­щи­ки, и пред­ло­жил свою кан­ди­да­ту­ру. Ди­рек­тор по пер­со­на­лу про­вел с ним со­бе­се­до­ва­ние и по­здра­вил, ска­зав: «Место за вами! Оставь­те мне, по­жа­луй­ста, свой e-mail для того, чтобы я мог со­об­щить вам день и время, когда вы долж­ны при­сту­пить к ра­бо­те». Муж­чи­на, сму­тив­шись, от­ве­тил, что у него нет e-mail-а; на что ди­рек­тор рас­стро­ен­но про­из­нес:

— Если у вас нет e-mail, вир­ту­аль­но вы не су­ще­ству­е­те, и мы не можем дать вам ра­бо­ту. Муж­чи­на ушел рас­стро­ен­ный, в кар­ма­не у него оста­ва­лась толь­ко ме­лочь. Он не­мно­го по­ду­мал и пошел на опто­вый овощ­ной рынок. Купил там 10 ки­ло­грам­мов по­ми­до­ров. И пошел от дома к дому, пред­ла­гая свой товар. Мень­ше чем за два часа он удво­ил свои день­ги. Он три­жды по­вто­рил эту опе­ра­цию, по­ужи­нал в ма­лень­ком ре­сто­ран­чи­ке и вер­нул­ся домой с теми же день­га­ми, с ко­то­ры­ми начал свой тор­го­вый день.

Он понял, что так смо­жет вы­жить, и каж­дый день вста­вал все рань­ше и воз­вра­щал­ся позд­нее. Так с по­мо­щью на­стой­чи­во­сти и удачи он сумел ку­пить ма­лень­кий гру­зо­ви­чок, ко­то­рый по­ме­нял со вре­ме­нем на боль­шой гру­зо­вик. Через три года у него уже был не­боль­шой транс­порт­ный парк. Через пять лет он стал хо­зя­и­ном одной из глав­ных дис­три­бью­тер­ских фирм по про­до­воль­ствен­ным то­ва­рам.

Один раз он при­ни­мал у себя стра­хо­во­го аген­та и тот, по за­вер­ше­нии бе­се­ды, по­про­сил у пред­при­ни­ма­те­ля его элек­трон­ный адрес, чтобы пе­ре­слать стра­хо­вой до­го­вор. Хо­зя­ин от­ве­тил, что e-mail у него нет, и агент ска­зал:

— Если вы смог­ли воз­ве­сти такую им­пе­рию без сво­е­го пред­ста­ви­тель­ства в Ин­тер­не­те, то я даже не могу себе пред­ста­вить, что было бы, если бы оно у вас было!

— Я был бы убор­щи­ком. Ра­бо­та­ю­щий на себя вы­иг­ры­ва­ет все­гда, нужно лишь не­мно­го удачи и море тер­пе­ния и тру­до­лю­бия.

Дан­но­му тек­сту наи­бо­лее точно под­хо­дит на­зва­ние

1) Вир­ту­аль­ное про­стран­ство
2) На­стой­чи­вость и тру­до­лю­бие — залог успе­ха
3) Убор­щик
4) Удач­ная тор­гов­ля
12.  
i

Один муж­чи­на по­те­рял ра­бо­ту. Через не­сколь­ко ме­ся­цев упор­ных по­ис­ков он узнал, что в мест­ном от­де­ле­нии ком­па­нии тре­бу­ют­ся убор­щи­ки, и пред­ло­жил свою кан­ди­да­ту­ру. Ди­рек­тор по пер­со­на­лу про­вел с ним со­бе­се­до­ва­ние и по­здра­вил, ска­зав: «Место за вами! Оставь­те мне, по­жа­луй­ста, свой e-mail для того, чтобы я мог со­об­щить вам день и время, когда вы долж­ны при­сту­пить к ра­бо­те». Муж­чи­на, сму­тив­шись, от­ве­тил, что у него нет e-mail-а; на что ди­рек­тор рас­стро­ен­но про­из­нес:

— Если у вас нет e-mail, вир­ту­аль­но вы не су­ще­ству­е­те, и мы не можем дать вам ра­бо­ту. Муж­чи­на ушел рас­стро­ен­ный, в кар­ма­не у него оста­ва­лась толь­ко ме­лочь. Он не­мно­го по­ду­мал и пошел на опто­вый овощ­ной рынок. Купил там 10 ки­ло­грам­мов по­ми­до­ров. И пошел от дома к дому, пред­ла­гая свой товар. Мень­ше чем за два часа он удво­ил свои день­ги. Он три­жды по­вто­рил эту опе­ра­цию, по­ужи­нал в ма­лень­ком ре­сто­ран­чи­ке и вер­нул­ся домой с теми же день­га­ми, с ко­то­ры­ми начал свой тор­го­вый день.

