Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 1251
1.  
i

Пре­иму­ще­ствен­ное ис­поль­зо­ва­ние пра­вой или левой ко­неч­но­сти, или, как го­во­рят уче­ные, дви­га­тель­ная асим­мет­рия, свой­ствен­но не толь­ко че­ло­ве­ку, но и жи­вот­ным самых раз­ных видов.

Мно­гие птицы — ле­бе­ди, цапли, фла­мин­го — спят, стоя на одной ноге. Также по­сту­па­ют и не­ко­то­рые птицы, про­во­дя­щие ночь на де­ре­вьях. Они одной лап­кой дер­жат­ся за ветку, а дру­гую пря­чут в опе­ре­ние, чтобы не мерз­ла. У всех видов птиц при­мер­но оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство право- и ле­во­ла­пых. Птицы-левши скла­ды­ва­ют кры­лья так, что левое крыло на­кла­ды­ва­ет­ся на пра­вое, а прав­ши — на­о­бо­рот.

Среди до­маш­них кошек пре­об­ла­да­ют прав­ши. Пра­вой лапой 40% из них при­дер­жи­ва­ют корм во время еды, вы­тас­ки­ва­ют из-под ди­ва­на за­ка­тив­ший­ся туда клу­бок, обо­ро­ня­ют­ся. Лишь 20% кошек пред­по­чи­та­ют для этого левую лапу (осталь­ные 40% кошек рав­но­прав­но ис­поль­зу­ют обе ко­неч­но­сти).

Обе­зья­ны, про­во­дя­щие боль­шую часть жизни в кро­нах де­ре­вьев, долж­ны оди­на­ко­во хо­ро­шо вла­деть всеми че­тырь­мя ко­неч­но­стя­ми. ______ при же­сти­ку­ля­ции и ма­ни­пу­ля­ци­ях с пал­кой они поль­зу­ют­ся пра­вой рукой чаще, ем левой. Пре­иму­ще­ствен­ная пра­во­ла­пость ха­рак­тер­на также для мор­жей, китов-гор­ба­чей и мор­ских сви­ней. Слоны, до­мо­вые мыши, крысы, ло­ша­ди бы­ва­ют и прав­ша­ми, и лев­ша­ми. Кста­ти, уче­ные пока не об­на­ру­жи­ли видов, среди ко­то­рых пре­об­ла­да­ли бы левши.

Дви­га­тель­ная асим­мет­рия про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в ис­поль­зо­ва­нии лап. Если в ко­ри­дор пу­стить со­ба­ку, она, ско­рее всего, по­бе­жит вдоль него, при­дер­жи­ва­ясь какой-то опре­де­лен­ной стен­ки, пра­вой или левой. В новом ко­ри­до­ре жи­вот­ное будет вы­би­рать свою из­люб­лен­ную сто­ро­ну дви­же­ния, а если на пути встре­тит­ся пе­ре­кре­сток, свер­нет в ту же сто­ро­ну. Так же ведут себя в Т-об­раз­ном ла­би­рин­те белые крысы и мыши, че­ре­па­хи, жабы и рыбы. Даже у боль­шин­ства зем­ля­ных чер­вей есть свои «при­о­ри­тет­ные на­прав­ле­ния» по­во­ро­та. Не­ко­то­рые го­лу­би при по­ле­те пред­по­чи­та­ют кру­жить­ся впра­во, а дру­гие — влево. За это го­лу­бей из­дав­на в на­ро­де делят на «пра­ву­хов» и «ле­ву­хов». Зад­няя часть тела вол­ков и собак при беге не­сколь­ко за­но­сит­ся вбок, по­это­му их раз­де­ля­ют на право- и ле­во­бе­га­ю­щих.

Уче­ные уста­но­ви­ли не­сколь­ко фак­то­ров, при­во­дя­щих к дви­га­тель­ной асим­мет­рии. Глав­ное — это асим­мет­рия моз­го­вых струк­тур, ко­то­рая пред­опре­де­ле­на ге­не­ти­че­ски.

