Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 1544
1.  
i

ИС­ТО­РИЯ БУ­ДИЛЬ­НИ­КА

1. В наше время бу­диль­ник — до­воль­но обы­ден­ная вещь. Он есть в часах, в бы­то­вой тех­ни­ке, в ав­то­мо­би­ле. Ис­то­рия бу­диль­ни­ка на­счи­ты­ва­ет не­сколь­ко сто­ле­тий.

2. Пер­вый бу­диль­ник был «во­дя­ным». Его изоб­рел древ­не­гре­че­ский фи­ло­соф Пла­тон. Он ис­поль­зо­вал его, чтобы со­зы­вать своих уче­ни­ков на за­ня­тия. Клеп­сидр, так на­зы­вал­ся «во­дя­ной» бу­диль­ник, со­сто­ял из двух, со­еди­нен­ных между собой со­су­дов. В верх­ний на­ли­ва­лась вода и, по­ти­хонь­ку вы­те­кая, вы­тес­ня­ла собой воз­дух из ниж­не­го со­су­да, ко­то­рый устрем­лял­ся к при­со­еди­нен­ной к со­су­дам флей­те. Услы­шав звуки флей­ты, уче­ни­ки спе­ши­ли на за­ня­тия.

3. Про­об­ра­зом бу­диль­ни­ка можно счи­тать и так на­зы­ва­е­мые «ог­нен­ные» часы. Изоб­ре­ли их Древ­нем Китае. Они пред­став­ля­ли собой длин­ную па­лоч­ку, сде­лан­ную из опи­лок и смолы. Ее рас­по­ла­га­ли го­ри­зон­таль­но и под­ве­ши­ва­ли к ней гру­зик на нитке. Один из краев па­лоч­ки под­жи­га­ли, из-за чего опил­ки со смо­лой на­чи­на­ли тлеть. В опре­де­лен­ный мо­мент нить пе­ре­го­ра­ла, и гру­зик падал, со­зда­вая при этом шум.

4. Ита­льян­ский ху­дож­ник и уче­ный Лео­нар­до да Винчи тоже изоб­рел устрой­ство, ко­то­рое можно также счи­тать про­об­ра­зом бу­диль­ни­ка. Оно со­сто­я­ло из двух со­су­дов. Вода по капле сте­ка­ла из верх­не­го со­су­да в ниж­ний. Вто­рой, на­пол­ня­ясь, при­во­дил в дви­же­ние ме­ха­низм, под­ни­ма­ю­щий ноги спя­ще­го че­ло­ве­ка.

5. Пер­вый ме­ха­ни­че­ский бу­диль­ник изоб­рел Леви Хат­чинс в 1787 году. На на нем не­воз­мож­но было вы­став­лять время звон­ка. Ме­ха­низм зво­нил толь­ко в 4 часа.

6. Пер­вый в ис­то­рии па­тент на изоб­ре­те­ние бу­диль­ни­ка был выдан фран­цу­зу Ан­ту­а­ну Редье. В 1847 году он при­ду­мал, как устра­нить не­до­ста­ток бу­диль­ни­ка Леви Хат­чин­са. Усо­вер­шен­ство­ван­ный бу­диль­ник Ан­ту­а­на и стал пра­ро­ди­те­лем для со­вре­мен­ных ме­ха­ни­че­ских бу­диль­ни­ков. Его при­бор был очень гром­ким.

7. Фирма Westclox пред­ло­жи­ла в 1908 году бу­диль­ник «Биг-Бен». В нем роль ко­ло­ко­ла играл весь кор­пус часов, из-за чего звук бу­диль­ни­ка был очень гром­ким.

8. В 1931 году изоб­ре­ли бу­диль­ник с воз­рас­та­ю­щей гром­ко­стью звон­ка, а в 1956 — ком­па­ния Дже­не­рал Элек­трик со­зда­ли ме­ха­низм с функ­ци­ей от­ло­жен­но­го про­буж­де­ния.

9. В на­сто­я­щее время про­дол­жат раз­ра­ба­ты­вать­ся устрой­ства, поз­во­ля­ю­щие на­деж­но раз­бу­дить че­ло­ве­ка.

Во­прос, остав­ший­ся вне поля зре­ния ав­то­ра тек­ста

1) В каком году был изоб­ре­тен пер­вый ме­ха­ни­че­ский бу­диль­ник?
2) В каких тех­ни­че­ских устрой­ствах есть бу­диль­ник?
3) Где изоб­ре­ли «ог­нен­ные» часы?
4) Какие тре­бо­ва­ния предъ­яв­ля­ют­ся к со­вре­мен­но­му бу­диль­ни­ку?
2.  
i

ИС­ТО­РИЯ БУ­ДИЛЬ­НИ­КА

1. В наше время бу­диль­ник — до­воль­но обы­ден­ная вещь. Он есть в часах, в бы­то­вой тех­ни­ке, в ав­то­мо­би­ле. Ис­то­рия бу­диль­ни­ка на­счи­ты­ва­ет не­сколь­ко сто­ле­тий.

2. Пер­вый бу­диль­ник был «во­дя­ным». Его изоб­рел древ­не­гре­че­ский фи­ло­соф Пла­тон. Он ис­поль­зо­вал его, чтобы со­зы­вать своих уче­ни­ков на за­ня­тия. Клеп­сидр, так на­зы­вал­ся «во­дя­ной» бу­диль­ник, со­сто­ял из двух, со­еди­нен­ных между собой со­су­дов. В верх­ний на­ли­ва­лась вода и, по­ти­хонь­ку вы­те­кая, вы­тес­ня­ла собой воз­дух из ниж­не­го со­су­да, ко­то­рый устрем­лял­ся к при­со­еди­нен­ной к со­су­дам флей­те. Услы­шав звуки флей­ты, уче­ни­ки спе­ши­ли на за­ня­тия.

