При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 0:30:00 |
Легко ли быть гением?
Hапрасно ходят легенды о волшебстве, легкости творчества избранных. Великих художников чаще всего окружал жестокий мир их неосуществленных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера — творить!
Cреди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. Микеланджело — признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Человек, создавший мир. Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха.
B 26 лет он взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.
А еще он поэт. Хороший. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни.
Cтоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились.
Tакова магия истинного искусства… Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись
Рембрандта и Рублева…
Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам! Эти гении сделали прекрасное доступным каждому смертному, принесли красоту в каждый дом!..
Hо всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? Трудно вообразить всю тяжесть их творческих порывов, потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец!
Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты.
Гений — всегда должник, потому что его окружает(-ют)
Легко ли быть гением?
Hапрасно ходят легенды о волшебстве, легкости творчества избранных. Великих художников чаще всего окружал жестокий мир их неосуществленных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера — творить!
Cреди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. Микеланджело — признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Человек, создавший мир. Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха.
B 26 лет он взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.
А еще он поэт. Хороший. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни.
Cтоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились.
Tакова магия истинного искусства… Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись
Рембрандта и Рублева…
Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам! Эти гении сделали прекрасное доступным каждому смертному, принесли красоту в каждый дом!..
Hо всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? Трудно вообразить всю тяжесть их творческих порывов, потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец!
Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты.
Aвтор ставит Микеланджело в один ряд с
1. Мир насекомых богат и разнообразен. В Красную книгу Казахстана занесены многие виды бабочек. Рассмотрим наиболее ярких представителей.
2. Бабочка лимонница получила название крушинница, так как гусеницы живут на крушине. Вид лимонницы относится к семейству белянок — дневных бабочек. Самцы лимонницы отличаются ярко-желтым окрасом крыльев, а самки — бледно-зеленым. В центре каждого крыла есть красная точка. Обитают взрослые особи в хвойных лесах и просеках, лугах, садах и парках. Интересно, что окрас бабочки отлично помогает маскироваться. Бледную расцветку бабочки легко спутать с растением, а если насекомое потревожить, оно сложит крылья и полетит вниз, как листочек.
3. Бабочка павлиний глаз из семейства нимфалид олицетворяет красоту и грацию. Название этой бабочки произошло благодаря необычной маскировке насекомого. Специфические пятна на крыльях похожи на окрас хвоста павлина. Латинское название происходит из древнегреческой мифологии — от имен царя Инаха и его дочери Ио. Самки бабочки крупнее самцов. Основной цвет крыльев — красно-бурый, а снизу расположены голубые глазки. Павлиний глаз встречается на полях, лугах, близ рек и водоемов. Изредка они залетают в овраги и пустыри. Взрослые особи любят цветочный нектар и древесный сок.
4. Красная книга пополнилась яркой бабочкой семейства нимфалид крапивницей. Крылья бабочек сверху кирпично-красные с темными пятнами. По краям они отделены каймой из голубых крапинок. Гусеницы питаются различными видами крапивы, хмелем, коноплей. Бабочки предпочитают пить забродивший березовый сок, от этого нередко хмелеют. Поэтому к крапивницам легко подобраться и рассмотреть. Интересно, что этот вид способен различать красный цвет. Существует поверье, что, если крапивница залетает в помещение, будет дождь и гроза.
5. Голубянка алтайская относится к дневным бабочкам. Крылья и тельце насекомого отличаются нежно-голубым окрасом с вкраплениями. По краям крылья очерчены белой каймой. Селятся бабочки на скалистой местности, склонах, горных лугах. Гусеницы питаются остролодочником. Интересен промежуток времени превращения гусеницы голубянки во взрослую особь. Куколки и гусеницы покоятся вблизи муравейников. Когда приходит время, они посылают химические сигналы, которые позволяют контролировать поведение муравьев. Затем гусеницы с цветка спускаются на землю и поджидают муравьев, которые относят их в муравейник. Там они спокойно поедают личинки и, превращаясь в бабочек, улетают на волю.
6. Бражник слепой относится к ночным бабочкам. Отличная маскировка и темное время суток снижают шансы хоть раз увидеть это насекомое. Бражник слепой — крупные бабочки с размахом крыльев 55 − 70 мм. Верхние крылышки окрашены в светло-кремовый оттенок с коричневыми разводами, а нижние имеют нежно-розовый окрас. Бражники обитают в лиственных лесах, возле рек. Любят прятаться в ивовых зарослях. Гусеницы кормятся на березах, осинах, тополях. Взрослые особи пьют нектар. В Красную книгу Казахстана занесены и другие виды бражников.
