Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 1350
1.  
i

КА­ЗАХ­СКИЕ КОМ­ПО­ЗИ­ТО­РЫ XIX ВЕКА

В XIX веке из гущи ка­зах­ско­го на­ро­да по­яв­ля­ют­ся та­лант­ли­вые на­род­ные ком­по­зи­то­ры, об­ра­зо­вав­шие две школы. Ос­но­во­по­лож­ни­ком одной из них яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­тый ком­по­зи­тор-кюйши За­пад­но­го Ка­зах­ста­на Кур­ман­га­зы. Вто­рой круп­ней­ший на­род­ный ком­по­зи­тор-певец Цен­траль­но­го Ка­зах­ста­на — Бир­жан-сал. Во­круг этих ком­по­зи­то­ров груп­пи­ро­ва­лись и в даль­ней­шем стали их по­сле­до­ва­те­ля­ми ком­по­зи­то­ры-кюйши: Ка­зан­гап, Бай­сер­ке, Дау­лет­ке­рей, Сей­тек, Дина, Ыхлас — и ком­по­зи­то­ры-певцы: Ахан-серэ, Ба­лу­ан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жа­ры­л­гап и Ша­шу­бай. Про­из­ве­де­ния (песни, ме­ло­дии, кюи, мо­ти­вы и т. д.) этих на­род­ных ком­по­зи­то­ров рас­про­стра­ня­лись в на­ро­де изуст­но. Со­бра­ние, за­пи­си, на­уч­ное и твор­че­ское осво­е­ние этого му­зы­каль­но­го на­сле­дия по­лу­чи­ли раз­ви­тие бла­го­да­ря уси­ли­ям А. В. За­та­е­ви­ча, Е. Г. Бру­си­лов­ско­го, А. К. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди.

Ком­по­зи­тор Ыхлас Ду­ке­нов ис­пол­нял вес свои про­из­ве­де­ния на ко­бы­зе. Он зна­чи­тель­но раз­вил тех­ни­ку игры на этом ин­стру­мен­те, внёс раз­но­об­ра­зие в ме­ло­дии, ко­то­рые ис­пол­ня­ли до него на ко­бы­зе баксы-ша­ма­ны. Про­из­ве­де­ния Ых­ла­са кра­соч­но пе­ре­да­ют древ­ние ска­за­ния ка­за­хов о ге­ро­и­че­ских по­дви­гах ба­ты­ров, об их стрем­ле­нии к луч­шей жизни. Ых­ла­сом со­зда­ны такие песни, как «Акку», «Жал­гыз аяк» и дру­гие, по­лу­чив­шие впо­след­ствии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

На­род­ный ком­по­зи­тор Мухит Ме­ра­ли­ев со­здал много песен, ко­то­рые по­слу­жи­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния л со­зда­ния новых песен по­сле­ду­ю­щи­ми ав­то­ра­ми. Ему при­над­ле­жат зна­ме­ни­тая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».

Жаяу Муса был пев­цом-ком­по­зи­то­ром, акы­ном — ма­сте­ром слова. Его наи­бо­лее по­пу­ляр­ные про­из­ве­де­ния: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Ис­кендiр», «Тұрым­тай» — от­ли­ча­ют­ся ме­ло­дич­но­стью, ли­ри­че­ским на­стро­е­ни­ем, про­ник­ну­ты му­же­ством и оп­ти­миз­мом.

Сары Ба­ра­ков со­чи­нил такие из­вест­ные песни, как «Да­ри­та», «Ciбiрге ай­да­лу» и «Қыз Қосан». Все про­из­ве­де­ния Сары вос­хва­ля­ют му­же­ство, не­по­ко­ле­би­мый ге­ро­изм и пла­мен­ную энер­гию.

За­ме­ча­тель­ный поэт-лирик и та­лант­ли­вый на­род­ный певец Ахан-серэ, вос­пи­ты­вав­ший­ся в ме­че­ти сво­е­го дяди, ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом, вос­пе­вая лю­бовь, друж­бу, сер­деч­ные от­но­ше­ния мо­ло­де­жи. Зна­ме­ни­тые ме­ло­дии Ахана-серэ «Құлагер», «Қара­тор­гай», «Ак са­у­сак» и мно­гие дру­гие живут до сих пор и были ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны в ка­зах­ских опе­рах, а его ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния вышли от­дель­ным из­да­ни­ем.

