Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 2001
1.  
i

1. На­уч­ная фан­та­сти­ка яв­ля­ет­ся самым важ­ным ли­те­ра­тур­ным жан­ром, так как имен­но она «со­от­вет­ству­ет» духу вре­ме­ни... Все наи­бо­лее важ­ные про­бле­мы на­ше­го вре­ме­ни — это про­бле­мы на­уч­ной фан­та­сти­ки. Со­ставь­те для себя спи­сок таких про­блем. Я тоже со­став­лю. А те­перь срав­ним наши спис­ки.

2. Уве­рен: в этих спис­ках фи­гу­ри­ру­ет про­бле­ма вза­и­мо­дей­ствия че­ло­ве­ка и ма­ши­ны, а в связи с ней и про­бле­ма нрав­ствен­но­сти, мо­ра­ли, ко­то­рая ор­га­нич­но вы­те­ка­ет из та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия. Ис­то­рия на­уч­ной фан­та­сти­ки — это ис­то­рия идей, ко­то­рые из­ме­ня­ли мир, но ко­то­рые сна­ча­ла были осме­я­ны и от­верг­ну­ты. По­яс­ню эту мысль.

3. Че­ло­век убе­дил­ся в том, что пред­ска­за­ния на­уч­ной фан­та­сти­ки сбы­ва­ют­ся, толь­ко когда уви­дел ма­лень­кие ме­тал­ли­че­ские звез­доч­ки, пу­те­ше­ству­ю­щие по небу с за­па­да на во­сток и впи­сы­ва­ю­щие новые витки в при­чуд­ли­вый узор Но­во­го Вре­ме­ни.

4. Все до­сти­же­ния науки и тех­ни­ки, при­нес­шие за по­след­ние пять­де­сят лет поль­зу или вред че­ло­ве­че­ству, за­дол­го до этого ро­ди­лись в го­ло­ве пи­са­те­ля-фан­та­ста.

5. На­сту­пи­ли се­рьез­ные вре­ме­на. И на­уч­ная фан­та­сти­ка осо­бен­но нужна сей­час по­то­му, что де­ла­ет по­пыт­ки изу­чить каж­дую новую ма­ши­ну за­дол­го до того, как она по­явит­ся и нач­нет раз­ру­шать или пе­ре­стра­и­вать нас и окру­жа­ю­щий мир.

6. Сей­час, когда мы почти пол­но­стью со­бра­ли уро­жай тех­ни­че­ских нов­шеств, нам не­об­хо­ди­мо вы­ра­бо­тать какие-то нормы вза­и­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и тех­ни­ки, чтобы не ока­зать­ся не­со­сто­я­тель­ны­ми перед лицом бу­ду­ще­го.

7. Пла­тон по­ве­дал нам о своем го­су­дар­стве-мечте. Пи­са­те­ли-фан­та­сты впо­след­ствии также изоб­ра­жа­ли го­су­дар­ства стали, элек­три­че­ства и атом­ной энер­гии, ко­то­рые сде­ла­ют нас дру­ги­ми. В этом кон­крет­ном мире за­те­рян­ной в кос­мо­се Сол­неч­ной си­сте­мы мы яв­ля­ем­ся су­ще­ства­ми, ко­то­рые ста­ра­ют­ся лучше узнать и по­нять себя, су­ще­ства­ми, ко­то­рые пы­та­ют­ся со­здать ма­ши­ны, об­ла­да­ю­щие нашим ра­з­умом, спо­соб­ные ви­деть, слы­шать, ощу­щать мир лучше нас и — на­де­юсь — более доб­рые. Это поз­во­ли­ло бы про­длить жизнь нашей пла­не­ты еще на два мил­ли­ар­да лет, если мы до­бьем­ся гар­мо­нич­но­го со­су­ще­ство­ва­ния с со­здан­ны­ми нами ма­ши­на­ми.

8. Мо­же­те ли вы на­звать более ве­ли­кую цель, чем эта?

Со­глас­но аб­за­цу 7, люди пы­та­ют­ся со­здать ма­ши­ны, спо­соб­ные

1) ви­деть, слы­шать, ощу­щать
2) со­зи­дать, воз­дви­гать, управ­лять
3) ра­до­вать, обла­го­ра­жи­вать, ис­поль­зо­вать
4) не­на­ви­деть, пре­зи­рать, враж­до­вать
2.  
i

1. На­уч­ная фан­та­сти­ка яв­ля­ет­ся самым важ­ным ли­те­ра­тур­ным жан­ром, так как имен­но она «со­от­вет­ству­ет» духу вре­ме­ни... Все наи­бо­лее важ­ные про­бле­мы на­ше­го вре­ме­ни — это про­бле­мы на­уч­ной фан­та­сти­ки. Со­ставь­те для себя спи­сок таких про­блем. Я тоже со­став­лю. А те­перь срав­ним наши спис­ки.

