Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 1249
1.  
i

Пре­мье­ра «Виш­не­во­го сада» со­сто­ит­ся осе­нью в Мос­ков­ском Гу­берн­ском те­ат­ре, а пока ор­га­ни­за­то­ры пред­ста­ви­ли эскиз спек­так­ля и место для спе­ци­аль­но­го по­ка­за вы­бра­ли более чем сим­во­лич­ное.

B рам­ках Лет­не­го фе­сти­ва­ля гу­берн­ских те­ат­ров герои Че­хо­ва «ожили» в при­род­ных де­ко­ра­ци­ях — в Лю­би­мов­ке, усадь­бе Ста­ни­слав­ско­го.

Для пуб­ли­ки под от­кры­тым небом ор­га­ни­зо­ва­ны два зри­тель­ных зала. Один — перед домом, в ко­то­ром Чехов и писал пьесу. С на­ча­лом дей­ствия дом ожи­ва­ет: две ко­ляс­ки при­вез­ли Ра­нев­скую с до­мо­чад­ца­ми, окна за­жи­га­ют­ся тёплым све­том, на ве­ран­де и в ком­на­тах вто­ро­го этажа на­чи­на­ют­ся дви­же­ние и раз­го­во­ры.

Дру­гой зри­тель­ный зал устро­и­ли прямо перед виш­не­вым садом. (1) лето, де­рев­ца в нём усы­па­ны неж­ны­ми бе­лы­ми цве­та­ми — ра­бо­та те­ат­раль­ных бу­та­фо­ров. И когда Ра­нев­ская гу­ля­ет среди де­ре­вьев, это вы­гля­дит очень кра­си­во.

Эскиз спек­так­ля на­зван кве­стом: пуб­ли­ке при­хо­дит­ся бро­дить по име­нию. Со­про­вож­да­е­мые слу­гой Фир­сом зри­те­ли раз­гля­ды­ва­ют таб­лич­ки с име­на­ми зна­ме­ни­то­стей, не­ко­гда са­жав­ших здесь виш­не­вые де­рев­ца, слу­ша­ют му­зы­ку в ис­пол­не­нии ор­кест­ра, пьют кофе с пи­рож­ны­ми и иг­ра­ют в рус­ский би­льярд. Впро­чем, суть вовсе не в мод­ной ин­тер­ак­тив­но­сти и оча­ро­ва­нии при­род­ных де­ко­ра­ций, а в той драме, ко­то­рая воз­ник­ла в на­брос­ке спек­так­ля. Ис­то­рия о по­те­ре виш­не­во­го сада стала ис­то­ри­ей мно­го­лет­ней и без­на­деж­ной любви Ло­па­хи­на к Ра­нев­ской.

Oсенью ре­жис­сер со­би­ра­ет­ся пред­ста­вить уже пол­но­цен­ную пре­мье­ру «Виш­не­во­го сада» в Мос­ков­ском Гу­берн­ском те­ат­ре. Ко­неч­но же, это снова будет спек­такль о любви, ко­то­рую Ло­па­хи­ну надо вы­кор­че­вать из сво­е­го серд­ца, как виш­не­вый сад, чтобы жить даль­ше. А в Лю­би­мов­ке всё за­кон­чи­лось вовсе не вы­руб­кой сада, а на­о­бо­рот, по­сад­кой двух новых де­ре­вьев и тор­же­ствен­ным са­лю­том в честь фе­сти­ва­ля, ко­то­рый толь­ко ро­дил­ся и на­де­ет­ся на дол­гую и счаст­ли­вую жизнь.

Це­ле­вую ауди­то­рию по­мо­га­ют опре­де­лить слова

1) би­льярд, салют, ор­кестр, кофе с пи­рож­ны­ми
2) бу­та­фо­ры, слуга, по­те­ря, счаст­ли­вая жизнь
3) виш­не­вый сад, по­сад­ка де­ре­вьев, дол­гая жизнь
4) драма, ис­то­рия, лю­бовь, при­род­ные де­ко­ра­ции
2.  
i

Пре­мье­ра «Виш­не­во­го сада» со­сто­ит­ся осе­нью в Мос­ков­ском Гу­берн­ском те­ат­ре, а пока ор­га­ни­за­то­ры пред­ста­ви­ли эскиз спек­так­ля и место для спе­ци­аль­но­го по­ка­за вы­бра­ли более чем сим­во­лич­ное.

B рам­ках Лет­не­го фе­сти­ва­ля гу­берн­ских те­ат­ров герои Че­хо­ва «ожили» в при­род­ных де­ко­ра­ци­ях — в Лю­би­мов­ке, усадь­бе Ста­ни­слав­ско­го.

Для пуб­ли­ки под от­кры­тым небом ор­га­ни­зо­ва­ны два зри­тель­ных зала. Один — перед домом, в ко­то­ром Чехов и писал пьесу. С на­ча­лом дей­ствия дом ожи­ва­ет: две ко­ляс­ки при­вез­ли Ра­нев­скую с до­мо­чад­ца­ми, окна за­жи­га­ют­ся тёплым све­том, на ве­ран­де и в ком­на­тах вто­ро­го этажа на­чи­на­ют­ся дви­же­ние и раз­го­во­ры.