Му­же­ство, ге­ро­изм и пла­мен­ная энер­гия — ос­нов­ная те­ма­ти­ка песен

1) Ахана-серэ
2) Жаяу Мусы
3) Му­хи­та Ме­ра­ли­е­ва
4) Сары Ба­ра­ко­ва
2.  
i

КА­ЗАХ­СКИЕ КОМ­ПО­ЗИ­ТО­РЫ XIX ВЕКА

В XIX веке из гущи ка­зах­ско­го на­ро­да по­яв­ля­ют­ся та­лант­ли­вые на­род­ные ком­по­зи­то­ры, об­ра­зо­вав­шие две школы. Ос­но­во­по­лож­ни­ком одной из них яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­тый ком­по­зи­тор-кюйши За­пад­но­го Ка­зах­ста­на Кур­ман­га­зы. Вто­рой круп­ней­ший на­род­ный ком­по­зи­тор-певец Цен­траль­но­го Ка­зах­ста­на — Бир­жан-сал. Во­круг этих ком­по­зи­то­ров груп­пи­ро­ва­лись и в даль­ней­шем стали их по­сле­до­ва­те­ля­ми ком­по­зи­то­ры-кюйши: Ка­зан­гап, Бай­сер­ке, Дау­лет­ке­рей, Сей­тек, Дина, Ыхлас — и ком­по­зи­то­ры-певцы: Ахан-серэ, Ба­лу­ан Шолак, Жаяу Муса, Асет, Майра, Жа­ры­л­гап и Ша­шу­бай. Про­из­ве­де­ния (песни, ме­ло­дии, кюи, мо­ти­вы и т. д.) этих на­род­ных ком­по­зи­то­ров рас­про­стра­ня­лись в на­ро­де изуст­но. Со­бра­ние, за­пи­си, на­уч­ное и твор­че­ское осво­е­ние этого му­зы­каль­но­го на­сле­дия по­лу­чи­ли раз­ви­тие бла­го­да­ря уси­ли­ям А. В. За­та­е­ви­ча, Е. Г. Бру­си­лов­ско­го, А. К. Жу­ба­но­ва и Л. Ха­ми­ди.

Ком­по­зи­тор Ыхлас Ду­ке­нов ис­пол­нял вес свои про­из­ве­де­ния на ко­бы­зе. Он зна­чи­тель­но раз­вил тех­ни­ку игры на этом ин­стру­мен­те, внёс раз­но­об­ра­зие в ме­ло­дии, ко­то­рые ис­пол­ня­ли до него на ко­бы­зе баксы-ша­ма­ны. Про­из­ве­де­ния Ых­ла­са кра­соч­но пе­ре­да­ют древ­ние ска­за­ния ка­за­хов о ге­ро­и­че­ских по­дви­гах ба­ты­ров, об их стрем­ле­нии к луч­шей жизни. Ых­ла­сом со­зда­ны такие песни, как «Акку», «Жал­гыз аяк» и дру­гие, по­лу­чив­шие впо­след­ствии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

На­род­ный ком­по­зи­тор Мухит Ме­ра­ли­ев со­здал много песен, ко­то­рые по­слу­жи­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния л со­зда­ния новых песен по­сле­ду­ю­щи­ми ав­то­ра­ми. Ему при­над­ле­жат зна­ме­ни­тая «Алуаш», «Дуние-ай», «Yлкен ораз», а также «Ай нам коз».

Жаяу Муса был пев­цом-ком­по­зи­то­ром, акы­ном — ма­сте­ром слова. Его наи­бо­лее по­пу­ляр­ные про­из­ве­де­ния: «Гауhар кыз», «Құлбай», «Ис­кендiр», «Тұрым­тай» — от­ли­ча­ют­ся ме­ло­дич­но­стью, ли­ри­че­ским на­стро­е­ни­ем, про­ник­ну­ты му­же­ством и оп­ти­миз­мом.

Сары Ба­ра­ков со­чи­нил такие из­вест­ные песни, как «Да­ри­та», «Ciбiрге ай­да­лу» и «Қыз Қосан». Все про­из­ве­де­ния Сары вос­хва­ля­ют му­же­ство, не­по­ко­ле­би­мый ге­ро­изм и пла­мен­ную энер­гию.

За­ме­ча­тель­ный поэт-лирик и та­лант­ли­вый на­род­ный певец Ахан-серэ, вос­пи­ты­вав­ший­ся в ме­че­ти сво­е­го дяди, ста­но­вит­ся стран­ству­ю­щим пев­цом, вос­пе­вая лю­бовь, друж­бу, сер­деч­ные от­но­ше­ния мо­ло­де­жи. Зна­ме­ни­тые ме­ло­дии Ахана-серэ «Құлагер», «Қара­тор­гай», «Ак са­у­сак» и мно­гие дру­гие живут до сих пор и были ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны в ка­зах­ских опе­рах, а его ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния вышли от­дель­ным из­да­ни­ем.