2. Уве­рен: в этих спис­ках фи­гу­ри­ру­ет про­бле­ма вза­и­мо­дей­ствия че­ло­ве­ка и ма­ши­ны, а в связи с ней и про­бле­ма нрав­ствен­но­сти, мо­ра­ли, ко­то­рая ор­га­нич­но вы­те­ка­ет из та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия. Ис­то­рия на­уч­ной фан­та­сти­ки — это ис­то­рия идей, ко­то­рые из­ме­ня­ли мир, но ко­то­рые сна­ча­ла были осме­я­ны и от­верг­ну­ты. По­яс­ню эту мысль.

3. Че­ло­век убе­дил­ся в том, что пред­ска­за­ния на­уч­ной фан­та­сти­ки сбы­ва­ют­ся, толь­ко когда уви­дел ма­лень­кие ме­тал­ли­че­ские звез­доч­ки, пу­те­ше­ству­ю­щие по небу с за­па­да на во­сток и впи­сы­ва­ю­щие новые витки в при­чуд­ли­вый узор Но­во­го Вре­ме­ни.

4. Все до­сти­же­ния науки и тех­ни­ки, при­нес­шие за по­след­ние пять­де­сят лет поль­зу или вред че­ло­ве­че­ству, за­дол­го до этого ро­ди­лись в го­ло­ве пи­са­те­ля-фан­та­ста.

5. На­сту­пи­ли се­рьез­ные вре­ме­на. И на­уч­ная фан­та­сти­ка осо­бен­но нужна сей­час по­то­му, что де­ла­ет по­пыт­ки изу­чить каж­дую новую ма­ши­ну за­дол­го до того, как она по­явит­ся и нач­нет раз­ру­шать или пе­ре­стра­и­вать нас и окру­жа­ю­щий мир.

6. Сей­час, когда мы почти пол­но­стью со­бра­ли уро­жай тех­ни­че­ских нов­шеств, нам не­об­хо­ди­мо вы­ра­бо­тать какие-то нормы вза­и­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и тех­ни­ки, чтобы не ока­зать­ся не­со­сто­я­тель­ны­ми перед лицом бу­ду­ще­го.

7. Пла­тон по­ве­дал нам о своем го­су­дар­стве-мечте. Пи­са­те­ли-фан­та­сты впо­след­ствии также изоб­ра­жа­ли го­су­дар­ства стали, элек­три­че­ства и атом­ной энер­гии, ко­то­рые сде­ла­ют нас дру­ги­ми. В этом кон­крет­ном мире за­те­рян­ной в кос­мо­се Сол­неч­ной си­сте­мы мы яв­ля­ем­ся су­ще­ства­ми, ко­то­рые ста­ра­ют­ся лучше узнать и по­нять себя, су­ще­ства­ми, ко­то­рые пы­та­ют­ся со­здать ма­ши­ны, об­ла­да­ю­щие нашим ра­з­умом, спо­соб­ные ви­деть, слы­шать, ощу­щать мир лучше нас и — на­де­юсь — более доб­рые. Это поз­во­ли­ло бы про­длить жизнь нашей пла­не­ты еще на два мил­ли­ар­да лет, если мы до­бьем­ся гар­мо­нич­но­го со­су­ще­ство­ва­ния с со­здан­ны­ми нами ма­ши­на­ми.

8. Мо­же­те ли вы на­звать более ве­ли­кую цель, чем эта?

Текст со­дер­жит ответ на во­прос

1) Ка­ки­ми прин­ци­па­ми дол­жен ру­ко­вод­ство­вать­ся пи­са­тель?
2) Когда на­уч­ная фан­та­сти­ка по­лу­чи­ла ши­ро­кой рас­про­стра­не­ние среди чи­та­те­лей?
3) Когда были со­зда­ны пер­вые ма­ши­ны?
4) Какую цель автор на­зы­ва­ет ве­ли­кой?
3.  
i

КАЛИ БАЙ­ЖА­НОВ

1. Кали Бай­жа­нов  — ка­зах­ский певец, на­род­ный ар­тист Ка­зах­ской ССР. ро­дил­ся в 1877 году в ме­стеч­ке Кия-Куль Ба­я­на­уль

ского рай­о­на Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. Кали рано ли­шил­ся ро­ди­те­лей, по­знал нужду и труд­но­сти. Рано начал свою тру­до­вую де­я­тель­ность. В Эки­ба­сту­зе он ра­бо­тал шахтёром, затем ка­мен­щи­ком в Жел­тау.

2. При­ро­да ода­ри­ла его са­мо­быт­ным го­ло­сом. На Ко­ян­дин­ской яр­мар­ке про­изо­шла встре­ча мо­ло­до­го певца с из­вест­ным акы­ном и ком­по­зи­то­ром Жа­ры­л­га­п­бер­ды. По­езд­ки вме­сте с по­этом по аулам, встре­чи с Бир­жан-салом, Жаяу Мусой и дру­ги­ми пев­ца­ми от­кры­ли перед юным та­лан­том бо­га­тый мир му­зы­ки ка­зах­ско­го на­ро­да.

3. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем в его жизни стала по­езд­ка в аул Абая Ку­нан­ба­е­ва и встре­ча с ним. Кали ис­пол­нил песни «Ардак» и «Топай кок» Жа­ры­л­га­п­бер­ды. Кра­си­вые ме­ло­дич­ные на­пе­вы про­зву­ча­ли в юрте Абая, и долго все вспо­ми­на­ли об этих мгно­ве­ни­ях с вос­хи­ще­ни­ем.

4. В ре­пер­ту­ар певца вхо­ди­ли песни «Жан­бо­та» Бир­жа­на, «Ха­у­лау» Жаяу Мусы и дру­гие. Ис­пол­ни­тель­ское ма­стер­ство Бай­жа­но­ва вы­со­ко це­ни­ли ком­по­зи­тор Ахмет Жу­ба­нов, эт­но­граф Алек­сандр За­та­е­вич.

5. Кали Бай­жа­нов участ­во­вал в твор­че­ском са­мо­де­я­тель­ном кон­кур­се пев­цов в Се­ми­па­ла­тин­ске, ра­бо­тал в Ка­зах­ском те­ат­ре драмы, при­нял уча­стие в кон­цер­те «Эт­но­мир», вы­сту­пал на сцене Боль­шо­го те­ат­ра.

6. Один из пев­че­ских кол­лек­ти­вов, воз­ник­ший при Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те в на­ча­ле 30-х годов XX века, — это хор ра­дио­ко­ми­те­та. Сюда при­гла­си­ли со­ли­стом Кали Бай­жа­но­ва. Пер­вый ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель хо­ро­во­го кол­лек­ти­ва Борис Орлов вы­со­ко ценил та­лант Кали. В своих вос­по­ми­на­ни­ях Борис Алек­сан­дро­вич писал: «Пение на­род­но­го певца было ис­крен­не и за­ду­шев­но. Сло­вес­ная сти­хия песни пре­дель­но осмыс­ли­ва­лась пев­цом. Звук слу­жил ему сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти, а не целью. Не зная языка, можно было по­нять, о чем он пел.» С 1933-го по 1945 год Кали Бай­жа­нов про­ра­бо­тал со­ли­стом в Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те. В 1936 году он был участ­ни­ком Пер­вой Де­ка­ды ка­зах­ской ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства в Москве.

7. В ра­ри­тет­ном из­да­нии «500 ка­зах­ских песен и кюев» под ре­дак­ци­ей А. За­та­е­ви­ча есть нот­ные за­пи­си му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний Кали Бай­жа­но­ва. Его вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги в деле раз­ви­тия ка­зах­ско­го на­ци­о­наль­но­го ис­кус­ства были не­од­но­крат­но от­ме­че­ны пра­ви­тель­ствен­ны­ми на­гра­да­ми: ему было при­сво­е­но зва­ние за­слу­жен­но­го ар­ти­ста Ка­зах­ской ССР, зва­ние на­род­но­го ар­ти­ста Рес­пуб­ли­ки.

8. Кали Бай­жа­нов яв­ля­ет­ся одним из ос­но­ва­те­лей Ка­ра­ган­дин­ской об­ласт­ной фи­лар­мо­нии, он внес не­оце­ни­мый вклад в раз­ви­тие му­зы­каль­но­го ис­кус­ства об­ла­сти. Ре­ше­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­стров Ка­зах­ской ССР Ка­ра­ган­дин­ской фи­лар­мо­нии при­сво­е­но имя вы­да­ю­ще­го­ся певца. В об­ласт­ном ис­то­ри­ко-кра­е­вед­че­ском музее хра­нят­ся до­ку­мен­ты, фо­то­гра­фии из се­мей­но­го ар­хи­ва, лич­ные вещи — чапан и дом­б­ра на­род­но­го ар­ти­ста.

Ответ на во­прос «На каких из­вест­ных сце­нах вы­сту­пая Кали Бай­жа­нов?» со­дер­жит­ся в аб­за­це

1) 1
2) 2
3) 4
4) 5
4.  
i

КАЛИ БАЙ­ЖА­НОВ

1. Кали Бай­жа­нов  — ка­зах­ский певец, на­род­ный ар­тист Ка­зах­ской ССР. ро­дил­ся в 1877 году в ме­стеч­ке Кия-Куль Ба­я­на­уль

ского рай­о­на Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. Кали рано ли­шил­ся ро­ди­те­лей, по­знал нужду и труд­но­сти. Рано начал свою тру­до­вую де­я­тель­ность. В Эки­ба­сту­зе он ра­бо­тал шахтёром, затем ка­мен­щи­ком в Жел­тау.

2. При­ро­да ода­ри­ла его са­мо­быт­ным го­ло­сом. На Ко­ян­дин­ской яр­мар­ке про­изо­шла встре­ча мо­ло­до­го певца с из­вест­ным акы­ном и ком­по­зи­то­ром Жа­ры­л­га­п­бер­ды. По­езд­ки вме­сте с по­этом по аулам, встре­чи с Бир­жан-салом, Жаяу Мусой и дру­ги­ми пев­ца­ми от­кры­ли перед юным та­лан­том бо­га­тый мир му­зы­ки ка­зах­ско­го на­ро­да.

3. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем в его жизни стала по­езд­ка в аул Абая Ку­нан­ба­е­ва и встре­ча с ним. Кали ис­пол­нил песни «Ардак» и «Топай кок» Жа­ры­л­га­п­бер­ды. Кра­си­вые ме­ло­дич­ные на­пе­вы про­зву­ча­ли в юрте Абая, и долго все вспо­ми­на­ли об этих мгно­ве­ни­ях с вос­хи­ще­ни­ем.

4. В ре­пер­ту­ар певца вхо­ди­ли песни «Жан­бо­та» Бир­жа­на, «Ха­у­лау» Жаяу Мусы и дру­гие. Ис­пол­ни­тель­ское ма­стер­ство Бай­жа­но­ва вы­со­ко це­ни­ли ком­по­зи­тор Ахмет Жу­ба­нов, эт­но­граф Алек­сандр За­та­е­вич.

5. Кали Бай­жа­нов участ­во­вал в твор­че­ском са­мо­де­я­тель­ном кон­кур­се пев­цов в Се­ми­па­ла­тин­ске, ра­бо­тал в Ка­зах­ском те­ат­ре драмы, при­нял уча­стие в кон­цер­те «Эт­но­мир», вы­сту­пал на сцене Боль­шо­го те­ат­ра.

6. Один из пев­че­ских кол­лек­ти­вов, воз­ник­ший при Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те в на­ча­ле 30-х годов XX века, — это хор ра­дио­ко­ми­те­та. Сюда при­гла­си­ли со­ли­стом Кали Бай­жа­но­ва. Пер­вый ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель хо­ро­во­го кол­лек­ти­ва Борис Орлов вы­со­ко ценил та­лант Кали. В своих вос­по­ми­на­ни­ях Борис Алек­сан­дро­вич писал: «Пение на­род­но­го певца было ис­крен­не и за­ду­шев­но. Сло­вес­ная сти­хия песни пре­дель­но осмыс­ли­ва­лась пев­цом. Звук слу­жил ему сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти, а не целью. Не зная языка, можно было по­нять, о чем он пел.» С 1933-го по 1945 год Кали Бай­жа­нов про­ра­бо­тал со­ли­стом в Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те. В 1936 году он был участ­ни­ком Пер­вой Де­ка­ды ка­зах­ской ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства в Москве.

7. В ра­ри­тет­ном из­да­нии «500 ка­зах­ских песен и кюев» под ре­дак­ци­ей А. За­та­е­ви­ча есть нот­ные за­пи­си му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний Кали Бай­жа­но­ва. Его вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги в деле раз­ви­тия ка­зах­ско­го на­ци­о­наль­но­го ис­кус­ства были не­од­но­крат­но от­ме­че­ны пра­ви­тель­ствен­ны­ми на­гра­да­ми: ему было при­сво­е­но зва­ние за­слу­жен­но­го ар­ти­ста Ка­зах­ской ССР, зва­ние на­род­но­го ар­ти­ста Рес­пуб­ли­ки.

8. Кали Бай­жа­нов яв­ля­ет­ся одним из ос­но­ва­те­лей Ка­ра­ган­дин­ской об­ласт­ной фи­лар­мо­нии, он внес не­оце­ни­мый вклад в раз­ви­тие му­зы­каль­но­го ис­кус­ства об­ла­сти. Ре­ше­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­стров Ка­зах­ской ССР Ка­ра­ган­дин­ской фи­лар­мо­нии при­сво­е­но имя вы­да­ю­ще­го­ся певца. В об­ласт­ном ис­то­ри­ко-кра­е­вед­че­ском музее хра­нят­ся до­ку­мен­ты, фо­то­гра­фии из се­мей­но­го ар­хи­ва, лич­ные вещи — чапан и дом­б­ра на­род­но­го ар­ти­ста.

Пер­вый ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель хора ра­дио­ко­ми­те­та

1) Ахмет Жу­ба­нов
2) Борис Орлов
3) Жаяу Муса
4) Алек­сандр За­та­е­вич
5.  
i

КАЛИ БАЙ­ЖА­НОВ

1. Кали Бай­жа­нов  — ка­зах­ский певец, на­род­ный ар­тист Ка­зах­ской ССР. ро­дил­ся в 1877 году в ме­стеч­ке Кия-Куль Ба­я­на­уль

ского рай­о­на Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. Кали рано ли­шил­ся ро­ди­те­лей, по­знал нужду и труд­но­сти. Рано начал свою тру­до­вую де­я­тель­ность. В Эки­ба­сту­зе он ра­бо­тал шахтёром, затем ка­мен­щи­ком в Жел­тау.