Утвер­жде­ние, ко­то­ро­му пред­став­лен ряд по­сле­до­ва­тель­ных до­ка­за­тельств

1) Ло­ша­ди бы­ва­ют прав­ша­ми и лев­ша­ми
2) Кошки рав­но­прав­но ис­поль­зу­ют обе ко­неч­но­сти
3) Пра­во­ла­пость ха­рак­тер­на для мор­ских жи­вот­ных
4) Дви­га­тель­ная асим­мет­рия свой­ствен­на жи­вот­ным самых раз­ных видов
2.  
i

Пре­иму­ще­ствен­ное ис­поль­зо­ва­ние пра­вой или левой ко­неч­но­сти, или, как го­во­рят уче­ные, дви­га­тель­ная асим­мет­рия, свой­ствен­но не толь­ко че­ло­ве­ку, но и жи­вот­ным самых раз­ных видов.

Мно­гие птицы — ле­бе­ди, цапли, фла­мин­го — спят, стоя на одной ноге. Также по­сту­па­ют и не­ко­то­рые птицы, про­во­дя­щие ночь на де­ре­вьях. Они одной лап­кой дер­жат­ся за ветку, а дру­гую пря­чут в опе­ре­ние, чтобы не мерз­ла. У всех видов птиц при­мер­но оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство право- и ле­во­ла­пых. Птицы-левши скла­ды­ва­ют кры­лья так, что левое крыло на­кла­ды­ва­ет­ся на пра­вое, а прав­ши — на­о­бо­рот.

Среди до­маш­них кошек пре­об­ла­да­ют прав­ши. Пра­вой лапой 40% из них при­дер­жи­ва­ют корм во время еды, вы­тас­ки­ва­ют из-под ди­ва­на за­ка­тив­ший­ся туда клу­бок, обо­ро­ня­ют­ся. Лишь 20% кошек пред­по­чи­та­ют для этого левую лапу (осталь­ные 40% кошек рав­но­прав­но ис­поль­зу­ют обе ко­неч­но­сти).

Обе­зья­ны, про­во­дя­щие боль­шую часть жизни в кро­нах де­ре­вьев, долж­ны оди­на­ко­во хо­ро­шо вла­деть всеми че­тырь­мя ко­неч­но­стя­ми. ______ при же­сти­ку­ля­ции и ма­ни­пу­ля­ци­ях с пал­кой они поль­зу­ют­ся пра­вой рукой чаще, ем левой. Пре­иму­ще­ствен­ная пра­во­ла­пость ха­рак­тер­на также для мор­жей, китов-гор­ба­чей и мор­ских сви­ней. Слоны, до­мо­вые мыши, крысы, ло­ша­ди бы­ва­ют и прав­ша­ми, и лев­ша­ми. Кста­ти, уче­ные пока не об­на­ру­жи­ли видов, среди ко­то­рых пре­об­ла­да­ли бы левши.

Дви­га­тель­ная асим­мет­рия про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в ис­поль­зо­ва­нии лап. Если в ко­ри­дор пу­стить со­ба­ку, она, ско­рее всего, по­бе­жит вдоль него, при­дер­жи­ва­ясь какой-то опре­де­лен­ной стен­ки, пра­вой или левой. В новом ко­ри­до­ре жи­вот­ное будет вы­би­рать свою из­люб­лен­ную сто­ро­ну дви­же­ния, а если на пути встре­тит­ся пе­ре­кре­сток, свер­нет в ту же сто­ро­ну. Так же ведут себя в Т-об­раз­ном ла­би­рин­те белые крысы и мыши, че­ре­па­хи, жабы и рыбы. Даже у боль­шин­ства зем­ля­ных чер­вей есть свои «при­о­ри­тет­ные на­прав­ле­ния» по­во­ро­та. Не­ко­то­рые го­лу­би при по­ле­те пред­по­чи­та­ют кру­жить­ся впра­во, а дру­гие — влево. За это го­лу­бей из­дав­на в на­ро­де делят на «пра­ву­хов» и «ле­ву­хов». Зад­няя часть тела вол­ков и собак при беге не­сколь­ко за­но­сит­ся вбок, по­это­му их раз­де­ля­ют на право- и ле­во­бе­га­ю­щих.

