Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 1550
1.  
i

1. Когда древ­ние ви­кин­ги впер­вые уви­де­ли пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся ра­дуж­ное си­я­ние в ноч­ном небе, они сразу по­ня­ли: это блики от мечей валь­ки­рий. Народ са­а­мов, жи­ву­щий рядом с по­ляр­ным си­я­ни­ем ис­по­кон веков, имеет не­сколь­ко вер­сий про­ис­хо­дя­ще­го: это могут быть ве­сточ­ки живым из мира мерт­вых, а могут быть искры, ко­то­рые взмет­ну­лись на не­бе­са после взма­ха ли­сье­го хво­ста (имен­но бла­го­да­ря этой ле­ген­де воз­ник­ло фин­ское на­зва­ние при­род­но­го яв­ле­ния — «лисьи огни»). В Сред­ние века счи­та­лось, что по­ляр­ное си­я­ние пред­ре­ка­ет эпи­де­мию и войны.

2. Пер­вым суть яв­ле­ния по­пы­тал­ся объ­яс­нить Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов: имен­но он уста­но­вил, что се­вер­ное си­я­ние имеет элек­три­че­скую при­ро­ду. Боль­шин­ство за­ря­жен­ных ча­стиц сол­неч­но­го ветра, ко­то­рые до­сти­га­ют нашей пла­не­ты, от­ра­жа­ют­ся. _____ не­ко­то­рым все-таки уда­ет­ся в маг­нит­ное поле Земли. Эти ча­сти­цы и об­ра­зу­ют све­че­ние, стал­ки­ва­ясь с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха в верх­ней части ат­мо­сфе­ры (при­мер­но в 100 км над по­верх­но­стью пла­не­ты). Жел­тый, зе­ле­ный и крас­ный цвета воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря со­дер­жа­нию кис­ло­ро­да в воз­ду­хе, а за синие и фи­о­ле­то­вые от­тен­ки от­ве­ча­ет азот. На­уч­ное на­зва­ние си­я­ние по­лу­чи­ло в честь рим­ской бо­ги­ни утрен­ней зари. Часто люди за­бы­ва­ют, что по­ляр­ное си­я­ние, в оби­хо­де «се­вер­ное», на­блю­да­ет­ся у Юж­но­го по­лю­са.

3. Пред­ска­зать яв­ле­ние прак­ти­че­ски не­воз­мож­но; этот факт все­гда до­са­ждал пу­те­ше­ствен­ни­кам, же­ла­ю­щим сво­и­ми гла­за­ми взгля­нуть на «пляс­ки духов». Од­на­ко по­сколь­ку ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния си­я­ния на­пря­мую за­ви­сит от сол­неч­ной ак­тив­но­сти, уче­ные смог­ли уста­но­вить не­сколь­ко за­ко­но­мер­но­стей.

4. Тра­ди­ци­он­ным се­зо­ном се­вер­но­го си­я­ния счи­та­ет­ся пе­ри­од между осен­ним ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем: с 21 сен­тяб­ря по 21 марта. В это время в се­вер­ных ши­ро­тах очень рано тем­не­ет. Более точ­ное время за­ви­сит от стра­ны: где-то си­я­ние по­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко с де­каб­ря, а в более се­вер­ных ши­ро­тах кра­соч­ное зре­ли­ще можно уви­деть и в ап­ре­ле. Самые вы­со­кие шансы за­стать си­я­ние — с 21:00 до 23:30. После по­лу­но­чи от­кло­не­ния в маг­нит­ных по­лю­сах Земли вы­рав­ни­ва­ют­ся, так что ве­ро­ят­ность сни­жа­ет­ся. Иде­аль­ная ночь для се­вер­но­го си­я­ния — ясная и мо­роз­ная.

5. С каж­дым годом на по­ис­ки се­вер­но­го си­я­ния от­прав­ля­ет­ся все боль­ше пу­те­ше­ствен­ни­ков; из опас­но­го при­клю­че­ния это ста­но­вит­ся вы­год­ным ту­ри­сти­че­ским на­прав­ле­ни­ем. Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным.