7. Бабочки Казахстана, занесенные в Красную книгу, исчезают по разным причинам. Но главный фактор — это человеческое вмешательство в природу. Надеемся, что эти виды еще порадуют своим появлением следующие поколения.
Информация, соответствующая тексту
1. Мир насекомых богат и разнообразен. В Красную книгу Казахстана занесены многие виды бабочек. Рассмотрим наиболее ярких представителей.
2. Бабочка лимонница получила название крушинница, так как гусеницы живут на крушине. Вид лимонницы относится к семейству белянок — дневных бабочек. Самцы лимонницы отличаются ярко-желтым окрасом крыльев, а самки — бледно-зеленым. В центре каждого крыла есть красная точка. Обитают взрослые особи в хвойных лесах и просеках, лугах, садах и парках. Интересно, что окрас бабочки отлично помогает маскироваться. Бледную расцветку бабочки легко спутать с растением, а если насекомое потревожить, оно сложит крылья и полетит вниз, как листочек.
3. Бабочка павлиний глаз из семейства нимфалид олицетворяет красоту и грацию. Название этой бабочки произошло благодаря необычной маскировке насекомого. Специфические пятна на крыльях похожи на окрас хвоста павлина. Латинское название происходит из древнегреческой мифологии — от имен царя Инаха и его дочери Ио. Самки бабочки крупнее самцов. Основной цвет крыльев — красно-бурый, а снизу расположены голубые глазки. Павлиний глаз встречается на полях, лугах, близ рек и водоемов. Изредка они залетают в овраги и пустыри. Взрослые особи любят цветочный нектар и древесный сок.
4. Красная книга пополнилась яркой бабочкой семейства нимфалид крапивницей. Крылья бабочек сверху кирпично-красные с темными пятнами. По краям они отделены каймой из голубых крапинок. Гусеницы питаются различными видами крапивы, хмелем, коноплей. Бабочки предпочитают пить забродивший березовый сок, от этого нередко хмелеют. Поэтому к крапивницам легко подобраться и рассмотреть. Интересно, что этот вид способен различать красный цвет. Существует поверье, что, если крапивница залетает в помещение, будет дождь и гроза.
5. Голубянка алтайская относится к дневным бабочкам. Крылья и тельце насекомого отличаются нежно-голубым окрасом с вкраплениями. По краям крылья очерчены белой каймой. Селятся бабочки на скалистой местности, склонах, горных лугах. Гусеницы питаются остролодочником. Интересен промежуток времени превращения гусеницы голубянки во взрослую особь. Куколки и гусеницы покоятся вблизи муравейников. Когда приходит время, они посылают химические сигналы, которые позволяют контролировать поведение муравьев. Затем гусеницы с цветка спускаются на землю и поджидают муравьев, которые относят их в муравейник. Там они спокойно поедают личинки и, превращаясь в бабочек, улетают на волю.
6. Бражник слепой относится к ночным бабочкам. Отличная маскировка и темное время суток снижают шансы хоть раз увидеть это насекомое. Бражник слепой — крупные бабочки с размахом крыльев 55 − 70 мм. Верхние крылышки окрашены в светло-кремовый оттенок с коричневыми разводами, а нижние имеют нежно-розовый окрас. Бражники обитают в лиственных лесах, возле рек. Любят прятаться в ивовых зарослях. Гусеницы кормятся на березах, осинах, тополях. Взрослые особи пьют нектар. В Красную книгу Казахстана занесены и другие виды бражников.
7. Бабочки Казахстана, занесенные в Красную книгу, исчезают по разным причинам. Но главный фактор — это человеческое вмешательство в природу. Надеемся, что эти виды еще порадуют своим появлением следующие поколения.
Oтвет на вопрос «Какая бабочка от прикосновения может полететь вниз, как листочек?» содержится в абзаце
1. Мир насекомых богат и разнообразен. В Красную книгу Казахстана занесены многие виды бабочек. Рассмотрим наиболее ярких представителей.
2. Бабочка лимонница получила название крушинница, так как гусеницы живут на крушине. Вид лимонницы относится к семейству белянок — дневных бабочек. Самцы лимонницы отличаются ярко-желтым окрасом крыльев, а самки — бледно-зеленым. В центре каждого крыла есть красная точка. Обитают взрослые особи в хвойных лесах и просеках, лугах, садах и парках. Интересно, что окрас бабочки отлично помогает маскироваться. Бледную расцветку бабочки легко спутать с растением, а если насекомое потревожить, оно сложит крылья и полетит вниз, как листочек.
3. Бабочка павлиний глаз из семейства нимфалид олицетворяет красоту и грацию. Название этой бабочки произошло благодаря необычной маскировке насекомого. Специфические пятна на крыльях похожи на окрас хвоста павлина. Латинское название происходит из древнегреческой мифологии — от имен царя Инаха и его дочери Ио. Самки бабочки крупнее самцов. Основной цвет крыльев — красно-бурый, а снизу расположены голубые глазки. Павлиний глаз встречается на полях, лугах, близ рек и водоемов. Изредка они залетают в овраги и пустыри. Взрослые особи любят цветочный нектар и древесный сок.