Он понял, что так смо­жет вы­жить, и каж­дый день вста­вал все рань­ше и воз­вра­щал­ся позд­нее. Так с по­мо­щью на­стой­чи­во­сти и удачи он сумел ку­пить ма­лень­кий гру­зо­ви­чок, ко­то­рый по­ме­нял со вре­ме­нем на боль­шой гру­зо­вик. Через три года у него уже был не­боль­шой транс­порт­ный парк. Через пять лет он стал хо­зя­и­ном одной из глав­ных дис­три­бью­тер­ских фирм по про­до­воль­ствен­ным то­ва­рам.

Один раз он при­ни­мал у себя стра­хо­во­го аген­та и тот, по за­вер­ше­нии бе­се­ды, по­про­сил у пред­при­ни­ма­те­ля его элек­трон­ный адрес, чтобы пе­ре­слать стра­хо­вой до­го­вор. Хо­зя­ин от­ве­тил, что e-mail у него нет, и агент ска­зал:

— Если вы смог­ли воз­ве­сти такую им­пе­рию без сво­е­го пред­ста­ви­тель­ства в Ин­тер­не­те, то я даже не могу себе пред­ста­вить, что было бы, если бы оно у вас было!

— Я был бы убор­щи­ком. Ра­бо­та­ю­щий на себя вы­иг­ры­ва­ет все­гда, нужно лишь не­мно­го удачи и море тер­пе­ния и тру­до­лю­бия.

Утвер­жде­ние про­ти­во­ре­чит тек­сту

1) Вы­иг­ры­ва­ет удач­ли­вый
2) Вы­иг­ры­ва­ет все­гда бо­га­тый
3) Вы­иг­ры­ва­ет все­гда тру­до­лю­би­вый
4) Вы­иг­ры­ва­ет тер­пе­ли­вый
13.  
i

Один муж­чи­на по­те­рял ра­бо­ту. Через не­сколь­ко ме­ся­цев упор­ных по­ис­ков он узнал, что в мест­ном от­де­ле­нии ком­па­нии тре­бу­ют­ся убор­щи­ки, и пред­ло­жил свою кан­ди­да­ту­ру. Ди­рек­тор по пер­со­на­лу про­вел с ним со­бе­се­до­ва­ние и по­здра­вил, ска­зав: «Место за вами! Оставь­те мне, по­жа­луй­ста, свой e-mail для того, чтобы я мог со­об­щить вам день и время, когда вы долж­ны при­сту­пить к ра­бо­те». Муж­чи­на, сму­тив­шись, от­ве­тил, что у него нет e-mail-а; на что ди­рек­тор рас­стро­ен­но про­из­нес:

— Если у вас нет e-mail, вир­ту­аль­но вы не су­ще­ству­е­те, и мы не можем дать вам ра­бо­ту. Муж­чи­на ушел рас­стро­ен­ный, в кар­ма­не у него оста­ва­лась толь­ко ме­лочь. Он не­мно­го по­ду­мал и пошел на опто­вый овощ­ной рынок. Купил там 10 ки­ло­грам­мов по­ми­до­ров. И пошел от дома к дому, пред­ла­гая свой товар. Мень­ше чем за два часа он удво­ил свои день­ги. Он три­жды по­вто­рил эту опе­ра­цию, по­ужи­нал в ма­лень­ком ре­сто­ран­чи­ке и вер­нул­ся домой с теми же день­га­ми, с ко­то­ры­ми начал свой тор­го­вый день.