2. При­ро­да ода­ри­ла его са­мо­быт­ным го­ло­сом. На Ко­ян­дин­ской яр­мар­ке про­изо­шла встре­ча мо­ло­до­го певца с из­вест­ным акы­ном и ком­по­зи­то­ром Жа­ры­л­га­п­бер­ды. По­езд­ки вме­сте с по­этом по аулам, встре­чи с Бир­жан-салом, Жаяу Мусой и дру­ги­ми пев­ца­ми от­кры­ли перед юным та­лан­том бо­га­тый мир му­зы­ки ка­зах­ско­го на­ро­да.

3. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем в его жизни стала по­езд­ка в аул Абая Ку­нан­ба­е­ва и встре­ча с ним. Кали ис­пол­нил песни «Ардак» и «Топай кок» Жа­ры­л­га­п­бер­ды. Кра­си­вые ме­ло­дич­ные на­пе­вы про­зву­ча­ли в юрте Абая, и долго все вспо­ми­на­ли об этих мгно­ве­ни­ях с вос­хи­ще­ни­ем.

4. В ре­пер­ту­ар певца вхо­ди­ли песни «Жан­бо­та» Бир­жа­на, «Ха­у­лау» Жаяу Мусы и дру­гие. Ис­пол­ни­тель­ское ма­стер­ство Бай­жа­но­ва вы­со­ко це­ни­ли ком­по­зи­тор Ахмет Жу­ба­нов, эт­но­граф Алек­сандр За­та­е­вич.

5. Кали Бай­жа­нов участ­во­вал в твор­че­ском са­мо­де­я­тель­ном кон­кур­се пев­цов в Се­ми­па­ла­тин­ске, ра­бо­тал в Ка­зах­ском те­ат­ре драмы, при­нял уча­стие в кон­цер­те «Эт­но­мир», вы­сту­пал на сцене Боль­шо­го те­ат­ра.

6. Один из пев­че­ских кол­лек­ти­вов, воз­ник­ший при Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те в на­ча­ле 30-х годов XX века, — это хор ра­дио­ко­ми­те­та. Сюда при­гла­си­ли со­ли­стом Кали Бай­жа­но­ва. Пер­вый ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель хо­ро­во­го кол­лек­ти­ва Борис Орлов вы­со­ко ценил та­лант Кали. В своих вос­по­ми­на­ни­ях Борис Алек­сан­дро­вич писал: «Пение на­род­но­го певца было ис­крен­не и за­ду­шев­но. Сло­вес­ная сти­хия песни пре­дель­но осмыс­ли­ва­лась пев­цом. Звук слу­жил ему сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти, а не целью. Не зная языка, можно было по­нять, о чем он пел.» С 1933-го по 1945 год Кали Бай­жа­нов про­ра­бо­тал со­ли­стом в Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те. В 1936 году он был участ­ни­ком Пер­вой Де­ка­ды ка­зах­ской ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства в Москве.

7. В ра­ри­тет­ном из­да­нии «500 ка­зах­ских песен и кюев» под ре­дак­ци­ей А. За­та­е­ви­ча есть нот­ные за­пи­си му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний Кали Бай­жа­но­ва. Его вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги в деле раз­ви­тия ка­зах­ско­го на­ци­о­наль­но­го ис­кус­ства были не­од­но­крат­но от­ме­че­ны пра­ви­тель­ствен­ны­ми на­гра­да­ми: ему было при­сво­е­но зва­ние за­слу­жен­но­го ар­ти­ста Ка­зах­ской ССР, зва­ние на­род­но­го ар­ти­ста Рес­пуб­ли­ки.

8. Кали Бай­жа­нов яв­ля­ет­ся одним из ос­но­ва­те­лей Ка­ра­ган­дин­ской об­ласт­ной фи­лар­мо­нии, он внес не­оце­ни­мый вклад в раз­ви­тие му­зы­каль­но­го ис­кус­ства об­ла­сти. Ре­ше­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­стров Ка­зах­ской ССР Ка­ра­ган­дин­ской фи­лар­мо­нии при­сво­е­но имя вы­да­ю­ще­го­ся певца. В об­ласт­ном ис­то­ри­ко-кра­е­вед­че­ском музее хра­нят­ся до­ку­мен­ты, фо­то­гра­фии из се­мей­но­го ар­хи­ва, лич­ные вещи — чапан и дом­б­ра на­род­но­го ар­ти­ста.

Во­прос, на ко­то­рый можно, от­ве­тить, ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию тек­ста

1) Какие твор­че­ские кол­лек­ти­вы вхо­дят а со­став Кон­церт­но­го объ­еди­не­ния им. К. Бай­жа­но­ва?
2) Какие зва­ния были при­сво­е­ны Кали Бай­жа­но­ву?
3) Какую на­гра­ду имеет Кали Бай­жа­но­ва за са­мо­от­вер­жен­ный труд н годы ВОВ?
4) Чем твор­че­ство К. Бай­жа­но­ва от­ли­ча­ет­ся oт ка­зах­ских пев­цов стар­ше­го по­ко­ле­ния?
6.  
i

Роль рас­те­ний в мире огром­на, фак­ти­че­ски имен­но они под­дер­жи­ва­ют жизнь на пла­не­те. Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным, а также яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том для мно­же­ства хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле. Не будь на нашей пла­не­те зелёной лист­вы, не было бы ни­че­го, по­то­му что не было бы кис­ло­ро­да. Че­ло­ве­ку кис­ло­род не­об­хо­дим для ды­ха­ния и, сле­до­ва­тель­но, жиз­не­де­я­тель­но­сти. Живое рас­те­ние «вды­ха­ет», вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ, а вы­де­ля­ет жи­ви­тель­ный кис­ло­род.