К аб­за­цу 1 можно за­дать во­прос

1) Какую ночь можно на­звать иде­аль­ной для се­вер­но­го си­я­ния?
2) В какое время можно на­блю­дать се­вер­ное си­я­ние?
3) Что при­вле­ка­ет ту­ри­стов в се­вер­ном пу­те­ше­ствии?
4) Как в древ­но­сти люди объ­яс­ня­ли се­вер­ное си­я­ние?
2.  
i

1. Когда древ­ние ви­кин­ги впер­вые уви­де­ли пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся ра­дуж­ное си­я­ние в ноч­ном небе, они сразу по­ня­ли: это блики от мечей валь­ки­рий. Народ са­а­мов, жи­ву­щий рядом с по­ляр­ным си­я­ни­ем ис­по­кон веков, имеет не­сколь­ко вер­сий про­ис­хо­дя­ще­го: это могут быть ве­сточ­ки живым из мира мерт­вых, а могут быть искры, ко­то­рые взмет­ну­лись на не­бе­са после взма­ха ли­сье­го хво­ста (имен­но бла­го­да­ря этой ле­ген­де воз­ник­ло фин­ское на­зва­ние при­род­но­го яв­ле­ния — «лисьи огни»). В Сред­ние века счи­та­лось, что по­ляр­ное си­я­ние пред­ре­ка­ет эпи­де­мию и войны.

2. Пер­вым суть яв­ле­ния по­пы­тал­ся объ­яс­нить Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов: имен­но он уста­но­вил, что се­вер­ное си­я­ние имеет элек­три­че­скую при­ро­ду. Боль­шин­ство за­ря­жен­ных ча­стиц сол­неч­но­го ветра, ко­то­рые до­сти­га­ют нашей пла­не­ты, от­ра­жа­ют­ся. _____ не­ко­то­рым все-таки уда­ет­ся в маг­нит­ное поле Земли. Эти ча­сти­цы и об­ра­зу­ют све­че­ние, стал­ки­ва­ясь с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха в верх­ней части ат­мо­сфе­ры (при­мер­но в 100 км над по­верх­но­стью пла­не­ты). Жел­тый, зе­ле­ный и крас­ный цвета воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря со­дер­жа­нию кис­ло­ро­да в воз­ду­хе, а за синие и фи­о­ле­то­вые от­тен­ки от­ве­ча­ет азот. На­уч­ное на­зва­ние си­я­ние по­лу­чи­ло в честь рим­ской бо­ги­ни утрен­ней зари. Часто люди за­бы­ва­ют, что по­ляр­ное си­я­ние, в оби­хо­де «се­вер­ное», на­блю­да­ет­ся у Юж­но­го по­лю­са.

3. Пред­ска­зать яв­ле­ние прак­ти­че­ски не­воз­мож­но; этот факт все­гда до­са­ждал пу­те­ше­ствен­ни­кам, же­ла­ю­щим сво­и­ми гла­за­ми взгля­нуть на «пляс­ки духов». Од­на­ко по­сколь­ку ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния си­я­ния на­пря­мую за­ви­сит от сол­неч­ной ак­тив­но­сти, уче­ные смог­ли уста­но­вить не­сколь­ко за­ко­но­мер­но­стей.

4. Тра­ди­ци­он­ным се­зо­ном се­вер­но­го си­я­ния счи­та­ет­ся пе­ри­од между осен­ним ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем: с 21 сен­тяб­ря по 21 марта. В это время в се­вер­ных ши­ро­тах очень рано тем­не­ет. Более точ­ное время за­ви­сит от стра­ны: где-то си­я­ние по­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко с де­каб­ря, а в более се­вер­ных ши­ро­тах кра­соч­ное зре­ли­ще можно уви­деть и в ап­ре­ле. Самые вы­со­кие шансы за­стать си­я­ние — с 21:00 до 23:30. После по­лу­но­чи от­кло­не­ния в маг­нит­ных по­лю­сах Земли вы­рав­ни­ва­ют­ся, так что ве­ро­ят­ность сни­жа­ет­ся. Иде­аль­ная ночь для се­вер­но­го си­я­ния — ясная и мо­роз­ная.

5. С каж­дым годом на по­ис­ки се­вер­но­го си­я­ния от­прав­ля­ет­ся все боль­ше пу­те­ше­ствен­ни­ков; из опас­но­го при­клю­че­ния это ста­но­вит­ся вы­год­ным ту­ри­сти­че­ским на­прав­ле­ни­ем. Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным.

Вме­сто про­бе­ла можно вста­вить слово

1) во-пер­вых
2) итак
3) по-моему
4) од­на­ко
3.  
i

Жи­вот­ным люди воз­двиг­ли мно­же­ство па­мят­ни­ков. Идет речь о па­мят­ни­ках за кон­крет­ные за­слу­ги.

