При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 0:30:00 |
Cлучилось так, что впервые о нем, как о выдающемся сыне народа, казахские читатели узнали спустя пять лет после смерти самого Чокана Валиханова.
Pусские востоковеды, прогрессивная русская интеллигенция России знали его намного раньше, с первых шагов его блестящей карьеры как художника, пытливого этнографа, фольклориста, бесстрашного путешественника и неистового исследователя истории народов Востока.
Cреди лучших людей России тех времен у него было немало искренних друзей, которых глубоко волновала судьба этого одаренного юноши.
Писатели говорили о нем как о талантливом писателе, журналисты — как о блестящем публицисте. Чокан был мудрым социологом (1) скрупулезным экономистом, утверждают другие. О нем писали и пишут не только те, кого волнует история Средней Азии и Казахстана, не только русские востоковеды, но и англичане, французы, немцы, потому что его открытия, его труды принадлежат не только казахской нации, казахской науке, а в равной мере стали достоянием всех.
Hо ничто из написанного о нем не характеризует Чокана Валиханова столь полно и ярко, как его труды: строки об истории родной земли, записи о прошлом Азии, настоящем и будущем своего народа, во имя свободы и равенства, ради которого он жил и трудился.
Eму не было и двадцати лет, когда он первым из среды историков, востоковедов, исследователей литературы собрал по крупицам великий эпос киргизов «Манас», прокомментировал и перевел его фрагменты на русский язык.
Знакомство с трудами Чокана Валиханова вызывает удивление. Восхищение вызывают его молодость, преданность науке, величие открытий, мудрость суждений.
Чокана называли гениальным юношей. Русские ученые, работавшие рядом с ним, сравнивали его с Пушкиным, Лермонтовым, Добролюбовым.
«Он мог бы стать гениальным писателем своего народа, если бы среди его соплеменников того времени нашлась читающая публика», — с горечью писали его друзья по учебе и науке Г. Потанин и Н. Ядринцев.
…Он фанатично любил свой народ и верил, что его соплеменники, сохранив свою народность, впитают в себя европейскую просвещенность.
…Память человека не абстрактное понятие. Она требует неустанного развития. Поэтому мы сегодня очень часто мысленно обращаемся к делам наших предков, подобных Ч. Валиханову.
Tексту соответствует название
Cлучилось так, что впервые о нем, как о выдающемся сыне народа, казахские читатели узнали спустя пять лет после смерти самого Чокана Валиханова.
Pусские востоковеды, прогрессивная русская интеллигенция России знали его намного раньше, с первых шагов его блестящей карьеры как художника, пытливого этнографа, фольклориста, бесстрашного путешественника и неистового исследователя истории народов Востока.
Cреди лучших людей России тех времен у него было немало искренних друзей, которых глубоко волновала судьба этого одаренного юноши.
Писатели говорили о нем как о талантливом писателе, журналисты — как о блестящем публицисте. Чокан был мудрым социологом (1) скрупулезным экономистом, утверждают другие. О нем писали и пишут не только те, кого волнует история Средней Азии и Казахстана, не только русские востоковеды, но и англичане, французы, немцы, потому что его открытия, его труды принадлежат не только казахской нации, казахской науке, а в равной мере стали достоянием всех.
Hо ничто из написанного о нем не характеризует Чокана Валиханова столь полно и ярко, как его труды: строки об истории родной земли, записи о прошлом Азии, настоящем и будущем своего народа, во имя свободы и равенства, ради которого он жил и трудился.
Eму не было и двадцати лет, когда он первым из среды историков, востоковедов, исследователей литературы собрал по крупицам великий эпос киргизов «Манас», прокомментировал и перевел его фрагменты на русский язык.
Знакомство с трудами Чокана Валиханова вызывает удивление. Восхищение вызывают его молодость, преданность науке, величие открытий, мудрость суждений.
Чокана называли гениальным юношей. Русские ученые, работавшие рядом с ним, сравнивали его с Пушкиным, Лермонтовым, Добролюбовым.