3. Про­об­ра­зом бу­диль­ни­ка можно счи­тать и так на­зы­ва­е­мые «ог­нен­ные» часы. Изоб­ре­ли их Древ­нем Китае. Они пред­став­ля­ли собой длин­ную па­лоч­ку, сде­лан­ную из опи­лок и смолы. Ее рас­по­ла­га­ли го­ри­зон­таль­но и под­ве­ши­ва­ли к ней гру­зик на нитке. Один из краев па­лоч­ки под­жи­га­ли, из-за чего опил­ки со смо­лой на­чи­на­ли тлеть. В опре­де­лен­ный мо­мент нить пе­ре­го­ра­ла, и гру­зик падал, со­зда­вая при этом шум.

4. Ита­льян­ский ху­дож­ник и уче­ный Лео­нар­до да Винчи тоже изоб­рел устрой­ство, ко­то­рое можно также счи­тать про­об­ра­зом бу­диль­ни­ка. Оно со­сто­я­ло из двух со­су­дов. Вода по капле сте­ка­ла из верх­не­го со­су­да в ниж­ний. Вто­рой, на­пол­ня­ясь, при­во­дил в дви­же­ние ме­ха­низм, под­ни­ма­ю­щий ноги спя­ще­го че­ло­ве­ка.

5. Пер­вый ме­ха­ни­че­ский бу­диль­ник изоб­рел Леви Хат­чинс в 1787 году. На на нем не­воз­мож­но было вы­став­лять время звон­ка. Ме­ха­низм зво­нил толь­ко в 4 часа.

6. Пер­вый в ис­то­рии па­тент на изоб­ре­те­ние бу­диль­ни­ка был выдан фран­цу­зу Ан­ту­а­ну Редье. В 1847 году он при­ду­мал, как устра­нить не­до­ста­ток бу­диль­ни­ка Леви Хат­чин­са. Усо­вер­шен­ство­ван­ный бу­диль­ник Ан­ту­а­на и стал пра­ро­ди­те­лем для со­вре­мен­ных ме­ха­ни­че­ских бу­диль­ни­ков. Его при­бор был очень гром­ким.

7. Фирма Westclox пред­ло­жи­ла в 1908 году бу­диль­ник «Биг-Бен». В нем роль ко­ло­ко­ла играл весь кор­пус часов, из-за чего звук бу­диль­ни­ка был очень гром­ким.

8. В 1931 году изоб­ре­ли бу­диль­ник с воз­рас­та­ю­щей гром­ко­стью звон­ка, а в 1956 — ком­па­ния Дже­не­рал Элек­трик со­зда­ли ме­ха­низм с функ­ци­ей от­ло­жен­но­го про­буж­де­ния.

9. В на­сто­я­щее время про­дол­жат раз­ра­ба­ты­вать­ся устрой­ства, поз­во­ля­ю­щие на­деж­но раз­бу­дить че­ло­ве­ка.

Абзац, в ко­то­ром опи­сы­ва­ет­ся устрой­ство «ог­нен­но­го» бу­диль­ни­ка

1) 7
2) 3
3) 6
4) 2
3.  
i

1. Рыбы — древ­ние вод­ные оби­та­те­ли. Со­зда­вая живые ор­га­низ­мы, оби­та­ю­щие в воде, при­ро­да в про­цес­се эво­лю­ции дала им осо­бые при­спо­соб­ле­ния для пре­одо­ле­ния со­про­тив­ле­ния среды, в ко­то­рой пла­ва­ют рыбы. За 400-мил­ли­он­ную ис­то­рию сво­е­го су­ще­ство­ва­ния рыбы, как ни­ка­кие дру­гие живые оби­та­те­ли водоёмов, на­ко­пи­ли мно­же­ство «сек­ре­тов», поз­во­ля­ю­щих мак­си­маль­но ис­поль­зо­вать вод­ную среду оби­та­ния. При этом они до­сти­га­ют боль­ших ско­ро­стей пе­ре­дви­же­ния и не слиш­ком рас­тра­чи­ва­ют на­коп­лен­ную энер­гию. Об­те­ка­е­мая форма тела по­мо­га­ет рыбам уве­ли­чить ско­рость.

2. В от­кры­тых про­сто­рах Ат­лан­ти­ки оби­та­ет рыба тунец - на­сто­я­щий ре­корд­смен по за­плы­вам в мор­ской воде. Он спо­со­бен пе­ре­ме­шать­ся на рас­сто­я­ние около 9000 тысяч ки­ло­мет­ров. По ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния тунец за­ни­ма­ет тре­тье место среди рыб, после рыбы-меч и па­рус­ни­ка. В по­го­не за до­бы­чей тунец спо­со­бен раз­ви­вать ско­рость до 90 ки­ло­мет­ров в час. По­верх­ность тела рыб по­кры­ва­ет глад­кая и эла­стич­ная кожа, лишённая чешуи. Такие осо­бен­но­сти при­да­ют ве­ли­ко­леп­ную об­те­ка­е­мую форму тун­цам, уве­ли­чи­ва­ют манёврен­ность рыб и ско­рость пе­ре­дви­же­ния. Верх­ний по­кров тела тун­цов вы­де­ля­ет сли­зи­стое ве­ще­ство, ко­то­рое вза­и­мо­дей­ству­ет со слоем воды на гра­ни­це с телом рыбы. Чем боль­ше ско­рость пла­ва­ния, тем силь­нее вы­де­ля­ет­ся слизь. При этом умень­ша­ет­ся со­про­тив­ле­ние вод­ной среды, и тунец дви­жет­ся с боль­шой ско­ро­стью. Слизь на коже сни­жа­ет не­ров­но­сти на по­верх­но­сти тела рыбы.