Дру­гой зри­тель­ный зал устро­и­ли прямо перед виш­не­вым садом. (1) лето, де­рев­ца в нём усы­па­ны неж­ны­ми бе­лы­ми цве­та­ми — ра­бо­та те­ат­раль­ных бу­та­фо­ров. И когда Ра­нев­ская гу­ля­ет среди де­ре­вьев, это вы­гля­дит очень кра­си­во.

Эскиз спек­так­ля на­зван кве­стом: пуб­ли­ке при­хо­дит­ся бро­дить по име­нию. Со­про­вож­да­е­мые слу­гой Фир­сом зри­те­ли раз­гля­ды­ва­ют таб­лич­ки с име­на­ми зна­ме­ни­то­стей, не­ко­гда са­жав­ших здесь виш­не­вые де­рев­ца, слу­ша­ют му­зы­ку в ис­пол­не­нии ор­кест­ра, пьют кофе с пи­рож­ны­ми и иг­ра­ют в рус­ский би­льярд. Впро­чем, суть вовсе не в мод­ной ин­тер­ак­тив­но­сти и оча­ро­ва­нии при­род­ных де­ко­ра­ций, а в той драме, ко­то­рая воз­ник­ла в на­брос­ке спек­так­ля. Ис­то­рия о по­те­ре виш­не­во­го сада стала ис­то­ри­ей мно­го­лет­ней и без­на­деж­ной любви Ло­па­хи­на к Ра­нев­ской.

Oсенью ре­жис­сер со­би­ра­ет­ся пред­ста­вить уже пол­но­цен­ную пре­мье­ру «Виш­не­во­го сада» в Мос­ков­ском Гу­берн­ском те­ат­ре. Ко­неч­но же, это снова будет спек­такль о любви, ко­то­рую Ло­па­хи­ну надо вы­кор­че­вать из сво­е­го серд­ца, как виш­не­вый сад, чтобы жить даль­ше. А в Лю­би­мов­ке всё за­кон­чи­лось вовсе не вы­руб­кой сада, а на­о­бо­рот, по­сад­кой двух новых де­ре­вьев и тор­же­ствен­ным са­лю­том в честь фе­сти­ва­ля, ко­то­рый толь­ко ро­дил­ся и на­де­ет­ся на дол­гую и счаст­ли­вую жизнь.

Tексту со­от­вет­ству­ет на­зва­ние

1) Ис­то­рия по­те­ри виш­не­во­го сада
2) Спек­такль о без­на­деж­ной любви
3) Новое слово в те­ат­раль­ном ис­кус­стве
4) От­кры­тие фе­сти­ва­ля
3.  
i

Воз­ник­но­ве­ние ков­ро­тка­че­ства идет из глу­би­ны веков, с тех вре­мен, когда че­ло­век на­учил­ся вы­ра­ба­ты­вать пряжу и ткани из во­лок­ни­стых ма­те­ри­а­лов. Вор­со­вые и без­вор­со­вые ковры, ков­ро­вые из­де­лия были са­мы­ми не­об­хо­ди­мы­ми эле­мен­та­ми пе­ре­нос­но­го жи­ли­ща и быта ско­то­вод­че­ских на­ро­дов. Ков­ра­ми, из­лу­ча­ю­щи­ми мяг­кий свет, утеп­ля­ли и укра­ша­ли стены и полы, по­кры­ва­ли по­сте­ли, сун­ду­ки, ков­ро­вы­ми лен­та­ми скреп­ля­ли кар­кас­ные де­та­ли жи­ли­ща. Ков­ро­вые тех­ни­ки при­ме­ня­лись при из­го­тов­ле­нии до­маш­ней утва­ри: раз­но­об­раз­ных на­стен­ных сумок, меш­ков, фу­тля­ров; пред­ме­тов упря­жи. На ков­рах не толь­ко си­де­ли, но и спали.

2. О древ­но­сти куль­ту­ры ков­ро­тка­че­ства сви­де­тель­ству­ют па­мят­ни­ки глу­бо­кой ста­ри­ны — ковры, хра­ня­щи­е­ся в кол­лек­ци­ях и ху­до­же­ствен­ных фон­дах му­зеев, а также за­пи­си ис­то­ри­ков и гео­гра­фов. Со­хра­ни­лись ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки: со­чи­не­ния Ге­род­о­та и Ксе­но­фон­та I тыс. лет до н. э., в ко­то­рых ука­зы­ва­ет­ся на про­из­вод­ство ков­ров в Ва­ви­ло­не, Ас­си­рии, Ахе­ме­нид­ском Иране, на Кав­ка­зе и про­да­жу ков­ро­вых из­де­лий в Егип­те, Риме, Ви­зан­тии, Ски­фии. В ки­тай­ской, арабо-пер­сид­ской ли­те­ра­ту­ре упо­ми­на­ют­ся ковры на­ро­дов Сред­ней Азии, Хо­рас­а­на, Се­вер­но­го Аф­га­ни­ста­на. Самый ста­рин­ный вор­со­вой ковер, из­го­тов­лен­ный в V в. до н. э. и до­шед­ший до нас, был най­ден в 1949 году ар­хео­ло­гом Сер­ге­ем Ива­но­ви­чем Ру­ден­ко при рас­коп­ках пя­то­го Па­зы­рык­ско­го кур­га­на на вы­со­ко­гор­ном Алтае. Не­смот­ря на то, что ковер про­ле­жал около 2500 лет во льдах, он ока­зал­ся почти не­по­вре­жден­ным и хра­нит­ся те­перь в Эр­ми­та­же.

