Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 1603
1.  
i

КАК ПРА­ВИЛЬ­НО УХА­ЖИ­ВАТЬ ЗА ТЕ­ЛЕ­ВИ­ЗО­РОМ

1. Се­год­ня в каж­дой квар­ти­ре име­ет­ся те­ле­ви­зор, но не все знают, как пра­виль­но за ним уха­жи­вать, чтобы он как можно доль­ше слу­жил. Что же для этого нужно?

2. Пер­вое, что не­об­хо­ди­мо сде­лать, — вы­брать для те­ле­ви­зо­ра самоё под­хо­дя­щее место. Как пра­ви­ло, те­ле­ви­зор уста­нав­ли­ва­ет­ся на одно опре­делённое место, при­чем он дол­жен сто­ять так, чтобы на его экран не по­па­да­ли пря­мые сол­неч­ные лучи. Кроме того, те­ле­ви­зор дол­жен сто­ять как можно даль­ше от на­гре­ва­тель­ных при­бо­ров, на­хо­дя­щих­ся в ком­на­те. Очень важ­ным фак­то­ром при уста­нов­ке те­ле­ви­зо­ра яв­ля­ет­ся до­ста­точ­ное рас­сто­я­ние от вен­ти­ля­ци­он­ных от­вер­стий. Не­об­хо­ди­мо, чтобы дан­ные от­вер­стия не были ничем за­кры­ты. В слу­чае не­вы­пол­не­ния дан­но­го тре­бо­ва­ния не­из­беж­ным ста­нет nере­грев.

3. При уходе за те­ле­ви­зо­ром не­об­хо­ди­мо сле­до­вать ре­ко­мен­да­ци­ям тех­ни­че­ской до­ку­мен­та­ции. Те­ле­ви­зор сле­ду­ет в обя­за­тель­ном по­ряд­ке вы­клю­чать после шести часов не­пре­рыв­ной ра­бо­ты. Часто вклю­чать и вы­клю­чать устрой­ство не ре­ко­мен­ду­ет­ся, ин­тер­вал дол­жен со­став­лять хотя бы 15 се­кунд. Кроме того, экран те­ле­ви­зо­ра не­об­хо­ди­мо обе­ре­гать от уда­ров. Чтобы те­ле­ви­зор все­гда вы­гля­дел как новый, не стоит при­ка­сать­ся к экра­ну паль­ца­ми, так как на нём тут же ста­но­вят­ся видны от­пе­чат­ки паль­цев.

4. Воз­ни­ка­ет за­ко­но­мер­ный во­прос: как по­чи­стить экран так, чтобы не на­вре­дить те­ле­ви­зо­ру. Ко­неч­но, мало кому придёт в го­ло­ву вы­мыть экран те­ле­ви­зо­ра водой. Кроме того, ни­ко­гда не сле­ду­ет про­ти­рать экран те­ле­ви­зо­ра спир­том и лю­бы­ми дру­ги­ми сред­ства­ми, со­дер­жа­щи­ми спирт, Это свя­за­но с тем, что экран те­ле­ви­зо­ра по­крыт спе­ци­аль­ной за­щит­ной плёнкой от бли­ков, ко­то­рая не­до­ступ­на для взгля­да че­ло­ве­ка. Имен­но по этой при­чи­не экран нель­зя чи­стить содой или сти­раль­ным по­рош­ком, а также дру­ги­ми сред­ства­ми, со­дер­жа­щи­ми твёрдые ча­сти­цы, — они по­вре­дят за­щит­ную плёнку экра­на. Для этих целей по­дойдёт мно­го­ра­зо­вая мяг­кая сал­фет­ка из мик­ро­фиб­ры. Такая сал­фет­ка ве­ли­ко­леп­но спра­вит­ся не толь­ко с пылью или жи­ро­вы­ми за­гряз­не­ни­я­ми, но и пят­на­ми, ко­то­рые оста­ют­ся от паль­цев. Причём ис­поль­зо­вать сал­фет­ку можно не толь­ко в сухом, но и во влаж­ном виде.

5. Не­об­хо­ди­мо пом­нить, что при чист­ке экра­на те­ле­ви­зо­ра стоит со­блю­дать пра­ви­ла по тех­ни­ке без­опас­но­сти. Перед чист­кой те­ле­ви­зор обя­за­тель­но нужно вы­клю­чить из ро­зет­ки, так как при включённом в сеть те­ле­ви­зо­ре можно по­лу­чить трав­му. Ис­поль­зо­вать те­ле­ви­зор лучше в по­ме­ще­ни­ях, где не скап­ли­ва­ет­ся много пыли и не по­вы­ше­на влаж­ность. Со­блю­дая все эти очень про­стые пра­ви­ла, вы мо­же­те быть уве­ре­ны, что устрой­ству в бли­жай­шее время не по­тре­бу­ет­ся такая про­це­ду­ра, как ре­монт.

Во­прос, на ко­то­рый нель­зя от­ве­тить, ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию тек­ста

1) По­че­му перед чист­кой те­ле­ви­зор нужно вы­клю­чить из ро­зет­ки?
2) Что может спро­во­ци­ро­вать по­лом­ку те­ле­ви­зо­ра?
3) По­че­му не­же­ла­тель­но при­ка­сать­ся к экра­ну те­ле­ви­зо­ра паль­ца­ми?
4) На каком рас­сто­я­нии сле­ду­ет ста­вить те­ле­ви­зор без вреда для зре­ния?
2.  
i

КАК ПРА­ВИЛЬ­НО УХА­ЖИ­ВАТЬ ЗА ТЕ­ЛЕ­ВИ­ЗО­РОМ

1. Се­год­ня в каж­дой квар­ти­ре име­ет­ся те­ле­ви­зор, но не все знают, как пра­виль­но за ним уха­жи­вать, чтобы он как можно доль­ше слу­жил. Что же для этого нужно?

2. Пер­вое, что не­об­хо­ди­мо сде­лать, — вы­брать для те­ле­ви­зо­ра самоё под­хо­дя­щее место. Как пра­ви­ло, те­ле­ви­зор уста­нав­ли­ва­ет­ся на одно опре­делённое место, при­чем он дол­жен сто­ять так, чтобы на его экран не по­па­да­ли пря­мые сол­неч­ные лучи. Кроме того, те­ле­ви­зор дол­жен сто­ять как можно даль­ше от на­гре­ва­тель­ных при­бо­ров, на­хо­дя­щих­ся в ком­на­те. Очень важ­ным фак­то­ром при уста­нов­ке те­ле­ви­зо­ра яв­ля­ет­ся до­ста­точ­ное рас­сто­я­ние от вен­ти­ля­ци­он­ных от­вер­стий. Не­об­хо­ди­мо, чтобы дан­ные от­вер­стия не были ничем за­кры­ты. В слу­чае не­вы­пол­не­ния дан­но­го тре­бо­ва­ния не­из­беж­ным ста­нет nере­грев.