Зелёный цвет ли­стьям рас­те­ний дает со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл». Когда луч солн­ца па­да­ет на лист, хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного. Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом, по­это­му глазу лист пред­став­ля­ет­ся зе­ле­ным. Как толь­ко уро­вень хло­ро­фил­ла в ли­стьях на­чи­на­ет па­дать или уга­са­ет со­всем (осе­нью и ран­ней зимой), цвет ме­ня­ет­ся на жел­тый, крас­ный и ста­но­вит­ся ко­рич­не­вым, когда лист уми­ра­ет.

Бла­го­да­ря хло­ро­фил­лу в рас­ти­тель­ных клет­ках ведётся огром­ное про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых ор­га­низ­му че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, са­мо­му рас­те­нию. Эти ве­ще­ства — крах­мал, белок и сахар, из ко­то­рых, глав­ным об­ра­зом, и по­стро­е­но всё живое. Рас­ти­тель­ная фаб­ри­ка «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но, как толь­ко сол­неч­ный лучик ка­са­ет­ся по­верх­но­сти рас­те­ния. Ос­нов­ны­ми ви­да­ми «топ­ли­ва» для этой ра­бо­ты яв­ля­ют­ся вода и уг­ле­кис­ло­та, ко­то­рая все­гда в из­быт­ке на­хо­дит­ся в воз­ду­хе, ведь её вы­ды­ха­ют жи­вот­ные и люди.

Люди по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства бла­го­да­ря бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту всего в при­ро­де: они едят рас­ти­тель­ную и жи­вот­ную пищу, ко­то­рая бо­га­та ве­ще­ства­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми «зелёной фаб­ри­кой». Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пишу. На­при­мер, ко­ро­ва ест летом соч­ную траву, а зимой — сухое сено, даёт мо­ло­ко, ко­то­рое пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в раз­но­об­раз­ные по­лез­ные про­дук­ты: сме­та­ну, слив­ки, масло, тво­рог.

Осо­бен­но мо­лоч­ная еда по­лез­на под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам, ко­то­рые по­лу­ча­ют из него каль­ций и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ства для раз­ви­тия и роста.

Когда лист уми­ра­ет, он ме­ня­ет свой цвет на

1) ко­рич­не­вый
2) серый
3) белый
4) чер­ный
7.  
i

Роль рас­те­ний в мире огром­на, фак­ти­че­ски имен­но они под­дер­жи­ва­ют жизнь на пла­не­те. Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным, а также яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том для мно­же­ства хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле. Не будь на нашей пла­не­те зелёной лист­вы, не было бы ни­че­го, по­то­му что не было бы кис­ло­ро­да. Че­ло­ве­ку кис­ло­род не­об­хо­дим для ды­ха­ния и, сле­до­ва­тель­но, жиз­не­де­я­тель­но­сти. Живое рас­те­ние «вды­ха­ет», вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ, а вы­де­ля­ет жи­ви­тель­ный кис­ло­род.

Зелёный цвет ли­стьям рас­те­ний дает со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл». Когда луч солн­ца па­да­ет на лист, хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного. Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом, по­это­му глазу лист пред­став­ля­ет­ся зе­ле­ным. Как толь­ко уро­вень хло­ро­фил­ла в ли­стьях на­чи­на­ет па­дать или уга­са­ет со­всем (осе­нью и ран­ней зимой), цвет ме­ня­ет­ся на жел­тый, крас­ный и ста­но­вит­ся ко­рич­не­вым, когда лист уми­ра­ет.

Бла­го­да­ря хло­ро­фил­лу в рас­ти­тель­ных клет­ках ведётся огром­ное про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых ор­га­низ­му че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, са­мо­му рас­те­нию. Эти ве­ще­ства — крах­мал, белок и сахар, из ко­то­рых, глав­ным об­ра­зом, и по­стро­е­но всё живое. Рас­ти­тель­ная фаб­ри­ка «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но, как толь­ко сол­неч­ный лучик ка­са­ет­ся по­верх­но­сти рас­те­ния. Ос­нов­ны­ми ви­да­ми «топ­ли­ва» для этой ра­бо­ты яв­ля­ют­ся вода и уг­ле­кис­ло­та, ко­то­рая все­гда в из­быт­ке на­хо­дит­ся в воз­ду­хе, ведь её вы­ды­ха­ют жи­вот­ные и люди.