4. Красная книга пополнилась яркой бабочкой семейства нимфалид крапивницей. Крылья бабочек сверху кирпично-красные с темными пятнами. По краям они отделены каймой из голубых крапинок. Гусеницы питаются различными видами крапивы, хмелем, коноплей. Бабочки предпочитают пить забродивший березовый сок, от этого нередко хмелеют. Поэтому к крапивницам легко подобраться и рассмотреть. Интересно, что этот вид способен различать красный цвет. Существует поверье, что, если крапивница залетает в помещение, будет дождь и гроза.
5. Голубянка алтайская относится к дневным бабочкам. Крылья и тельце насекомого отличаются нежно-голубым окрасом с вкраплениями. По краям крылья очерчены белой каймой. Селятся бабочки на скалистой местности, склонах, горных лугах. Гусеницы питаются остролодочником. Интересен промежуток времени превращения гусеницы голубянки во взрослую особь. Куколки и гусеницы покоятся вблизи муравейников. Когда приходит время, они посылают химические сигналы, которые позволяют контролировать поведение муравьев. Затем гусеницы с цветка спускаются на землю и поджидают муравьев, которые относят их в муравейник. Там они спокойно поедают личинки и, превращаясь в бабочек, улетают на волю.
6. Бражник слепой относится к ночным бабочкам. Отличная маскировка и темное время суток снижают шансы хоть раз увидеть это насекомое. Бражник слепой — крупные бабочки с размахом крыльев 55 − 70 мм. Верхние крылышки окрашены в светло-кремовый оттенок с коричневыми разводами, а нижние имеют нежно-розовый окрас. Бражники обитают в лиственных лесах, возле рек. Любят прятаться в ивовых зарослях. Гусеницы кормятся на березах, осинах, тополях. Взрослые особи пьют нектар. В Красную книгу Казахстана занесены и другие виды бражников.
7. Бабочки Казахстана, занесенные в Красную книгу, исчезают по разным причинам. Но главный фактор — это человеческое вмешательство в природу. Надеемся, что эти виды еще порадуют своим появлением следующие поколения.
«Окрас тела, конечностей и усиков у бабочки черный, а крылья имеют красно-коричневый оттенок. На их передней части есть темные пятна. Характерной особенностью является то, что у бабочки по внешнему краю крыльев по черному фону расположен рисунок их голубых пятнышек» — данное описание соответствует описанию.
(1) Ox, да и тоскливо же бывшему фронтовику бродить по Картунскому бору. Какая-то земля здесь такая, что восемнадцатый год сохраняются, лишь чуть обвалились, не то что полосы траншей, не то что огневые позиции пушек — но отдельная стрелковая ячейка маленькая, где неведомый солдат хоронил свое большое тело в измызганной короткой шинельке. Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
(2) Хоть в этом самом бору я не воевал, а рядом, в стрелковых войсках, в таком же. Хожу от блиндажа к блиндажу, соображаю, где что могло быть, и вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.
(3) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму. Может из деревни сгоревшей подхватил его сообразительный солдатик да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его переходом от жестяной печки в трубу. Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. Оно накалялось шибко, от него руки грели, и хлеб близ него подрумянивали. Сколько дыму через себя ведро пропустило — столько и мыслей невысказанных, писем ненаписанных от людей.
(4) А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду — «ну! ну!» — ординарец печку порушил, втиснул ее всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. «Брось ты его, заразу! — старшина крикнул. — Там другое найдёшь!» Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул — и опустил его у входа. И все засмеялись.
(5) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и столик — а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа.
(6) Стою над ним, нахлынуло. Ребята чистые, друзья фронтовые! Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому...
Правильная последовательность событий в тексте:
1) ведро принесли из сгоревшей деревни;
2) при дислокации фронта печку разобрали и забрали с собой, а ведро бросили здесь;
3) ведро служило переходом от печки к трубе;
4) cолдаты грели руки, хлеб подрумянивали близ ведра;
5) рассказчик ходит от блиндажа к блиндажу.
(1) Ox, да и тоскливо же бывшему фронтовику бродить по Картунскому бору. Какая-то земля здесь такая, что восемнадцатый год сохраняются, лишь чуть обвалились, не то что полосы траншей, не то что огневые позиции пушек — но отдельная стрелковая ячейка маленькая, где неведомый солдат хоронил свое большое тело в измызганной короткой шинельке. Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
(2) Хоть в этом самом бору я не воевал, а рядом, в стрелковых войсках, в таком же. Хожу от блиндажа к блиндажу, соображаю, где что могло быть, и вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.