3. У раз­ных на­ро­дов были раз­ные тра­ди­ции из­го­тов­ле­ния ков­ров. Ка­зах­ские ма­сте­ри­цы из­го­тов­ля­ли тка­ные ковры и ков­ро­вые из­де­лия из ове­чьей и вер­блю­жьей шер­сти на вер­ти­каль­ных и го­ри­зон­таль­ных стан­ках — «армек». Де­во­чек с ран­не­го воз­рас­та при­вле­ка­ли сна­ча­ла к под­го­тов­ке ма­те­ри­а­лов для тка­че­ства, а затем по­сте­пен­но учили тех­ни­че­ским и ху­до­же­ствен­ным при­е­мам со­зда­ния и ор­на­мен­та­ции ков­ро­вых тка­ней. Ма­те­ри­а­лом для тка­че­ства ков­ров слу­жи­ла ове­чья гру­бая шерсть ве­сен­ней стриж­ки, ко­то­рая, в от­ли­чие от осен­ней шер­сти, хо­ро­шо пря­лась. Луч­шим сор­том счи­та­лась шерсть, сня­тая с боков, брюха, ло­па­ток и пу­ши­стых ча­стей спи­нок овцы. Пре­жде чем при­сту­пить к при­го­тов­ле­нию пряжи, шерсть тща­тель­но про­мы­ва­ли, пре­иму­ще­ствен­но в про­точ­ной воде, затем ки­пя­ти­ли и су­ши­ли. После этого шерсть рас­че­сы­ва­ли и де­ли­ли на три части: самая длин­ная шла на при­го­тов­ле­ние пряжи для ос­но­вы, более ко­рот­кая, но мяг­кая и луч­шая по ка­че­ству — на ут­ко­вую (узор­ную) нить, а оче­ски упо­треб­ля­лись для из­го­тов­ле­ния дру­гих шер­стя­ных из­де­лий.

4. Го­то­вые клуб­ки нитей, пред­на­зна­чен­ных для узо­ров, окра­ши­ва­ли в нуж­ные цвета. Шер­стя­ную пряжу вит­ка­ми клали в го­то­вый цвет­ной рас­твор и ки­пя­ти­ли около часа, бес­пре­рыв­но по­ме­ши­вая. Для проч­но­сти окрас­ки в рас­твор до­бав­ля­ли квас­цы. Очень часто ис­кус­ство из­го­тов­ле­ния ков­ров ста­но­ви­лось про­фес­си­ей, ис­точ­ни­ком су­ще­ство­ва­ния.

5. Тра­ди­ции пред­ков и ныне ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в со­вре­мен­ном быту ка­за­хов, осо­бен­но у сель­ских жи­те­лей, и ковер, как и в древ­но­сти, яв­ля­ет­ся важ­ным пред­ме­том до­маш­не­го оби­хо­да. Он по-преж­не­му слу­жит и укра­ше­ни­ем жи­ли­ща, и бы­то­вым пред­ме­том.

По­след­ний абзац яв­ля­ет­ся

1) те­зи­сом, к ко­то­ро­му пред­став­ле­ны ар­гу­мен­ты
2) до­ка­за­тель­ством ко вто­ро­му аб­за­цу
3) опро­вер­же­ни­ем ска­зан­но­го
4) обоб­ще­ни­ем ска­зан­но­го
4.  
i

Воз­ник­но­ве­ние ков­ро­тка­че­ства идет из глу­би­ны веков, с тех вре­мен, когда че­ло­век на­учил­ся вы­ра­ба­ты­вать пряжу и ткани из во­лок­ни­стых ма­те­ри­а­лов. Вор­со­вые и без­вор­со­вые ковры, ков­ро­вые из­де­лия были са­мы­ми не­об­хо­ди­мы­ми эле­мен­та­ми пе­ре­нос­но­го жи­ли­ща и быта ско­то­вод­че­ских на­ро­дов. Ков­ра­ми, из­лу­ча­ю­щи­ми мяг­кий свет, утеп­ля­ли и укра­ша­ли стены и полы, по­кры­ва­ли по­сте­ли, сун­ду­ки, ков­ро­вы­ми лен­та­ми скреп­ля­ли кар­кас­ные де­та­ли жи­ли­ща. Ков­ро­вые тех­ни­ки при­ме­ня­лись при из­го­тов­ле­нии до­маш­ней утва­ри: раз­но­об­раз­ных на­стен­ных сумок, меш­ков, фу­тля­ров; пред­ме­тов упря­жи. На ков­рах не толь­ко си­де­ли, но и спали.