Уче­ные уста­но­ви­ли не­сколь­ко фак­то­ров, при­во­дя­щих к дви­га­тель­ной асим­мет­рии. Глав­ное — это асим­мет­рия моз­го­вых струк­тур, ко­то­рая пред­опре­де­ле­на ге­не­ти­че­ски.

Вме­сто про­пус­ка можно вста­вить слово (со­че­та­ние слов)

1) во-пер­вых
2) по­это­му
3) по­то­му что
4) од­на­ко
3.  
i

1. Мир на­се­ко­мых богат и раз­но­об­ра­зен. В Крас­ную книгу Ка­зах­ста­на за­не­се­ны мно­гие виды ба­бо­чек. Рас­смот­рим наи­бо­лее ярких пред­ста­ви­те­лей.

2. Ба­боч­ка ли­мон­ни­ца по­лу­чи­ла на­зва­ние кру­шин­ни­ца, так как гу­се­ни­цы живут на кру­ши­не. Вид ли­мон­ни­цы от­но­сит­ся к се­мей­ству бе­ля­нок — днев­ных ба­бо­чек. Самцы ли­мон­ни­цы от­ли­ча­ют­ся ярко-жел­тым окра­сом кры­льев, а самки — блед­но-зе­ле­ным. В цен­тре каж­до­го крыла есть крас­ная точка. Оби­та­ют взрос­лые особи в хвой­ных лесах и про­се­ках, лугах, садах и пар­ках. Ин­те­рес­но, что окрас ба­боч­ки от­лич­но по­мо­га­ет мас­ки­ро­вать­ся. Блед­ную рас­цвет­ку ба­боч­ки легко спу­тать с рас­те­ни­ем, а если на­се­ко­мое по­тре­во­жить, оно сло­жит кры­лья и по­ле­тит вниз, как ли­сто­чек.

3. Ба­боч­ка пав­ли­ний глаз из се­мей­ства ним­фа­лид оли­це­тво­ря­ет кра­со­ту и гра­цию. На­зва­ние этой ба­боч­ки про­изо­шло бла­го­да­ря не­обыч­ной мас­ки­ров­ке на­се­ко­мо­го. Спе­ци­фи­че­ские пятна на кры­льях по­хо­жи на окрас хво­ста пав­ли­на. Ла­тин­ское на­зва­ние про­ис­хо­дит из древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии — от имен царя Инаха и его до­че­ри Ио. Самки ба­боч­ки круп­нее сам­цов. Ос­нов­ной цвет кры­льев — крас­но-бурый, а снизу рас­по­ло­же­ны го­лу­бые глаз­ки. Пав­ли­ний глаз встре­ча­ет­ся на полях, лугах, близ рек и во­до­е­мов. Из­ред­ка они за­ле­та­ют в овра­ги и пу­сты­ри. Взрос­лые особи любят цве­точ­ный нек­тар и дре­вес­ный сок.

4. Крас­ная книга по­пол­ни­лась яркой ба­боч­кой се­мей­ства ним­фа­лид кра­пив­ни­цей. Кры­лья ба­бо­чек свер­ху кир­пич­но-крас­ные с тем­ны­ми пят­на­ми. По краям они от­де­ле­ны кай­мой из го­лу­бых кра­пи­нок. Гу­се­ни­цы пи­та­ют­ся раз­лич­ны­ми ви­да­ми кра­пи­вы, хме­лем, ко­ноп­лей. Ба­боч­ки пред­по­чи­та­ют пить за­бро­див­ший бе­ре­зо­вый сок, от этого не­ред­ко хме­ле­ют. По­это­му к кра­пив­ни­цам легко по­до­брать­ся и рас­смот­реть. Ин­те­рес­но, что этот вид спо­со­бен раз­ли­чать крас­ный цвет. Су­ще­ству­ет по­ве­рье, что, если кра­пив­ни­ца за­ле­та­ет в по­ме­ще­ние, будет дождь и гроза.