Люди по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства бла­го­да­ря бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту всего в при­ро­де: они едят рас­ти­тель­ную и жи­вот­ную пищу, ко­то­рая бо­га­та ве­ще­ства­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми «зелёной фаб­ри­кой». Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пишу. На­при­мер, ко­ро­ва ест летом соч­ную траву, а зимой — сухое сено, даёт мо­ло­ко, ко­то­рое пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в раз­но­об­раз­ные по­лез­ные про­дук­ты: сме­та­ну, слив­ки, масло, тво­рог.

Осо­бен­но мо­лоч­ная еда по­лез­на под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам, ко­то­рые по­лу­ча­ют из него каль­ций и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ства для раз­ви­тия и роста.

Со­глас­но тек­сту, глазу лист пред­став­ля­ет­ся зелёным, по­то­му что этот цвет

1) от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом
2) яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том
3) вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ
4) «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но
8.  
i

Роль рас­те­ний в мире огром­на, фак­ти­че­ски имен­но они под­дер­жи­ва­ют жизнь на пла­не­те. Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным, а также яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том для мно­же­ства хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле. Не будь на нашей пла­не­те зелёной лист­вы, не было бы ни­че­го, по­то­му что не было бы кис­ло­ро­да. Че­ло­ве­ку кис­ло­род не­об­хо­дим для ды­ха­ния и, сле­до­ва­тель­но, жиз­не­де­я­тель­но­сти. Живое рас­те­ние «вды­ха­ет», вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ, а вы­де­ля­ет жи­ви­тель­ный кис­ло­род.

Зелёный цвет ли­стьям рас­те­ний дает со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл». Когда луч солн­ца па­да­ет на лист, хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного. Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом, по­это­му глазу лист пред­став­ля­ет­ся зе­ле­ным. Как толь­ко уро­вень хло­ро­фил­ла в ли­стьях на­чи­на­ет па­дать или уга­са­ет со­всем (осе­нью и ран­ней зимой), цвет ме­ня­ет­ся на жел­тый, крас­ный и ста­но­вит­ся ко­рич­не­вым, когда лист уми­ра­ет.

Бла­го­да­ря хло­ро­фил­лу в рас­ти­тель­ных клет­ках ведётся огром­ное про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых ор­га­низ­му че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, са­мо­му рас­те­нию. Эти ве­ще­ства — крах­мал, белок и сахар, из ко­то­рых, глав­ным об­ра­зом, и по­стро­е­но всё живое. Рас­ти­тель­ная фаб­ри­ка «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но, как толь­ко сол­неч­ный лучик ка­са­ет­ся по­верх­но­сти рас­те­ния. Ос­нов­ны­ми ви­да­ми «топ­ли­ва» для этой ра­бо­ты яв­ля­ют­ся вода и уг­ле­кис­ло­та, ко­то­рая все­гда в из­быт­ке на­хо­дит­ся в воз­ду­хе, ведь её вы­ды­ха­ют жи­вот­ные и люди.

Люди по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства бла­го­да­ря бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту всего в при­ро­де: они едят рас­ти­тель­ную и жи­вот­ную пищу, ко­то­рая бо­га­та ве­ще­ства­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми «зелёной фаб­ри­кой». Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пишу. На­при­мер, ко­ро­ва ест летом соч­ную траву, а зимой — сухое сено, даёт мо­ло­ко, ко­то­рое пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в раз­но­об­раз­ные по­лез­ные про­дук­ты: сме­та­ну, слив­ки, масло, тво­рог.

Осо­бен­но мо­лоч­ная еда по­лез­на под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам, ко­то­рые по­лу­ча­ют из него каль­ций и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ства для раз­ви­тия и роста.

Со­глас­но тек­сту, рас­те­ния нужны, по­то­му что

1) Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным.
2) Люди не по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства.
3) Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лам.
4) Хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного.
9.  
i

Роль рас­те­ний в мире огром­на, фак­ти­че­ски имен­но они под­дер­жи­ва­ют жизнь на пла­не­те. Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным, а также яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том для мно­же­ства хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле. Не будь на нашей пла­не­те зелёной лист­вы, не было бы ни­че­го, по­то­му что не было бы кис­ло­ро­да. Че­ло­ве­ку кис­ло­род не­об­хо­дим для ды­ха­ния и, сле­до­ва­тель­но, жиз­не­де­я­тель­но­сти. Живое рас­те­ние «вды­ха­ет», вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ, а вы­де­ля­ет жи­ви­тель­ный кис­ло­род.

Зелёный цвет ли­стьям рас­те­ний дает со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл». Когда луч солн­ца па­да­ет на лист, хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного. Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом, по­это­му глазу лист пред­став­ля­ет­ся зе­ле­ным. Как толь­ко уро­вень хло­ро­фил­ла в ли­стьях на­чи­на­ет па­дать или уга­са­ет со­всем (осе­нью и ран­ней зимой), цвет ме­ня­ет­ся на жел­тый, крас­ный и ста­но­вит­ся ко­рич­не­вым, когда лист уми­ра­ет.