Ком­по­зи­то­ры-кюйши XIX века, со­глас­но тек­сту

1) Ша­шу­бай, Бир­жан-сал
2) Майра, Ба­лу­ан-сал
3) Ахан-серэ, Жа­ры­л­гап
4) Ка­зан­гап, Бай­сер­ке
3.  
i

Во фран­цуз­ском со­бо­ре в го­ро­де Рейм­се хра­нит­ся древ­нее Реймс­ское Еван-гелие (Книга ан­ге­лов), ко­то­рое по праву вхо­дит в на­ци­о­наль­ное куль­тур­ное на­сле­дие Фран­ции. Имен­но на нём в те­че­ние не­сколь­ких веков при­но­си­ли клят­ву фран­цуз­ские ко­ро­ли во время ко­ро­на­ции.

Осо­бый ин­те­рес к Еван­ге­лию на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни был вы­зван ещё тем, что книга была на­пи­са­на та­ин­ствен­ны­ми, ни­ко­му в сред­не­ве­ко­вой Фран­ции не­ве­до­мы­ми зна­ка­ми.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что впер­вые Книгу ан­ге­лов уда­лось про­честь го­стям из Рос­сии. Пётр Пер­вый в 1717 году по­се­тил Реймс­ский собор, и один из его при­ближённых (или даже сам царь) легко прочёл стро­ки свя­щен­ной книги. Дело в том, что пер­вая часть Реймс­ско­го Еван­ге­лия была на­пи­са­на ки­рил­ли­цей  — ста­ро­сла­вян­ской аз­бу­кой. Гра­мот­ный рус­ский че­ло­век Пет­ров­ской эпохи, ра­зу­ме­ет­ся, впол­не мог разо­брать над­пись.

Но от­ку­да взял­ся во фран­цуз­ском со­бо­ре текст на ки­рил­ли­це? Одна из ле­генд свя­зы­ва­ет Еван­ге­лие с име­нем Анны Яро­слав­ны, до­че­ри Яро­сла­ва Муд­ро­го. Когда бу­ду­щая ко­ро­ле­ва по­ки­да­ла отчий дом, то она увез­ла с собой в Париж боль­шое при­да­ное. Быть может, среди них было и Реймс­ское Еван­ге­лие.

(по ма­те­ри­а­лам Ин­тер­не­та, 158 слов)

Глав­ная мысль при­ведённого тек­ста за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем:

1) фран­цу­зы не умели чи­тать книги, на­пи­сан­ные ки­рил­ли­цей.
2) в со­бо­ре го­ро­да Рейм­са хра­нит­ся уди­ви­тель­ное Еван­ге­лие, ис­то­рия ко­то­ро­го полна ле­генд и за­га­док.
3) с Реймс­ским Еван­ге­ли­ем свя­за­на и рус­ская ис­то­рия.
4) Рус­ский царь Пётр I по­се­тил Фран­цию.
4.  
i

Во фран­цуз­ском со­бо­ре в го­ро­де Рейм­се хра­нит­ся древ­нее Реймс­ское Еван-гелие (Книга ан­ге­лов), ко­то­рое по праву вхо­дит в на­ци­о­наль­ное куль­тур­ное на­сле­дие Фран­ции. Имен­но на нём в те­че­ние не­сколь­ких веков при­но­си­ли клят­ву фран­цуз­ские ко­ро­ли во время ко­ро­на­ции.

Осо­бый ин­те­рес к Еван­ге­лию на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни был вы­зван ещё тем, что книга была на­пи­са­на та­ин­ствен­ны­ми, ни­ко­му в сред­не­ве­ко­вой Фран­ции не­ве­до­мы­ми зна­ка­ми.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что впер­вые Книгу ан­ге­лов уда­лось про­честь го­стям из Рос­сии. Пётр Пер­вый в 1717 году по­се­тил Реймс­ский собор, и один из его при­ближённых (или даже сам царь) легко прочёл стро­ки свя­щен­ной книги. Дело в том, что пер­вая часть Реймс­ско­го Еван­ге­лия была на­пи­са­на ки­рил­ли­цей  — ста­ро­сла­вян­ской аз­бу­кой. Гра­мот­ный рус­ский че­ло­век Пет­ров­ской эпохи, ра­зу­ме­ет­ся, впол­не мог разо­брать над­пись.