5. Го­лу­бян­ка ал­тай­ская от­но­сит­ся к днев­ным ба­боч­кам. Кры­лья и тель­це на­се­ко­мо­го от­ли­ча­ют­ся нежно-го­лу­бым окра­сом с вкрап­ле­ни­я­ми. По краям кры­лья очер­че­ны белой кай­мой. Се­лят­ся ба­боч­ки на ска­ли­стой мест­но­сти, скло­нах, гор­ных лугах. Гу­се­ни­цы пи­та­ют­ся остро­ло­доч­ни­ком. Ин­те­ре­сен про­ме­жу­ток вре­ме­ни пре­вра­ще­ния гу­се­ни­цы го­лу­бян­ки во взрос­лую особь. Ку­кол­ки и гу­се­ни­цы по­ко­ят­ся вб­ли­зи му­ра­вей­ни­ков. Когда при­хо­дит время, они по­сы­ла­ют хи­ми­че­ские сиг­на­лы, ко­то­рые поз­во­ля­ют кон­тро­ли­ро­вать по­ве­де­ние му­ра­вьев. Затем гу­се­ни­цы с цвет­ка спус­ка­ют­ся на землю и под­жи­да­ют му­ра­вьев, ко­то­рые от­но­сят их в му­ра­вей­ник. Там они спо­кой­но по­еда­ют ли­чин­ки и, пре­вра­ща­ясь в ба­бо­чек, уле­та­ют на волю.

6. Браж­ник сле­пой от­но­сит­ся к ноч­ным ба­боч­кам. От­лич­ная мас­ки­ров­ка и тем­ное время суток сни­жа­ют шансы хоть раз уви­деть это на­се­ко­мое. Браж­ник сле­пой — круп­ные ба­боч­ки с раз­ма­хом кры­льев 55 − 70 мм. Верх­ние кры­лыш­ки окра­ше­ны в свет­ло-кре­мо­вый от­те­нок с ко­рич­не­вы­ми раз­во­да­ми, а ниж­ние имеют нежно-ро­зо­вый окрас. Браж­ни­ки оби­та­ют в лист­вен­ных лесах, возле рек. Любят пря­тать­ся в иво­вых за­рос­лях. Гу­се­ни­цы кор­мят­ся на бе­ре­зах, оси­нах, то­по­лях. Взрос­лые особи пьют нек­тар. В Крас­ную книгу Ка­зах­ста­на за­не­се­ны и дру­гие виды браж­ни­ков.

7. Ба­боч­ки Ка­зах­ста­на, за­не­сен­ные в Крас­ную книгу, ис­че­за­ют по раз­ным при­чи­нам. Но глав­ный фак­тор — это че­ло­ве­че­ское вме­ша­тель­ство в при­ро­ду. На­де­ем­ся, что эти виды еще по­ра­ду­ют своим по­яв­ле­ни­ем сле­ду­ю­щие по­ко­ле­ния.

Ин­фор­ма­ция, со­от­вет­ству­ю­щая тек­сту

1) Окрас ба­боч­ки ли­мон­ни­цы по­мо­га­ет мас­ки­ро­вать­ся.
2) Ос­нов­ной цвет кры­льев браж­ни­ка сле­по­го — крас­но-бурый.
3) Самки ба­боч­ки го­лу­бян­ки Ал­тай­ской круп­нее сам­цов.
4) Слож­но по­до­брать­ся и раз­гля­деть кра­пив­ни­цу.
4.  
i

1. Мир на­се­ко­мых богат и раз­но­об­ра­зен. В Крас­ную книгу Ка­зах­ста­на за­не­се­ны мно­гие виды ба­бо­чек. Рас­смот­рим наи­бо­лее ярких пред­ста­ви­те­лей.

2. Ба­боч­ка ли­мон­ни­ца по­лу­чи­ла на­зва­ние кру­шин­ни­ца, так как гу­се­ни­цы живут на кру­ши­не. Вид ли­мон­ни­цы от­но­сит­ся к се­мей­ству бе­ля­нок — днев­ных ба­бо­чек. Самцы ли­мон­ни­цы от­ли­ча­ют­ся ярко-жел­тым окра­сом кры­льев, а самки — блед­но-зе­ле­ным. В цен­тре каж­до­го крыла есть крас­ная точка. Оби­та­ют взрос­лые особи в хвой­ных лесах и про­се­ках, лугах, садах и пар­ках. Ин­те­рес­но, что окрас ба­боч­ки от­лич­но по­мо­га­ет мас­ки­ро­вать­ся. Блед­ную рас­цвет­ку ба­боч­ки легко спу­тать с рас­те­ни­ем, а если на­се­ко­мое по­тре­во­жить, оно сло­жит кры­лья и по­ле­тит вниз, как ли­сто­чек.

