Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 1611
1.  
i

1. Те, кто живет в Аф­ри­ке, не­ред­ко могут уви­деть жи­ра­фов в при­род­ных за­по­вед­ных пар­ках. Не­боль­ши­ми груп­па­ми или по­оди­ноч­ке пу­те­ше­ству­ют они по са­ван­не. Очень кра­си­вое зре­ли­ще! Но не огор­чай­ся, что в твоей мест­но­сти эти гра­ци­оз­ные жи­вот­ные не во­дят­ся. Ты мо­жешь найти за­ни­ма­тель­ные факты об их жизни в эн­цик­ло­пе­дии, мо­жешь уви­деть жи­ра­фов по те­ле­ви­зо­ру. Или взять книж­ку и про­чи­тать ин­те­рес­ные рас­ска­зы о них.

2. Когда смот­ришь на жи­ра­фа, по­яв­ля­ет­ся много во­про­сов. Но, по­жа­луй, самый глав­ный во­прос: «По­че­му у жи­ра­фа такая длин­ная шея?» Шея у жи­ра­фа, дей­стви­тель­но, длин­ная. Она может вы­рас­тать до двух мет­ров! Да и сам жираф — очень вы­со­кое жи­вот­ное, самое вы­со­кое на нашей пла­не­те.

3. При таком росте жи­ра­фы легко до­ста­ют ли­стья на самых вер­хуш­ках боль­ших де­ре­вьев. Дру­гие жи­вот­ные до­брать­ся туда не могут, а жи­ра­фы де­ла­ют это легко, так как имеют еще и такие же длин­ные, как шея, ноги. Прав­да, когда жи­ра­фу хо­чет­ся на­пить­ся, ему при­хо­дит­ся ши­ро­ко рас­став­лять ноги. Иначе он про­сто не до­тя­нет­ся до воды, так как его длин­ная шея со­всем не гнет­ся!

4. Но люди до сих пор га­да­ют: по­че­му у жи­ра­фа такая длин­ная шея? Уче­ные уста­но­ви­ли, что его шея со­сто­ит из семи по­звон­ков (как и у че­ло­ве­ка), но толь­ко эти по­звон­ки очень боль­шие. Фран­цуз­ский зоо­лог Ла­марк, ко­то­рый жил много лет назад, был уве­рен: шея вы­рас­та­ет у жи­ра­фов из-за их при­выч­ки тя­нуть­ся за вкус­ны­ми ли­стья­ми вы­со­ких де­ре­вьев. Те­перь уже никто не ду­ма­ет так, как Ла­марк. Его тео­рию со­вре­мен­ные уче­ные при­зна­ли оши­боч­ной. Од­на­ко они не могут объ­яс­нить, по­че­му шея жи­ра­фа вы­рас­та­ет такой длин­ной.

5. Но на земле есть жи­ра­фы и с ко­рот­кой шеей. Это очень бо­яз­ли­вые и скрыт­ные жи­вот­ные, ко­то­рые живут в гу­стых лесах аф­ри­кан­ской стра­ны Конго. Их зовут окапи — лес­ные жи­ра­фы. Об их при­выч­ках и жизни се­год­ня мало что из­вест­но. Но через какое-то время уче­ные вни­ма­тель­но изу­чат всех жи­ра­фов: и тех, ко­то­рые пря­чут­ся в лесах, и тех, что живут в са­ван­нах. И ответ на во­прос «По­че­му у жи­ра­фа такая длин­ная шея?» обя­за­тель­но по­явит­ся.