3. Не менее свое­об­раз­ные при­спо­соб­ле­ния для уве­ли­че­ния ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния в воде име­ют­ся у рыбы-меч. Форма тела вод­но­го жи­вот­но­го на­по­ми­на­ет про­филь крыла самолёта. Она по­мо­га­ет со­зда­нию подъ­ем­ной силы при дви­же­нии рыбы впе­ред и не тре­бу­ет боль­ших за­трат энер­гии. Хвост-серп раз­ви­ва­ет вы­со­кую тягу при пе­ре­дви­же­нии в воде. Сни­жа­ют со­про­тив­ле­ние воды также бо­ко­вые и спин­ной плав­ни­ки. Нерв­ные окон­ча­ния про­хо­дят к каж­до­му лучу плав­ни­ка, что поз­во­ля­ет рыбе точно ре­гу­ли­ро­вать об­те­ка­ние тела из­ме­не­ни­ем по­ло­же­ния плав­ни­ков. Кроме того, важ­ную роль при дви­же­нии рыбы-меч в воде вы­пол­ня­ют жабры. Из­ме­няя по­ло­же­ние жа­бер­ных кры­шек, рыба уве­ли­чи­ва­ет при­ток воды к со­су­дам, снаб­жа­ю­щим жабры кро­вью, сле­до­ва­тель­но, уси­ли­ва­ет­ся по­ступ­ле­ние кис­ло­ро­да к клет­кам мы­шеч­ных тка­ней. Ско­рост­ное пла­ва­ние рыбы-меч обес­пе­чи­ва­ет также удлинённый хво­сто­вой плав­ник сер­по­вид­ной формы. Такой хвост об­ла­да­ет ве­ли­ко­леп­ны­ми аэро­ди­на­ми­че­ски­ми свой­ства­ми. Не­обык­но­вен­но проч­ный ко­стя­ной нос-меч, ко­то­рым рыба часто про­ла­мы­ва­ет борта лодок и ка­те­ров, нужен не толь­ко для на­па­де­ния на дви­жу­щий­ся объ­ек­ты. Даже ка­ра­ка­тиц и мел­ких ры­бе­шек не все­гда этот хищ­ник на­ни­зы­ва­ет на ост­рый вы­рост. Осо­бое проч­ное об­ра­зо­ва­ние впе­ре­ди тела, так на­зы­ва­е­мый «меч», спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию ско­ро­сти при пе­ре­дви­же­нии в воде. При этом об­ра­зу­ет­ся «хо­лод­ное вски­па­ние» во­дя­но­го слоя с об­ра­зо­ва­ни­ем массы мель­чай­ших пу­зырь­ков воз­ду­ха, на­пол­нен­ных сме­сью пара с воз­ду­хом. При ис­чез­но­ве­нии пу­зырь­ков, так на­зы­ва­е­мом схло­пы­ва­нии, воз­ни­ка­ет яв­ле­ние ка­ви­та­ции. При мак­си­маль­ной ско­ро­сти тело рыбы на­хо­дит­ся не столь­ко в воде, сколь­ко окру­же­но водно-га­зо­вой сме­сью. Со­про­тив­ле­ние среды при этом су­ще­ствен­но сни­жа­ет­ся.

4. Все при­спо­соб­ле­ния: об­те­ка­е­мая форма тела, слой жира, осо­бое рас­по­ло­же­ние и форма плав­ни­ков, вы­де­ле­ние слизи, уси­лен­ное снаб­же­ние жабр кис­ло­ро­дом, на­ло­же­ние че­шу­ек друга на друга, как че­ре­пи­ца, — не­об­хо­ди­мы для эко­но­мии энер­гии при пе­ре­дви­же­нии в воде.

Со­глас­но тек­сту, хвост-серп раз­ви­ва­ет вы­со­кую тягу при

1) вы­де­ле­нии слизи
2) «хо­лод­ном вски­па­нии»
3) ис­чез­но­ве­нии пу­зырь­ков
4) пе­ре­дви­же­нии в воде
4.  
i

1. Рыбы — древ­ние вод­ные оби­та­те­ли. Со­зда­вая живые ор­га­низ­мы, оби­та­ю­щие в воде, при­ро­да в про­цес­се эво­лю­ции дала им осо­бые при­спо­соб­ле­ния для пре­одо­ле­ния со­про­тив­ле­ния среды, в ко­то­рой пла­ва­ют рыбы. За 400-мил­ли­он­ную ис­то­рию сво­е­го су­ще­ство­ва­ния рыбы, как ни­ка­кие дру­гие живые оби­та­те­ли водоёмов, на­ко­пи­ли мно­же­ство «сек­ре­тов», поз­во­ля­ю­щих мак­си­маль­но ис­поль­зо­вать вод­ную среду оби­та­ния. При этом они до­сти­га­ют боль­ших ско­ро­стей пе­ре­дви­же­ния и не слиш­ком рас­тра­чи­ва­ют на­коп­лен­ную энер­гию. Об­те­ка­е­мая форма тела по­мо­га­ет рыбам уве­ли­чить ско­рость.

2. В от­кры­тых про­сто­рах Ат­лан­ти­ки оби­та­ет рыба тунец - на­сто­я­щий ре­корд­смен по за­плы­вам в мор­ской воде. Он спо­со­бен пе­ре­ме­шать­ся на рас­сто­я­ние около 9000 тысяч ки­ло­мет­ров. По ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния тунец за­ни­ма­ет тре­тье место среди рыб, после рыбы-меч и па­рус­ни­ка. В по­го­не за до­бы­чей тунец спо­со­бен раз­ви­вать ско­рость до 90 ки­ло­мет­ров в час. По­верх­ность тела рыб по­кры­ва­ет глад­кая и эла­стич­ная кожа, лишённая чешуи. Такие осо­бен­но­сти при­да­ют ве­ли­ко­леп­ную об­те­ка­е­мую форму тун­цам, уве­ли­чи­ва­ют манёврен­ность рыб и ско­рость пе­ре­дви­же­ния. Верх­ний по­кров тела тун­цов вы­де­ля­ет сли­зи­стое ве­ще­ство, ко­то­рое вза­и­мо­дей­ству­ет со слоем воды на гра­ни­це с телом рыбы. Чем боль­ше ско­рость пла­ва­ния, тем силь­нее вы­де­ля­ет­ся слизь. При этом умень­ша­ет­ся со­про­тив­ле­ние вод­ной среды, и тунец дви­жет­ся с боль­шой ско­ро­стью. Слизь на коже сни­жа­ет не­ров­но­сти на по­верх­но­сти тела рыбы.