2. О древ­но­сти куль­ту­ры ков­ро­тка­че­ства сви­де­тель­ству­ют па­мят­ни­ки глу­бо­кой ста­ри­ны — ковры, хра­ня­щи­е­ся в кол­лек­ци­ях и ху­до­же­ствен­ных фон­дах му­зеев, а также за­пи­си ис­то­ри­ков и гео­гра­фов. Со­хра­ни­лись ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки: со­чи­не­ния Ге­род­о­та и Ксе­но­фон­та I тыс. лет до н. э., в ко­то­рых ука­зы­ва­ет­ся на про­из­вод­ство ков­ров в Ва­ви­ло­не, Ас­си­рии, Ахе­ме­нид­ском Иране, на Кав­ка­зе и про­да­жу ков­ро­вых из­де­лий в Егип­те, Риме, Ви­зан­тии, Ски­фии. В ки­тай­ской, арабо-пер­сид­ской ли­те­ра­ту­ре упо­ми­на­ют­ся ковры на­ро­дов Сред­ней Азии, Хо­рас­а­на, Се­вер­но­го Аф­га­ни­ста­на. Самый ста­рин­ный вор­со­вой ковер, из­го­тов­лен­ный в V в. до н. э. и до­шед­ший до нас, был най­ден в 1949 году ар­хео­ло­гом Сер­ге­ем Ива­но­ви­чем Ру­ден­ко при рас­коп­ках пя­то­го Па­зы­рык­ско­го кур­га­на на вы­со­ко­гор­ном Алтае. Не­смот­ря на то, что ковер про­ле­жал около 2500 лет во льдах, он ока­зал­ся почти не­по­вре­жден­ным и хра­нит­ся те­перь в Эр­ми­та­же.

3. У раз­ных на­ро­дов были раз­ные тра­ди­ции из­го­тов­ле­ния ков­ров. Ка­зах­ские ма­сте­ри­цы из­го­тов­ля­ли тка­ные ковры и ков­ро­вые из­де­лия из ове­чьей и вер­блю­жьей шер­сти на вер­ти­каль­ных и го­ри­зон­таль­ных стан­ках — «армек». Де­во­чек с ран­не­го воз­рас­та при­вле­ка­ли сна­ча­ла к под­го­тов­ке ма­те­ри­а­лов для тка­че­ства, а затем по­сте­пен­но учили тех­ни­че­ским и ху­до­же­ствен­ным при­е­мам со­зда­ния и ор­на­мен­та­ции ков­ро­вых тка­ней. Ма­те­ри­а­лом для тка­че­ства ков­ров слу­жи­ла ове­чья гру­бая шерсть ве­сен­ней стриж­ки, ко­то­рая, в от­ли­чие от осен­ней шер­сти, хо­ро­шо пря­лась. Луч­шим сор­том счи­та­лась шерсть, сня­тая с боков, брюха, ло­па­ток и пу­ши­стых ча­стей спи­нок овцы. Пре­жде чем при­сту­пить к при­го­тов­ле­нию пряжи, шерсть тща­тель­но про­мы­ва­ли, пре­иму­ще­ствен­но в про­точ­ной воде, затем ки­пя­ти­ли и су­ши­ли. После этого шерсть рас­че­сы­ва­ли и де­ли­ли на три части: самая длин­ная шла на при­го­тов­ле­ние пряжи для ос­но­вы, более ко­рот­кая, но мяг­кая и луч­шая по ка­че­ству — на ут­ко­вую (узор­ную) нить, а оче­ски упо­треб­ля­лись для из­го­тов­ле­ния дру­гих шер­стя­ных из­де­лий.

4. Го­то­вые клуб­ки нитей, пред­на­зна­чен­ных для узо­ров, окра­ши­ва­ли в нуж­ные цвета. Шер­стя­ную пряжу вит­ка­ми клали в го­то­вый цвет­ной рас­твор и ки­пя­ти­ли около часа, бес­пре­рыв­но по­ме­ши­вая. Для проч­но­сти окрас­ки в рас­твор до­бав­ля­ли квас­цы. Очень часто ис­кус­ство из­го­тов­ле­ния ков­ров ста­но­ви­лось про­фес­си­ей, ис­точ­ни­ком су­ще­ство­ва­ния.

5. Тра­ди­ции пред­ков и ныне ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в со­вре­мен­ном быту ка­за­хов, осо­бен­но у сель­ских жи­те­лей, и ковер, как и в древ­но­сти, яв­ля­ет­ся важ­ным пред­ме­том до­маш­не­го оби­хо­да. Он по-преж­не­му слу­жит и укра­ше­ни­ем жи­ли­ща, и бы­то­вым пред­ме­том.

Мик­ро­те­ма чет­вер­то­го аб­за­ца

1) яркие цвета ка­зах­ских ков­ров
2) осо­бен­но­сти ков­ро­вой шер­сти
3) обу­че­ние ков­ро­тка­че­ству
4) спо­соб окра­ши­ва­ния шер­сти
5.  
i

Воз­ник­но­ве­ние ков­ро­тка­че­ства идет из глу­би­ны веков, с тех вре­мен, когда че­ло­век на­учил­ся вы­ра­ба­ты­вать пряжу и ткани из во­лок­ни­стых ма­те­ри­а­лов. Вор­со­вые и без­вор­со­вые ковры, ков­ро­вые из­де­лия были са­мы­ми не­об­хо­ди­мы­ми эле­мен­та­ми пе­ре­нос­но­го жи­ли­ща и быта ско­то­вод­че­ских на­ро­дов. Ков­ра­ми, из­лу­ча­ю­щи­ми мяг­кий свет, утеп­ля­ли и укра­ша­ли стены и полы, по­кры­ва­ли по­сте­ли, сун­ду­ки, ков­ро­вы­ми лен­та­ми скреп­ля­ли кар­кас­ные де­та­ли жи­ли­ща. Ков­ро­вые тех­ни­ки при­ме­ня­лись при из­го­тов­ле­нии до­маш­ней утва­ри: раз­но­об­раз­ных на­стен­ных сумок, меш­ков, фу­тля­ров; пред­ме­тов упря­жи. На ков­рах не толь­ко си­де­ли, но и спали.