3. Ба­боч­ка пав­ли­ний глаз из се­мей­ства ним­фа­лид оли­це­тво­ря­ет кра­со­ту и гра­цию. На­зва­ние этой ба­боч­ки про­изо­шло бла­го­да­ря не­обыч­ной мас­ки­ров­ке на­се­ко­мо­го. Спе­ци­фи­че­ские пятна на кры­льях по­хо­жи на окрас хво­ста пав­ли­на. Ла­тин­ское на­зва­ние про­ис­хо­дит из древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии — от имен царя Инаха и его до­че­ри Ио. Самки ба­боч­ки круп­нее сам­цов. Ос­нов­ной цвет кры­льев — крас­но-бурый, а снизу рас­по­ло­же­ны го­лу­бые глаз­ки. Пав­ли­ний глаз встре­ча­ет­ся на полях, лугах, близ рек и во­до­е­мов. Из­ред­ка они за­ле­та­ют в овра­ги и пу­сты­ри. Взрос­лые особи любят цве­точ­ный нек­тар и дре­вес­ный сок.

4. Крас­ная книга по­пол­ни­лась яркой ба­боч­кой се­мей­ства ним­фа­лид кра­пив­ни­цей. Кры­лья ба­бо­чек свер­ху кир­пич­но-крас­ные с тем­ны­ми пят­на­ми. По краям они от­де­ле­ны кай­мой из го­лу­бых кра­пи­нок. Гу­се­ни­цы пи­та­ют­ся раз­лич­ны­ми ви­да­ми кра­пи­вы, хме­лем, ко­ноп­лей. Ба­боч­ки пред­по­чи­та­ют пить за­бро­див­ший бе­ре­зо­вый сок, от этого не­ред­ко хме­ле­ют. По­это­му к кра­пив­ни­цам легко по­до­брать­ся и рас­смот­реть. Ин­те­рес­но, что этот вид спо­со­бен раз­ли­чать крас­ный цвет. Су­ще­ству­ет по­ве­рье, что, если кра­пив­ни­ца за­ле­та­ет в по­ме­ще­ние, будет дождь и гроза.

5. Го­лу­бян­ка ал­тай­ская от­но­сит­ся к днев­ным ба­боч­кам. Кры­лья и тель­це на­се­ко­мо­го от­ли­ча­ют­ся нежно-го­лу­бым окра­сом с вкрап­ле­ни­я­ми. По краям кры­лья очер­че­ны белой кай­мой. Се­лят­ся ба­боч­ки на ска­ли­стой мест­но­сти, скло­нах, гор­ных лугах. Гу­се­ни­цы пи­та­ют­ся остро­ло­доч­ни­ком. Ин­те­ре­сен про­ме­жу­ток вре­ме­ни пре­вра­ще­ния гу­се­ни­цы го­лу­бян­ки во взрос­лую особь. Ку­кол­ки и гу­се­ни­цы по­ко­ят­ся вб­ли­зи му­ра­вей­ни­ков. Когда при­хо­дит время, они по­сы­ла­ют хи­ми­че­ские сиг­на­лы, ко­то­рые поз­во­ля­ют кон­тро­ли­ро­вать по­ве­де­ние му­ра­вьев. Затем гу­се­ни­цы с цвет­ка спус­ка­ют­ся на землю и под­жи­да­ют му­ра­вьев, ко­то­рые от­но­сят их в му­ра­вей­ник. Там они спо­кой­но по­еда­ют ли­чин­ки и, пре­вра­ща­ясь в ба­бо­чек, уле­та­ют на волю.