Ин­фор­ма­ция, от­сут­ству­ю­щая в тек­сте

1) Тайна длин­ной шеи жи­ра­фов еще не рас­кры­та
2) Жираф — самое вы­со­кое жи­вот­ное
3) Жи­ра­фы могут спать стоя
4) Ко­ли­че­ство по­звон­ков у жи­ра­фа и че­ло­ве­ка оди­на­ко­вое
2.  
i

1. Те, кто живет в Аф­ри­ке, не­ред­ко могут уви­деть жи­ра­фов в при­род­ных за­по­вед­ных пар­ках. Не­боль­ши­ми груп­па­ми или по­оди­ноч­ке пу­те­ше­ству­ют они по са­ван­не. Очень кра­си­вое зре­ли­ще! Но не огор­чай­ся, что в твоей мест­но­сти эти гра­ци­оз­ные жи­вот­ные не во­дят­ся. Ты мо­жешь найти за­ни­ма­тель­ные факты об их жизни в эн­цик­ло­пе­дии, мо­жешь уви­деть жи­ра­фов по те­ле­ви­зо­ру. Или взять книж­ку и про­чи­тать ин­те­рес­ные рас­ска­зы о них.

2. Когда смот­ришь на жи­ра­фа, по­яв­ля­ет­ся много во­про­сов. Но, по­жа­луй, самый глав­ный во­прос: «По­че­му у жи­ра­фа такая длин­ная шея?» Шея у жи­ра­фа, дей­стви­тель­но, длин­ная. Она может вы­рас­тать до двух мет­ров! Да и сам жираф — очень вы­со­кое жи­вот­ное, самое вы­со­кое на нашей пла­не­те.

3. При таком росте жи­ра­фы легко до­ста­ют ли­стья на самых вер­хуш­ках боль­ших де­ре­вьев. Дру­гие жи­вот­ные до­брать­ся туда не могут, а жи­ра­фы де­ла­ют это легко, так как имеют еще и такие же длин­ные, как шея, ноги. Прав­да, когда жи­ра­фу хо­чет­ся на­пить­ся, ему при­хо­дит­ся ши­ро­ко рас­став­лять ноги. Иначе он про­сто не до­тя­нет­ся до воды, так как его длин­ная шея со­всем не гнет­ся!

4. Но люди до сих пор га­да­ют: по­че­му у жи­ра­фа такая длин­ная шея? Уче­ные уста­но­ви­ли, что его шея со­сто­ит из семи по­звон­ков (как и у че­ло­ве­ка), но толь­ко эти по­звон­ки очень боль­шие. Фран­цуз­ский зоо­лог Ла­марк, ко­то­рый жил много лет назад, был уве­рен: шея вы­рас­та­ет у жи­ра­фов из-за их при­выч­ки тя­нуть­ся за вкус­ны­ми ли­стья­ми вы­со­ких де­ре­вьев. Те­перь уже никто не ду­ма­ет так, как Ла­марк. Его тео­рию со­вре­мен­ные уче­ные при­зна­ли оши­боч­ной. Од­на­ко они не могут объ­яс­нить, по­че­му шея жи­ра­фа вы­рас­та­ет такой длин­ной.

5. Но на земле есть жи­ра­фы и с ко­рот­кой шеей. Это очень бо­яз­ли­вые и скрыт­ные жи­вот­ные, ко­то­рые живут в гу­стых лесах аф­ри­кан­ской стра­ны Конго. Их зовут окапи — лес­ные жи­ра­фы. Об их при­выч­ках и жизни се­год­ня мало что из­вест­но. Но через какое-то время уче­ные вни­ма­тель­но изу­чат всех жи­ра­фов: и тех, ко­то­рые пря­чут­ся в лесах, и тех, что живут в са­ван­нах. И ответ на во­прос «По­че­му у жи­ра­фа такая длин­ная шея?» обя­за­тель­но по­явит­ся.