Наи­боль­шую бла­го­дар­ность людей за­слу­жи­ли, ко­неч­но, со­ба­ки. Какую толь­ко ра­бо­ту не по­ру­ча­ет им че­ло­век! Со­ба­ка  — сто­рож, со­ба­ка  — са­ни­тар на войне, со­ба­ка  — по­мощ­ник по­гра­нич­ни­кам, кри­ми­на­ли­стам, охот­ни­кам, со­ба­ка  — в упряж­ке, со­ба­ка  — по­жар­ник, по­во­дырь у сле­по­го, со­ба­ки по­мо­га­ют ис­кать грибы, бо­роть­ся с тан­ка­ми на войне, ис­кать утеч­ки газа на ма­ги­стра­лях, со­ба­ки пер­вы­ми из живых су­ществ по­бы­ва­ли в ра­ке­тах, на них ис­про­бо­ва­ны опе­ра­ции с пе­ре­сад­кой серд­ца и бес­чис­лен­ное мно­же­ство дру­гих опыт­ных опе­ра­ций. Со­ба­ка боль­ше лю­бо­го су­ще­ства на земле за­слу­жи­ла нашу лю­бовь.

В Па­ри­же по­став­лен па­мят­ник впол­не кон­крет­но­му сен­бер­на­ру по клич­ке Барри. Сен­бер­на­ры  — это со­ба­ки-гор­но­спа­са­те­ли. Во время снеж­ных об­ва­лов они ищут людей. На спине боль­шой и силь­ной со­ба­ки при­то­ро­че­ны сред­ства пер­вей­шей по­мо­щи: оде­я­ло, про­дук­ты, бу­тыл­ка вина. Барри спас сорок че­ло­век. Сорок пер­вый, об­на­ру­жен­ный под за­ва­лом, не по­да­вал при­зна­ков жизни. Со­ба­ка рас­ко­па­ла его и, со­гре­вая ды­ха­ни­ем, стала ли­зать че­ло­ве­ка в лицо. По­стра­дав­ший оч­нул­ся, от­крыл глаза, но ис­пу­гал­ся со­ба­ки, вы­та­щил ре­воль­вер и вы­стре­лил... Ис­то­рия сен­бер­на­ра взвол­но­ва­ла весь мир.

Сен­бер­на­ры чаще всего ис­поль­зу­ют­ся

1) для по­ис­ка уте­чек газа на ма­ги­стра­лях
2) для вы­ступ­ле­ний в цирке
3) для по­ис­ка людей при за­ва­лах в горах
4) в упряж­ках, ис­поль­зу­е­мых как сред­ство пе­ре­дви­же­ния че­ло­ве­ка
4.  
i

Жи­вот­ным люди воз­двиг­ли мно­же­ство па­мят­ни­ков. Идет речь о па­мят­ни­ках за кон­крет­ные за­слу­ги.

Наи­боль­шую бла­го­дар­ность людей за­слу­жи­ли, ко­неч­но, со­ба­ки. Какую толь­ко ра­бо­ту не по­ру­ча­ет им че­ло­век! Со­ба­ка  — сто­рож, со­ба­ка  — са­ни­тар на войне, со­ба­ка  — по­мощ­ник по­гра­нич­ни­кам, кри­ми­на­ли­стам, охот­ни­кам, со­ба­ка  — в упряж­ке, со­ба­ка  — по­жар­ник, по­во­дырь у сле­по­го, со­ба­ки по­мо­га­ют ис­кать грибы, бо­роть­ся с тан­ка­ми на войне, ис­кать утеч­ки газа на ма­ги­стра­лях, со­ба­ки пер­вы­ми из живых су­ществ по­бы­ва­ли в ра­ке­тах, на них ис­про­бо­ва­ны опе­ра­ции с пе­ре­сад­кой серд­ца и бес­чис­лен­ное мно­же­ство дру­гих опыт­ных опе­ра­ций. Со­ба­ка боль­ше лю­бо­го су­ще­ства на земле за­слу­жи­ла нашу лю­бовь.

В Па­ри­же по­став­лен па­мят­ник впол­не кон­крет­но­му сен­бер­на­ру по клич­ке Барри. Сен­бер­на­ры  — это со­ба­ки-гор­но­спа­са­те­ли. Во время снеж­ных об­ва­лов они ищут людей. На спине боль­шой и силь­ной со­ба­ки при­то­ро­че­ны сред­ства пер­вей­шей по­мо­щи: оде­я­ло, про­дук­ты, бу­тыл­ка вина. Барри спас сорок че­ло­век. Сорок пер­вый, об­на­ру­жен­ный под за­ва­лом, не по­да­вал при­зна­ков жизни. Со­ба­ка рас­ко­па­ла его и, со­гре­вая ды­ха­ни­ем, стала ли­зать че­ло­ве­ка в лицо. По­стра­дав­ший оч­нул­ся, от­крыл глаза, но ис­пу­гал­ся со­ба­ки, вы­та­щил ре­воль­вер и вы­стре­лил... Ис­то­рия сен­бер­на­ра взвол­но­ва­ла весь мир.