2. О древ­но­сти куль­ту­ры ков­ро­тка­че­ства сви­де­тель­ству­ют па­мят­ни­ки глу­бо­кой ста­ри­ны — ковры, хра­ня­щи­е­ся в кол­лек­ци­ях и ху­до­же­ствен­ных фон­дах му­зеев, а также за­пи­си ис­то­ри­ков и гео­гра­фов. Со­хра­ни­лись ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки: со­чи­не­ния Ге­род­о­та и Ксе­но­фон­та I тыс. лет до н. э., в ко­то­рых ука­зы­ва­ет­ся на про­из­вод­ство ков­ров в Ва­ви­ло­не, Ас­си­рии, Ахе­ме­нид­ском Иране, на Кав­ка­зе и про­да­жу ков­ро­вых из­де­лий в Егип­те, Риме, Ви­зан­тии, Ски­фии. В ки­тай­ской, арабо-пер­сид­ской ли­те­ра­ту­ре упо­ми­на­ют­ся ковры на­ро­дов Сред­ней Азии, Хо­рас­а­на, Се­вер­но­го Аф­га­ни­ста­на. Самый ста­рин­ный вор­со­вой ковер, из­го­тов­лен­ный в V в. до н. э. и до­шед­ший до нас, был най­ден в 1949 году ар­хео­ло­гом Сер­ге­ем Ива­но­ви­чем Ру­ден­ко при рас­коп­ках пя­то­го Па­зы­рык­ско­го кур­га­на на вы­со­ко­гор­ном Алтае. Не­смот­ря на то, что ковер про­ле­жал около 2500 лет во льдах, он ока­зал­ся почти не­по­вре­жден­ным и хра­нит­ся те­перь в Эр­ми­та­же.

3. У раз­ных на­ро­дов были раз­ные тра­ди­ции из­го­тов­ле­ния ков­ров. Ка­зах­ские ма­сте­ри­цы из­го­тов­ля­ли тка­ные ковры и ков­ро­вые из­де­лия из ове­чьей и вер­блю­жьей шер­сти на вер­ти­каль­ных и го­ри­зон­таль­ных стан­ках — «армек». Де­во­чек с ран­не­го воз­рас­та при­вле­ка­ли сна­ча­ла к под­го­тов­ке ма­те­ри­а­лов для тка­че­ства, а затем по­сте­пен­но учили тех­ни­че­ским и ху­до­же­ствен­ным при­е­мам со­зда­ния и ор­на­мен­та­ции ков­ро­вых тка­ней. Ма­те­ри­а­лом для тка­че­ства ков­ров слу­жи­ла ове­чья гру­бая шерсть ве­сен­ней стриж­ки, ко­то­рая, в от­ли­чие от осен­ней шер­сти, хо­ро­шо пря­лась. Луч­шим сор­том счи­та­лась шерсть, сня­тая с боков, брюха, ло­па­ток и пу­ши­стых ча­стей спи­нок овцы. Пре­жде чем при­сту­пить к при­го­тов­ле­нию пряжи, шерсть тща­тель­но про­мы­ва­ли, пре­иму­ще­ствен­но в про­точ­ной воде, затем ки­пя­ти­ли и су­ши­ли. После этого шерсть рас­че­сы­ва­ли и де­ли­ли на три части: самая длин­ная шла на при­го­тов­ле­ние пряжи для ос­но­вы, более ко­рот­кая, но мяг­кая и луч­шая по ка­че­ству — на ут­ко­вую (узор­ную) нить, а оче­ски упо­треб­ля­лись для из­го­тов­ле­ния дру­гих шер­стя­ных из­де­лий.

4. Го­то­вые клуб­ки нитей, пред­на­зна­чен­ных для узо­ров, окра­ши­ва­ли в нуж­ные цвета. Шер­стя­ную пряжу вит­ка­ми клали в го­то­вый цвет­ной рас­твор и ки­пя­ти­ли около часа, бес­пре­рыв­но по­ме­ши­вая. Для проч­но­сти окрас­ки в рас­твор до­бав­ля­ли квас­цы. Очень часто ис­кус­ство из­го­тов­ле­ния ков­ров ста­но­ви­лось про­фес­си­ей, ис­точ­ни­ком су­ще­ство­ва­ния.

5. Тра­ди­ции пред­ков и ныне ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в со­вре­мен­ном быту ка­за­хов, осо­бен­но у сель­ских жи­те­лей, и ковер, как и в древ­но­сти, яв­ля­ет­ся важ­ным пред­ме­том до­маш­не­го оби­хо­да. Он по-преж­не­му слу­жит и укра­ше­ни­ем жи­ли­ща, и бы­то­вым пред­ме­том.