3. При уходе за те­ле­ви­зо­ром не­об­хо­ди­мо сле­до­вать ре­ко­мен­да­ци­ям тех­ни­че­ской до­ку­мен­та­ции. Те­ле­ви­зор сле­ду­ет в обя­за­тель­ном по­ряд­ке вы­клю­чать после шести часов не­пре­рыв­ной ра­бо­ты. Часто вклю­чать и вы­клю­чать устрой­ство не ре­ко­мен­ду­ет­ся, ин­тер­вал дол­жен со­став­лять хотя бы 15 се­кунд. Кроме того, экран те­ле­ви­зо­ра не­об­хо­ди­мо обе­ре­гать от уда­ров. Чтобы те­ле­ви­зор все­гда вы­гля­дел как новый, не стоит при­ка­сать­ся к экра­ну паль­ца­ми, так как на нём тут же ста­но­вят­ся видны от­пе­чат­ки паль­цев.

4. Воз­ни­ка­ет за­ко­но­мер­ный во­прос: как по­чи­стить экран так, чтобы не на­вре­дить те­ле­ви­зо­ру. Ко­неч­но, мало кому придёт в го­ло­ву вы­мыть экран те­ле­ви­зо­ра водой. Кроме того, ни­ко­гда не сле­ду­ет про­ти­рать экран те­ле­ви­зо­ра спир­том и лю­бы­ми дру­ги­ми сред­ства­ми, со­дер­жа­щи­ми спирт, Это свя­за­но с тем, что экран те­ле­ви­зо­ра по­крыт спе­ци­аль­ной за­щит­ной плёнкой от бли­ков, ко­то­рая не­до­ступ­на для взгля­да че­ло­ве­ка. Имен­но по этой при­чи­не экран нель­зя чи­стить содой или сти­раль­ным по­рош­ком, а также дру­ги­ми сред­ства­ми, со­дер­жа­щи­ми твёрдые ча­сти­цы, — они по­вре­дят за­щит­ную плёнку экра­на. Для этих целей по­дойдёт мно­го­ра­зо­вая мяг­кая сал­фет­ка из мик­ро­фиб­ры. Такая сал­фет­ка ве­ли­ко­леп­но спра­вит­ся не толь­ко с пылью или жи­ро­вы­ми за­гряз­не­ни­я­ми, но и пят­на­ми, ко­то­рые оста­ют­ся от паль­цев. Причём ис­поль­зо­вать сал­фет­ку можно не толь­ко в сухом, но и во влаж­ном виде.

5. Не­об­хо­ди­мо пом­нить, что при чист­ке экра­на те­ле­ви­зо­ра стоит со­блю­дать пра­ви­ла по тех­ни­ке без­опас­но­сти. Перед чист­кой те­ле­ви­зор обя­за­тель­но нужно вы­клю­чить из ро­зет­ки, так как при включённом в сеть те­ле­ви­зо­ре можно по­лу­чить трав­му. Ис­поль­зо­вать те­ле­ви­зор лучше в по­ме­ще­ни­ях, где не скап­ли­ва­ет­ся много пыли и не по­вы­ше­на влаж­ность. Со­блю­дая все эти очень про­стые пра­ви­ла, вы мо­же­те быть уве­ре­ны, что устрой­ству в бли­жай­шее время не по­тре­бу­ет­ся такая про­це­ду­ра, как ре­монт.

Вер­ная ин­фор­ма­ция, со­глас­но тек­сту

1) На экран те­ле­ви­зо­ра не долж­ны по­па­дать пря­мые сол­неч­ные лучи
2) Каж­дый че­ло­век знает, как уха­жи­вать за те­ле­ви­зо­ром
3) Те­ле­ви­зор может ра­бо­тать без пе­ре­ры­ва
4) Те­ле­ви­зор не бо­ит­ся со­сед­ства с на­гре­ва­тель­ны­ми при­бо­ра­ми
3.  
i

ЖИД­КОЕ ЛИ СТЕК­ЛО?

1. Мно­гие даже не по­до­зре­ва­ют о том, что во­круг нас есть мно­же­ство пред­ме­тов, ко­то­рые имеют уди­ви­тель­ные свой­ства. В 1994 году боль­шое зем­ле­тря­се­ние уда­ри­ло близ Лос-Ан­дже­ле­са. Такие зем­ле­тря­се­ния за­став­ля­ют нас за­ду­мать­ся. На­сколь­ко твер­дая земля под на­ши­ми но­га­ми? Что во­об­ще зна­чит по­ня­тие твер­до­сти?

2. Ка­мен­но­уголь­ный пек (смола) ка­жет­ся твер­дым, но это не так. На самом деле он яв­ля­ет­ся очень вяз­кой жид­ко­стью, т. е. он жид­кий. Вяз­кость — это мера со­про­тив­ле­ния рас­те­ка­нию. Олив­ко­вое масло при­мер­но в 100 раз вязче воды, а мед в 100 раз вязче масла. Вяз­кость пека боль­ше вяз­ко­сти воды в 230 мил­ли­ар­дов раз. В Клив­ленд­ском уни­вер­си­те­те над пеком про­во­дит­ся самый про­дол­жи­тель­ный в мире экс­пе­ри­мент. В 1927 году пек был по­ме­щен в во­рон­ку. За 90 лет из нее упало всего 9 ка­пель. Никто не при­сут­ство­вал при па­де­нии капли. В 1988 году хра­ни­тель экс­пе­ри­мен­та Джон Мейн­стон был бли­зок к тому, чтобы уви­деть, как па­да­ет капля. Он вышел из ком­на­ты, чтобы на­лить себе чаю и про­пу­стил за­вет­ный мо­мент. Вы мо­же­те на­блю­дать за этим экс­пе­ри­мен­том он­лайн, но так как по­след­няя капля упала а 2014 гаду, то вряд ли Вам удаст­ся в бли­жай­шие годы уви­деть за­вет­ное па­де­ние.

3. Дру­гое ве­ще­ство, ко­то­рое яв­ля­ет­ся вяз­кой жид­ко­стью, — это стек­ло. Стек­ло не­обыч­но тем, что оно яв­ля­ет­ся аморф­ным телом. Стек­ло охла­жда­ет­ся на­столь­ко быст­ро, что при пе­ре­хо­де из жид­ко­го в «твер­дое» со­сто­я­ние, мо­ле­ку­лы не имеют вре­ме­ни вы­стро­ить­ся в упо­ря­до­чен­ную кри­стал­ли­че­скую струк­ту­ру. Ви­зу­аль­но твер­дым стек­ло де­ла­ют атомы или мо­ле­ку­лы, ко­то­рые на­столь­ко силь­но скреп­ле­ны друг с дру­гом хи­ми­че­ски, что они не могут про­скаль­зы­вать рядом с дру­ги­ми. ______ от­сут­ствие упо­ря­до­чен­ной кри­стал­ли­че­ской струк­ту­ры де­ла­ет стек­ло все же жид­ким, даже когда оно на­хо­дит­ся в ви­зу­аль­но твер­дом со­сто­я­нии. Имен­но из-за того, что стек­ло на самом деле жид­кое, в окон­ных рамах в ста­рых домах хо­ро­шо за­мет­но, что стек­ла тонь­ше ввер­ху, чем внизу. Это свя­за­но с тем, что не­ко­то­рая часть стек­ла за дол­гие годы уже стек­ла свер­ху вниз. По­это­му в таких домах окна дре­без­жат в рамах, ведь ввер­ху они уже тонь­ше, чем под­го­тов­лен­ный для них зазор.