Из тек­ста можно узнать, что

1) сен­бер­нар по клич­ке Барри был за­стре­лен во время охоты
2) на со­ба­ках ис­про­бо­ва­ны опе­ра­ции по пе­ре­сад­ке серд­ца
3) па­мят­ник сен­бер­на­ру Барри уста­нов­лен в Ан­глии
4) со­ба­ки не ис­поль­зу­ют­ся че­ло­ве­ком в по­ис­ке гри­бов.
5.  
i

Жи­вот­ным люди воз­двиг­ли мно­же­ство па­мят­ни­ков. Идет речь о па­мят­ни­ках за кон­крет­ные за­слу­ги.

Наи­боль­шую бла­го­дар­ность людей за­слу­жи­ли, ко­неч­но, со­ба­ки. Какую толь­ко ра­бо­ту не по­ру­ча­ет им че­ло­век! Со­ба­ка  — сто­рож, со­ба­ка  — са­ни­тар на войне, со­ба­ка  — по­мощ­ник по­гра­нич­ни­кам, кри­ми­на­ли­стам, охот­ни­кам, со­ба­ка  — в упряж­ке, со­ба­ка  — по­жар­ник, по­во­дырь у сле­по­го, со­ба­ки по­мо­га­ют ис­кать грибы, бо­роть­ся с тан­ка­ми на войне, ис­кать утеч­ки газа на ма­ги­стра­лях, со­ба­ки пер­вы­ми из живых су­ществ по­бы­ва­ли в ра­ке­тах, на них ис­про­бо­ва­ны опе­ра­ции с пе­ре­сад­кой серд­ца и бес­чис­лен­ное мно­же­ство дру­гих опыт­ных опе­ра­ций. Со­ба­ка боль­ше лю­бо­го су­ще­ства на земле за­слу­жи­ла нашу лю­бовь.

В Па­ри­же по­став­лен па­мят­ник впол­не кон­крет­но­му сен­бер­на­ру по клич­ке Барри. Сен­бер­на­ры  — это со­ба­ки-гор­но­спа­са­те­ли. Во время снеж­ных об­ва­лов они ищут людей. На спине боль­шой и силь­ной со­ба­ки при­то­ро­че­ны сред­ства пер­вей­шей по­мо­щи: оде­я­ло, про­дук­ты, бу­тыл­ка вина. Барри спас сорок че­ло­век. Сорок пер­вый, об­на­ру­жен­ный под за­ва­лом, не по­да­вал при­зна­ков жизни. Со­ба­ка рас­ко­па­ла его и, со­гре­вая ды­ха­ни­ем, стала ли­зать че­ло­ве­ка в лицо. По­стра­дав­ший оч­нул­ся, от­крыл глаза, но ис­пу­гал­ся со­ба­ки, вы­та­щил ре­воль­вер и вы­стре­лил... Ис­то­рия сен­бер­на­ра взвол­но­ва­ла весь мир.

Какая по­сло­ви­ца может быть при­ме­ни­ма к со­дер­жа­нию тек­ста

1) Бе­ше­ная со­ба­ка и хо­зя­и­на ку­са­ет.
2) Не все со­ба­ки ку­са­ют, ко­то­рые лают.
3) Со­ба­ку мани, а палку держи!
4) Для бе­ше­ной со­ба­ки семь вёрст  — не крюк.
6.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Утвер­жде­ние про­ти­во­ре­чит тек­сту

1) Обы­чай го­сте­при­им­ства утра­чен в наши дни.
2) Сы­но­вья по­бла­го­да­ри­ли отца за дар.
3) Три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу.
4) Гостю все­гда рады.
7.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Вер­ное утвер­жде­ние

1) Наказ отца — раз­де­лить скот на три части.
2) Го­стям не рады в жи­ли­ще ка­за­ха.
3) В жи­ли­ще ка­за­ха нет места гостю.
4) В жи­ли­ще ка­за­ха все­гда при­го­тов­лен «қонақ асы».
8.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Вы­ра­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее со­дер­жа­ние тек­ста

1) Гость не­дол­го го­стит, да много видит.
2) Гость — три дня гость.
3) В доб­ром доме гостю все­гда рады.
4) Хорош гость, если он не за­жи­ва­ет­ся.
9.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Чет­вер­тая часть на­след­ства не пред­на­зна­че­на тому, кто

1) явит­ся со злым умыс­лом
2) явит­ся по нужде
3) явит­ся по же­ла­нию
4) нуж­да­ет­ся в крове
10.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Ос­нов­ная идея тек­ста вы­ра­же­на в пред­ло­же­нии

1) Ис­то­рия раз­де­ла на­след­ства.
2) Сы­но­вья долж­ны вы­пол­нять волю отца.
3) Жить надо друж­но.
4) Го­сте­при­им­ство — ос­нов­ная черта ка­зах­ско­го мен­та­ли­те­та.