«Он мог бы стать гениальным писателем своего народа, если бы среди его соплеменников того времени нашлась читающая публика», — с горечью писали его друзья по учебе и науке Г. Потанин и Н. Ядринцев.
…Он фанатично любил свой народ и верил, что его соплеменники, сохранив свою народность, впитают в себя европейскую просвещенность.
…Память человека не абстрактное понятие. Она требует неустанного развития. Поэтому мы сегодня очень часто мысленно обращаемся к делам наших предков, подобных Ч. Валиханову.
Bерная информация, согласно тексту
OЗЁРА КАЗАХСТАНА
1. Озера Казахстана совершенно разные. Одни раскинулись среди степей, другие затеряны в горных ущельях и окружены лесом. Все больше туристов отдают предпочтение спокойной красоте казахстанских озер.
2. Озеро Алаколь расположилось среди горных хребтов в Балхаш-Алакольской низменности. Его пустынная песчаная местность и вода влекут туристов. Этот водоем второй по величине в республике. Его глубина достигает пятидесяти метров. Купальный сезон длится продолжительное время, летом температура воды составляет 26 °С. Берега озера усеяны пансионатами и санаториями, так что туристу есть где остановиться и насладиться комфортом. Соленая вода этого озера насыщена минералами и способствует общему оздоровлению организма, а также лечению дыхательных путей, суставов, кожных заболеваний.
3. Высокогорные озера Казахстана образованы в результате землетрясений. Большое Алматинское озеро не исключение. Водоем, который подпитывается ледниковой водой, расположился на высоте 2,5 тысяч метров недалеко от Алматы. Это открытая зона для туристов. Попав на место, турист насладится великолепным пейзажем. Кристально чистая вода озера меняет цвет от зеленого до голубого. Озеро расположено в окружении трех горных пиков: «Турист», «Озерный» и пик «Советов». Каменистые склоны поросли хвойными деревьями.
4. Озеро Маркаколь, появившееся в ледниковый период, находится в заповедной зоне. Берега водоема окружены девственными лесами и лугами. Туристы через агентство заказывают пешие экскурсии и сплавы по рекам, а также туры на рыбалку, чтобы половить ленку-ускуча. Вода в озере постоянно меняет окрас. В солнечный день она зелено-голубая, в пасмурный серебристая с черными отливами.
5. Озеро Тенгиз очень соленое, поэтому в нем не водится рыба. Зато на берегах встречаются скелеты рыб, которых приносит из дельты реки. Это единственный водоем, где в большом количестве гнездуются фламинго, чайки, пеликаны. Этим оно привлекает туристов. С озером связана интересная история. В 1976 году на его воды совершил посадку космический аппарат «Союз-23».
6. Природный резервуар Иссык находится недалеко от города Алматы. Это рай для туристов и мастеров живописи, ведь берега озера покрыты лесистыми скалами, отчего вода приобретает зелено-голубой оттенок. Озеро Иссык стало очень популярным в середине ХХ века. Тогда на берегах построили множество пансионатов, и туристы из разных стран нежились на
пляжах водоема. Но в 1963 году сошел селевой поток, плотина была разрушена и озеро иссякло. Лишь в начале 1990-х годов плотину восстановили.
7. Озеро Каинды образовалось после сошедшего оползня, который заблокировал ущелье Кунгей-Алатау. Вода затопила хвойный лес в ущелье. Огромные деревья оказались почти скрыты водой, на поверхности остались только верхушки. Поэтому местные называют их стражами озера. Таинственный и мистический вид водоема привлекает дайверов. Однако добраться до места сложно. Окрас воды в озере насыщенного голубого цвета из-за залежей извести. Но вблизи она становится ясной и прозрачной, так что возможно увидеть форель, которую искусственно запустили в водоем.
8. Вот такими уникальными объектами обладает природа Казахстана.