4. Что мы знаем про внут­рен­нюю часть Земли? Под зем­ной корой на­хо­дит­ся ман­тия, ко­то­рая от­ве­ча­ет за дви­же­ние тек­то­ни­че­ских плит и зем­ле­тря­се­ния. Твер­дая она иди жид­кая? Мы ни­ко­гда не смо­жем уви­деть ман­тию на­пря­мую, но можем на­блю­дать лаву, ко­то­рая яв­ля­ет­ся рас­ка­лен­ным кам­нем. Можно пред­ста­вить, что ман­тия очень на нее по­хо­жа. Ман­тия долж­на быть жид­кой, по­то­му что ей нужно течь. На самом деле — нет, по­то­му что ман­тия яв­ля­ет­ся твер­дым телом. Волны с дви­га­тель­ным зем­ле­тря­се­ни­ем могут рас­про­стра­нять­ся сквозь ман­тию, но эти волны могут пе­ре­дви­гать­ся сквозь жид­ко­сти, что яв­ля­ет­ся под­твер­жде­ни­ем ее твер­до­сти. Каким же об­ра­зом твер­дый ка­мень течет? Ответ на­хо­дит­ся в не­иде­аль­но­сти кри­стал­лов, у ко­то­рых может не хва­тать не­сколь­ких ато­мов. Вяз­кость ман­тии по­хо­дит на вяз­кость стек­ла, толь­ко на не­сколь­ко по­ряд­ков выше. Ман­тия ста­но­вит­ся по­хо­жа на жид­кость, но толь­ко в гео­ло­ги­че­ские от­рез­ки вре­ме­ни. Пек — это

жид­кость, ко­то­рая может течь так мед­лен­но, что ка­жет­ся твер­дым телом. А ман­тия земли — это твер­дое тело, ко­то­рое ведет себя как жид­кость, если по­до­ждать до­ста­точ­но долго.

5. Твер­дость и пла­стич­ность не имеет аб­со­лют­но­го зна­че­ния, а толь­ко от­но­си­тель­ное. И все тела на самом деле од­но­вре­мен­но жид­кие и твер­дые.

Слово (со­че­та­ние слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка

1) по­то­му что
2) на­при­мер
3) иначе
4) од­на­ко
4.  
i

ЖИД­КОЕ ЛИ СТЕК­ЛО?

1. Мно­гие даже не по­до­зре­ва­ют о том, что во­круг нас есть мно­же­ство пред­ме­тов, ко­то­рые имеют уди­ви­тель­ные свой­ства. В 1994 году боль­шое зем­ле­тря­се­ние уда­ри­ло близ Лос-Ан­дже­ле­са. Такие зем­ле­тря­се­ния за­став­ля­ют нас за­ду­мать­ся. На­сколь­ко твер­дая земля под на­ши­ми но­га­ми? Что во­об­ще зна­чит по­ня­тие твер­до­сти?

2. Ка­мен­но­уголь­ный пек (смола) ка­жет­ся твер­дым, но это не так. На самом деле он яв­ля­ет­ся очень вяз­кой жид­ко­стью, т. е. он жид­кий. Вяз­кость — это мера со­про­тив­ле­ния рас­те­ка­нию. Олив­ко­вое масло при­мер­но в 100 раз вязче воды, а мед в 100 раз вязче масла. Вяз­кость пека боль­ше вяз­ко­сти воды в 230 мил­ли­ар­дов раз. В Клив­ленд­ском уни­вер­си­те­те над пеком про­во­дит­ся самый про­дол­жи­тель­ный в мире экс­пе­ри­мент. В 1927 году пек был по­ме­щен в во­рон­ку. За 90 лет из нее упало всего 9 ка­пель. Никто не при­сут­ство­вал при па­де­нии капли. В 1988 году хра­ни­тель экс­пе­ри­мен­та Джон Мейн­стон был бли­зок к тому, чтобы уви­деть, как па­да­ет капля. Он вышел из ком­на­ты, чтобы на­лить себе чаю и про­пу­стил за­вет­ный мо­мент. Вы мо­же­те на­блю­дать за этим экс­пе­ри­мен­том он­лайн, но так как по­след­няя капля упала а 2014 гаду, то вряд ли Вам удаст­ся в бли­жай­шие годы уви­деть за­вет­ное па­де­ние.

3. Дру­гое ве­ще­ство, ко­то­рое яв­ля­ет­ся вяз­кой жид­ко­стью, — это стек­ло. Стек­ло не­обыч­но тем, что оно яв­ля­ет­ся аморф­ным телом. Стек­ло охла­жда­ет­ся на­столь­ко быст­ро, что при пе­ре­хо­де из жид­ко­го в «твер­дое» со­сто­я­ние, мо­ле­ку­лы не имеют вре­ме­ни вы­стро­ить­ся в упо­ря­до­чен­ную кри­стал­ли­че­скую струк­ту­ру. Ви­зу­аль­но твер­дым стек­ло де­ла­ют атомы или мо­ле­ку­лы, ко­то­рые на­столь­ко силь­но скреп­ле­ны друг с дру­гом хи­ми­че­ски, что они не могут про­скаль­зы­вать рядом с дру­ги­ми. ______ от­сут­ствие упо­ря­до­чен­ной кри­стал­ли­че­ской струк­ту­ры де­ла­ет стек­ло все же жид­ким, даже когда оно на­хо­дит­ся в ви­зу­аль­но твер­дом со­сто­я­нии. Имен­но из-за того, что стек­ло на самом деле жид­кое, в окон­ных рамах в ста­рых домах хо­ро­шо за­мет­но, что стек­ла тонь­ше ввер­ху, чем внизу. Это свя­за­но с тем, что не­ко­то­рая часть стек­ла за дол­гие годы уже стек­ла свер­ху вниз. По­это­му в таких домах окна дре­без­жат в рамах, ведь ввер­ху они уже тонь­ше, чем под­го­тов­лен­ный для них зазор.