Но от­ку­да взял­ся во фран­цуз­ском со­бо­ре текст на ки­рил­ли­це? Одна из ле­генд свя­зы­ва­ет Еван­ге­лие с име­нем Анны Яро­слав­ны, до­че­ри Яро­сла­ва Муд­ро­го. Когда бу­ду­щая ко­ро­ле­ва по­ки­да­ла отчий дом, то она увез­ла с собой в Париж боль­шое при­да­ное. Быть может, среди них было и Реймс­ское Еван­ге­лие.

(по ма­те­ри­а­лам Ин­тер­не­та, 158 слов)

Из тек­ста можно узнать

1) об обы­ча­ях фран­цуз­ских ко­ро­лей же­нить­ся на рус­ских кня­ги­нях.
2) о том, что Анна Яро­слав­на по­ки­ну­ла ро­ди­ну по своей воле.
3) о том, что Реймс­ское Еван­ге­лие вхо­дит в на­ци­о­наль­ное куль­тур­ное на­сле­дие Фран­ции.
4) о том, что Реймс­ское Еван­ге­лие на­зы­ва­ли Кни­гой ан­ге­лов, по­то­му что Еван­ге­лие это на­чер­та­но язы­ком ан­ге­лов.
5.  
i

Во фран­цуз­ском со­бо­ре в го­ро­де Рейм­се хра­нит­ся древ­нее Реймс­ское Еван-гелие (Книга ан­ге­лов), ко­то­рое по праву вхо­дит в на­ци­о­наль­ное куль­тур­ное на­сле­дие Фран­ции. Имен­но на нём в те­че­ние не­сколь­ких веков при­но­си­ли клят­ву фран­цуз­ские ко­ро­ли во время ко­ро­на­ции.

Осо­бый ин­те­рес к Еван­ге­лию на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни был вы­зван ещё тем, что книга была на­пи­са­на та­ин­ствен­ны­ми, ни­ко­му в сред­не­ве­ко­вой Фран­ции не­ве­до­мы­ми зна­ка­ми.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что впер­вые Книгу ан­ге­лов уда­лось про­честь го­стям из Рос­сии. Пётр Пер­вый в 1717 году по­се­тил Реймс­ский собор, и один из его при­ближённых (или даже сам царь) легко прочёл стро­ки свя­щен­ной книги. Дело в том, что пер­вая часть Реймс­ско­го Еван­ге­лия была на­пи­са­на ки­рил­ли­цей  — ста­ро­сла­вян­ской аз­бу­кой. Гра­мот­ный рус­ский че­ло­век Пет­ров­ской эпохи, ра­зу­ме­ет­ся, впол­не мог разо­брать над­пись.

Но от­ку­да взял­ся во фран­цуз­ском со­бо­ре текст на ки­рил­ли­це? Одна из ле­генд свя­зы­ва­ет Еван­ге­лие с име­нем Анны Яро­слав­ны, до­че­ри Яро­сла­ва Муд­ро­го. Когда бу­ду­щая ко­ро­ле­ва по­ки­да­ла отчий дом, то она увез­ла с собой в Париж боль­шое при­да­ное. Быть может, среди них было и Реймс­ское Еван­ге­лие.

(по ма­те­ри­а­лам Ин­тер­не­та, 158 слов)

Какая по­сло­ви­ца может быть при­ме­ни­ма к со­дер­жа­нию тек­ста?

1) В чужой мо­на­стырь со своим уста­вом не ходят.
2) Глу­пец все­гда важ­ни­ча­ет.
3) Во вся­ком по­дво­рье  — свое по­ве­рье.
4) Перед гор­дым будь горд  — он не сын про­ро­ка; с веж­ли­вым будь веж­лив  — он не раб тво­е­го отца.
6.  
i

1. Вроде бы лю­бо­му че­ло­ве­ку ясно, что нель­зя брать чужие вещи. За­га­доч­ным об­ра­зом это про­стое пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ную про­дук­цию. Ин­тер­нет с его бес­ко­неч­ны­ми за­па­са­ми тек­стов лю­бо­го уров­ня стал на­сто­я­щей про­бле­мой для пре­по­да­ва­те­лей. Не­дав­но со­сто­ял­ся отбор мо­ло­дых людей: сту­ден­тов стар­ших кур­сов, док­то­ран­тов и на­чи­на­ю­щих пре­по­да­ва­те­лей — для уча­стия в лет­ней школе, ко­то­рую про­во­дил из­вест­ный вуз. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу и про­жи­ва­ние, перед ними вы­сту­па­ют из­вест­ные эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки. Кон­курс очень боль­шой! Надо было при­слать две ре­ко­мен­да­ции и не­боль­шое эссе про кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стра­ны — тему этого года.