Ин­фор­ма­ция о жи­ра­фах, остав­ша­я­ся вне поля зре­ния ав­то­ра тек­ста

1) среда оби­та­ния
2) стро­е­ние шеи
3) длина ног
4) окрас тела
3.  
i

Воз­ник­но­ве­ние ков­ро­тка­че­ства идет из глу­би­ны веков, с тех вре­мен, когда че­ло­век на­учил­ся вы­ра­ба­ты­вать пряжу и ткани из во­лок­ни­стых ма­те­ри­а­лов. Вор­со­вые и без­вор­со­вые ковры, ков­ро­вые из­де­лия были са­мы­ми не­об­хо­ди­мы­ми эле­мен­та­ми пе­ре­нос­но­го жи­ли­ща и быта ско­то­вод­че­ских на­ро­дов. Ков­ра­ми, из­лу­ча­ю­щи­ми мяг­кий свет, утеп­ля­ли и укра­ша­ли стены и полы, по­кры­ва­ли по­сте­ли, сун­ду­ки, ков­ро­вы­ми лен­та­ми скреп­ля­ли кар­кас­ные де­та­ли жи­ли­ща. Ков­ро­вые тех­ни­ки при­ме­ня­лись при из­го­тов­ле­нии до­маш­ней утва­ри: раз­но­об­раз­ных на­стен­ных сумок, меш­ков, фу­тля­ров; пред­ме­тов упря­жи. На ков­рах не толь­ко си­де­ли, но и спали.

2. О древ­но­сти куль­ту­ры ков­ро­тка­че­ства сви­де­тель­ству­ют па­мят­ни­ки глу­бо­кой ста­ри­ны — ковры, хра­ня­щи­е­ся в кол­лек­ци­ях и ху­до­же­ствен­ных фон­дах му­зеев, а также за­пи­си ис­то­ри­ков и гео­гра­фов. Со­хра­ни­лись ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки: со­чи­не­ния Ге­род­о­та и Ксе­но­фон­та I тыс. лет до н. э., в ко­то­рых ука­зы­ва­ет­ся на про­из­вод­ство ков­ров в Ва­ви­ло­не, Ас­си­рии, Ахе­ме­нид­ском Иране, на Кав­ка­зе и про­да­жу ков­ро­вых из­де­лий в Егип­те, Риме, Ви­зан­тии, Ски­фии. В ки­тай­ской, арабо-пер­сид­ской ли­те­ра­ту­ре упо­ми­на­ют­ся ковры на­ро­дов Сред­ней Азии, Хо­рас­а­на, Се­вер­но­го Аф­га­ни­ста­на. Самый ста­рин­ный вор­со­вой ковер, из­го­тов­лен­ный в V в. до н. э. и до­шед­ший до нас, был най­ден в 1949 году ар­хео­ло­гом Сер­ге­ем Ива­но­ви­чем Ру­ден­ко при рас­коп­ках пя­то­го Па­зы­рык­ско­го кур­га­на на вы­со­ко­гор­ном Алтае. Не­смот­ря на то, что ковер про­ле­жал около 2500 лет во льдах, он ока­зал­ся почти не­по­вре­жден­ным и хра­нит­ся те­перь в Эр­ми­та­же.

3. У раз­ных на­ро­дов были раз­ные тра­ди­ции из­го­тов­ле­ния ков­ров. Ка­зах­ские ма­сте­ри­цы из­го­тов­ля­ли тка­ные ковры и ков­ро­вые из­де­лия из ове­чьей и вер­блю­жьей шер­сти на вер­ти­каль­ных и го­ри­зон­таль­ных стан­ках — «армек». Де­во­чек с ран­не­го воз­рас­та при­вле­ка­ли сна­ча­ла к под­го­тов­ке ма­те­ри­а­лов для тка­че­ства, а затем по­сте­пен­но учили тех­ни­че­ским и ху­до­же­ствен­ным при­е­мам со­зда­ния и ор­на­мен­та­ции ков­ро­вых тка­ней. Ма­те­ри­а­лом для тка­че­ства ков­ров слу­жи­ла ове­чья гру­бая шерсть ве­сен­ней стриж­ки, ко­то­рая, в от­ли­чие от осен­ней шер­сти, хо­ро­шо пря­лась. Луч­шим сор­том счи­та­лась шерсть, сня­тая с боков, брюха, ло­па­ток и пу­ши­стых ча­стей спи­нок овцы. Пре­жде чем при­сту­пить к при­го­тов­ле­нию пряжи, шерсть тща­тель­но про­мы­ва­ли, пре­иму­ще­ствен­но в про­точ­ной воде, затем ки­пя­ти­ли и су­ши­ли. После этого шерсть рас­че­сы­ва­ли и де­ли­ли на три части: самая длин­ная шла на при­го­тов­ле­ние пряжи для ос­но­вы, более ко­рот­кая, но мяг­кая и луч­шая по ка­че­ству — на ут­ко­вую (узор­ную) нить, а оче­ски упо­треб­ля­лись для из­го­тов­ле­ния дру­гих шер­стя­ных из­де­лий.