4. Что мы знаем про внут­рен­нюю часть Земли? Под зем­ной корой на­хо­дит­ся ман­тия, ко­то­рая от­ве­ча­ет за дви­же­ние тек­то­ни­че­ских плит и зем­ле­тря­се­ния. Твер­дая она иди жид­кая? Мы ни­ко­гда не смо­жем уви­деть ман­тию на­пря­мую, но можем на­блю­дать лаву, ко­то­рая яв­ля­ет­ся рас­ка­лен­ным кам­нем. Можно пред­ста­вить, что ман­тия очень на нее по­хо­жа. Ман­тия долж­на быть жид­кой, по­то­му что ей нужно течь. На самом деле — нет, по­то­му что ман­тия яв­ля­ет­ся твер­дым телом. Волны с дви­га­тель­ным зем­ле­тря­се­ни­ем могут рас­про­стра­нять­ся сквозь ман­тию, но эти волны могут пе­ре­дви­гать­ся сквозь жид­ко­сти, что яв­ля­ет­ся под­твер­жде­ни­ем ее твер­до­сти. Каким же об­ра­зом твер­дый ка­мень течет? Ответ на­хо­дит­ся в не­иде­аль­но­сти кри­стал­лов, у ко­то­рых может не хва­тать не­сколь­ких ато­мов. Вяз­кость ман­тии по­хо­дит на вяз­кость стек­ла, толь­ко на не­сколь­ко по­ряд­ков выше. Ман­тия ста­но­вит­ся по­хо­жа на жид­кость, но толь­ко в гео­ло­ги­че­ские от­рез­ки вре­ме­ни. Пек — это

жид­кость, ко­то­рая может течь так мед­лен­но, что ка­жет­ся твер­дым телом. А ман­тия земли — это твер­дое тело, ко­то­рое ведет себя как жид­кость, если по­до­ждать до­ста­точ­но долго.

5. Твер­дость и пла­стич­ность не имеет аб­со­лют­но­го зна­че­ния, а толь­ко от­но­си­тель­ное. И все тела на самом деле од­но­вре­мен­но жид­кие и твер­дые.

Ин­фор­ма­ция, со­от­вет­ству­ю­щая тек­сту

1) Стек­ло имеет в со­ста­ве пек.
2) Ман­тия ста­но­вит­ся по­хо­жа ино­гда на газ.
3) Ман­тия земли — жид­кое тело.
4) Пек, ман­тия и стек­ло об­ла­да­ют вяз­ко­стью.
5.  
i

ЖИД­КОЕ ЛИ СТЕК­ЛО?

1. Мно­гие даже не по­до­зре­ва­ют о том, что во­круг нас есть мно­же­ство пред­ме­тов, ко­то­рые имеют уди­ви­тель­ные свой­ства. В 1994 году боль­шое зем­ле­тря­се­ние уда­ри­ло близ Лос-Ан­дже­ле­са. Такие зем­ле­тря­се­ния за­став­ля­ют нас за­ду­мать­ся. На­сколь­ко твер­дая земля под на­ши­ми но­га­ми? Что во­об­ще зна­чит по­ня­тие твер­до­сти?

2. Ка­мен­но­уголь­ный пек (смола) ка­жет­ся твер­дым, но это не так. На самом деле он яв­ля­ет­ся очень вяз­кой жид­ко­стью, т. е. он жид­кий. Вяз­кость — это мера со­про­тив­ле­ния рас­те­ка­нию. Олив­ко­вое масло при­мер­но в 100 раз вязче воды, а мед в 100 раз вязче масла. Вяз­кость пека боль­ше вяз­ко­сти воды в 230 мил­ли­ар­дов раз. В Клив­ленд­ском уни­вер­си­те­те над пеком про­во­дит­ся самый про­дол­жи­тель­ный в мире экс­пе­ри­мент. В 1927 году пек был по­ме­щен в во­рон­ку. За 90 лет из нее упало всего 9 ка­пель. Никто не при­сут­ство­вал при па­де­нии капли. В 1988 году хра­ни­тель экс­пе­ри­мен­та Джон Мейн­стон был бли­зок к тому, чтобы уви­деть, как па­да­ет капля. Он вышел из ком­на­ты, чтобы на­лить себе чаю и про­пу­стил за­вет­ный мо­мент. Вы мо­же­те на­блю­дать за этим экс­пе­ри­мен­том он­лайн, но так как по­след­няя капля упала а 2014 гаду, то вряд ли Вам удаст­ся в бли­жай­шие годы уви­деть за­вет­ное па­де­ние.

3. Дру­гое ве­ще­ство, ко­то­рое яв­ля­ет­ся вяз­кой жид­ко­стью, — это стек­ло. Стек­ло не­обыч­но тем, что оно яв­ля­ет­ся аморф­ным телом. Стек­ло охла­жда­ет­ся на­столь­ко быст­ро, что при пе­ре­хо­де из жид­ко­го в «твер­дое» со­сто­я­ние, мо­ле­ку­лы не имеют вре­ме­ни вы­стро­ить­ся в упо­ря­до­чен­ную кри­стал­ли­че­скую струк­ту­ру. Ви­зу­аль­но твер­дым стек­ло де­ла­ют атомы или мо­ле­ку­лы, ко­то­рые на­столь­ко силь­но скреп­ле­ны друг с дру­гом хи­ми­че­ски, что они не могут про­скаль­зы­вать рядом с дру­ги­ми. ______ от­сут­ствие упо­ря­до­чен­ной кри­стал­ли­че­ской струк­ту­ры де­ла­ет стек­ло все же жид­ким, даже когда оно на­хо­дит­ся в ви­зу­аль­но твер­дом со­сто­я­нии. Имен­но из-за того, что стек­ло на самом деле жид­кое, в окон­ных рамах в ста­рых домах хо­ро­шо за­мет­но, что стек­ла тонь­ше ввер­ху, чем внизу. Это свя­за­но с тем, что не­ко­то­рая часть стек­ла за дол­гие годы уже стек­ла свер­ху вниз. По­это­му в таких домах окна дре­без­жат в рамах, ведь ввер­ху они уже тонь­ше, чем под­го­тов­лен­ный для них зазор.

4. Что мы знаем про внут­рен­нюю часть Земли? Под зем­ной корой на­хо­дит­ся ман­тия, ко­то­рая от­ве­ча­ет за дви­же­ние тек­то­ни­че­ских плит и зем­ле­тря­се­ния. Твер­дая она иди жид­кая? Мы ни­ко­гда не смо­жем уви­деть ман­тию на­пря­мую, но можем на­блю­дать лаву, ко­то­рая яв­ля­ет­ся рас­ка­лен­ным кам­нем. Можно пред­ста­вить, что ман­тия очень на нее по­хо­жа. Ман­тия долж­на быть жид­кой, по­то­му что ей нужно течь. На самом деле — нет, по­то­му что ман­тия яв­ля­ет­ся твер­дым телом. Волны с дви­га­тель­ным зем­ле­тря­се­ни­ем могут рас­про­стра­нять­ся сквозь ман­тию, но эти волны могут пе­ре­дви­гать­ся сквозь жид­ко­сти, что яв­ля­ет­ся под­твер­жде­ни­ем ее твер­до­сти. Каким же об­ра­зом твер­дый ка­мень течет? Ответ на­хо­дит­ся в не­иде­аль­но­сти кри­стал­лов, у ко­то­рых может не хва­тать не­сколь­ких ато­мов. Вяз­кость ман­тии по­хо­дит на вяз­кость стек­ла, толь­ко на не­сколь­ко по­ряд­ков выше. Ман­тия ста­но­вит­ся по­хо­жа на жид­кость, но толь­ко в гео­ло­ги­че­ские от­рез­ки вре­ме­ни. Пек — это

жид­кость, ко­то­рая может течь так мед­лен­но, что ка­жет­ся твер­дым телом. А ман­тия земли — это твер­дое тело, ко­то­рое ведет себя как жид­кость, если по­до­ждать до­ста­точ­но долго.