3. Не менее свое­об­раз­ные при­спо­соб­ле­ния для уве­ли­че­ния ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния в воде име­ют­ся у рыбы-меч. Форма тела вод­но­го жи­вот­но­го на­по­ми­на­ет про­филь крыла самолёта. Она по­мо­га­ет со­зда­нию подъ­ем­ной силы при дви­же­нии рыбы впе­ред и не тре­бу­ет боль­ших за­трат энер­гии. Хвост-серп раз­ви­ва­ет вы­со­кую тягу при пе­ре­дви­же­нии в воде. Сни­жа­ют со­про­тив­ле­ние воды также бо­ко­вые и спин­ной плав­ни­ки. Нерв­ные окон­ча­ния про­хо­дят к каж­до­му лучу плав­ни­ка, что поз­во­ля­ет рыбе точно ре­гу­ли­ро­вать об­те­ка­ние тела из­ме­не­ни­ем по­ло­же­ния плав­ни­ков. Кроме того, важ­ную роль при дви­же­нии рыбы-меч в воде вы­пол­ня­ют жабры. Из­ме­няя по­ло­же­ние жа­бер­ных кры­шек, рыба уве­ли­чи­ва­ет при­ток воды к со­су­дам, снаб­жа­ю­щим жабры кро­вью, сле­до­ва­тель­но, уси­ли­ва­ет­ся по­ступ­ле­ние кис­ло­ро­да к клет­кам мы­шеч­ных тка­ней. Ско­рост­ное пла­ва­ние рыбы-меч обес­пе­чи­ва­ет также удлинённый хво­сто­вой плав­ник сер­по­вид­ной формы. Такой хвост об­ла­да­ет ве­ли­ко­леп­ны­ми аэро­ди­на­ми­че­ски­ми свой­ства­ми. Не­обык­но­вен­но проч­ный ко­стя­ной нос-меч, ко­то­рым рыба часто про­ла­мы­ва­ет борта лодок и ка­те­ров, нужен не толь­ко для на­па­де­ния на дви­жу­щий­ся объ­ек­ты. Даже ка­ра­ка­тиц и мел­ких ры­бе­шек не все­гда этот хищ­ник на­ни­зы­ва­ет на ост­рый вы­рост. Осо­бое проч­ное об­ра­зо­ва­ние впе­ре­ди тела, так на­зы­ва­е­мый «меч», спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию ско­ро­сти при пе­ре­дви­же­нии в воде. При этом об­ра­зу­ет­ся «хо­лод­ное вски­па­ние» во­дя­но­го слоя с об­ра­зо­ва­ни­ем массы мель­чай­ших пу­зырь­ков воз­ду­ха, на­пол­нен­ных сме­сью пара с воз­ду­хом. При ис­чез­но­ве­нии пу­зырь­ков, так на­зы­ва­е­мом схло­пы­ва­нии, воз­ни­ка­ет яв­ле­ние ка­ви­та­ции. При мак­си­маль­ной ско­ро­сти тело рыбы на­хо­дит­ся не столь­ко в воде, сколь­ко окру­же­но водно-га­зо­вой сме­сью. Со­про­тив­ле­ние среды при этом су­ще­ствен­но сни­жа­ет­ся.

4. Все при­спо­соб­ле­ния: об­те­ка­е­мая форма тела, слой жира, осо­бое рас­по­ло­же­ние и форма плав­ни­ков, вы­де­ле­ние слизи, уси­лен­ное снаб­же­ние жабр кис­ло­ро­дом, на­ло­же­ние че­шу­ек друга на друга, как че­ре­пи­ца, — не­об­хо­ди­мы для эко­но­мии энер­гии при пе­ре­дви­же­нии в воде.

Зна­че­ние слова «схло­пы­ва­ние» в аб­за­це 3

1) ис­чез­но­ве­ние пу­зырь­ков
2) об­ра­зо­ва­ние пу­зырь­ков
3) «хо­лод­ное вски­па­ние»
4) воз­ник­но­ве­ние водно-га­зо­вой смеси
5.  
i

1. Рыбы — древ­ние вод­ные оби­та­те­ли. Со­зда­вая живые ор­га­низ­мы, оби­та­ю­щие в воде, при­ро­да в про­цес­се эво­лю­ции дала им осо­бые при­спо­соб­ле­ния для пре­одо­ле­ния со­про­тив­ле­ния среды, в ко­то­рой пла­ва­ют рыбы. За 400-мил­ли­он­ную ис­то­рию сво­е­го су­ще­ство­ва­ния рыбы, как ни­ка­кие дру­гие живые оби­та­те­ли водоёмов, на­ко­пи­ли мно­же­ство «сек­ре­тов», поз­во­ля­ю­щих мак­си­маль­но ис­поль­зо­вать вод­ную среду оби­та­ния. При этом они до­сти­га­ют боль­ших ско­ро­стей пе­ре­дви­же­ния и не слиш­ком рас­тра­чи­ва­ют на­коп­лен­ную энер­гию. Об­те­ка­е­мая форма тела по­мо­га­ет рыбам уве­ли­чить ско­рость.