4. Го­то­вые клуб­ки нитей, пред­на­зна­чен­ных для узо­ров, окра­ши­ва­ли в нуж­ные цвета. Шер­стя­ную пряжу вит­ка­ми клали в го­то­вый цвет­ной рас­твор и ки­пя­ти­ли около часа, бес­пре­рыв­но по­ме­ши­вая. Для проч­но­сти окрас­ки в рас­твор до­бав­ля­ли квас­цы. Очень часто ис­кус­ство из­го­тов­ле­ния ков­ров ста­но­ви­лось про­фес­си­ей, ис­точ­ни­ком су­ще­ство­ва­ния.

5. Тра­ди­ции пред­ков и ныне ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в со­вре­мен­ном быту ка­за­хов, осо­бен­но у сель­ских жи­те­лей, и ковер, как и в древ­но­сти, яв­ля­ет­ся важ­ным пред­ме­том до­маш­не­го оби­хо­да. Он по-преж­не­му слу­жит и укра­ше­ни­ем жи­ли­ща, и бы­то­вым пред­ме­том.

По­след­ний абзац яв­ля­ет­ся

1) те­зи­сом, к ко­то­ро­му пред­став­ле­ны ар­гу­мен­ты
2) до­ка­за­тель­ством ко вто­ро­му аб­за­цу
3) опро­вер­же­ни­ем ска­зан­но­го
4) обоб­ще­ни­ем ска­зан­но­го
4.  
i

Воз­ник­но­ве­ние ков­ро­тка­че­ства идет из глу­би­ны веков, с тех вре­мен, когда че­ло­век на­учил­ся вы­ра­ба­ты­вать пряжу и ткани из во­лок­ни­стых ма­те­ри­а­лов. Вор­со­вые и без­вор­со­вые ковры, ков­ро­вые из­де­лия были са­мы­ми не­об­хо­ди­мы­ми эле­мен­та­ми пе­ре­нос­но­го жи­ли­ща и быта ско­то­вод­че­ских на­ро­дов. Ков­ра­ми, из­лу­ча­ю­щи­ми мяг­кий свет, утеп­ля­ли и укра­ша­ли стены и полы, по­кры­ва­ли по­сте­ли, сун­ду­ки, ков­ро­вы­ми лен­та­ми скреп­ля­ли кар­кас­ные де­та­ли жи­ли­ща. Ков­ро­вые тех­ни­ки при­ме­ня­лись при из­го­тов­ле­нии до­маш­ней утва­ри: раз­но­об­раз­ных на­стен­ных сумок, меш­ков, фу­тля­ров; пред­ме­тов упря­жи. На ков­рах не толь­ко си­де­ли, но и спали.

2. О древ­но­сти куль­ту­ры ков­ро­тка­че­ства сви­де­тель­ству­ют па­мят­ни­ки глу­бо­кой ста­ри­ны — ковры, хра­ня­щи­е­ся в кол­лек­ци­ях и ху­до­же­ствен­ных фон­дах му­зеев, а также за­пи­си ис­то­ри­ков и гео­гра­фов. Со­хра­ни­лись ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки: со­чи­не­ния Ге­род­о­та и Ксе­но­фон­та I тыс. лет до н. э., в ко­то­рых ука­зы­ва­ет­ся на про­из­вод­ство ков­ров в Ва­ви­ло­не, Ас­си­рии, Ахе­ме­нид­ском Иране, на Кав­ка­зе и про­да­жу ков­ро­вых из­де­лий в Егип­те, Риме, Ви­зан­тии, Ски­фии. В ки­тай­ской, арабо-пер­сид­ской ли­те­ра­ту­ре упо­ми­на­ют­ся ковры на­ро­дов Сред­ней Азии, Хо­рас­а­на, Се­вер­но­го Аф­га­ни­ста­на. Самый ста­рин­ный вор­со­вой ковер, из­го­тов­лен­ный в V в. до н. э. и до­шед­ший до нас, был най­ден в 1949 году ар­хео­ло­гом Сер­ге­ем Ива­но­ви­чем Ру­ден­ко при рас­коп­ках пя­то­го Па­зы­рык­ско­го кур­га­на на вы­со­ко­гор­ном Алтае. Не­смот­ря на то, что ковер про­ле­жал около 2500 лет во льдах, он ока­зал­ся почти не­по­вре­жден­ным и хра­нит­ся те­перь в Эр­ми­та­же.