2. И что вы ду­ма­е­те? Хо­ро­шо, ко­неч­но, что ин­тер­нет те­перь есть и в луч­ших сто­лич­ных вузах, и

в самой на­сто­я­щей глу­бин­ке. Вся про­вер­ка эссе — ведь это дол­жен был быть кон­курс — све­лась к вы­яс­не­нию, кто что сде­лал сам. Есть, ко­неч­но, и свои ма­лень­кие ра­до­сти. Ис­пы­ты­ва­ешь на­сто­я­щее чув­ство гор­до­сти, когда кто-то ска­чал ре­фе­рат, в ко­то­ром целый па­ра­граф за­им­ство­ван из твоей соб­ствен­ной ста­тьи. Ав­тор­ство, ко­неч­но, давно уже по­те­ря­но и ссы­лок нет, но свои-то род­ные строч­ки все­гда при­ят­но пе­ре­чи­тать. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды, на­при­мер, когда чи­та­ешь фразы: «В те­ку­щем 1994 году».

3. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но. Среди при­слав­ших эссе с боль­ши­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми — ни­ко­го не оби­дит, если я на­зо­ву их кра­де­ны­ми? — есть и мо­ло­дые пре­по­да­ва­те­ли, и ла­у­ре­а­ты ре­ги­о­наль­ных кон­кур­сов, и сти­пен­ди­а­ты раз­ных пре­стиж­ных фон­дов.

4. Глав­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что самый от­ри­ца­тель­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда на­сто­я­щие ав­то­ры пе­ре­ста­ют вы­кла­ды­вать свои на­уч­ные ра­бо­ты и курсы лек­ций для сво­бод­но­го до­сту­па. Это в точ­но­сти то же самое, что с за­щи­той прав соб­ствен­но­сти во всех осталь­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки: если че­ло­век опа­са­ет­ся, что пло­да­ми его труда и та­лан­та может вос­поль­зо­вать­ся кто-то дру­гой, он про­сто при­ла­га­ет мень­ше уси­лий. Не­уди­ви­тель­но, что те стра­ны, в ко­то­рых хо­ро­шо ра­бо­та­ют суды и ис­пол­ня­ют­ся кон­трак­ты, рас­тут го­раз­до быст­рее стран, где права соб­ствен­но­сти за­щи­ще­ны плохо.

Зна­че­ние слова «ре­фе­рат» в вы­де­лен­ном пред­ло­же­нии

1) по­ло­же­ние, из­ла­га­ю­щее одну из ос­нов­ных мыс­лей до­кла­да, ста­тьи
2) по­сле­до­ва­тель­ный рас­сказ о чем-либо
3) крат­кое из­ло­же­ние, ис­сле­до­ва­ние
4) со­об­ще­ние, вы­зван­ное во­про­сом
7.  
i

1. Вроде бы лю­бо­му че­ло­ве­ку ясно, что нель­зя брать чужие вещи. За­га­доч­ным об­ра­зом это про­стое пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ную про­дук­цию. Ин­тер­нет с его бес­ко­неч­ны­ми за­па­са­ми тек­стов лю­бо­го уров­ня стал на­сто­я­щей про­бле­мой для пре­по­да­ва­те­лей. Не­дав­но со­сто­ял­ся отбор мо­ло­дых людей: сту­ден­тов стар­ших кур­сов, док­то­ран­тов и на­чи­на­ю­щих пре­по­да­ва­те­лей — для уча­стия в лет­ней школе, ко­то­рую про­во­дил из­вест­ный вуз. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу и про­жи­ва­ние, перед ними вы­сту­па­ют из­вест­ные эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки. Кон­курс очень боль­шой! Надо было при­слать две ре­ко­мен­да­ции и не­боль­шое эссе про кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стра­ны — тему этого года.