Он понял, что так смо­жет вы­жить, и каж­дый день вста­вал все рань­ше и воз­вра­щал­ся позд­нее. Так с по­мо­щью на­стой­чи­во­сти и удачи он сумел ку­пить ма­лень­кий гру­зо­ви­чок, ко­то­рый по­ме­нял со вре­ме­нем на боль­шой гру­зо­вик. Через три года у него уже был не­боль­шой транс­порт­ный парк. Через пять лет он стал хо­зя­и­ном одной из глав­ных дис­три­бью­тер­ских фирм по про­до­воль­ствен­ным то­ва­рам.

Один раз он при­ни­мал у себя стра­хо­во­го аген­та и тот, по за­вер­ше­нии бе­се­ды, по­про­сил у пред­при­ни­ма­те­ля его элек­трон­ный адрес, чтобы пе­ре­слать стра­хо­вой до­го­вор. Хо­зя­ин от­ве­тил, что e-mail у него нет, и агент ска­зал:

— Если вы смог­ли воз­ве­сти такую им­пе­рию без сво­е­го пред­ста­ви­тель­ства в Ин­тер­не­те, то я даже не могу себе пред­ста­вить, что было бы, если бы оно у вас было!

— Я был бы убор­щи­ком. Ра­бо­та­ю­щий на себя вы­иг­ры­ва­ет все­гда, нужно лишь не­мно­го удачи и море тер­пе­ния и тру­до­лю­бия.

Ос­нов­ная идея тек­ста вы­ра­же­на в пред­ло­же­нии

1) Oт че­ло­ве­ка ни­че­го не за­ви­сит.
2) От судь­бы не уйдёшь.
3) На­стой­чи­вость, тер­пе­ние, тру­до­лю­бие, не­мно­го удачи при­ве­дут к же­ла­е­мой цели.
4) До­бить­ся своей цели без пред­ста­ви­тель­ства в ин­тер­не­те нель­зя.
14.  
i

Один муж­чи­на по­те­рял ра­бо­ту. Через не­сколь­ко ме­ся­цев упор­ных по­ис­ков он узнал, что в мест­ном от­де­ле­нии ком­па­нии тре­бу­ют­ся убор­щи­ки, и пред­ло­жил свою кан­ди­да­ту­ру. Ди­рек­тор по пер­со­на­лу про­вел с ним со­бе­се­до­ва­ние и по­здра­вил, ска­зав: «Место за вами! Оставь­те мне, по­жа­луй­ста, свой e-mail для того, чтобы я мог со­об­щить вам день и время, когда вы долж­ны при­сту­пить к ра­бо­те». Муж­чи­на, сму­тив­шись, от­ве­тил, что у него нет e-mail-а; на что ди­рек­тор рас­стро­ен­но про­из­нес:

— Если у вас нет e-mail, вир­ту­аль­но вы не су­ще­ству­е­те, и мы не можем дать вам ра­бо­ту. Муж­чи­на ушел рас­стро­ен­ный, в кар­ма­не у него оста­ва­лась толь­ко ме­лочь. Он не­мно­го по­ду­мал и пошел на опто­вый овощ­ной рынок. Купил там 10 ки­ло­грам­мов по­ми­до­ров. И пошел от дома к дому, пред­ла­гая свой товар. Мень­ше чем за два часа он удво­ил свои день­ги. Он три­жды по­вто­рил эту опе­ра­цию, по­ужи­нал в ма­лень­ком ре­сто­ран­чи­ке и вер­нул­ся домой с теми же день­га­ми, с ко­то­ры­ми начал свой тор­го­вый день.

Он понял, что так смо­жет вы­жить, и каж­дый день вста­вал все рань­ше и воз­вра­щал­ся позд­нее. Так с по­мо­щью на­стой­чи­во­сти и удачи он сумел ку­пить ма­лень­кий гру­зо­ви­чок, ко­то­рый по­ме­нял со вре­ме­нем на боль­шой гру­зо­вик. Через три года у него уже был не­боль­шой транс­порт­ный парк. Через пять лет он стал хо­зя­и­ном одной из глав­ных дис­три­бью­тер­ских фирм по про­до­воль­ствен­ным то­ва­рам.