Cогласно тексту, фламинго, чайки и пеликаны населяют озеро
OЗЁРА КАЗАХСТАНА
1. Озера Казахстана совершенно разные. Одни раскинулись среди степей, другие затеряны в горных ущельях и окружены лесом. Все больше туристов отдают предпочтение спокойной красоте казахстанских озер.
2. Озеро Алаколь расположилось среди горных хребтов в Балхаш-Алакольской низменности. Его пустынная песчаная местность и вода влекут туристов. Этот водоем второй по величине в республике. Его глубина достигает пятидесяти метров. Купальный сезон длится продолжительное время, летом температура воды составляет 26 °С. Берега озера усеяны пансионатами и санаториями, так что туристу есть где остановиться и насладиться комфортом. Соленая вода этого озера насыщена минералами и способствует общему оздоровлению организма, а также лечению дыхательных путей, суставов, кожных заболеваний.
3. Высокогорные озера Казахстана образованы в результате землетрясений. Большое Алматинское озеро не исключение. Водоем, который подпитывается ледниковой водой, расположился на высоте 2,5 тысяч метров недалеко от Алматы. Это открытая зона для туристов. Попав на место, турист насладится великолепным пейзажем. Кристально чистая вода озера меняет цвет от зеленого до голубого. Озеро расположено в окружении трех горных пиков: «Турист», «Озерный» и пик «Советов». Каменистые склоны поросли хвойными деревьями.
4. Озеро Маркаколь, появившееся в ледниковый период, находится в заповедной зоне. Берега водоема окружены девственными лесами и лугами. Туристы через агентство заказывают пешие экскурсии и сплавы по рекам, а также туры на рыбалку, чтобы половить ленку-ускуча. Вода в озере постоянно меняет окрас. В солнечный день она зелено-голубая, в пасмурный серебристая с черными отливами.
5. Озеро Тенгиз очень соленое, поэтому в нем не водится рыба. Зато на берегах встречаются скелеты рыб, которых приносит из дельты реки. Это единственный водоем, где в большом количестве гнездуются фламинго, чайки, пеликаны. Этим оно привлекает туристов. С озером связана интересная история. В 1976 году на его воды совершил посадку космический аппарат «Союз-23».
6. Природный резервуар Иссык находится недалеко от города Алматы. Это рай для туристов и мастеров живописи, ведь берега озера покрыты лесистыми скалами, отчего вода приобретает зелено-голубой оттенок. Озеро Иссык стало очень популярным в середине ХХ века. Тогда на берегах построили множество пансионатов, и туристы из разных стран нежились на
пляжах водоема. Но в 1963 году сошел селевой поток, плотина была разрушена и озеро иссякло. Лишь в начале 1990-х годов плотину восстановили.
7. Озеро Каинды образовалось после сошедшего оползня, который заблокировал ущелье Кунгей-Алатау. Вода затопила хвойный лес в ущелье. Огромные деревья оказались почти скрыты водой, на поверхности остались только верхушки. Поэтому местные называют их стражами озера. Таинственный и мистический вид водоема привлекает дайверов. Однако добраться до места сложно. Окрас воды в озере насыщенного голубого цвета из-за залежей извести. Но вблизи она становится ясной и прозрачной, так что возможно увидеть форель, которую искусственно запустили в водоем.
8. Вот такими уникальными объектами обладает природа Казахстана.
Oбщее сходство озер Маркаколь и Иссык, согласно тексту
OЗЁРА КАЗАХСТАНА
1. Озера Казахстана совершенно разные. Одни раскинулись среди степей, другие затеряны в горных ущельях и окружены лесом. Все больше туристов отдают предпочтение спокойной красоте казахстанских озер.