Во­прос, на ко­то­рый нель­зя от­ве­тить, ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию тек­ста

1) Какие стра­ны про­из­во­ди­ли ковры в древ­но­сти?
2) На сколь­ко ча­стей де­ли­ли шерсть?
3) Что, кроме ков­ров, про­из­во­ди­ли с по­мо­щью ков­ро­вой тех­ни­ки?
4) Как звали че­ло­ве­ка, ко­то­рый изоб­рел ков­ро­вую тех­ни­ку?
6.  
i

Роль рас­те­ний в мире огром­на, фак­ти­че­ски имен­но они под­дер­жи­ва­ют жизнь на пла­не­те. Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным, а также яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том для мно­же­ства хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле. Не будь на нашей пла­не­те зелёной лист­вы, не было бы ни­че­го, по­то­му что не было бы кис­ло­ро­да. Че­ло­ве­ку кис­ло­род не­об­хо­дим для ды­ха­ния и, сле­до­ва­тель­но, жиз­не­де­я­тель­но­сти. Живое рас­те­ние «вды­ха­ет», вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ, а вы­де­ля­ет жи­ви­тель­ный кис­ло­род.

Зелёный цвет ли­стьям рас­те­ний дает со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл». Когда луч солн­ца па­да­ет на лист, хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного. Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом, по­это­му глазу лист пред­став­ля­ет­ся зе­ле­ным. Как толь­ко уро­вень хло­ро­фил­ла в ли­стьях на­чи­на­ет па­дать или уга­са­ет со­всем (осе­нью и ран­ней зимой), цвет ме­ня­ет­ся на жел­тый, крас­ный и ста­но­вит­ся ко­рич­не­вым, когда лист уми­ра­ет.

Бла­го­да­ря хло­ро­фил­лу в рас­ти­тель­ных клет­ках ведётся огром­ное про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых ор­га­низ­му че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, са­мо­му рас­те­нию. Эти ве­ще­ства — крах­мал, белок и сахар, из ко­то­рых, глав­ным об­ра­зом, и по­стро­е­но всё живое. Рас­ти­тель­ная фаб­ри­ка «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но, как толь­ко сол­неч­ный лучик ка­са­ет­ся по­верх­но­сти рас­те­ния. Ос­нов­ны­ми ви­да­ми «топ­ли­ва» для этой ра­бо­ты яв­ля­ют­ся вода и уг­ле­кис­ло­та, ко­то­рая все­гда в из­быт­ке на­хо­дит­ся в воз­ду­хе, ведь её вы­ды­ха­ют жи­вот­ные и люди.

Люди по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства бла­го­да­ря бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту всего в при­ро­де: они едят рас­ти­тель­ную и жи­вот­ную пищу, ко­то­рая бо­га­та ве­ще­ства­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми «зелёной фаб­ри­кой». Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пишу. На­при­мер, ко­ро­ва ест летом соч­ную траву, а зимой — сухое сено, даёт мо­ло­ко, ко­то­рое пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в раз­но­об­раз­ные по­лез­ные про­дук­ты: сме­та­ну, слив­ки, масло, тво­рог.

Осо­бен­но мо­лоч­ная еда по­лез­на под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам, ко­то­рые по­лу­ча­ют из него каль­ций и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ства для раз­ви­тия и роста.

Когда лист уми­ра­ет, он ме­ня­ет свой цвет на

1) ко­рич­не­вый
2) серый
3) белый
4) чер­ный
7.  
i

Роль рас­те­ний в мире огром­на, фак­ти­че­ски имен­но они под­дер­жи­ва­ют жизнь на пла­не­те. Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным, а также яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том для мно­же­ства хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле. Не будь на нашей пла­не­те зелёной лист­вы, не было бы ни­че­го, по­то­му что не было бы кис­ло­ро­да. Че­ло­ве­ку кис­ло­род не­об­хо­дим для ды­ха­ния и, сле­до­ва­тель­но, жиз­не­де­я­тель­но­сти. Живое рас­те­ние «вды­ха­ет», вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ, а вы­де­ля­ет жи­ви­тель­ный кис­ло­род.

Зелёный цвет ли­стьям рас­те­ний дает со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл». Когда луч солн­ца па­да­ет на лист, хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного. Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом, по­это­му глазу лист пред­став­ля­ет­ся зе­ле­ным. Как толь­ко уро­вень хло­ро­фил­ла в ли­стьях на­чи­на­ет па­дать или уга­са­ет со­всем (осе­нью и ран­ней зимой), цвет ме­ня­ет­ся на жел­тый, крас­ный и ста­но­вит­ся ко­рич­не­вым, когда лист уми­ра­ет.

Бла­го­да­ря хло­ро­фил­лу в рас­ти­тель­ных клет­ках ведётся огром­ное про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых ор­га­низ­му че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, са­мо­му рас­те­нию. Эти ве­ще­ства — крах­мал, белок и сахар, из ко­то­рых, глав­ным об­ра­зом, и по­стро­е­но всё живое. Рас­ти­тель­ная фаб­ри­ка «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но, как толь­ко сол­неч­ный лучик ка­са­ет­ся по­верх­но­сти рас­те­ния. Ос­нов­ны­ми ви­да­ми «топ­ли­ва» для этой ра­бо­ты яв­ля­ют­ся вода и уг­ле­кис­ло­та, ко­то­рая все­гда в из­быт­ке на­хо­дит­ся в воз­ду­хе, ведь её вы­ды­ха­ют жи­вот­ные и люди.

Люди по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства бла­го­да­ря бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту всего в при­ро­де: они едят рас­ти­тель­ную и жи­вот­ную пищу, ко­то­рая бо­га­та ве­ще­ства­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми «зелёной фаб­ри­кой». Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пишу. На­при­мер, ко­ро­ва ест летом соч­ную траву, а зимой — сухое сено, даёт мо­ло­ко, ко­то­рое пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в раз­но­об­раз­ные по­лез­ные про­дук­ты: сме­та­ну, слив­ки, масло, тво­рог.