2. И что вы ду­ма­е­те? Хо­ро­шо, ко­неч­но, что ин­тер­нет те­перь есть и в луч­ших сто­лич­ных вузах, и

в самой на­сто­я­щей глу­бин­ке. Вся про­вер­ка эссе — ведь это дол­жен был быть кон­курс — све­лась к вы­яс­не­нию, кто что сде­лал сам. Есть, ко­неч­но, и свои ма­лень­кие ра­до­сти. Ис­пы­ты­ва­ешь на­сто­я­щее чув­ство гор­до­сти, когда кто-то ска­чал ре­фе­рат, в ко­то­ром целый па­ра­граф за­им­ство­ван из твоей соб­ствен­ной ста­тьи. Ав­тор­ство, ко­неч­но, давно уже по­те­ря­но и ссы­лок нет, но свои-то род­ные строч­ки все­гда при­ят­но пе­ре­чи­тать. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды, на­при­мер, когда чи­та­ешь фразы: «В те­ку­щем 1994 году».

3. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но. Среди при­слав­ших эссе с боль­ши­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми — ни­ко­го не оби­дит, если я на­зо­ву их кра­де­ны­ми? — есть и мо­ло­дые пре­по­да­ва­те­ли, и ла­у­ре­а­ты ре­ги­о­наль­ных кон­кур­сов, и сти­пен­ди­а­ты раз­ных пре­стиж­ных фон­дов.

4. Глав­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что самый от­ри­ца­тель­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда на­сто­я­щие ав­то­ры пе­ре­ста­ют вы­кла­ды­вать свои на­уч­ные ра­бо­ты и курсы лек­ций для сво­бод­но­го до­сту­па. Это в точ­но­сти то же самое, что с за­щи­той прав соб­ствен­но­сти во всех осталь­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки: если че­ло­век опа­са­ет­ся, что пло­да­ми его труда и та­лан­та может вос­поль­зо­вать­ся кто-то дру­гой, он про­сто при­ла­га­ет мень­ше уси­лий. Не­уди­ви­тель­но, что те стра­ны, в ко­то­рых хо­ро­шо ра­бо­та­ют суды и ис­пол­ня­ют­ся кон­трак­ты, рас­тут го­раз­до быст­рее стран, где права соб­ствен­но­сти за­щи­ще­ны плохо.

По­сле­до­ва­тель­ность пред­ло­же­ний по тек­сту

1. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды.

2. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но.

3. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу к про­жи­ва­ние.

1) 3, 2, 1
2) 1, 2, 3
3) 3, 1, 2
4) 1, 3, 2
8.  
i

1. Вроде бы лю­бо­му че­ло­ве­ку ясно, что нель­зя брать чужие вещи. За­га­доч­ным об­ра­зом это про­стое пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ную про­дук­цию. Ин­тер­нет с его бес­ко­неч­ны­ми за­па­са­ми тек­стов лю­бо­го уров­ня стал на­сто­я­щей про­бле­мой для пре­по­да­ва­те­лей. Не­дав­но со­сто­ял­ся отбор мо­ло­дых людей: сту­ден­тов стар­ших кур­сов, док­то­ран­тов и на­чи­на­ю­щих пре­по­да­ва­те­лей — для уча­стия в лет­ней школе, ко­то­рую про­во­дил из­вест­ный вуз. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу и про­жи­ва­ние, перед ними вы­сту­па­ют из­вест­ные эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки. Кон­курс очень боль­шой! Надо было при­слать две ре­ко­мен­да­ции и не­боль­шое эссе про кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стра­ны — тему этого года.

2. И что вы ду­ма­е­те? Хо­ро­шо, ко­неч­но, что ин­тер­нет те­перь есть и в луч­ших сто­лич­ных вузах, и

в самой на­сто­я­щей глу­бин­ке. Вся про­вер­ка эссе — ведь это дол­жен был быть кон­курс — све­лась к вы­яс­не­нию, кто что сде­лал сам. Есть, ко­неч­но, и свои ма­лень­кие ра­до­сти. Ис­пы­ты­ва­ешь на­сто­я­щее чув­ство гор­до­сти, когда кто-то ска­чал ре­фе­рат, в ко­то­ром целый па­ра­граф за­им­ство­ван из твоей соб­ствен­ной ста­тьи. Ав­тор­ство, ко­неч­но, давно уже по­те­ря­но и ссы­лок нет, но свои-то род­ные строч­ки все­гда при­ят­но пе­ре­чи­тать. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды, на­при­мер, когда чи­та­ешь фразы: «В те­ку­щем 1994 году».

3. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но. Среди при­слав­ших эссе с боль­ши­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми — ни­ко­го не оби­дит, если я на­зо­ву их кра­де­ны­ми? — есть и мо­ло­дые пре­по­да­ва­те­ли, и ла­у­ре­а­ты ре­ги­о­наль­ных кон­кур­сов, и сти­пен­ди­а­ты раз­ных пре­стиж­ных фон­дов.