2. В от­кры­тых про­сто­рах Ат­лан­ти­ки оби­та­ет рыба тунец - на­сто­я­щий ре­корд­смен по за­плы­вам в мор­ской воде. Он спо­со­бен пе­ре­ме­шать­ся на рас­сто­я­ние около 9000 тысяч ки­ло­мет­ров. По ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния тунец за­ни­ма­ет тре­тье место среди рыб, после рыбы-меч и па­рус­ни­ка. В по­го­не за до­бы­чей тунец спо­со­бен раз­ви­вать ско­рость до 90 ки­ло­мет­ров в час. По­верх­ность тела рыб по­кры­ва­ет глад­кая и эла­стич­ная кожа, лишённая чешуи. Такие осо­бен­но­сти при­да­ют ве­ли­ко­леп­ную об­те­ка­е­мую форму тун­цам, уве­ли­чи­ва­ют манёврен­ность рыб и ско­рость пе­ре­дви­же­ния. Верх­ний по­кров тела тун­цов вы­де­ля­ет сли­зи­стое ве­ще­ство, ко­то­рое вза­и­мо­дей­ству­ет со слоем воды на гра­ни­це с телом рыбы. Чем боль­ше ско­рость пла­ва­ния, тем силь­нее вы­де­ля­ет­ся слизь. При этом умень­ша­ет­ся со­про­тив­ле­ние вод­ной среды, и тунец дви­жет­ся с боль­шой ско­ро­стью. Слизь на коже сни­жа­ет не­ров­но­сти на по­верх­но­сти тела рыбы.

3. Не менее свое­об­раз­ные при­спо­соб­ле­ния для уве­ли­че­ния ско­ро­сти пе­ре­дви­же­ния в воде име­ют­ся у рыбы-меч. Форма тела вод­но­го жи­вот­но­го на­по­ми­на­ет про­филь крыла самолёта. Она по­мо­га­ет со­зда­нию подъ­ем­ной силы при дви­же­нии рыбы впе­ред и не тре­бу­ет боль­ших за­трат энер­гии. Хвост-серп раз­ви­ва­ет вы­со­кую тягу при пе­ре­дви­же­нии в воде. Сни­жа­ют со­про­тив­ле­ние воды также бо­ко­вые и спин­ной плав­ни­ки. Нерв­ные окон­ча­ния про­хо­дят к каж­до­му лучу плав­ни­ка, что поз­во­ля­ет рыбе точно ре­гу­ли­ро­вать об­те­ка­ние тела из­ме­не­ни­ем по­ло­же­ния плав­ни­ков. Кроме того, важ­ную роль при дви­же­нии рыбы-меч в воде вы­пол­ня­ют жабры. Из­ме­няя по­ло­же­ние жа­бер­ных кры­шек, рыба уве­ли­чи­ва­ет при­ток воды к со­су­дам, снаб­жа­ю­щим жабры кро­вью, сле­до­ва­тель­но, уси­ли­ва­ет­ся по­ступ­ле­ние кис­ло­ро­да к клет­кам мы­шеч­ных тка­ней. Ско­рост­ное пла­ва­ние рыбы-меч обес­пе­чи­ва­ет также удлинённый хво­сто­вой плав­ник сер­по­вид­ной формы. Такой хвост об­ла­да­ет ве­ли­ко­леп­ны­ми аэро­ди­на­ми­че­ски­ми свой­ства­ми. Не­обык­но­вен­но проч­ный ко­стя­ной нос-меч, ко­то­рым рыба часто про­ла­мы­ва­ет борта лодок и ка­те­ров, нужен не толь­ко для на­па­де­ния на дви­жу­щий­ся объ­ек­ты. Даже ка­ра­ка­тиц и мел­ких ры­бе­шек не все­гда этот хищ­ник на­ни­зы­ва­ет на ост­рый вы­рост. Осо­бое проч­ное об­ра­зо­ва­ние впе­ре­ди тела, так на­зы­ва­е­мый «меч», спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию ско­ро­сти при пе­ре­дви­же­нии в воде. При этом об­ра­зу­ет­ся «хо­лод­ное вски­па­ние» во­дя­но­го слоя с об­ра­зо­ва­ни­ем массы мель­чай­ших пу­зырь­ков воз­ду­ха, на­пол­нен­ных сме­сью пара с воз­ду­хом. При ис­чез­но­ве­нии пу­зырь­ков, так на­зы­ва­е­мом схло­пы­ва­нии, воз­ни­ка­ет яв­ле­ние ка­ви­та­ции. При мак­си­маль­ной ско­ро­сти тело рыбы на­хо­дит­ся не столь­ко в воде, сколь­ко окру­же­но водно-га­зо­вой сме­сью. Со­про­тив­ле­ние среды при этом су­ще­ствен­но сни­жа­ет­ся.

4. Все при­спо­соб­ле­ния: об­те­ка­е­мая форма тела, слой жира, осо­бое рас­по­ло­же­ние и форма плав­ни­ков, вы­де­ле­ние слизи, уси­лен­ное снаб­же­ние жабр кис­ло­ро­дом, на­ло­же­ние че­шу­ек друга на друга, как че­ре­пи­ца, — не­об­хо­ди­мы для эко­но­мии энер­гии при пе­ре­дви­же­нии в воде.

Из аб­за­ца 3 можно узнать о

1) ско­ро­сти тунца
2) ма­нев­рен­но­сти рыб
3) ка­че­ствах рыбы-меч
4) ка­че­ствах па­рус­ни­ка
6.  
i

1. Вроде бы лю­бо­му че­ло­ве­ку ясно, что нель­зя брать чужие вещи. За­га­доч­ным об­ра­зом это про­стое пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ную про­дук­цию. Ин­тер­нет с его бес­ко­неч­ны­ми за­па­са­ми тек­стов лю­бо­го уров­ня стал на­сто­я­щей про­бле­мой для пре­по­да­ва­те­лей. Не­дав­но со­сто­ял­ся отбор мо­ло­дых людей: сту­ден­тов стар­ших кур­сов, док­то­ран­тов и на­чи­на­ю­щих пре­по­да­ва­те­лей — для уча­стия в лет­ней школе, ко­то­рую про­во­дил из­вест­ный вуз. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу и про­жи­ва­ние, перед ними вы­сту­па­ют из­вест­ные эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки. Кон­курс очень боль­шой! Надо было при­слать две ре­ко­мен­да­ции и не­боль­шое эссе про кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стра­ны — тему этого года.