2. Озеро Алаколь расположилось среди горных хребтов в Балхаш-Алакольской низменности. Его пустынная песчаная местность и вода влекут туристов. Этот водоем второй по величине в республике. Его глубина достигает пятидесяти метров. Купальный сезон длится продолжительное время, летом температура воды составляет 26 °С. Берега озера усеяны пансионатами и санаториями, так что туристу есть где остановиться и насладиться комфортом. Соленая вода этого озера насыщена минералами и способствует общему оздоровлению организма, а также лечению дыхательных путей, суставов, кожных заболеваний.
3. Высокогорные озера Казахстана образованы в результате землетрясений. Большое Алматинское озеро не исключение. Водоем, который подпитывается ледниковой водой, расположился на высоте 2,5 тысяч метров недалеко от Алматы. Это открытая зона для туристов. Попав на место, турист насладится великолепным пейзажем. Кристально чистая вода озера меняет цвет от зеленого до голубого. Озеро расположено в окружении трех горных пиков: «Турист», «Озерный» и пик «Советов». Каменистые склоны поросли хвойными деревьями.
4. Озеро Маркаколь, появившееся в ледниковый период, находится в заповедной зоне. Берега водоема окружены девственными лесами и лугами. Туристы через агентство заказывают пешие экскурсии и сплавы по рекам, а также туры на рыбалку, чтобы половить ленку-ускуча. Вода в озере постоянно меняет окрас. В солнечный день она зелено-голубая, в пасмурный серебристая с черными отливами.
5. Озеро Тенгиз очень соленое, поэтому в нем не водится рыба. Зато на берегах встречаются скелеты рыб, которых приносит из дельты реки. Это единственный водоем, где в большом количестве гнездуются фламинго, чайки, пеликаны. Этим оно привлекает туристов. С озером связана интересная история. В 1976 году на его воды совершил посадку космический аппарат «Союз-23».
6. Природный резервуар Иссык находится недалеко от города Алматы. Это рай для туристов и мастеров живописи, ведь берега озера покрыты лесистыми скалами, отчего вода приобретает зелено-голубой оттенок. Озеро Иссык стало очень популярным в середине ХХ века. Тогда на берегах построили множество пансионатов, и туристы из разных стран нежились на
пляжах водоема. Но в 1963 году сошел селевой поток, плотина была разрушена и озеро иссякло. Лишь в начале 1990-х годов плотину восстановили.
7. Озеро Каинды образовалось после сошедшего оползня, который заблокировал ущелье Кунгей-Алатау. Вода затопила хвойный лес в ущелье. Огромные деревья оказались почти скрыты водой, на поверхности остались только верхушки. Поэтому местные называют их стражами озера. Таинственный и мистический вид водоема привлекает дайверов. Однако добраться до места сложно. Окрас воды в озере насыщенного голубого цвета из-за залежей извести. Но вблизи она становится ясной и прозрачной, так что возможно увидеть форель, которую искусственно запустили в водоем.
8. Вот такими уникальными объектами обладает природа Казахстана.
Oтвет на вопрос «Вода какого озера дает возможность человеку поправить свое здоровье?» содержится в абзаце
ВЗГЛЯД ЗА ИЗГОРОДЬ
Понятие патриотизма имеет на каждом из берегов Ла-Манша свои нюансы. Если француз любит свою землю за то, что она полита потом и кровью поколений, за тот труд, который с ней связан, труд пахаря и труд воина, то англичанин любит свою землю как родной дом, как то место, с которым у человека связаны не тяготы повседневного труда, а радости досуга. Образ родины для него — это обнесенный живой изгородью палисадник под окнами, который он охорашивает, радуясь воскресному дню. Именно эту изгородь, а не розу и не античную деву с трезубцем владычицы морей следовало бы считать национальным символом англичан.
Действительно, Англия — это царство частной жизни, гербом которого могло бы стать изображение изгороди и девиз: «Мой дом — моя крепость».
