Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Задания
i

1. Вой­лок — ма­те­ри­ал, ко­то­рый рас­про­стра­нен у мно­гих на­ро­дов. Это объ­яс­ня­ет­ся за­ме­ча­тель­ны­ми свой­ства­ми вой­ло­ка: он очень теп­лый, проч­ный и при этом — про­стой в про­из­вод­стве. Но при этой про­сто­те у каж­до­го на­ро­да есть свои осо­бен­но­сти в ра­бо­те с вой­ло­ком.

2. Но­си­те­ля­ми иран­ской тех­ни­ки из­го­тов­ле­ния вой­ло­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем вка­тан­но­го узора были на­ро­ды Сред­ней Азии, ко­то­рые и се­год­ня из­го­тав­ли­ва­ют вой­лоч­ные ковры (кошму) точно так же, как это де­ла­лось в древ­но­сти. Из­люб­лен­ны­ми цве­та­ми этой тех­ни­ки были белый, крас­ный и чер­ный, а ос­нов­ным ри­сун­ком — сти­ли­зо­ван­ный ба­ра­ний рог. При этом узор вы­кла­ды­ва­ли шер­стью на ци­нов­ке, ко­то­рую скру­чи­ва­ли, а затем при­сту­па­ли не­по­сред­ствен­но к ва­ля­нию кошмы.

3. Па­зы­рык­скую тех­ни­ку, по­лу­чив­шую свое на­зва­ние от зна­ме­ни­то­го вой­ло­ка-за­на­ве­са, най­ден­но­го в одном из Па­зы­рык­ских кур­га­нов на Гор­ном Алтае, ха­рак­те­ри­зу­ет тон­чай­шая юве­лир­ная ап­пли­ка­ция не­обык­но­вен­но ярких цве­тов. Ап­пли­ка­ция вой­ло­ком по вой­ло­ку и се­год­ня ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся для де­ко­ри­ро­ва­ния из­де­лий у мно­гих на­ро­дов.

4. Вме­сте с тем про­дол­жа­ет бы­то­вать, на­при­мер, в Бу­ря­тии тра­ди­ция из­го­тов­ле­ния од­но­цвет­ных вой­ло­ков, сплошь укра­шен­ных мел­кой стеж­кой су­хо­жиль­ны­ми ни­тя­ми.

5. Сла­вян­ские на­ро­ды вой­лок не из­го­тав­ли­ва­ли. Зато им был зна­ком так на­зы­ва­е­мый по­лу­вой­лок — тка­ные и потом под­ва­лян­ные ма­те­ри­а­лы. Клас­си­че­ским ре­зуль­та­том при­ме­не­ния этой тех­ни­ки яв­ля­ет­ся сукно, из ко­то­ро­го с дав­них вре­мен де­ла­ли верх­нюю одеж­ду. Ис­поль­зо­ва­ли вой­лок и для по­кры­тия го­ло­вы. Так, го­лов­ные уборы раз­лич­ных форм, из­го­тов­лен­ные из ове­чьей шер­сти, хо­ро­шо из­вест­ны мно­гим на­ро­дам По­вол­жья. Муж­ские шляпы ва­ля­ли до­маш­ним спо­со­бом на де­ре­вян­ной бол­ван­ке. На­при­мер, в Нов­го­ро­де в XIV веке про­из­вод­ство цель­но­ва­ля­ных вой­лоч­ных муж­ских шляп при­об­ре­ло ха­рак­тер ку­стар­но­го про­мыс­ла.

6. Ис­то­рия по­яв­ле­ния ва­ля­ной обуви в Рос­сии от­но­сит­ся к се­ре­ди­не XIX века. В то время ва­ля­ные са­по­ги счи­та­лись цен­ным при­об­ре­те­ни­ем для каж­дой семьи, на­де­ва­лись ис­клю­чи­тель­но в празд­ни­ки. С раз­ви­ти­ем про­мыс­ла на­зна­че­ние ва­ле­нок ме­ня­лось: из празд­нич­ной обуви ва­лен­ки пе­ре­шли в ка­те­го­рию по­все­днев­ной и ра­бо­чей.

7. На Кав­ка­зе и се­год­ня со­хра­ня­ют­ся прак­ти­че­ски все спо­со­бы из­го­тов­ле­ния и де­ко­ри­ро­ва­ния вой­ло­ков и вой­лоч­ных из­де­лий. Мо­за­ич­ный, когда из двух раз­ных по цвету по­лот­нищ вой­ло­ка, по­ло­жен­ных одно на дру­гое, по од­но­му ле­ка­лу вре­за­ет­ся узор, раз­но­цвет­ные эле­мен­ты ко­то­ро­го ме­ня­ют­ся ме­ста­ми и сши­ва­ют­ся в го­то­вое из­де­лие. Тех­ни­ка вка­ты­ва­ния пред­по­ла­га­ет вы­кла­ды­ва­ние шер­сти узо­ром уже в про­цес­се ва­ля­ния вой­ло­ка. Из­вест­но, что на Се­вер­ном Кав­ка­зе и в Да­ге­ста­не также были рас­про­стра­не­ны вой­лоч­ные са­по­ги. Наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ют сва­деб­ные са­пож­ки лак­ских жен­щин, укра­шен­ные узор­ной про­строч­кой и ап­пли­ка­ци­ей с зо­ло­тым ши­тьем.

8. На ру­бе­же XX-XXI вв. ма­сте­ра, про­дол­жая на­род­ные ________, со­зда­ют вой­лоч­ные из­де­лия, не толь­ко удо­вле­тво­ря­ю­щие ути­ли­тар­ным по­треб­но­стям, но и яв­ля­ю­щи­е­ся вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ны­ми об­раз­ца­ми со­вре­мен­но­го при­клад­но­го ис­кус­ства.

В седь­мом аб­за­це со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция о

1) ра­бо­те с вой­ло­ком в древ­но­сти
2) из­го­тов­ле­нии вой­лоч­ных из­де­лий у на­ро­дов Кав­ка­за
3) сва­деб­ных тра­ди­ци­ях на­ро­дов Кав­ка­за
4) ис­поль­зо­ва­нии раз­ных цве­тов при из­го­тов­ле­нии го­лов­ных убо­ров