Один раз он при­ни­мал у себя стра­хо­во­го аген­та и тот, по за­вер­ше­нии бе­се­ды, по­про­сил у пред­при­ни­ма­те­ля его элек­трон­ный адрес, чтобы пе­ре­слать стра­хо­вой до­го­вор. Хо­зя­ин от­ве­тил, что e-mail у него нет, и агент ска­зал:

— Если вы смог­ли воз­ве­сти такую им­пе­рию без сво­е­го пред­ста­ви­тель­ства в Ин­тер­не­те, то я даже не могу себе пред­ста­вить, что было бы, если бы оно у вас было!

— Я был бы убор­щи­ком. Ра­бо­та­ю­щий на себя вы­иг­ры­ва­ет все­гда, нужно лишь не­мно­го удачи и море тер­пе­ния и тру­до­лю­бия.

Глав­ный герой тек­ста стал

1) убор­щи­ком
2) ди­рек­то­ром
3) биз­не­сме­ном
4) спортс­ме­ном
15.  
i

Один муж­чи­на по­те­рял ра­бо­ту. Через не­сколь­ко ме­ся­цев упор­ных по­ис­ков он узнал, что в мест­ном от­де­ле­нии ком­па­нии тре­бу­ют­ся убор­щи­ки, и пред­ло­жил свою кан­ди­да­ту­ру. Ди­рек­тор по пер­со­на­лу про­вел с ним со­бе­се­до­ва­ние и по­здра­вил, ска­зав: «Место за вами! Оставь­те мне, по­жа­луй­ста, свой e-mail для того, чтобы я мог со­об­щить вам день и время, когда вы долж­ны при­сту­пить к ра­бо­те». Муж­чи­на, сму­тив­шись, от­ве­тил, что у него нет e-mail-а; на что ди­рек­тор рас­стро­ен­но про­из­нес:

— Если у вас нет e-mail, вир­ту­аль­но вы не су­ще­ству­е­те, и мы не можем дать вам ра­бо­ту. Муж­чи­на ушел рас­стро­ен­ный, в кар­ма­не у него оста­ва­лась толь­ко ме­лочь. Он не­мно­го по­ду­мал и пошел на опто­вый овощ­ной рынок. Купил там 10 ки­ло­грам­мов по­ми­до­ров. И пошел от дома к дому, пред­ла­гая свой товар. Мень­ше чем за два часа он удво­ил свои день­ги. Он три­жды по­вто­рил эту опе­ра­цию, по­ужи­нал в ма­лень­ком ре­сто­ран­чи­ке и вер­нул­ся домой с теми же день­га­ми, с ко­то­ры­ми начал свой тор­го­вый день.

Он понял, что так смо­жет вы­жить, и каж­дый день вста­вал все рань­ше и воз­вра­щал­ся позд­нее. Так с по­мо­щью на­стой­чи­во­сти и удачи он сумел ку­пить ма­лень­кий гру­зо­ви­чок, ко­то­рый по­ме­нял со вре­ме­нем на боль­шой гру­зо­вик. Через три года у него уже был не­боль­шой транс­порт­ный парк. Через пять лет он стал хо­зя­и­ном одной из глав­ных дис­три­бью­тер­ских фирм по про­до­воль­ствен­ным то­ва­рам.

Один раз он при­ни­мал у себя стра­хо­во­го аген­та и тот, по за­вер­ше­нии бе­се­ды, по­про­сил у пред­при­ни­ма­те­ля его элек­трон­ный адрес, чтобы пе­ре­слать стра­хо­вой до­го­вор. Хо­зя­ин от­ве­тил, что e-mail у него нет, и агент ска­зал:

— Если вы смог­ли воз­ве­сти такую им­пе­рию без сво­е­го пред­ста­ви­тель­ства в Ин­тер­не­те, то я даже не могу себе пред­ста­вить, что было бы, если бы оно у вас было!

— Я был бы убор­щи­ком. Ра­бо­та­ю­щий на себя вы­иг­ры­ва­ет все­гда, нужно лишь не­мно­го удачи и море тер­пе­ния и тру­до­лю­бия.

Вы­ра­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее со­дер­жа­ние тек­ста

1) Сытый го­лод­но­го не ра­зу­ме­ет.
2) Бо­гат­ство разум рож­да­ет.
3) Бед­ность не порок.
4) Тер­пе­ние и труд всё пе­ре­трут.