Англичанин подсознательно стремится отгородить свою частную жизнь от внешнего мира. «Мы любим быть сами по себе» — гласит излюбленная фраза. Какие бы отношения ни сложились между соседями, каждый из них строго держится своей стороны изгороди. Даже если смежные участки не разгорожены, граница их все равно соблюдается, словно глухая стена. Когда дети по невезению пересекают эту невидимую межу, их тут же с извинениями забирают обратно (правом экстерриториальности пользуются в подобных случаях лишь такие священные для англичанина существа, как собаки и кошки).
С соседями принято держаться приветливо, предупредительно, но без какой-либо фамильярности, способной показаться непрошеным вторжением в частную жизнь. Первая заповедь тут: не лезь в чужие дела. Англичанин инстинктивно относится к своему дому как к осажденной крепости. Жилище его как бы повернуто спиной к улице. И если хозяин вздумает летом погреться на солнышке, он всегда усядется позади дома, я не перед ним. Окружающий мир должен оставаться за порогом. Заявиться к знакомым запросто, без приглашения или известив их перед приходом по телефону, здесь не принято. Неожиданный звонок у входной двери — большая редкость в Лондоне. Если такое и случается, то обычно под Новый год, когда это могут быть либо сборщики пожертвований на благотворительные цели, либо рождественские визитеры — разносчик газет, молочник, мусорщик, рассчитывающие на чаевые к празднику.
Дом служит англичанину крепостью, где он может укрыться не только от непрошеных посетителей, но и от надоевших забот. Переступить ЭТОТ порог значит для англичанина переместиться в совершенно другой мир.
Англичанин за порогом своего жилища полностью освобождается не только от повседневных забот, но и от постороннего нажима.
Согласно тексту, национальным символом англичан следовало бы считать
ВЗГЛЯД ЗА ИЗГОРОДЬ
Понятие патриотизма имеет на каждом из берегов Ла-Манша свои нюансы. Если француз любит свою землю за то, что она полита потом и кровью поколений, за тот труд, который с ней связан, труд пахаря и труд воина, то англичанин любит свою землю как родной дом, как то место, с которым у человека связаны не тяготы повседневного труда, а радости досуга. Образ родины для него — это обнесенный живой изгородью палисадник под окнами, который он охорашивает, радуясь воскресному дню. Именно эту изгородь, а не розу и не античную деву с трезубцем владычицы морей следовало бы считать национальным символом англичан.
Действительно, Англия — это царство частной жизни, гербом которого могло бы стать изображение изгороди и девиз: «Мой дом — моя крепость».
Англичанин подсознательно стремится отгородить свою частную жизнь от внешнего мира. «Мы любим быть сами по себе» — гласит излюбленная фраза. Какие бы отношения ни сложились между соседями, каждый из них строго держится своей стороны изгороди. Даже если смежные участки не разгорожены, граница их все равно соблюдается, словно глухая стена. Когда дети по невезению пересекают эту невидимую межу, их тут же с извинениями забирают обратно (правом экстерриториальности пользуются в подобных случаях лишь такие священные для англичанина существа, как собаки и кошки).
С соседями принято держаться приветливо, предупредительно, но без какой-либо фамильярности, способной показаться непрошеным вторжением в частную жизнь. Первая заповедь тут: не лезь в чужие дела. Англичанин инстинктивно относится к своему дому как к осажденной крепости. Жилище его как бы повернуто спиной к улице. И если хозяин вздумает летом погреться на солнышке, он всегда усядется позади дома, я не перед ним. Окружающий мир должен оставаться за порогом. Заявиться к знакомым запросто, без приглашения или известив их перед приходом по телефону, здесь не принято. Неожиданный звонок у входной двери — большая редкость в Лондоне. Если такое и случается, то обычно под Новый год, когда это могут быть либо сборщики пожертвований на благотворительные цели, либо рождественские визитеры — разносчик газет, молочник, мусорщик, рассчитывающие на чаевые к празднику.
Дом служит англичанину крепостью, где он может укрыться не только от непрошеных посетителей, но и от надоевших забот. Переступить ЭТОТ порог значит для англичанина переместиться в совершенно другой мир.