5. Твер­дость и пла­стич­ность не имеет аб­со­лют­но­го зна­че­ния, а толь­ко от­но­си­тель­ное. И все тела на самом деле од­но­вре­мен­но жид­кие и твер­дые.

Ос­нов­ная мысль тек­ста

1) Твер­дость и пла­стич­ность — по­ня­тие от­но­си­тель­ные.
2) Джон Мейн­стон про­во­дит самый дли­тель­ный экс­пе­ри­мент.
3) Пек и стек­ло — это твер­дые тела.
4) Твер­дые тела могут вести себя как жид­кие.
6.  
i

1. Сей­час нам труд­но пред­ста­вить, что такая ра­ци­о­наль­ная и точ­ная наука, как ма­те­ма­ти­ка, в древ­но­сти была тесно свя­за­на с ма­ги­ей, ре­ли­ги­ей и даже по­слу­жи­ла сред­ством для до­ка­за­тель­ства уче­ния о бес­смер­тии души. Но это факт, и мы не можем с ним не счи­тать­ся.

2. Числа и свя­зан­ная с этим ми­сти­ка имеют длин­ную ис­то­рию и сво­и­ми кор­ня­ми ухо­дят и глу­бо­кую древ­ность, хотя суе­ве­рия в от­но­ше­нии не­ко­то­рых чисел, как из­вест­но, не пе­ре­ве­лись и по­ны­не. Ока­за­ли они вли­я­ние и на мно­гих древ­не­гре­че­ских фи­ло­со­фов, пре­жде всего, на Пи­фа­го­ра, по праву счи­та­ю­ще­го­ся одним из отцов со­вре­мен­ной ма­те­ма­ти­ки.

3. Тра­ди­ци­он­ные взгля­ды на числа и их зна­че­ние в мире и в самой жизни людей укреп­ля­ли веру Пи­фа­го­ра и его по­сле­до­ва­те­лей в то, что числа и чис­ло­вые от­но­ше­ния со­став­ля­ют ос­но­ву Все­лен­ной и всех вещей.

4. На­блю­де­ния над пе­ри­о­ди­че­ски пра­виль­ным дви­же­ни­ем не­бес­ных тел, над рит­ми­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­стью смены дня и ночи и вре­мен года через опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство еди­ниц вре­ме­ни, уста­нов­ле­ние со­от­но­ше­ния между вы­со­той тона зву­ча­щей стру­ны и ее дли­ной — все это при­ве­ло пи­фа­го­рей­цев к мысли, что между чис­ло­вы­ми ря­да­ми и яв­ле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти име­ет­ся сход­ство, по­до­бие, со­от­вет­ствие.

5. Ми­сти­че­ски на­стро­ен­ные пи­фа­го­рей­цы нашли ис­точ­ник его в бо­же­ствен­ных свой­ствах числа и чис­ло­вых рядов. Они стали го­во­рить, что вещи су­ще­ству­ют как под­ра­жа­ние чис­лам. От­сю­да и про­изо­шел зна­ме­ни­тый тезис Пи­фа­го­ра о том, что все сущее есть число. Он озна­чал, что число со­став­ля­ет ос­но­ву су­ще­ство­ва­ния вещей, их ма­те­рию. С дру­гой сто­ро­ны, пи­фа­го­рей­цы по­ни­ма­ли число как то, что пра­вит миром, опре­де­ля­ет по­ря­док вещей и их от­но­ше­ния. По­это­му число, по

мне­нию Пи­фа­го­ра, есть ос­но­ва вещей, их душа и ру­ко­во­дя­щий прин­цип.

6. Каж­дое из чисел имело для пи­фа­го­рей­цев со­кро­вен­ный смысл и яв­ля­лось сим­во­лом каких-либо со­ци­аль­но-эти­че­ских яв­ле­ний или ми­фо­ло­ги­че­ских су­ществ. Число пять озна­ча­ло брак, так как его сумма мыс­ли­лась как ре­зуль­тат сло­же­ния муж­ско­го и жен­ско­го начал — трой­ки и двой­ки, хотя не­ко­то­рые пи­фа­го­рей­цы утвер­жда­ли, что брак — это число шесть, то есть муж­ское на­ча­ло, умно­жен­ное на жен­ское.

7. Сам же Пи­фа­гор особо по­чи­тал се­мер­ку. Он рас­смат­ри­вал ее как вер­хов­ное число, ко­то­ро­му при­да­вал роль ми­ро­пра­вя­ще­го на­ча­ла, ибо все в мире се­ме­рич­но: ос­нов­ные сферы кос­мо­са, пе­ри­о­ды по­вто­ря­ю­щих­ся в нем про­цес­сов, пе­ри­о­ды жизни су­ществ под­чи­ня­ют­ся числу семь. Се­мер­ка яв­ля­лась также сим­во­лом судь­бы и самой судь­бой.

8. Придя к по­доб­ным суж­де­ни­ям, пи­фа­го­рей­цы пы­та­лись по­стичь тайны мира через со­от­но­ше­ния чисел и тем самым дали не­обы­чай­но силь­ный тол­чок раз­ви­тию ма­те­ма­ти­ки.

9. Пи­фа­го­ру и его по­сле­до­ва­те­лям при­над­ле­жит огром­ный ряд от­кры­тий в дан­ной об­ла­сти зна­ний: от зна­ме­ни­той тео­ре­мы до от­кры­тия ир­ра­ци­о­наль­ных чисел и не­со­из­ме­ри­мых ве­ли­чин.

10. Но дан­ные до­сти­же­ния в об­ла­сти ма­те­ма­ти­ки воз­ник­ли, как ни стран­но, на ос­но­ве веры в ре­ли­ги­оз­но-ми­сти­че­ские свой­ства числа, так что ма­те­ма­ти­ка и магия дей­стви­тель­но при­хо­дят­ся не­сколь­ко срод­ни друг другу.

Утвер­жде­ние не со­от­вет­ству­ет тек­сту

1) Число — душа и ру­ко­во­дя­щий прин­цип вещей.
2) Число пра­вит миром, опре­де­ля­ет по­ря­док вещей и их от­но­ше­ния.
3) Число со­став­ля­ет ос­но­ву всех вещей.
4) Обо­жеств­ле­ние числа ока­зы­ва­ло вли­я­ние на древ­не­рим­ских фи­ло­со­фов.
7.  
i

1. Сей­час нам труд­но пред­ста­вить, что такая ра­ци­о­наль­ная и точ­ная наука, как ма­те­ма­ти­ка, в древ­но­сти была тесно свя­за­на с ма­ги­ей, ре­ли­ги­ей и даже по­слу­жи­ла сред­ством для до­ка­за­тель­ства уче­ния о бес­смер­тии души. Но это факт, и мы не можем с ним не счи­тать­ся.

2. Числа и свя­зан­ная с этим ми­сти­ка имеют длин­ную ис­то­рию и сво­и­ми кор­ня­ми ухо­дят и глу­бо­кую древ­ность, хотя суе­ве­рия в от­но­ше­нии не­ко­то­рых чисел, как из­вест­но, не пе­ре­ве­лись и по­ны­не. Ока­за­ли они вли­я­ние и на мно­гих древ­не­гре­че­ских фи­ло­со­фов, пре­жде всего, на Пи­фа­го­ра, по праву счи­та­ю­ще­го­ся одним из отцов со­вре­мен­ной ма­те­ма­ти­ки.