3. У раз­ных на­ро­дов были раз­ные тра­ди­ции из­го­тов­ле­ния ков­ров. Ка­зах­ские ма­сте­ри­цы из­го­тов­ля­ли тка­ные ковры и ков­ро­вые из­де­лия из ове­чьей и вер­блю­жьей шер­сти на вер­ти­каль­ных и го­ри­зон­таль­ных стан­ках — «армек». Де­во­чек с ран­не­го воз­рас­та при­вле­ка­ли сна­ча­ла к под­го­тов­ке ма­те­ри­а­лов для тка­че­ства, а затем по­сте­пен­но учили тех­ни­че­ским и ху­до­же­ствен­ным при­е­мам со­зда­ния и ор­на­мен­та­ции ков­ро­вых тка­ней. Ма­те­ри­а­лом для тка­че­ства ков­ров слу­жи­ла ове­чья гру­бая шерсть ве­сен­ней стриж­ки, ко­то­рая, в от­ли­чие от осен­ней шер­сти, хо­ро­шо пря­лась. Луч­шим сор­том счи­та­лась шерсть, сня­тая с боков, брюха, ло­па­ток и пу­ши­стых ча­стей спи­нок овцы. Пре­жде чем при­сту­пить к при­го­тов­ле­нию пряжи, шерсть тща­тель­но про­мы­ва­ли, пре­иму­ще­ствен­но в про­точ­ной воде, затем ки­пя­ти­ли и су­ши­ли. После этого шерсть рас­че­сы­ва­ли и де­ли­ли на три части: самая длин­ная шла на при­го­тов­ле­ние пряжи для ос­но­вы, более ко­рот­кая, но мяг­кая и луч­шая по ка­че­ству — на ут­ко­вую (узор­ную) нить, а оче­ски упо­треб­ля­лись для из­го­тов­ле­ния дру­гих шер­стя­ных из­де­лий.

4. Го­то­вые клуб­ки нитей, пред­на­зна­чен­ных для узо­ров, окра­ши­ва­ли в нуж­ные цвета. Шер­стя­ную пряжу вит­ка­ми клали в го­то­вый цвет­ной рас­твор и ки­пя­ти­ли около часа, бес­пре­рыв­но по­ме­ши­вая. Для проч­но­сти окрас­ки в рас­твор до­бав­ля­ли квас­цы. Очень часто ис­кус­ство из­го­тов­ле­ния ков­ров ста­но­ви­лось про­фес­си­ей, ис­точ­ни­ком су­ще­ство­ва­ния.

5. Тра­ди­ции пред­ков и ныне ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в со­вре­мен­ном быту ка­за­хов, осо­бен­но у сель­ских жи­те­лей, и ковер, как и в древ­но­сти, яв­ля­ет­ся важ­ным пред­ме­том до­маш­не­го оби­хо­да. Он по-преж­не­му слу­жит и укра­ше­ни­ем жи­ли­ща, и бы­то­вым пред­ме­том.