Англичанин за порогом своего жилища полностью освобождается не только от повседневных забот, но и от постороннего нажима.
В смысл фразы «Мой дом — моя крепость» не входит утверждение:
ВЗГЛЯД ЗА ИЗГОРОДЬ
Понятие патриотизма имеет на каждом из берегов Ла-Манша свои нюансы. Если француз любит свою землю за то, что она полита потом и кровью поколений, за тот труд, который с ней связан, труд пахаря и труд воина, то англичанин любит свою землю как родной дом, как то место, с которым у человека связаны не тяготы повседневного труда, а радости досуга. Образ родины для него — это обнесенный живой изгородью палисадник под окнами, который он охорашивает, радуясь воскресному дню. Именно эту изгородь, а не розу и не античную деву с трезубцем владычицы морей следовало бы считать национальным символом англичан.
Действительно, Англия — это царство частной жизни, гербом которого могло бы стать изображение изгороди и девиз: «Мой дом — моя крепость».
Англичанин подсознательно стремится отгородить свою частную жизнь от внешнего мира. «Мы любим быть сами по себе» — гласит излюбленная фраза. Какие бы отношения ни сложились между соседями, каждый из них строго держится своей стороны изгороди. Даже если смежные участки не разгорожены, граница их все равно соблюдается, словно глухая стена. Когда дети по невезению пересекают эту невидимую межу, их тут же с извинениями забирают обратно (правом экстерриториальности пользуются в подобных случаях лишь такие священные для англичанина существа, как собаки и кошки).
С соседями принято держаться приветливо, предупредительно, но без какой-либо фамильярности, способной показаться непрошеным вторжением в частную жизнь. Первая заповедь тут: не лезь в чужие дела. Англичанин инстинктивно относится к своему дому как к осажденной крепости. Жилище его как бы повернуто спиной к улице. И если хозяин вздумает летом погреться на солнышке, он всегда усядется позади дома, я не перед ним. Окружающий мир должен оставаться за порогом. Заявиться к знакомым запросто, без приглашения или известив их перед приходом по телефону, здесь не принято. Неожиданный звонок у входной двери — большая редкость в Лондоне. Если такое и случается, то обычно под Новый год, когда это могут быть либо сборщики пожертвований на благотворительные цели, либо рождественские визитеры — разносчик газет, молочник, мусорщик, рассчитывающие на чаевые к празднику.
Дом служит англичанину крепостью, где он может укрыться не только от непрошеных посетителей, но и от надоевших забот. Переступить ЭТОТ порог значит для англичанина переместиться в совершенно другой мир.
Англичанин за порогом своего жилища полностью освобождается не только от повседневных забот, но и от постороннего нажима.
Фраза англичан «Мы любим быть сами по себе» — отражает принцип жизни
ВЗГЛЯД ЗА ИЗГОРОДЬ
Понятие патриотизма имеет на каждом из берегов Ла-Манша свои нюансы. Если француз любит свою землю за то, что она полита потом и кровью поколений, за тот труд, который с ней связан, труд пахаря и труд воина, то англичанин любит свою землю как родной дом, как то место, с которым у человека связаны не тяготы повседневного труда, а радости досуга. Образ родины для него — это обнесенный живой изгородью палисадник под окнами, который он охорашивает, радуясь воскресному дню. Именно эту изгородь, а не розу и не античную деву с трезубцем владычицы морей следовало бы считать национальным символом англичан.
Действительно, Англия — это царство частной жизни, гербом которого могло бы стать изображение изгороди и девиз: «Мой дом — моя крепость».
Англичанин подсознательно стремится отгородить свою частную жизнь от внешнего мира. «Мы любим быть сами по себе» — гласит излюбленная фраза. Какие бы отношения ни сложились между соседями, каждый из них строго держится своей стороны изгороди. Даже если смежные участки не разгорожены, граница их все равно соблюдается, словно глухая стена. Когда дети по невезению пересекают эту невидимую межу, их тут же с извинениями забирают обратно (правом экстерриториальности пользуются в подобных случаях лишь такие священные для англичанина существа, как собаки и кошки).