3. Тра­ди­ци­он­ные взгля­ды на числа и их зна­че­ние в мире и в самой жизни людей укреп­ля­ли веру Пи­фа­го­ра и его по­сле­до­ва­те­лей в то, что числа и чис­ло­вые от­но­ше­ния со­став­ля­ют ос­но­ву Все­лен­ной и всех вещей.

4. На­блю­де­ния над пе­ри­о­ди­че­ски пра­виль­ным дви­же­ни­ем не­бес­ных тел, над рит­ми­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­стью смены дня и ночи и вре­мен года через опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство еди­ниц вре­ме­ни, уста­нов­ле­ние со­от­но­ше­ния между вы­со­той тона зву­ча­щей стру­ны и ее дли­ной — все это при­ве­ло пи­фа­го­рей­цев к мысли, что между чис­ло­вы­ми ря­да­ми и яв­ле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти име­ет­ся сход­ство, по­до­бие, со­от­вет­ствие.

5. Ми­сти­че­ски на­стро­ен­ные пи­фа­го­рей­цы нашли ис­точ­ник его в бо­же­ствен­ных свой­ствах числа и чис­ло­вых рядов. Они стали го­во­рить, что вещи су­ще­ству­ют как под­ра­жа­ние чис­лам. От­сю­да и про­изо­шел зна­ме­ни­тый тезис Пи­фа­го­ра о том, что все сущее есть число. Он озна­чал, что число со­став­ля­ет ос­но­ву су­ще­ство­ва­ния вещей, их ма­те­рию. С дру­гой сто­ро­ны, пи­фа­го­рей­цы по­ни­ма­ли число как то, что пра­вит миром, опре­де­ля­ет по­ря­док вещей и их от­но­ше­ния. По­это­му число, по

мне­нию Пи­фа­го­ра, есть ос­но­ва вещей, их душа и ру­ко­во­дя­щий прин­цип.

6. Каж­дое из чисел имело для пи­фа­го­рей­цев со­кро­вен­ный смысл и яв­ля­лось сим­во­лом каких-либо со­ци­аль­но-эти­че­ских яв­ле­ний или ми­фо­ло­ги­че­ских су­ществ. Число пять озна­ча­ло брак, так как его сумма мыс­ли­лась как ре­зуль­тат сло­же­ния муж­ско­го и жен­ско­го начал — трой­ки и двой­ки, хотя не­ко­то­рые пи­фа­го­рей­цы утвер­жда­ли, что брак — это число шесть, то есть муж­ское на­ча­ло, умно­жен­ное на жен­ское.

7. Сам же Пи­фа­гор особо по­чи­тал се­мер­ку. Он рас­смат­ри­вал ее как вер­хов­ное число, ко­то­ро­му при­да­вал роль ми­ро­пра­вя­ще­го на­ча­ла, ибо все в мире се­ме­рич­но: ос­нов­ные сферы кос­мо­са, пе­ри­о­ды по­вто­ря­ю­щих­ся в нем про­цес­сов, пе­ри­о­ды жизни су­ществ под­чи­ня­ют­ся числу семь. Се­мер­ка яв­ля­лась также сим­во­лом судь­бы и самой судь­бой.

8. Придя к по­доб­ным суж­де­ни­ям, пи­фа­го­рей­цы пы­та­лись по­стичь тайны мира через со­от­но­ше­ния чисел и тем самым дали не­обы­чай­но силь­ный тол­чок раз­ви­тию ма­те­ма­ти­ки.

9. Пи­фа­го­ру и его по­сле­до­ва­те­лям при­над­ле­жит огром­ный ряд от­кры­тий в дан­ной об­ла­сти зна­ний: от зна­ме­ни­той тео­ре­мы до от­кры­тия ир­ра­ци­о­наль­ных чисел и не­со­из­ме­ри­мых ве­ли­чин.

10. Но дан­ные до­сти­же­ния в об­ла­сти ма­те­ма­ти­ки воз­ник­ли, как ни стран­но, на ос­но­ве веры в ре­ли­ги­оз­но-ми­сти­че­ские свой­ства числа, так что ма­те­ма­ти­ка и магия дей­стви­тель­но при­хо­дят­ся не­сколь­ко срод­ни друг другу.

Из всех чисел Пи­фа­гор от­да­вал пред­по­чте­ние

1) ше­стер­ке
2) пя­тер­ке
3) де­вят­ке
4) се­мер­ке
8.  
i

1. Сей­час нам труд­но пред­ста­вить, что такая ра­ци­о­наль­ная и точ­ная наука, как ма­те­ма­ти­ка, в древ­но­сти была тесно свя­за­на с ма­ги­ей, ре­ли­ги­ей и даже по­слу­жи­ла сред­ством для до­ка­за­тель­ства уче­ния о бес­смер­тии души. Но это факт, и мы не можем с ним не счи­тать­ся.

2. Числа и свя­зан­ная с этим ми­сти­ка имеют длин­ную ис­то­рию и сво­и­ми кор­ня­ми ухо­дят и глу­бо­кую древ­ность, хотя суе­ве­рия в от­но­ше­нии не­ко­то­рых чисел, как из­вест­но, не пе­ре­ве­лись и по­ны­не. Ока­за­ли они вли­я­ние и на мно­гих древ­не­гре­че­ских фи­ло­со­фов, пре­жде всего, на Пи­фа­го­ра, по праву счи­та­ю­ще­го­ся одним из отцов со­вре­мен­ной ма­те­ма­ти­ки.

3. Тра­ди­ци­он­ные взгля­ды на числа и их зна­че­ние в мире и в самой жизни людей укреп­ля­ли веру Пи­фа­го­ра и его по­сле­до­ва­те­лей в то, что числа и чис­ло­вые от­но­ше­ния со­став­ля­ют ос­но­ву Все­лен­ной и всех вещей.

4. На­блю­де­ния над пе­ри­о­ди­че­ски пра­виль­ным дви­же­ни­ем не­бес­ных тел, над рит­ми­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­стью смены дня и ночи и вре­мен года через опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство еди­ниц вре­ме­ни, уста­нов­ле­ние со­от­но­ше­ния между вы­со­той тона зву­ча­щей стру­ны и ее дли­ной — все это при­ве­ло пи­фа­го­рей­цев к мысли, что между чис­ло­вы­ми ря­да­ми и яв­ле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти име­ет­ся сход­ство, по­до­бие, со­от­вет­ствие.