4. Глав­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что самый от­ри­ца­тель­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда на­сто­я­щие ав­то­ры пе­ре­ста­ют вы­кла­ды­вать свои на­уч­ные ра­бо­ты и курсы лек­ций для сво­бод­но­го до­сту­па. Это в точ­но­сти то же самое, что с за­щи­той прав соб­ствен­но­сти во всех осталь­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки: если че­ло­век опа­са­ет­ся, что пло­да­ми его труда и та­лан­та может вос­поль­зо­вать­ся кто-то дру­гой, он про­сто при­ла­га­ет мень­ше уси­лий. Не­уди­ви­тель­но, что те стра­ны, в ко­то­рых хо­ро­шо ра­бо­та­ют суды и ис­пол­ня­ют­ся кон­трак­ты, рас­тут го­раз­до быст­рее стран, где права соб­ствен­но­сти за­щи­ще­ны плохо.

Со­глас­но тек­сту, перед участ­ни­ка­ми лет­ней школы вы­сту­па­ют

1) эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки
2) эко­но­ми­сты и ав­то­ры учеб­ни­ков
3) пре­по­да­ва­те­ли за­ру­беж­ных вузов
4) по­ли­то­ло­ги и эко­но­ми­сты
9.  
i

1. Вроде бы лю­бо­му че­ло­ве­ку ясно, что нель­зя брать чужие вещи. За­га­доч­ным об­ра­зом это про­стое пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ную про­дук­цию. Ин­тер­нет с его бес­ко­неч­ны­ми за­па­са­ми тек­стов лю­бо­го уров­ня стал на­сто­я­щей про­бле­мой для пре­по­да­ва­те­лей. Не­дав­но со­сто­ял­ся отбор мо­ло­дых людей: сту­ден­тов стар­ших кур­сов, док­то­ран­тов и на­чи­на­ю­щих пре­по­да­ва­те­лей — для уча­стия в лет­ней школе, ко­то­рую про­во­дил из­вест­ный вуз. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу и про­жи­ва­ние, перед ними вы­сту­па­ют из­вест­ные эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки. Кон­курс очень боль­шой! Надо было при­слать две ре­ко­мен­да­ции и не­боль­шое эссе про кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стра­ны — тему этого года.

2. И что вы ду­ма­е­те? Хо­ро­шо, ко­неч­но, что ин­тер­нет те­перь есть и в луч­ших сто­лич­ных вузах, и

в самой на­сто­я­щей глу­бин­ке. Вся про­вер­ка эссе — ведь это дол­жен был быть кон­курс — све­лась к вы­яс­не­нию, кто что сде­лал сам. Есть, ко­неч­но, и свои ма­лень­кие ра­до­сти. Ис­пы­ты­ва­ешь на­сто­я­щее чув­ство гор­до­сти, когда кто-то ска­чал ре­фе­рат, в ко­то­ром целый па­ра­граф за­им­ство­ван из твоей соб­ствен­ной ста­тьи. Ав­тор­ство, ко­неч­но, давно уже по­те­ря­но и ссы­лок нет, но свои-то род­ные строч­ки все­гда при­ят­но пе­ре­чи­тать. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды, на­при­мер, когда чи­та­ешь фразы: «В те­ку­щем 1994 году».

3. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но. Среди при­слав­ших эссе с боль­ши­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми — ни­ко­го не оби­дит, если я на­зо­ву их кра­де­ны­ми? — есть и мо­ло­дые пре­по­да­ва­те­ли, и ла­у­ре­а­ты ре­ги­о­наль­ных кон­кур­сов, и сти­пен­ди­а­ты раз­ных пре­стиж­ных фон­дов.

4. Глав­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что самый от­ри­ца­тель­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда на­сто­я­щие ав­то­ры пе­ре­ста­ют вы­кла­ды­вать свои на­уч­ные ра­бо­ты и курсы лек­ций для сво­бод­но­го до­сту­па. Это в точ­но­сти то же самое, что с за­щи­той прав соб­ствен­но­сти во всех осталь­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки: если че­ло­век опа­са­ет­ся, что пло­да­ми его труда и та­лан­та может вос­поль­зо­вать­ся кто-то дру­гой, он про­сто при­ла­га­ет мень­ше уси­лий. Не­уди­ви­тель­но, что те стра­ны, в ко­то­рых хо­ро­шо ра­бо­та­ют суды и ис­пол­ня­ют­ся кон­трак­ты, рас­тут го­раз­до быст­рее стран, где права соб­ствен­но­сти за­щи­ще­ны плохо.