Осо­бен­но мо­лоч­ная еда по­лез­на под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам, ко­то­рые по­лу­ча­ют из него каль­ций и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ства для раз­ви­тия и роста.

Со­глас­но тек­сту, глазу лист пред­став­ля­ет­ся зелёным, по­то­му что этот цвет

1) от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом
2) яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том
3) вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ
4) «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но
8.  
i

Роль рас­те­ний в мире огром­на, фак­ти­че­ски имен­но они под­дер­жи­ва­ют жизнь на пла­не­те. Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным, а также яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том для мно­же­ства хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле. Не будь на нашей пла­не­те зелёной лист­вы, не было бы ни­че­го, по­то­му что не было бы кис­ло­ро­да. Че­ло­ве­ку кис­ло­род не­об­хо­дим для ды­ха­ния и, сле­до­ва­тель­но, жиз­не­де­я­тель­но­сти. Живое рас­те­ние «вды­ха­ет», вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ, а вы­де­ля­ет жи­ви­тель­ный кис­ло­род.

Зелёный цвет ли­стьям рас­те­ний дает со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл». Когда луч солн­ца па­да­ет на лист, хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного. Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом, по­это­му глазу лист пред­став­ля­ет­ся зе­ле­ным. Как толь­ко уро­вень хло­ро­фил­ла в ли­стьях на­чи­на­ет па­дать или уга­са­ет со­всем (осе­нью и ран­ней зимой), цвет ме­ня­ет­ся на жел­тый, крас­ный и ста­но­вит­ся ко­рич­не­вым, когда лист уми­ра­ет.

Бла­го­да­ря хло­ро­фил­лу в рас­ти­тель­ных клет­ках ведётся огром­ное про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых ор­га­низ­му че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, са­мо­му рас­те­нию. Эти ве­ще­ства — крах­мал, белок и сахар, из ко­то­рых, глав­ным об­ра­зом, и по­стро­е­но всё живое. Рас­ти­тель­ная фаб­ри­ка «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но, как толь­ко сол­неч­ный лучик ка­са­ет­ся по­верх­но­сти рас­те­ния. Ос­нов­ны­ми ви­да­ми «топ­ли­ва» для этой ра­бо­ты яв­ля­ют­ся вода и уг­ле­кис­ло­та, ко­то­рая все­гда в из­быт­ке на­хо­дит­ся в воз­ду­хе, ведь её вы­ды­ха­ют жи­вот­ные и люди.

Люди по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства бла­го­да­ря бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту всего в при­ро­де: они едят рас­ти­тель­ную и жи­вот­ную пищу, ко­то­рая бо­га­та ве­ще­ства­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми «зелёной фаб­ри­кой». Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пишу. На­при­мер, ко­ро­ва ест летом соч­ную траву, а зимой — сухое сено, даёт мо­ло­ко, ко­то­рое пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в раз­но­об­раз­ные по­лез­ные про­дук­ты: сме­та­ну, слив­ки, масло, тво­рог.

Осо­бен­но мо­лоч­ная еда по­лез­на под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам, ко­то­рые по­лу­ча­ют из него каль­ций и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ства для раз­ви­тия и роста.

Со­глас­но тек­сту, рас­те­ния нужны, по­то­му что

1) Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным.
2) Люди не по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства.
3) Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лам.
4) Хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного.
9.  
i

Роль рас­те­ний в мире огром­на, фак­ти­че­ски имен­но они под­дер­жи­ва­ют жизнь на пла­не­те. Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным, а также яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том для мно­же­ства хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле. Не будь на нашей пла­не­те зелёной лист­вы, не было бы ни­че­го, по­то­му что не было бы кис­ло­ро­да. Че­ло­ве­ку кис­ло­род не­об­хо­дим для ды­ха­ния и, сле­до­ва­тель­но, жиз­не­де­я­тель­но­сти. Живое рас­те­ние «вды­ха­ет», вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ, а вы­де­ля­ет жи­ви­тель­ный кис­ло­род.

Зелёный цвет ли­стьям рас­те­ний дает со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл». Когда луч солн­ца па­да­ет на лист, хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного. Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом, по­это­му глазу лист пред­став­ля­ет­ся зе­ле­ным. Как толь­ко уро­вень хло­ро­фил­ла в ли­стьях на­чи­на­ет па­дать или уга­са­ет со­всем (осе­нью и ран­ней зимой), цвет ме­ня­ет­ся на жел­тый, крас­ный и ста­но­вит­ся ко­рич­не­вым, когда лист уми­ра­ет.

Бла­го­да­ря хло­ро­фил­лу в рас­ти­тель­ных клет­ках ведётся огром­ное про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых ор­га­низ­му че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, са­мо­му рас­те­нию. Эти ве­ще­ства — крах­мал, белок и сахар, из ко­то­рых, глав­ным об­ра­зом, и по­стро­е­но всё живое. Рас­ти­тель­ная фаб­ри­ка «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но, как толь­ко сол­неч­ный лучик ка­са­ет­ся по­верх­но­сти рас­те­ния. Ос­нов­ны­ми ви­да­ми «топ­ли­ва» для этой ра­бо­ты яв­ля­ют­ся вода и уг­ле­кис­ло­та, ко­то­рая все­гда в из­быт­ке на­хо­дит­ся в воз­ду­хе, ведь её вы­ды­ха­ют жи­вот­ные и люди.