5. Ми­сти­че­ски на­стро­ен­ные пи­фа­го­рей­цы нашли ис­точ­ник его в бо­же­ствен­ных свой­ствах числа и чис­ло­вых рядов. Они стали го­во­рить, что вещи су­ще­ству­ют как под­ра­жа­ние чис­лам. От­сю­да и про­изо­шел зна­ме­ни­тый тезис Пи­фа­го­ра о том, что все сущее есть число. Он озна­чал, что число со­став­ля­ет ос­но­ву су­ще­ство­ва­ния вещей, их ма­те­рию. С дру­гой сто­ро­ны, пи­фа­го­рей­цы по­ни­ма­ли число как то, что пра­вит миром, опре­де­ля­ет по­ря­док вещей и их от­но­ше­ния. По­это­му число, по

мне­нию Пи­фа­го­ра, есть ос­но­ва вещей, их душа и ру­ко­во­дя­щий прин­цип.

6. Каж­дое из чисел имело для пи­фа­го­рей­цев со­кро­вен­ный смысл и яв­ля­лось сим­во­лом каких-либо со­ци­аль­но-эти­че­ских яв­ле­ний или ми­фо­ло­ги­че­ских су­ществ. Число пять озна­ча­ло брак, так как его сумма мыс­ли­лась как ре­зуль­тат сло­же­ния муж­ско­го и жен­ско­го начал — трой­ки и двой­ки, хотя не­ко­то­рые пи­фа­го­рей­цы утвер­жда­ли, что брак — это число шесть, то есть муж­ское на­ча­ло, умно­жен­ное на жен­ское.

7. Сам же Пи­фа­гор особо по­чи­тал се­мер­ку. Он рас­смат­ри­вал ее как вер­хов­ное число, ко­то­ро­му при­да­вал роль ми­ро­пра­вя­ще­го на­ча­ла, ибо все в мире се­ме­рич­но: ос­нов­ные сферы кос­мо­са, пе­ри­о­ды по­вто­ря­ю­щих­ся в нем про­цес­сов, пе­ри­о­ды жизни су­ществ под­чи­ня­ют­ся числу семь. Се­мер­ка яв­ля­лась также сим­во­лом судь­бы и самой судь­бой.

8. Придя к по­доб­ным суж­де­ни­ям, пи­фа­го­рей­цы пы­та­лись по­стичь тайны мира через со­от­но­ше­ния чисел и тем самым дали не­обы­чай­но силь­ный тол­чок раз­ви­тию ма­те­ма­ти­ки.

9. Пи­фа­го­ру и его по­сле­до­ва­те­лям при­над­ле­жит огром­ный ряд от­кры­тий в дан­ной об­ла­сти зна­ний: от зна­ме­ни­той тео­ре­мы до от­кры­тия ир­ра­ци­о­наль­ных чисел и не­со­из­ме­ри­мых ве­ли­чин.

10. Но дан­ные до­сти­же­ния в об­ла­сти ма­те­ма­ти­ки воз­ник­ли, как ни стран­но, на ос­но­ве веры в ре­ли­ги­оз­но-ми­сти­че­ские свой­ства числа, так что ма­те­ма­ти­ка и магия дей­стви­тель­но при­хо­дят­ся не­сколь­ко срод­ни друг другу.

Тезис Пи­фа­го­ра о том, что все сущее есть число, озна­ча­ет

1) со­еди­не­ние со Все­лен­ной
2) ра­вен­ство всех вещей
3) раз­мно­же­ние себе по­доб­ных
4) ос­но­ву су­ще­ство­ва­ния вещей
9.  
i

1. Сей­час нам труд­но пред­ста­вить, что такая ра­ци­о­наль­ная и точ­ная наука, как ма­те­ма­ти­ка, в древ­но­сти была тесно свя­за­на с ма­ги­ей, ре­ли­ги­ей и даже по­слу­жи­ла сред­ством для до­ка­за­тель­ства уче­ния о бес­смер­тии души. Но это факт, и мы не можем с ним не счи­тать­ся.

2. Числа и свя­зан­ная с этим ми­сти­ка имеют длин­ную ис­то­рию и сво­и­ми кор­ня­ми ухо­дят и глу­бо­кую древ­ность, хотя суе­ве­рия в от­но­ше­нии не­ко­то­рых чисел, как из­вест­но, не пе­ре­ве­лись и по­ны­не. Ока­за­ли они вли­я­ние и на мно­гих древ­не­гре­че­ских фи­ло­со­фов, пре­жде всего, на Пи­фа­го­ра, по праву счи­та­ю­ще­го­ся одним из отцов со­вре­мен­ной ма­те­ма­ти­ки.

3. Тра­ди­ци­он­ные взгля­ды на числа и их зна­че­ние в мире и в самой жизни людей укреп­ля­ли веру Пи­фа­го­ра и его по­сле­до­ва­те­лей в то, что числа и чис­ло­вые от­но­ше­ния со­став­ля­ют ос­но­ву Все­лен­ной и всех вещей.

4. На­блю­де­ния над пе­ри­о­ди­че­ски пра­виль­ным дви­же­ни­ем не­бес­ных тел, над рит­ми­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­стью смены дня и ночи и вре­мен года через опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство еди­ниц вре­ме­ни, уста­нов­ле­ние со­от­но­ше­ния между вы­со­той тона зву­ча­щей стру­ны и ее дли­ной — все это при­ве­ло пи­фа­го­рей­цев к мысли, что между чис­ло­вы­ми ря­да­ми и яв­ле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти име­ет­ся сход­ство, по­до­бие, со­от­вет­ствие.

5. Ми­сти­че­ски на­стро­ен­ные пи­фа­го­рей­цы нашли ис­точ­ник его в бо­же­ствен­ных свой­ствах числа и чис­ло­вых рядов. Они стали го­во­рить, что вещи су­ще­ству­ют как под­ра­жа­ние чис­лам. От­сю­да и про­изо­шел зна­ме­ни­тый тезис Пи­фа­го­ра о том, что все сущее есть число. Он озна­чал, что число со­став­ля­ет ос­но­ву су­ще­ство­ва­ния вещей, их ма­те­рию. С дру­гой сто­ро­ны, пи­фа­го­рей­цы по­ни­ма­ли число как то, что пра­вит миром, опре­де­ля­ет по­ря­док вещей и их от­но­ше­ния. По­это­му число, по

мне­нию Пи­фа­го­ра, есть ос­но­ва вещей, их душа и ру­ко­во­дя­щий прин­цип.

6. Каж­дое из чисел имело для пи­фа­го­рей­цев со­кро­вен­ный смысл и яв­ля­лось сим­во­лом каких-либо со­ци­аль­но-эти­че­ских яв­ле­ний или ми­фо­ло­ги­че­ских су­ществ. Число пять озна­ча­ло брак, так как его сумма мыс­ли­лась как ре­зуль­тат сло­же­ния муж­ско­го и жен­ско­го начал — трой­ки и двой­ки, хотя не­ко­то­рые пи­фа­го­рей­цы утвер­жда­ли, что брак — это число шесть, то есть муж­ское на­ча­ло, умно­жен­ное на жен­ское.

7. Сам же Пи­фа­гор особо по­чи­тал се­мер­ку. Он рас­смат­ри­вал ее как вер­хов­ное число, ко­то­ро­му при­да­вал роль ми­ро­пра­вя­ще­го на­ча­ла, ибо все в мире се­ме­рич­но: ос­нов­ные сферы кос­мо­са, пе­ри­о­ды по­вто­ря­ю­щих­ся в нем про­цес­сов, пе­ри­о­ды жизни су­ществ под­чи­ня­ют­ся числу семь. Се­мер­ка яв­ля­лась также сим­во­лом судь­бы и самой судь­бой.