2. И что вы ду­ма­е­те? Хо­ро­шо, ко­неч­но, что ин­тер­нет те­перь есть и в луч­ших сто­лич­ных вузах, и

в самой на­сто­я­щей глу­бин­ке. Вся про­вер­ка эссе — ведь это дол­жен был быть кон­курс — све­лась к вы­яс­не­нию, кто что сде­лал сам. Есть, ко­неч­но, и свои ма­лень­кие ра­до­сти. Ис­пы­ты­ва­ешь на­сто­я­щее чув­ство гор­до­сти, когда кто-то ска­чал ре­фе­рат, в ко­то­ром целый па­ра­граф за­им­ство­ван из твоей соб­ствен­ной ста­тьи. Ав­тор­ство, ко­неч­но, давно уже по­те­ря­но и ссы­лок нет, но свои-то род­ные строч­ки все­гда при­ят­но пе­ре­чи­тать. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды, на­при­мер, когда чи­та­ешь фразы: «В те­ку­щем 1994 году».

3. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но. Среди при­слав­ших эссе с боль­ши­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми — ни­ко­го не оби­дит, если я на­зо­ву их кра­де­ны­ми? — есть и мо­ло­дые пре­по­да­ва­те­ли, и ла­у­ре­а­ты ре­ги­о­наль­ных кон­кур­сов, и сти­пен­ди­а­ты раз­ных пре­стиж­ных фон­дов.

4. Глав­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что самый от­ри­ца­тель­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда на­сто­я­щие ав­то­ры пе­ре­ста­ют вы­кла­ды­вать свои на­уч­ные ра­бо­ты и курсы лек­ций для сво­бод­но­го до­сту­па. Это в точ­но­сти то же самое, что с за­щи­той прав соб­ствен­но­сти во всех осталь­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки: если че­ло­век опа­са­ет­ся, что пло­да­ми его труда и та­лан­та может вос­поль­зо­вать­ся кто-то дру­гой, он про­сто при­ла­га­ет мень­ше уси­лий. Не­уди­ви­тель­но, что те стра­ны, в ко­то­рых хо­ро­шо ра­бо­та­ют суды и ис­пол­ня­ют­ся кон­трак­ты, рас­тут го­раз­до быст­рее стран, где права соб­ствен­но­сти за­щи­ще­ны плохо.

Зна­че­ние слова «ре­фе­рат» в вы­де­лен­ном пред­ло­же­нии

1) по­ло­же­ние, из­ла­га­ю­щее одну из ос­нов­ных мыс­лей до­кла­да, ста­тьи
2) по­сле­до­ва­тель­ный рас­сказ о чем-либо
3) крат­кое из­ло­же­ние, ис­сле­до­ва­ние
4) со­об­ще­ние, вы­зван­ное во­про­сом
7.  
i

1. Вроде бы лю­бо­му че­ло­ве­ку ясно, что нель­зя брать чужие вещи. За­га­доч­ным об­ра­зом это про­стое пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ную про­дук­цию. Ин­тер­нет с его бес­ко­неч­ны­ми за­па­са­ми тек­стов лю­бо­го уров­ня стал на­сто­я­щей про­бле­мой для пре­по­да­ва­те­лей. Не­дав­но со­сто­ял­ся отбор мо­ло­дых людей: сту­ден­тов стар­ших кур­сов, док­то­ран­тов и на­чи­на­ю­щих пре­по­да­ва­те­лей — для уча­стия в лет­ней школе, ко­то­рую про­во­дил из­вест­ный вуз. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу и про­жи­ва­ние, перед ними вы­сту­па­ют из­вест­ные эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки. Кон­курс очень боль­шой! Надо было при­слать две ре­ко­мен­да­ции и не­боль­шое эссе про кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стра­ны — тему этого года.

2. И что вы ду­ма­е­те? Хо­ро­шо, ко­неч­но, что ин­тер­нет те­перь есть и в луч­ших сто­лич­ных вузах, и

в самой на­сто­я­щей глу­бин­ке. Вся про­вер­ка эссе — ведь это дол­жен был быть кон­курс — све­лась к вы­яс­не­нию, кто что сде­лал сам. Есть, ко­неч­но, и свои ма­лень­кие ра­до­сти. Ис­пы­ты­ва­ешь на­сто­я­щее чув­ство гор­до­сти, когда кто-то ска­чал ре­фе­рат, в ко­то­ром целый па­ра­граф за­им­ство­ван из твоей соб­ствен­ной ста­тьи. Ав­тор­ство, ко­неч­но, давно уже по­те­ря­но и ссы­лок нет, но свои-то род­ные строч­ки все­гда при­ят­но пе­ре­чи­тать. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды, на­при­мер, когда чи­та­ешь фразы: «В те­ку­щем 1994 году».

3. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но. Среди при­слав­ших эссе с боль­ши­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми — ни­ко­го не оби­дит, если я на­зо­ву их кра­де­ны­ми? — есть и мо­ло­дые пре­по­да­ва­те­ли, и ла­у­ре­а­ты ре­ги­о­наль­ных кон­кур­сов, и сти­пен­ди­а­ты раз­ных пре­стиж­ных фон­дов.