С соседями принято держаться приветливо, предупредительно, но без какой-либо фамильярности, способной показаться непрошеным вторжением в частную жизнь. Первая заповедь тут: не лезь в чужие дела. Англичанин инстинктивно относится к своему дому как к осажденной крепости. Жилище его как бы повернуто спиной к улице. И если хозяин вздумает летом погреться на солнышке, он всегда усядется позади дома, я не перед ним. Окружающий мир должен оставаться за порогом. Заявиться к знакомым запросто, без приглашения или известив их перед приходом по телефону, здесь не принято. Неожиданный звонок у входной двери — большая редкость в Лондоне. Если такое и случается, то обычно под Новый год, когда это могут быть либо сборщики пожертвований на благотворительные цели, либо рождественские визитеры — разносчик газет, молочник, мусорщик, рассчитывающие на чаевые к празднику.
Дом служит англичанину крепостью, где он может укрыться не только от непрошеных посетителей, но и от надоевших забот. Переступить ЭТОТ порог значит для англичанина переместиться в совершенно другой мир.
Англичанин за порогом своего жилища полностью освобождается не только от повседневных забот, но и от постороннего нажима.
Правом экстерриториальности в Англии, согласно тексту, пользуются
ВЗГЛЯД ЗА ИЗГОРОДЬ
Понятие патриотизма имеет на каждом из берегов Ла-Манша свои нюансы. Если француз любит свою землю за то, что она полита потом и кровью поколений, за тот труд, который с ней связан, труд пахаря и труд воина, то англичанин любит свою землю как родной дом, как то место, с которым у человека связаны не тяготы повседневного труда, а радости досуга. Образ родины для него — это обнесенный живой изгородью палисадник под окнами, который он охорашивает, радуясь воскресному дню. Именно эту изгородь, а не розу и не античную деву с трезубцем владычицы морей следовало бы считать национальным символом англичан.
Действительно, Англия — это царство частной жизни, гербом которого могло бы стать изображение изгороди и девиз: «Мой дом — моя крепость».
Англичанин подсознательно стремится отгородить свою частную жизнь от внешнего мира. «Мы любим быть сами по себе» — гласит излюбленная фраза. Какие бы отношения ни сложились между соседями, каждый из них строго держится своей стороны изгороди. Даже если смежные участки не разгорожены, граница их все равно соблюдается, словно глухая стена. Когда дети по невезению пересекают эту невидимую межу, их тут же с извинениями забирают обратно (правом экстерриториальности пользуются в подобных случаях лишь такие священные для англичанина существа, как собаки и кошки).
С соседями принято держаться приветливо, предупредительно, но без какой-либо фамильярности, способной показаться непрошеным вторжением в частную жизнь. Первая заповедь тут: не лезь в чужие дела. Англичанин инстинктивно относится к своему дому как к осажденной крепости. Жилище его как бы повернуто спиной к улице. И если хозяин вздумает летом погреться на солнышке, он всегда усядется позади дома, я не перед ним. Окружающий мир должен оставаться за порогом. Заявиться к знакомым запросто, без приглашения или известив их перед приходом по телефону, здесь не принято. Неожиданный звонок у входной двери — большая редкость в Лондоне. Если такое и случается, то обычно под Новый год, когда это могут быть либо сборщики пожертвований на благотворительные цели, либо рождественские визитеры — разносчик газет, молочник, мусорщик, рассчитывающие на чаевые к празднику.
Дом служит англичанину крепостью, где он может укрыться не только от непрошеных посетителей, но и от надоевших забот. Переступить ЭТОТ порог значит для англичанина переместиться в совершенно другой мир.
Англичанин за порогом своего жилища полностью освобождается не только от повседневных забот, но и от постороннего нажима.
Согласно тексту, англичане не приветствуют в людях
Наверх