(3) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму. Может из деревни сгоревшей подхватил его сообразительный солдатик да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его переходом от жестяной печки в трубу. Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. Оно накалялось шибко, от него руки грели, и хлеб близ него подрумянивали. Сколько дыму через себя ведро пропустило — столько и мыслей невысказанных, писем ненаписанных от людей.
(4) А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду — «ну! ну!» — ординарец печку порушил, втиснул ее всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. «Брось ты его, заразу! — старшина крикнул. — Там другое найдёшь!» Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул — и опустил его у входа. И все засмеялись.
(5) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и столик — а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа.
(6) Стою над ним, нахлынуло. Ребята чистые, друзья фронтовые! Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому...
Информация о невысказанных сокровенных мыслях солдат в абзаце под номером
(1) Ox, да и тоскливо же бывшему фронтовику бродить по Картунскому бору. Какая-то земля здесь такая, что восемнадцатый год сохраняются, лишь чуть обвалились, не то что полосы траншей, не то что огневые позиции пушек — но отдельная стрелковая ячейка маленькая, где неведомый солдат хоронил свое большое тело в измызганной короткой шинельке. Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
(2) Хоть в этом самом бору я не воевал, а рядом, в стрелковых войсках, в таком же. Хожу от блиндажа к блиндажу, соображаю, где что могло быть, и вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.
(3) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму. Может из деревни сгоревшей подхватил его сообразительный солдатик да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его переходом от жестяной печки в трубу. Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. Оно накалялось шибко, от него руки грели, и хлеб близ него подрумянивали. Сколько дыму через себя ведро пропустило — столько и мыслей невысказанных, писем ненаписанных от людей.
(4) А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду — «ну! ну!» — ординарец печку порушил, втиснул ее всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. «Брось ты его, заразу! — старшина крикнул. — Там другое найдёшь!» Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул — и опустил его у входа. И все засмеялись.
(5) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и столик — а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа.
(6) Стою над ним, нахлынуло. Ребята чистые, друзья фронтовые! Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому...
Рассказчик вспоминает события, произошедшие с ним
(1) Ox, да и тоскливо же бывшему фронтовику бродить по Картунскому бору. Какая-то земля здесь такая, что восемнадцатый год сохраняются, лишь чуть обвалились, не то что полосы траншей, не то что огневые позиции пушек — но отдельная стрелковая ячейка маленькая, где неведомый солдат хоронил свое большое тело в измызганной короткой шинельке. Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
(2) Хоть в этом самом бору я не воевал, а рядом, в стрелковых войсках, в таком же. Хожу от блиндажа к блиндажу, соображаю, где что могло быть, и вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.
(3) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму. Может из деревни сгоревшей подхватил его сообразительный солдатик да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его переходом от жестяной печки в трубу. Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. Оно накалялось шибко, от него руки грели, и хлеб близ него подрумянивали. Сколько дыму через себя ведро пропустило — столько и мыслей невысказанных, писем ненаписанных от людей.
(4) А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду — «ну! ну!» — ординарец печку порушил, втиснул ее всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. «Брось ты его, заразу! — старшина крикнул. — Там другое найдёшь!» Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул — и опустил его у входа. И все засмеялись.
(5) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и столик — а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа.
(6) Стою над ним, нахлынуло. Ребята чистые, друзья фронтовые! Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому...
Старое ведро — символ
(1) Ox, да и тоскливо же бывшему фронтовику бродить по Картунскому бору. Какая-то земля здесь такая, что восемнадцатый год сохраняются, лишь чуть обвалились, не то что полосы траншей, не то что огневые позиции пушек — но отдельная стрелковая ячейка маленькая, где неведомый солдат хоронил свое большое тело в измызганной короткой шинельке. Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
(2) Хоть в этом самом бору я не воевал, а рядом, в стрелковых войсках, в таком же. Хожу от блиндажа к блиндажу, соображаю, где что могло быть, и вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.
(3) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму. Может из деревни сгоревшей подхватил его сообразительный солдатик да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его переходом от жестяной печки в трубу. Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. Оно накалялось шибко, от него руки грели, и хлеб близ него подрумянивали. Сколько дыму через себя ведро пропустило — столько и мыслей невысказанных, писем ненаписанных от людей.
(4) А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду — «ну! ну!» — ординарец печку порушил, втиснул ее всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. «Брось ты его, заразу! — старшина крикнул. — Там другое найдёшь!» Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул — и опустил его у входа. И все засмеялись.
(5) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и столик — а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа.
(6) Стою над ним, нахлынуло. Ребята чистые, друзья фронтовые! Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому...
Рассказчик воевал в войсках
Наверх