4. Глав­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что самый от­ри­ца­тель­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда на­сто­я­щие ав­то­ры пе­ре­ста­ют вы­кла­ды­вать свои на­уч­ные ра­бо­ты и курсы лек­ций для сво­бод­но­го до­сту­па. Это в точ­но­сти то же самое, что с за­щи­той прав соб­ствен­но­сти во всех осталь­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки: если че­ло­век опа­са­ет­ся, что пло­да­ми его труда и та­лан­та может вос­поль­зо­вать­ся кто-то дру­гой, он про­сто при­ла­га­ет мень­ше уси­лий. Не­уди­ви­тель­но, что те стра­ны, в ко­то­рых хо­ро­шо ра­бо­та­ют суды и ис­пол­ня­ют­ся кон­трак­ты, рас­тут го­раз­до быст­рее стран, где права соб­ствен­но­сти за­щи­ще­ны плохо.

По­сле­до­ва­тель­ность пред­ло­же­ний по тек­сту

1. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды.

2. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но.

3. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу к про­жи­ва­ние.

1) 3, 2, 1
2) 1, 2, 3
3) 3, 1, 2
4) 1, 3, 2
8.  
i

1. Вроде бы лю­бо­му че­ло­ве­ку ясно, что нель­зя брать чужие вещи. За­га­доч­ным об­ра­зом это про­стое пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ную про­дук­цию. Ин­тер­нет с его бес­ко­неч­ны­ми за­па­са­ми тек­стов лю­бо­го уров­ня стал на­сто­я­щей про­бле­мой для пре­по­да­ва­те­лей. Не­дав­но со­сто­ял­ся отбор мо­ло­дых людей: сту­ден­тов стар­ших кур­сов, док­то­ран­тов и на­чи­на­ю­щих пре­по­да­ва­те­лей — для уча­стия в лет­ней школе, ко­то­рую про­во­дил из­вест­ный вуз. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу и про­жи­ва­ние, перед ними вы­сту­па­ют из­вест­ные эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки. Кон­курс очень боль­шой! Надо было при­слать две ре­ко­мен­да­ции и не­боль­шое эссе про кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стра­ны — тему этого года.

2. И что вы ду­ма­е­те? Хо­ро­шо, ко­неч­но, что ин­тер­нет те­перь есть и в луч­ших сто­лич­ных вузах, и

в самой на­сто­я­щей глу­бин­ке. Вся про­вер­ка эссе — ведь это дол­жен был быть кон­курс — све­лась к вы­яс­не­нию, кто что сде­лал сам. Есть, ко­неч­но, и свои ма­лень­кие ра­до­сти. Ис­пы­ты­ва­ешь на­сто­я­щее чув­ство гор­до­сти, когда кто-то ска­чал ре­фе­рат, в ко­то­ром целый па­ра­граф за­им­ство­ван из твоей соб­ствен­ной ста­тьи. Ав­тор­ство, ко­неч­но, давно уже по­те­ря­но и ссы­лок нет, но свои-то род­ные строч­ки все­гда при­ят­но пе­ре­чи­тать. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды, на­при­мер, когда чи­та­ешь фразы: «В те­ку­щем 1994 году».

3. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но. Среди при­слав­ших эссе с боль­ши­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми — ни­ко­го не оби­дит, если я на­зо­ву их кра­де­ны­ми? — есть и мо­ло­дые пре­по­да­ва­те­ли, и ла­у­ре­а­ты ре­ги­о­наль­ных кон­кур­сов, и сти­пен­ди­а­ты раз­ных пре­стиж­ных фон­дов.

4. Глав­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что самый от­ри­ца­тель­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда на­сто­я­щие ав­то­ры пе­ре­ста­ют вы­кла­ды­вать свои на­уч­ные ра­бо­ты и курсы лек­ций для сво­бод­но­го до­сту­па. Это в точ­но­сти то же самое, что с за­щи­той прав соб­ствен­но­сти во всех осталь­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки: если че­ло­век опа­са­ет­ся, что пло­да­ми его труда и та­лан­та может вос­поль­зо­вать­ся кто-то дру­гой, он про­сто при­ла­га­ет мень­ше уси­лий. Не­уди­ви­тель­но, что те стра­ны, в ко­то­рых хо­ро­шо ра­бо­та­ют суды и ис­пол­ня­ют­ся кон­трак­ты, рас­тут го­раз­до быст­рее стран, где права соб­ствен­но­сти за­щи­ще­ны плохо.

Со­глас­но тек­сту, перед участ­ни­ка­ми лет­ней школы вы­сту­па­ют

1) эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки
2) эко­но­ми­сты и ав­то­ры учеб­ни­ков
3) пре­по­да­ва­те­ли за­ру­беж­ных вузов
4) по­ли­то­ло­ги и эко­но­ми­сты
9.  
i

1. Вроде бы лю­бо­му че­ло­ве­ку ясно, что нель­зя брать чужие вещи. За­га­доч­ным об­ра­зом это про­стое пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ную про­дук­цию. Ин­тер­нет с его бес­ко­неч­ны­ми за­па­са­ми тек­стов лю­бо­го уров­ня стал на­сто­я­щей про­бле­мой для пре­по­да­ва­те­лей. Не­дав­но со­сто­ял­ся отбор мо­ло­дых людей: сту­ден­тов стар­ших кур­сов, док­то­ран­тов и на­чи­на­ю­щих пре­по­да­ва­те­лей — для уча­стия в лет­ней школе, ко­то­рую про­во­дил из­вест­ный вуз. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу и про­жи­ва­ние, перед ними вы­сту­па­ют из­вест­ные эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки. Кон­курс очень боль­шой! Надо было при­слать две ре­ко­мен­да­ции и не­боль­шое эссе про кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стра­ны — тему этого года.