Люди по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства бла­го­да­ря бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту всего в при­ро­де: они едят рас­ти­тель­ную и жи­вот­ную пищу, ко­то­рая бо­га­та ве­ще­ства­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми «зелёной фаб­ри­кой». Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пишу. На­при­мер, ко­ро­ва ест летом соч­ную траву, а зимой — сухое сено, даёт мо­ло­ко, ко­то­рое пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в раз­но­об­раз­ные по­лез­ные про­дук­ты: сме­та­ну, слив­ки, масло, тво­рог.

Осо­бен­но мо­лоч­ная еда по­лез­на под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам, ко­то­рые по­лу­ча­ют из него каль­ций и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ства для раз­ви­тия и роста.

Со­глас­но тек­сту, мо­лоч­ная еда осо­бен­но по­лез­на

1) мо­ло­дым людям
2) людям, ра­бо­та­ю­щим с жи­вот­ны­ми
3) по­жи­лым людям
4) под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам
10.  
i

Роль рас­те­ний в мире огром­на, фак­ти­че­ски имен­но они под­дер­жи­ва­ют жизнь на пла­не­те. Рас­те­ния — ис­точ­ник кис­ло­ро­да, ко­то­рый жиз­нен­но не­об­хо­дим людям и жи­вот­ным, а также яв­ля­ет­ся не­за­ме­ни­мым хи­ми­че­ским эле­мен­том для мно­же­ства хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле. Не будь на нашей пла­не­те зелёной лист­вы, не было бы ни­че­го, по­то­му что не было бы кис­ло­ро­да. Че­ло­ве­ку кис­ло­род не­об­хо­дим для ды­ха­ния и, сле­до­ва­тель­но, жиз­не­де­я­тель­но­сти. Живое рас­те­ние «вды­ха­ет», вби­ра­ет в себя уг­ле­кис­лый газ, а вы­де­ля­ет жи­ви­тель­ный кис­ло­род.

Зелёный цвет ли­стьям рас­те­ний дает со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл». Когда луч солн­ца па­да­ет на лист, хло­ро­филл по­гло­ща­ет все цвета сол­неч­но­го спек­тра, за ис­клю­че­ни­ем зелёного. Зелёный цвет от­ра­жа­ет­ся хло­ро­фил­лом, по­это­му глазу лист пред­став­ля­ет­ся зе­ле­ным. Как толь­ко уро­вень хло­ро­фил­ла в ли­стьях на­чи­на­ет па­дать или уга­са­ет со­всем (осе­нью и ран­ней зимой), цвет ме­ня­ет­ся на жел­тый, крас­ный и ста­но­вит­ся ко­рич­не­вым, когда лист уми­ра­ет.

Бла­го­да­ря хло­ро­фил­лу в рас­ти­тель­ных клет­ках ведётся огром­ное про­из­вод­ство раз­но­об­раз­ных пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых ор­га­низ­му че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, са­мо­му рас­те­нию. Эти ве­ще­ства — крах­мал, белок и сахар, из ко­то­рых, глав­ным об­ра­зом, и по­стро­е­но всё живое. Рас­ти­тель­ная фаб­ри­ка «ра­бо­та­ет» бес­пе­ре­бой­но, как толь­ко сол­неч­ный лучик ка­са­ет­ся по­верх­но­сти рас­те­ния. Ос­нов­ны­ми ви­да­ми «топ­ли­ва» для этой ра­бо­ты яв­ля­ют­ся вода и уг­ле­кис­ло­та, ко­то­рая все­гда в из­быт­ке на­хо­дит­ся в воз­ду­хе, ведь её вы­ды­ха­ют жи­вот­ные и люди.

Люди по­лу­ча­ют жи­ви­тель­ные ве­ще­ства бла­го­да­ря бес­ко­неч­но­му кру­го­во­ро­ту всего в при­ро­де: они едят рас­ти­тель­ную и жи­вот­ную пищу, ко­то­рая бо­га­та ве­ще­ства­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми «зелёной фаб­ри­кой». Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пишу. На­при­мер, ко­ро­ва ест летом соч­ную траву, а зимой — сухое сено, даёт мо­ло­ко, ко­то­рое пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в раз­но­об­раз­ные по­лез­ные про­дук­ты: сме­та­ну, слив­ки, масло, тво­рог.

Осо­бен­но мо­лоч­ная еда по­лез­на под­рас­та­ю­щим ма­лы­шам, ко­то­рые по­лу­ча­ют из него каль­ций и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ства для раз­ви­тия и роста.

По­сле­до­ва­тель­ность по тек­сту.

1.  Люди по­треб­ля­ют дикие рас­те­ния и про­дук­ты зем­ле­де­лия, едят жи­вот­ных, ко­то­рые сами по­гло­ща­ют рас­ти­тель­ную пищу.

2.  Рас­те­ние — ис­точ­ник жизни на Земле.

3.  Зелёный идет ли­стьям рас­те­ний даёт со­дер­жа­ще­е­ся в них в боль­шом ко­ли­че­стве ве­ще­ство под на­зва­ни­ем «хло­ро­филл».

1) 3, 1, 2
2) 3, 2, 1
3) 1, 2, 3
4) 2, 3, 1