8. Придя к по­доб­ным суж­де­ни­ям, пи­фа­го­рей­цы пы­та­лись по­стичь тайны мира через со­от­но­ше­ния чисел и тем самым дали не­обы­чай­но силь­ный тол­чок раз­ви­тию ма­те­ма­ти­ки.

9. Пи­фа­го­ру и его по­сле­до­ва­те­лям при­над­ле­жит огром­ный ряд от­кры­тий в дан­ной об­ла­сти зна­ний: от зна­ме­ни­той тео­ре­мы до от­кры­тия ир­ра­ци­о­наль­ных чисел и не­со­из­ме­ри­мых ве­ли­чин.

10. Но дан­ные до­сти­же­ния в об­ла­сти ма­те­ма­ти­ки воз­ник­ли, как ни стран­но, на ос­но­ве веры в ре­ли­ги­оз­но-ми­сти­че­ские свой­ства числа, так что ма­те­ма­ти­ка и магия дей­стви­тель­но при­хо­дят­ся не­сколь­ко срод­ни друг другу.

Под вли­я­ние числа семь не вхо­дят

1) пе­ри­о­ды по­вто­ря­ю­щих­ся в кос­мо­се про­цес­сов
2) сим­во­лы судь­бы
3) се­мей­ные от­но­ше­ния
4) сферы кос­мо­са
10.  
i

1. Сей­час нам труд­но пред­ста­вить, что такая ра­ци­о­наль­ная и точ­ная наука, как ма­те­ма­ти­ка, в древ­но­сти была тесно свя­за­на с ма­ги­ей, ре­ли­ги­ей и даже по­слу­жи­ла сред­ством для до­ка­за­тель­ства уче­ния о бес­смер­тии души. Но это факт, и мы не можем с ним не счи­тать­ся.

2. Числа и свя­зан­ная с этим ми­сти­ка имеют длин­ную ис­то­рию и сво­и­ми кор­ня­ми ухо­дят и глу­бо­кую древ­ность, хотя суе­ве­рия в от­но­ше­нии не­ко­то­рых чисел, как из­вест­но, не пе­ре­ве­лись и по­ны­не. Ока­за­ли они вли­я­ние и на мно­гих древ­не­гре­че­ских фи­ло­со­фов, пре­жде всего, на Пи­фа­го­ра, по праву счи­та­ю­ще­го­ся одним из отцов со­вре­мен­ной ма­те­ма­ти­ки.

3. Тра­ди­ци­он­ные взгля­ды на числа и их зна­че­ние в мире и в самой жизни людей укреп­ля­ли веру Пи­фа­го­ра и его по­сле­до­ва­те­лей в то, что числа и чис­ло­вые от­но­ше­ния со­став­ля­ют ос­но­ву Все­лен­ной и всех вещей.

4. На­блю­де­ния над пе­ри­о­ди­че­ски пра­виль­ным дви­же­ни­ем не­бес­ных тел, над рит­ми­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­стью смены дня и ночи и вре­мен года через опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство еди­ниц вре­ме­ни, уста­нов­ле­ние со­от­но­ше­ния между вы­со­той тона зву­ча­щей стру­ны и ее дли­ной — все это при­ве­ло пи­фа­го­рей­цев к мысли, что между чис­ло­вы­ми ря­да­ми и яв­ле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти име­ет­ся сход­ство, по­до­бие, со­от­вет­ствие.

5. Ми­сти­че­ски на­стро­ен­ные пи­фа­го­рей­цы нашли ис­точ­ник его в бо­же­ствен­ных свой­ствах числа и чис­ло­вых рядов. Они стали го­во­рить, что вещи су­ще­ству­ют как под­ра­жа­ние чис­лам. От­сю­да и про­изо­шел зна­ме­ни­тый тезис Пи­фа­го­ра о том, что все сущее есть число. Он озна­чал, что число со­став­ля­ет ос­но­ву су­ще­ство­ва­ния вещей, их ма­те­рию. С дру­гой сто­ро­ны, пи­фа­го­рей­цы по­ни­ма­ли число как то, что пра­вит миром, опре­де­ля­ет по­ря­док вещей и их от­но­ше­ния. По­это­му число, по

мне­нию Пи­фа­го­ра, есть ос­но­ва вещей, их душа и ру­ко­во­дя­щий прин­цип.

6. Каж­дое из чисел имело для пи­фа­го­рей­цев со­кро­вен­ный смысл и яв­ля­лось сим­во­лом каких-либо со­ци­аль­но-эти­че­ских яв­ле­ний или ми­фо­ло­ги­че­ских су­ществ. Число пять озна­ча­ло брак, так как его сумма мыс­ли­лась как ре­зуль­тат сло­же­ния муж­ско­го и жен­ско­го начал — трой­ки и двой­ки, хотя не­ко­то­рые пи­фа­го­рей­цы утвер­жда­ли, что брак — это число шесть, то есть муж­ское на­ча­ло, умно­жен­ное на жен­ское.

7. Сам же Пи­фа­гор особо по­чи­тал се­мер­ку. Он рас­смат­ри­вал ее как вер­хов­ное число, ко­то­ро­му при­да­вал роль ми­ро­пра­вя­ще­го на­ча­ла, ибо все в мире се­ме­рич­но: ос­нов­ные сферы кос­мо­са, пе­ри­о­ды по­вто­ря­ю­щих­ся в нем про­цес­сов, пе­ри­о­ды жизни су­ществ под­чи­ня­ют­ся числу семь. Се­мер­ка яв­ля­лась также сим­во­лом судь­бы и самой судь­бой.

8. Придя к по­доб­ным суж­де­ни­ям, пи­фа­го­рей­цы пы­та­лись по­стичь тайны мира через со­от­но­ше­ния чисел и тем самым дали не­обы­чай­но силь­ный тол­чок раз­ви­тию ма­те­ма­ти­ки.

9. Пи­фа­го­ру и его по­сле­до­ва­те­лям при­над­ле­жит огром­ный ряд от­кры­тий в дан­ной об­ла­сти зна­ний: от зна­ме­ни­той тео­ре­мы до от­кры­тия ир­ра­ци­о­наль­ных чисел и не­со­из­ме­ри­мых ве­ли­чин.

10. Но дан­ные до­сти­же­ния в об­ла­сти ма­те­ма­ти­ки воз­ник­ли, как ни стран­но, на ос­но­ве веры в ре­ли­ги­оз­но-ми­сти­че­ские свой­ства числа, так что ма­те­ма­ти­ка и магия дей­стви­тель­но при­хо­дят­ся не­сколь­ко срод­ни друг другу.

Дан­но­му тек­сту под­хо­дит на­зва­ние

1) Магия чисел
2) Чис­ло­вой ряд
3) Ос­но­ва вещей
4) Ра­ци­о­наль­ные и ир­ра­ци­о­наль­ные числа