Мик­ро­те­ма чет­вер­то­го аб­за­ца

1) яркие цвета ка­зах­ских ков­ров
2) осо­бен­но­сти ков­ро­вой шер­сти
3) обу­че­ние ков­ро­тка­че­ству
4) спо­соб окра­ши­ва­ния шер­сти
5.  
i

Воз­ник­но­ве­ние ков­ро­тка­че­ства идет из глу­би­ны веков, с тех вре­мен, когда че­ло­век на­учил­ся вы­ра­ба­ты­вать пряжу и ткани из во­лок­ни­стых ма­те­ри­а­лов. Вор­со­вые и без­вор­со­вые ковры, ков­ро­вые из­де­лия были са­мы­ми не­об­хо­ди­мы­ми эле­мен­та­ми пе­ре­нос­но­го жи­ли­ща и быта ско­то­вод­че­ских на­ро­дов. Ков­ра­ми, из­лу­ча­ю­щи­ми мяг­кий свет, утеп­ля­ли и укра­ша­ли стены и полы, по­кры­ва­ли по­сте­ли, сун­ду­ки, ков­ро­вы­ми лен­та­ми скреп­ля­ли кар­кас­ные де­та­ли жи­ли­ща. Ков­ро­вые тех­ни­ки при­ме­ня­лись при из­го­тов­ле­нии до­маш­ней утва­ри: раз­но­об­раз­ных на­стен­ных сумок, меш­ков, фу­тля­ров; пред­ме­тов упря­жи. На ков­рах не толь­ко си­де­ли, но и спали.

2. О древ­но­сти куль­ту­ры ков­ро­тка­че­ства сви­де­тель­ству­ют па­мят­ни­ки глу­бо­кой ста­ри­ны — ковры, хра­ня­щи­е­ся в кол­лек­ци­ях и ху­до­же­ствен­ных фон­дах му­зеев, а также за­пи­си ис­то­ри­ков и гео­гра­фов. Со­хра­ни­лись ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки: со­чи­не­ния Ге­род­о­та и Ксе­но­фон­та I тыс. лет до н. э., в ко­то­рых ука­зы­ва­ет­ся на про­из­вод­ство ков­ров в Ва­ви­ло­не, Ас­си­рии, Ахе­ме­нид­ском Иране, на Кав­ка­зе и про­да­жу ков­ро­вых из­де­лий в Егип­те, Риме, Ви­зан­тии, Ски­фии. В ки­тай­ской, арабо-пер­сид­ской ли­те­ра­ту­ре упо­ми­на­ют­ся ковры на­ро­дов Сред­ней Азии, Хо­рас­а­на, Се­вер­но­го Аф­га­ни­ста­на. Самый ста­рин­ный вор­со­вой ковер, из­го­тов­лен­ный в V в. до н. э. и до­шед­ший до нас, был най­ден в 1949 году ар­хео­ло­гом Сер­ге­ем Ива­но­ви­чем Ру­ден­ко при рас­коп­ках пя­то­го Па­зы­рык­ско­го кур­га­на на вы­со­ко­гор­ном Алтае. Не­смот­ря на то, что ковер про­ле­жал около 2500 лет во льдах, он ока­зал­ся почти не­по­вре­жден­ным и хра­нит­ся те­перь в Эр­ми­та­же.

3. У раз­ных на­ро­дов были раз­ные тра­ди­ции из­го­тов­ле­ния ков­ров. Ка­зах­ские ма­сте­ри­цы из­го­тов­ля­ли тка­ные ковры и ков­ро­вые из­де­лия из ове­чьей и вер­блю­жьей шер­сти на вер­ти­каль­ных и го­ри­зон­таль­ных стан­ках — «армек». Де­во­чек с ран­не­го воз­рас­та при­вле­ка­ли сна­ча­ла к под­го­тов­ке ма­те­ри­а­лов для тка­че­ства, а затем по­сте­пен­но учили тех­ни­че­ским и ху­до­же­ствен­ным при­е­мам со­зда­ния и ор­на­мен­та­ции ков­ро­вых тка­ней. Ма­те­ри­а­лом для тка­че­ства ков­ров слу­жи­ла ове­чья гру­бая шерсть ве­сен­ней стриж­ки, ко­то­рая, в от­ли­чие от осен­ней шер­сти, хо­ро­шо пря­лась. Луч­шим сор­том счи­та­лась шерсть, сня­тая с боков, брюха, ло­па­ток и пу­ши­стых ча­стей спи­нок овцы. Пре­жде чем при­сту­пить к при­го­тов­ле­нию пряжи, шерсть тща­тель­но про­мы­ва­ли, пре­иму­ще­ствен­но в про­точ­ной воде, затем ки­пя­ти­ли и су­ши­ли. После этого шерсть рас­че­сы­ва­ли и де­ли­ли на три части: самая длин­ная шла на при­го­тов­ле­ние пряжи для ос­но­вы, более ко­рот­кая, но мяг­кая и луч­шая по ка­че­ству — на ут­ко­вую (узор­ную) нить, а оче­ски упо­треб­ля­лись для из­го­тов­ле­ния дру­гих шер­стя­ных из­де­лий.