От­ри­ца­тель­ный эф­фект, о ко­то­ром го­во­рит­ся в 4 аб­за­це

1) Быст­рее раз­ви­ва­ют­ся стра­ны, в ко­то­рых права ав­то­ра за­щи­ще­ны.
2) Пла­ги­ат — это во­ров­ство.
3) Кон­кур­сы и сти­пен­дии могли бы вы­иг­рать дру­гие участ­ни­ки.
4) Ав­то­ры не пуб­ли­ку­ют свои на­уч­ные ра­бо­ты для сво­бод­но­го до­сту­па.
10.  
i

1. Вроде бы лю­бо­му че­ло­ве­ку ясно, что нель­зя брать чужие вещи. За­га­доч­ным об­ра­зом это про­стое пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на ин­тел­лек­ту­аль­ную про­дук­цию. Ин­тер­нет с его бес­ко­неч­ны­ми за­па­са­ми тек­стов лю­бо­го уров­ня стал на­сто­я­щей про­бле­мой для пре­по­да­ва­те­лей. Не­дав­но со­сто­ял­ся отбор мо­ло­дых людей: сту­ден­тов стар­ших кур­сов, док­то­ран­тов и на­чи­на­ю­щих пре­по­да­ва­те­лей — для уча­стия в лет­ней школе, ко­то­рую про­во­дил из­вест­ный вуз. Участ­ни­кам этой школы опла­чи­ва­ют до­ро­гу и про­жи­ва­ние, перед ними вы­сту­па­ют из­вест­ные эко­но­ми­сты и по­ли­ти­ки. Кон­курс очень боль­шой! Надо было при­слать две ре­ко­мен­да­ции и не­боль­шое эссе про кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стра­ны — тему этого года.

2. И что вы ду­ма­е­те? Хо­ро­шо, ко­неч­но, что ин­тер­нет те­перь есть и в луч­ших сто­лич­ных вузах, и

в самой на­сто­я­щей глу­бин­ке. Вся про­вер­ка эссе — ведь это дол­жен был быть кон­курс — све­лась к вы­яс­не­нию, кто что сде­лал сам. Есть, ко­неч­но, и свои ма­лень­кие ра­до­сти. Ис­пы­ты­ва­ешь на­сто­я­щее чув­ство гор­до­сти, когда кто-то ска­чал ре­фе­рат, в ко­то­ром целый па­ра­граф за­им­ство­ван из твоей соб­ствен­ной ста­тьи. Ав­тор­ство, ко­неч­но, давно уже по­те­ря­но и ссы­лок нет, но свои-то род­ные строч­ки все­гда при­ят­но пе­ре­чи­тать. Бы­ва­ют про­сто смеш­ные эпи­зо­ды, на­при­мер, когда чи­та­ешь фразы: «В те­ку­щем 1994 году».

3. Все это было бы по-на­сто­я­ще­му смеш­но, если бы не было так груст­но. Среди при­слав­ших эссе с боль­ши­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми — ни­ко­го не оби­дит, если я на­зо­ву их кра­де­ны­ми? — есть и мо­ло­дые пре­по­да­ва­те­ли, и ла­у­ре­а­ты ре­ги­о­наль­ных кон­кур­сов, и сти­пен­ди­а­ты раз­ных пре­стиж­ных фон­дов.

4. Глав­ная про­бле­ма со­сто­ит в том, что самый от­ри­ца­тель­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда на­сто­я­щие ав­то­ры пе­ре­ста­ют вы­кла­ды­вать свои на­уч­ные ра­бо­ты и курсы лек­ций для сво­бод­но­го до­сту­па. Это в точ­но­сти то же самое, что с за­щи­той прав соб­ствен­но­сти во всех осталь­ных от­рас­лях эко­но­ми­ки: если че­ло­век опа­са­ет­ся, что пло­да­ми его труда и та­лан­та может вос­поль­зо­вать­ся кто-то дру­гой, он про­сто при­ла­га­ет мень­ше уси­лий. Не­уди­ви­тель­но, что те стра­ны, в ко­то­рых хо­ро­шо ра­бо­та­ют суды и ис­пол­ня­ют­ся кон­трак­ты, рас­тут го­раз­до быст­рее стран, где права соб­ствен­но­сти за­щи­ще­ны плохо.

Пре­тен­ден­ты пи­са­ли эссе о\об

1) выс­шем об­ра­зо­ва­нии в глу­бин­ке
2) ав­тор­ском праве
3) ма­лень­ких ра­до­стях в жизни
4) кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти стра­ны