Бла­го­да­ря хло­ро­фил­лу в рас­ти­тель­ных клет­ках ведётся огром­ное про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых ор­га­низ­му че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, са­мо­му рас­те­нию. Эти ве­ще­ства — крах­мал, белок и сахар, из ко­то­рых, глав­ным об­ра­зом, и по­стро­е­но всё живое. Рас­ти­тель­ная фаб­ри­ка «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но, как толь­ко сол­неч­ный лучик ка­са­ет­ся по­верх­но­сти рас­те­ния. Ос­нов­ны­ми ви­да­ми «топ­ли­ва» для этой ра­бо­ты яв­ля­ют­ся вода и уг­ле­кис­ло­та, ко­то­рая все­гда в из­быт­ке на­хо­дит­ся в воз­ду­хе, ведь её вы­ды­ха­ют жи­вот­ные и люди.

Люди по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства бла­го­да­ря бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту всего в при­ро­де: они едят рас­ти­тель­ную и жи­вот­ную пищу, ко­то­рая бо­га­та ве­ще­ства­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми «зелёной фаб­ри­кой». Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пишу. На­при­мер, ко­ро­ва ест летом соч­ную траву, а зимой — сухое сено, даёт мо­ло­ко, ко­то­рое пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в раз­но­об­раз­ные по­лез­ные про­дук­ты: сме­та­ну, слив­ки, масло, тво­рог.

Осо­бен­но мо­лоч­ная еда по­лез­на под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам, ко­то­рые по­лу­ча­ют из него каль­ций и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ства для раз­ви­тия и роста.

Со­глас­но тек­сту, мо­лоч­ная еда осо­бен­но по­лез­на

1) мо­ло­дым людям
2) людям, ра­бо­та­ю­щим с жи­вот­ны­ми
3) по­жи­лым людям
4) под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам
10.  
i

Роль рас­те­ний в мире огром­на, фак­ти­че­ски имен­но они под­дер­жи­ва­ют жизнь на пла­не­те. Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным, а также яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том для мно­же­ства хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле. Не будь на нашей пла­не­те зелёной лист­вы, не было бы ни­че­го, по­то­му что не было бы кис­ло­ро­да. Че­ло­ве­ку кис­ло­род не­об­хо­дим для ды­ха­ния и, сле­до­ва­тель­но, жиз­не­де­я­тель­но­сти. Живое рас­те­ние «вды­ха­ет», вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ, а вы­де­ля­ет жи­ви­тель­ный кис­ло­род.

Зелёный цвет ли­стьям рас­те­ний дает со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл». Когда луч солн­ца па­да­ет на лист, хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного. Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом, по­это­му глазу лист пред­став­ля­ет­ся зе­ле­ным. Как толь­ко уро­вень хло­ро­фил­ла в ли­стьях на­чи­на­ет па­дать или уга­са­ет со­всем (осе­нью и ран­ней зимой), цвет ме­ня­ет­ся на жел­тый, крас­ный и ста­но­вит­ся ко­рич­не­вым, когда лист уми­ра­ет.

Бла­го­да­ря хло­ро­фил­лу в рас­ти­тель­ных клет­ках ведётся огром­ное про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых ор­га­низ­му че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, са­мо­му рас­те­нию. Эти ве­ще­ства — крах­мал, белок и сахар, из ко­то­рых, глав­ным об­ра­зом, и по­стро­е­но всё живое. Рас­ти­тель­ная фаб­ри­ка «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но, как толь­ко сол­неч­ный лучик ка­са­ет­ся по­верх­но­сти рас­те­ния. Ос­нов­ны­ми ви­да­ми «топ­ли­ва» для этой ра­бо­ты яв­ля­ют­ся вода и уг­ле­кис­ло­та, ко­то­рая все­гда в из­быт­ке на­хо­дит­ся в воз­ду­хе, ведь её вы­ды­ха­ют жи­вот­ные и люди.

Люди по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства бла­го­да­ря бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту всего в при­ро­де: они едят рас­ти­тель­ную и жи­вот­ную пищу, ко­то­рая бо­га­та ве­ще­ства­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми «зелёной фаб­ри­кой». Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пишу. На­при­мер, ко­ро­ва ест летом соч­ную траву, а зимой — сухое сено, даёт мо­ло­ко, ко­то­рое пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в раз­но­об­раз­ные по­лез­ные про­дук­ты: сме­та­ну, слив­ки, масло, тво­рог.

Осо­бен­но мо­лоч­ная еда по­лез­на под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам, ко­то­рые по­лу­ча­ют из него каль­ций и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ства для раз­ви­тия и роста.

По­сле­до­ва­тель­ность по тек­сту.

1.  Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пищу.

2.  Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле.

3.  Зелёный идет ли­стьям рас­те­ний даёт со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл».

1) 3, 1, 2
2) 3, 2, 1
3) 1, 2, 3
4) 2, 3, 1