6. Браж­ник сле­пой от­но­сит­ся к ноч­ным ба­боч­кам. От­лич­ная мас­ки­ров­ка и тем­ное время суток сни­жа­ют шансы хоть раз уви­деть это на­се­ко­мое. Браж­ник сле­пой — круп­ные ба­боч­ки с раз­ма­хом кры­льев 55 − 70 мм. Верх­ние кры­лыш­ки окра­ше­ны в свет­ло-кре­мо­вый от­те­нок с ко­рич­не­вы­ми раз­во­да­ми, а ниж­ние имеют нежно-ро­зо­вый окрас. Браж­ни­ки оби­та­ют в лист­вен­ных лесах, возле рек. Любят пря­тать­ся в иво­вых за­рос­лях. Гу­се­ни­цы кор­мят­ся на бе­ре­зах, оси­нах, то­по­лях. Взрос­лые особи пьют нек­тар. В Крас­ную книгу Ка­зах­ста­на за­не­се­ны и дру­гие виды браж­ни­ков.

7. Ба­боч­ки Ка­зах­ста­на, за­не­сен­ные в Крас­ную книгу, ис­че­за­ют по раз­ным при­чи­нам. Но глав­ный фак­тор — это че­ло­ве­че­ское вме­ша­тель­ство в при­ро­ду. На­де­ем­ся, что эти виды еще по­ра­ду­ют своим по­яв­ле­ни­ем сле­ду­ю­щие по­ко­ле­ния.

Oтвет на во­прос «Какая ба­боч­ка от при­кос­но­ве­ния может по­ле­теть вниз, как ли­сто­чек?» со­дер­жит­ся в аб­за­це

1) 5
2) 2
3) 3
4) 1
5.  
i

1. Мир на­се­ко­мых богат и раз­но­об­ра­зен. В Крас­ную книгу Ка­зах­ста­на за­не­се­ны мно­гие виды ба­бо­чек. Рас­смот­рим наи­бо­лее ярких пред­ста­ви­те­лей.

2. Ба­боч­ка ли­мон­ни­ца по­лу­чи­ла на­зва­ние кру­шин­ни­ца, так как гу­се­ни­цы живут на кру­ши­не. Вид ли­мон­ни­цы от­но­сит­ся к се­мей­ству бе­ля­нок — днев­ных ба­бо­чек. Самцы ли­мон­ни­цы от­ли­ча­ют­ся ярко-жел­тым окра­сом кры­льев, а самки — блед­но-зе­ле­ным. В цен­тре каж­до­го крыла есть крас­ная точка. Оби­та­ют взрос­лые особи в хвой­ных лесах и про­се­ках, лугах, садах и пар­ках. Ин­те­рес­но, что окрас ба­боч­ки от­лич­но по­мо­га­ет мас­ки­ро­вать­ся. Блед­ную рас­цвет­ку ба­боч­ки легко спу­тать с рас­те­ни­ем, а если на­се­ко­мое по­тре­во­жить, оно сло­жит кры­лья и по­ле­тит вниз, как ли­сто­чек.

3. Ба­боч­ка пав­ли­ний глаз из се­мей­ства ним­фа­лид оли­це­тво­ря­ет кра­со­ту и гра­цию. На­зва­ние этой ба­боч­ки про­изо­шло бла­го­да­ря не­обыч­ной мас­ки­ров­ке на­се­ко­мо­го. Спе­ци­фи­че­ские пятна на кры­льях по­хо­жи на окрас хво­ста пав­ли­на. Ла­тин­ское на­зва­ние про­ис­хо­дит из древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии — от имен царя Инаха и его до­че­ри Ио. Самки ба­боч­ки круп­нее сам­цов. Ос­нов­ной цвет кры­льев — крас­но-бурый, а снизу рас­по­ло­же­ны го­лу­бые глаз­ки. Пав­ли­ний глаз встре­ча­ет­ся на полях, лугах, близ рек и во­до­е­мов. Из­ред­ка они за­ле­та­ют в овра­ги и пу­сты­ри. Взрос­лые особи любят цве­точ­ный нек­тар и дре­вес­ный сок.