2. И что вы ду­ма­е­те? Хо­ро­шо, ко­неч­но, что ин­тер­нет те­перь есть и в луч­ших сто­лич­ных вузах, и

в самой на­сто­я­щей глу­бин­ке. Вся про­вер­ка эссе — ведь это дол­жен был быть кон­курс — све­лась к вы­яс­не­нию, кто что сде­лал сам. Есть, ко­неч­но, и свои ма­лень­кие ра­до­сти. Ис­пы­ты­ва­ешь на­сто­я­щее чув­ство гор­до­сти, когда кто-то ска­чал ре­фе­рат, в ко­то­ром целый па­ра­граф за­им­ство­ван из твоей соб­ствен­ной ста­тьи. Ав­тор­ство, ко­неч­но, давно уже по­те­ря­но и ссы­лок нет, но свои-то род­ные строч­ки все­гда при­ят­но пе­ре­чи­тать. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды, на­при­мер, когда чи­та­ешь фразы: «В те­ку­щем 1994 году».

3. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но. Среди при­слав­ших эссе с боль­ши­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми — ни­ко­го не оби­дит, если я на­зо­ву их кра­де­ны­ми? — есть и мо­ло­дые пре­по­да­ва­те­ли, и ла­у­ре­а­ты ре­ги­о­наль­ных кон­кур­сов, и сти­пен­ди­а­ты раз­ных пре­стиж­ных фон­дов.

4. Глав­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что самый от­ри­ца­тель­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда на­сто­я­щие ав­то­ры пе­ре­ста­ют вы­кла­ды­вать свои на­уч­ные ра­бо­ты и курсы лек­ций для сво­бод­но­го до­сту­па. Это в точ­но­сти то же самое, что с за­щи­той прав соб­ствен­но­сти во всех осталь­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки: если че­ло­век опа­са­ет­ся, что пло­да­ми его труда и та­лан­та может вос­поль­зо­вать­ся кто-то дру­гой, он про­сто при­ла­га­ет мень­ше уси­лий. Не­уди­ви­тель­но, что те стра­ны, в ко­то­рых хо­ро­шо ра­бо­та­ют суды и ис­пол­ня­ют­ся кон­трак­ты, рас­тут го­раз­до быст­рее стран, где права соб­ствен­но­сти за­щи­ще­ны плохо.

Сту­ден­ты и док­то­ран­ты от­би­ра­лись для уча­стия в

1) кон­кур­се
2) лет­ней школе
3) олим­пиа­де
4) спар­та­киа­де
10.  
i

1. Вроде бы лю­бо­му че­ло­ве­ку ясно, что нель­зя брать чужие вещи. За­га­доч­ным об­ра­зом это про­стое пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ную про­дук­цию. Ин­тер­нет с его бес­ко­неч­ны­ми за­па­са­ми тек­стов лю­бо­го уров­ня стал на­сто­я­щей про­бле­мой для пре­по­да­ва­те­лей. Не­дав­но со­сто­ял­ся отбор мо­ло­дых людей: сту­ден­тов стар­ших кур­сов, док­то­ран­тов и на­чи­на­ю­щих пре­по­да­ва­те­лей — для уча­стия в лет­ней школе, ко­то­рую про­во­дил из­вест­ный вуз. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу и про­жи­ва­ние, перед ними вы­сту­па­ют из­вест­ные эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки. Кон­курс очень боль­шой! Надо было при­слать две ре­ко­мен­да­ции и не­боль­шое эссе про кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стра­ны — тему этого года.

2. И что вы ду­ма­е­те? Хо­ро­шо, ко­неч­но, что ин­тер­нет те­перь есть и в луч­ших сто­лич­ных вузах, и

в самой на­сто­я­щей глу­бин­ке. Вся про­вер­ка эссе — ведь это дол­жен был быть кон­курс — све­лась к вы­яс­не­нию, кто что сде­лал сам. Есть, ко­неч­но, и свои ма­лень­кие ра­до­сти. Ис­пы­ты­ва­ешь на­сто­я­щее чув­ство гор­до­сти, когда кто-то ска­чал ре­фе­рат, в ко­то­ром целый па­ра­граф за­им­ство­ван из твоей соб­ствен­ной ста­тьи. Ав­тор­ство, ко­неч­но, давно уже по­те­ря­но и ссы­лок нет, но свои-то род­ные строч­ки все­гда при­ят­но пе­ре­чи­тать. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды, на­при­мер, когда чи­та­ешь фразы: «В те­ку­щем 1994 году».

3. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но. Среди при­слав­ших эссе с боль­ши­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми — ни­ко­го не оби­дит, если я на­зо­ву их кра­де­ны­ми? — есть и мо­ло­дые пре­по­да­ва­те­ли, и ла­у­ре­а­ты ре­ги­о­наль­ных кон­кур­сов, и сти­пен­ди­а­ты раз­ных пре­стиж­ных фон­дов.

4. Глав­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что самый от­ри­ца­тель­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда на­сто­я­щие ав­то­ры пе­ре­ста­ют вы­кла­ды­вать свои на­уч­ные ра­бо­ты и курсы лек­ций для сво­бод­но­го до­сту­па. Это в точ­но­сти то же самое, что с за­щи­той прав соб­ствен­но­сти во всех осталь­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки: если че­ло­век опа­са­ет­ся, что пло­да­ми его труда и та­лан­та может вос­поль­зо­вать­ся кто-то дру­гой, он про­сто при­ла­га­ет мень­ше уси­лий. Не­уди­ви­тель­но, что те стра­ны, в ко­то­рых хо­ро­шо ра­бо­та­ют суды и ис­пол­ня­ют­ся кон­трак­ты, рас­тут го­раз­до быст­рее стран, где права соб­ствен­но­сти за­щи­ще­ны плохо.

Пре­тен­ден­ты пи­са­ли эссе о\об

1) выс­шем об­ра­зо­ва­нии в глу­бин­ке
2) ав­тор­ском праве
3) ма­лень­ких ра­до­стях в жизни
4) кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти стра­ны