4. Го­то­вые клуб­ки нитей, пред­на­зна­чен­ных для узо­ров, окра­ши­ва­ли в нуж­ные цвета. Шер­стя­ную пряжу вит­ка­ми клали в го­то­вый цвет­ной рас­твор и ки­пя­ти­ли около часа, бес­пре­рыв­но по­ме­ши­вая. Для проч­но­сти окрас­ки в рас­твор до­бав­ля­ли квас­цы. Очень часто ис­кус­ство из­го­тов­ле­ния ков­ров ста­но­ви­лось про­фес­си­ей, ис­точ­ни­ком су­ще­ство­ва­ния.

5. Тра­ди­ции пред­ков и ныне ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в со­вре­мен­ном быту ка­за­хов, осо­бен­но у сель­ских жи­те­лей, и ковер, как и в древ­но­сти, яв­ля­ет­ся важ­ным пред­ме­том до­маш­не­го оби­хо­да. Он по-преж­не­му слу­жит и укра­ше­ни­ем жи­ли­ща, и бы­то­вым пред­ме­том.

Во­прос, на ко­то­рый нель­зя от­ве­тить, ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию тек­ста

1) Какие стра­ны про­из­во­ди­ли ковры в древ­но­сти?
2) На сколь­ко ча­стей де­ли­ли шерсть?
3) Что, кроме ков­ров, про­из­во­ди­ли с по­мо­щью ков­ро­вой тех­ни­ки?
4) Как звали че­ло­ве­ка, ко­то­рый изоб­рел ков­ро­вую тех­ни­ку?
6.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Утвер­жде­ние про­ти­во­ре­чит тек­сту

1) Обы­чай го­сте­при­им­ства утра­чен в наши дни.
2) Сы­но­вья по­бла­го­да­ри­ли отца за дар.
3) Три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу.
4) Гостю все­гда рады.
7.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Вер­ное утвер­жде­ние

1) Наказ отца — раз­де­лить скот на три части.
2) Го­стям не рады в жи­ли­ще ка­за­ха.
3) В жи­ли­ще ка­за­ха нет места гостю.
4) В жи­ли­ще ка­за­ха все­гда при­го­тов­лен «қонақ асы».
8.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Вы­ра­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее со­дер­жа­ние тек­ста

1) Гость не­дол­го го­стит, да много видит.
2) Гость — три дня гость.
3) В доб­ром доме гостю все­гда рады.
4) Хорош гость, если он не за­жи­ва­ет­ся.
9.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Чет­вер­тая часть на­след­ства не пред­на­зна­че­на тому, кто

1) явит­ся со злым умыс­лом
2) явит­ся по нужде
3) явит­ся по же­ла­нию
4) нуж­да­ет­ся в крове
10.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Ос­нов­ная идея тек­ста вы­ра­же­на в пред­ло­же­нии

1) Ис­то­рия раз­де­ла на­след­ства.
2) Сы­но­вья долж­ны вы­пол­нять волю отца.
3) Жить надо друж­но.
4) Го­сте­при­им­ство — ос­нов­ная черта ка­зах­ско­го мен­та­ли­те­та.