4. Крас­ная книга по­пол­ни­лась яркой ба­боч­кой се­мей­ства ним­фа­лид кра­пив­ни­цей. Кры­лья ба­бо­чек свер­ху кир­пич­но-крас­ные с тем­ны­ми пят­на­ми. По краям они от­де­ле­ны кай­мой из го­лу­бых кра­пи­нок. Гу­се­ни­цы пи­та­ют­ся раз­лич­ны­ми ви­да­ми кра­пи­вы, хме­лем, ко­ноп­лей. Ба­боч­ки пред­по­чи­та­ют пить за­бро­див­ший бе­ре­зо­вый сок, от этого не­ред­ко хме­ле­ют. По­это­му к кра­пив­ни­цам легко по­до­брать­ся и рас­смот­реть. Ин­те­рес­но, что этот вид спо­со­бен раз­ли­чать крас­ный цвет. Су­ще­ству­ет по­ве­рье, что, если кра­пив­ни­ца за­ле­та­ет в по­ме­ще­ние, будет дождь и гроза.

5. Го­лу­бян­ка ал­тай­ская от­но­сит­ся к днев­ным ба­боч­кам. Кры­лья и тель­це на­се­ко­мо­го от­ли­ча­ют­ся нежно-го­лу­бым окра­сом с вкрап­ле­ни­я­ми. По краям кры­лья очер­че­ны белой кай­мой. Се­лят­ся ба­боч­ки на ска­ли­стой мест­но­сти, скло­нах, гор­ных лугах. Гу­се­ни­цы пи­та­ют­ся остро­ло­доч­ни­ком. Ин­те­ре­сен про­ме­жу­ток вре­ме­ни пре­вра­ще­ния гу­се­ни­цы го­лу­бян­ки во взрос­лую особь. Ку­кол­ки и гу­се­ни­цы по­ко­ят­ся вб­ли­зи му­ра­вей­ни­ков. Когда при­хо­дит время, они по­сы­ла­ют хи­ми­че­ские сиг­на­лы, ко­то­рые поз­во­ля­ют кон­тро­ли­ро­вать по­ве­де­ние му­ра­вьев. Затем гу­се­ни­цы с цвет­ка спус­ка­ют­ся на землю и под­жи­да­ют му­ра­вьев, ко­то­рые от­но­сят их в му­ра­вей­ник. Там они спо­кой­но по­еда­ют ли­чин­ки и, пре­вра­ща­ясь в ба­бо­чек, уле­та­ют на волю.

6. Браж­ник сле­пой от­но­сит­ся к ноч­ным ба­боч­кам. От­лич­ная мас­ки­ров­ка и тем­ное время суток сни­жа­ют шансы хоть раз уви­деть это на­се­ко­мое. Браж­ник сле­пой — круп­ные ба­боч­ки с раз­ма­хом кры­льев 55 − 70 мм. Верх­ние кры­лыш­ки окра­ше­ны в свет­ло-кре­мо­вый от­те­нок с ко­рич­не­вы­ми раз­во­да­ми, а ниж­ние имеют нежно-ро­зо­вый окрас. Браж­ни­ки оби­та­ют в лист­вен­ных лесах, возле рек. Любят пря­тать­ся в иво­вых за­рос­лях. Гу­се­ни­цы кор­мят­ся на бе­ре­зах, оси­нах, то­по­лях. Взрос­лые особи пьют нек­тар. В Крас­ную книгу Ка­зах­ста­на за­не­се­ны и дру­гие виды браж­ни­ков.

7. Ба­боч­ки Ка­зах­ста­на, за­не­сен­ные в Крас­ную книгу, ис­че­за­ют по раз­ным при­чи­нам. Но глав­ный фак­тор — это че­ло­ве­че­ское вме­ша­тель­ство в при­ро­ду. На­де­ем­ся, что эти виды еще по­ра­ду­ют своим по­яв­ле­ни­ем сле­ду­ю­щие по­ко­ле­ния.

«Окрас тела, ко­неч­но­стей и уси­ков у ба­боч­ки чер­ный, а кры­лья имеют крас­но-ко­рич­не­вый от­те­нок. На их пе­ред­ней части есть тем­ные пятна. Ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью яв­ля­ет­ся то, что у ба­боч­ки по внеш­не­му краю кры­льев по чер­но­му фону рас­по­ло­жен ри­су­нок их го­лу­бых пят­ны­шек» — дан­ное опи­са­ние со­от­вет­ству­ет опи­са­нию.

1) кра­пив­ни­цы
2) го­лу­бян­ки ал­тай­ской
3) пав­ли­нье­го глаза
4) ли­мон­ни­цы
6.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Утвер­жде­ние про­ти­во­ре­чит тек­сту

1) Обы­чай го­сте­при­им­ства утра­чен в наши дни.
2) Сы­но­вья по­бла­го­да­ри­ли отца за дар.
3) Три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу.
4) Гостю все­гда рады.
7.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Вер­ное утвер­жде­ние

1) Наказ отца — раз­де­лить скот на три части.
2) Го­стям не рады в жи­ли­ще ка­за­ха.
3) В жи­ли­ще ка­за­ха нет места гостю.
4) В жи­ли­ще ка­за­ха все­гда при­го­тов­лен «қонақ асы».
8.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Вы­ра­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее со­дер­жа­ние тек­ста

1) Гость не­дол­го го­стит, да много видит.
2) Гость — три дня гость.
3) В доб­ром доме гостю все­гда рады.
4) Хорош гость, если он не за­жи­ва­ет­ся.
9.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Чет­вер­тая часть на­след­ства не пред­на­зна­че­на тому, кто

1) явит­ся со злым умыс­лом
2) явит­ся по нужде
3) явит­ся по же­ла­нию
4) нуж­да­ет­ся в крове
10.  
i

Где ис­то­ки зна­ме­ни­то­го ка­зах­ско­го го­сте­при­им­ства? Рас­ска­зы­ва­ют, что дав­ным-давно жил ста­рец, ко­то­рый при­ру­чил диких вер­блю­дов, ло­ша­дей, коров, овец и стал пер­вым ско­то­во­дом в ка­зах­ских сте­пях. Было у него три сына — вер­ные и на­деж­ные по­мощ­ни­ки отцу в любом деле. Когда при­шло время ему уми­рать, при­звал он к себе сы­но­вей и ска­зал:

— Остав­ляю вам все, что нажил своим тру­дом и умом. Раз­де­ли­те скот на че­ты­ре рав­ные части, возь­ми­те каж­дый по стаду и про­дол­жай­те с успе­хом дело отца. Жи­ви­те друж­но и учите добру свое потом­ство.

По­кло­ни­лись ему сы­но­вья, по­бла­го­да­ри­ли за дар, но пре­жде чем выйти из юрты, об­ра­ти­лись с во­про­сом:

— Не ослы­ша­лись ли мы, ро­ди­тель наш, и верно ли по­ня­ли твой наказ? Нас трое, а ты рас­по­ря­дил­ся раз­де­лить скот на че­ты­ре части. Кому ты остав­ля­ешь чет­вер­тую часть?

— Чет­вер­тую часть я остав­ляю на­ше­му гостю. Пусть вся­кий, кто нуж­да­ет­ся в пище и крове, кто по же­ла­нию или по нужде явит­ся в наше жи­ли­ще, най­дет у вас приют, ласку и обиль­ное уго­ще­ние. И если гость ваш из скром­но­сти ста­нет от­ка­зы­вать­ся от пищи и от питья, ска­жи­те ему, что ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем со­сто­я­нии есть и его доля. Ми­но­ва­ли века, и мно­гое пе­ре­ме­ни­лось с тех пор. Но во все вре­ме­на, годы и дни кре­пок степ­ной обы­чай го­сте­при­им­ства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жи­ли­ще ка­за­ха, каж­до­го ждут при­вет и почет, мир­ный отдых и щед­рое хле­бо­соль­ство и «қонақ асы» (пища гостя).

Ос­нов­ная идея тек­ста вы­ра­же­на в пред­ло­же­нии

1) Ис­то­рия раз­де­ла на­след­ства.
2) Сы­но­вья долж­ны вы­пол­нять волю отца.
3) Жить надо друж­но.
4) Го­сте­при­им­ство — ос­нов­ная черта ка­зах­ско­го мен­та­ли­те­та.